реферат скачать
 

Государственное регулирование цен

самими хозяйствующими субъектами на основе баланса спроса и предложения.

Причем цены на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на

рынке, но не относящихся к естественным монополиям, также формируются

свободно и входят в данную сферу, хотя и контролируются антимонопольными

органами России. Вторая - сфера прямого государственного регулирования цен

и тарифов на продукцию естественных монополий и так называемые социально

значимые товары.

Периодически проводимые ГАК РФ проверки практики установления тарифов

из года в год показывают одно и то же: систематические нарушения порядка

формирования тарифов, свидетельствующие о несовершенстве самих нормативных

документов по ценообразованию. Эти документы позволяют наращивать

численность промышленно-производственного персонала при сокращении объемов

производства, предоставлять многочисленные льготы.

Разработаны они лишь в интересах производителей и не учитывают

экономические интересы и возможности потребителей. Такие тарифы

обеспечивают: получение необоснованно высокой по сравнению с другими

отраслями и регионами заработной платы; выплату дивидендов независимо от

того, как работало предприятие; страхование его работников; нецелевое

использование части средств, предназначенных на строительство жилья и

объектов соцкудьтбыта.

Например, на железнодорожном транспорте широко практикуются: взимание

дополнительной оплаты за невыполненные (недовыполненные) работы (услуги) по

сопровождению военизированной охраной МП С России вагонов и грузов;

завышение тарифов в пригородном пассажирском сообщении; навязывание

контрагентам при заключении договоров на перевозку грузов условий, не

относящихся к предмету договора; выделение железной дороге

продовольственных и промышленных товаров, различных материалов; требование

оплаты сверх тарифов за отгрузку экспортных грузов и т.д.

Многочисленные нарушения действующего порядка ценообразования и

несовершенство последнего показали проверки и в других отраслях

естественных монополий.

Речь идет о том, чтобы сам механизм регулирования цен на продукцию и

тарифов на услуги естественных монополий был максимально открытым, понятным

и "прозрачным", то есть каждый покупатель вправе знать, за что и сколько он

платит. При этом он должен быть уверен, что назначенная цена или тариф

являются разумными и справедливыми. Все сказанное в равной степени

относится к грузовым и пассажирским тарифам на услуги железнодорожного

транспорта, на электропередачу и на транспортировку газа.

Законом "О естественных монополиях" предусмотрено, что

государственными органами в числе методов регулирования деятельности

субъектов естественных монополий может применяться ценовое регулирование

посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня. Напомним,

что в соответствии с правительственным постановлением, помимо использования

предельных коэффициентов изменения цен, которые мы предлагаем применять с

учетом индексов инфляции, регулирование цен может осуществляться и другими

способами, например, путем установления фиксированных цен, предельных цен,

надбавок, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен.

Использование для эффективного ценового регулирования в условиях

инфляционной переходной экономики фиксированных цен, предельных цен или

надбавок, очевидно, нецелесообразно в силу того, что их величины придется

постоянно пересматривать. Желательно, чтобы регулирование цен на

значительном временном отрезке, по крайней мере в течение года, происходило

автоматически.

В последнее время, в частности, в Концепции ценовой политики

Российской Федерации на 1996-1997 гг., разработанной Минэкономики РФ, в

качестве способа регулирования предлагалось "учитывать при установлении цен

разумную норму прибыли на используемый капитал, обеспечивающую дивиденды на

акционерный капитал". Однако для профессиональной переоценки основного

капитала требуется немало времени, то есть процедура утверждения и

пересмотра регулируемых цен и тарифов будет длиться годами. Об этом

свидетельствует опыт регулирования в США. Кроме того, в мировой практике до

сих пор не решен вопрос, по какой стоимости - первоначальной или

восстановительной - должна производиться оценка капиталовложений.

Сложна и другая крупная проблема - установление "разумной" или

"справедлйвой" нормы прибыли, ведь наши специалисты по регулированию цен в

силу неразвитости официальной статистики не имеют представления даже о

величине средней нормы прибыли в России. Наконец, регулирование цен и

тарифов на продукцию субъектов естественных монополий посредством

установления фиксированной нормы прибыли на вложенный капитал корпорации

послужит стимулятором для поиска незаконных путей получения "справедливой"

прибыли, как было при применении норматива рентабельности в 1996-2000 гг.

Только тогда монополистом накручивались текущие издержки, а теперь будут

максимизироваться еще и инвестиции.[14,149]

Таким образом, из предложенных правительственным постановлением

способов ценового регулирования остается метод коэффициентов изменения цен,

который активно использовался (неудачно) за годы реформ и, скорее всего,

будет применяться и впредь. С одной стороны, это естественно. А с другой -

нужно срочно на базе отечественного и зарубежного опыта регулирования

ликвидировать накопившиеся недостатки и ошибки. К сожалению, для российской

экономики еще достаточно долго, несмотря на успехи в области финансовой

стабилизации, будет характерна инфляция, если подходить к делу по западным

меркам. А в развитых странах экономика с годовым ростом цен, превышающим 3-

5% в год, считается инфляционной. Поэтому нам тем более необходимы

специальные инструменты ценовой политики государства по отношению к

естественным монополиям. Очевидно, в условиях переходной инфляционной

экономики России регулирование цен на их продукцию должно осуществляться

путем индексирования, например, с использованием индекса потребительских

цен (или индекса оптовых цен промышленности). Подобные рекомендации

базируются на современном зарубежном опыте.

В частности, в Великобритании начиная с 1985 г. регулирующий орган

первоначально определяет так называемую "справедливую" цену, основанную на

разумных затратах предприятия и нормальной прибыли. Затем ему разрешается

увеличивать свои цены по формуле ИПЦ - X. Первым компонентом здесь является

индекс потребительских цен, вторым - плановая величина экономии издержек.

Все величины берутся в процентах. Если, например, предполагаемая величина

экономии на издержках планируется на уровне 2% в год, а годовая инфляция

пред положительно составит У/о, то предприятие-субъект естественной

монополии может повысить свои цены лишь на 3% в годовом исчислении. Когда

предприятие объективно нуждается в инвестициях, плановая величина экономии

издержек может быть отрицательной.

Таблица 3.2

Ценовое регулирование телефонной связи в Великобритании

[pic]

Опираясь на указанный опыт, вполне уместно говорить о необходимости

корректировки уровня цен на продукцию естественных монополий в соответствии

с общим уровнем инфляции (индексом потребительских цен). Однако, если

основную долю затрат предприятия-монополиста составляют цены на сырье,

можно пользоваться показателями повышения цен именно в сырьевой отрасли.

Конечно, существуют и более сложные зависимости.[4,140]

Так, если регулирующий орган после соответствующего мониторинга за

ценами на продукцию естественного монополиста пришел к выводу, что его цены

должны тесно коррелировать с инфляцией в стране (регионе) или ростом цен в

какой-либо сырьевой отрасли или (как в случае с РАО "Газпром")

промышленности в целом, то текущие цены можно скорректировать по формуле:

[pic]

где: Рi - базовая цена в предыдущем (i-м) периоде (месяце, квартале,

году). Искомую цену можно определить исходя не из рассчитанной базовой

цены, а из фактической цены на продукцию, которая уже "прижилась" на рынке,

то есть признана продавцом и покупателем; Jp - прогнозируемый (региональный

или федеральный) индекс цен по выбранной регулирующим ведомством отрасли

или по промышленности в целом; k - коэффициент корреляции индекса

потребительских цен и выбранного индекса цен на продукцию естественного

монополиста, рассчитанный регулирующим органам по результатам ценового

мониторинга. По идее он должен учитывать возможную плановую величину

экономии издержек или другой критерий повышения эффективности либо,

напротив, необходимость срочных инвестиций (фактически k = 1-Х).

Расчет может производиться и путем корректировки по конкретным

условиям производства, то есть перемножением базовой цены на индекс затрат

по отдельным (или по всем) статьям себестоимости, занимающим наибольший

удельный вес в ее структуре:

[pic]

где: РR - регулируемая цена; РF- базовая расчетная или фактическая

("прижившаяся") цена; Jsi, - темп роста затрат по t-й статье калькуляции

себестоимости проверяемой продукции, в %; Ysi — удельный вес i-й статьи

калькуляции в себестоимости проверяемой продукции, в %. Если в расчет

берутся затраты по всем статьям калькуляции, то SYsi = 100%.

Практически эту, вернее сказать, аналогичную идею попыталось с мая

1994 г. по сентябрь 1995 г. реализовать Министерство экономики РФ,

разработав совместно с Министерством путей сообщения РФ "Порядок индексации

тарифов на перевозку грузов и сборов на по-грузочно-разгрузочные работы,

выполняемые железнодорожным транспортом Российской Федерации". Была

согласована и утверждена номенклатура материально-технических ресурсов,

потребляемых железнодорожным транспортом, при изменении цен которых

осуществляется индексация тарифов на перевозки грузов и на погрузочно-

разгрузочные работы. Она включала в себя одиннадцать позиций: дизельное

топливо; масло смазочное дизельное; мазут; уголь; электроэнергию;

пиломатериалы; рельсы железнодорожные; шпалы железнодорожные; щебень;

железнобетонные конструкции; тонколистовую сталь рядовых марок (до 4 мм).

Однако ценовой индекс на основе данной номенклатуры был составлен не

с учетом удельных весов входящих в него видов продукции, а таким образом,

чтобы обеспечить для МГТС желаемый темп роста железнодорожных тарифов

(рентабельность перевозок достигла 26%). Хотя подобное искажение не может

дискредитировать сам метод.

"Монополистический перехлест" с уровнем железнодорожных тарифов

попытались устранить их "замораживанием" в октябре-декабре 1995 г. Возникла

другая крайность - в декабре отрасль понесла убытки в размере 134 млрд.

руб. Первые шесть месяцев 1996 г., индексация железнодорожных тарифов

проводилась в размере, не превышающем прирост оптовых цен промышленности,

то есть фактически по формуле (1) с коэффициентом k = 0,8 (или Х = 20%).

Убытки от перевозок составили 1,838 трлн. руб. Иначе и быть не могло. Даже

если предположить, что тариф, "похудевший" в условиях инфляционной

"заморозки" к началу 1996 г., стал "разумным и справедливым", а это еще

большой вопрос, то откуда должно было взяться 20-процентное повышение

эффективности железнодорожных перевозок, заложенное в алгоритм изменения

тарифа?

Со второй половины 1996 г. по июнь 1997 г. пересмотр тарифов

осуществлялся параллельно с изменением индекса оптовых цен промышленности

(схема обкатанная и зарекомендовавшая себя в Газпроме). И если в 1996 г.

железнодорожные перевозки по инерции еще были убыточными (156 млрд. руб.),

то в 1997 г. они уже стали рентабельными. И вот с 1 июля 1997 г. принято

решение сократить тарифы на железнодорожные перевозки, а также снизить для

промышленных потребителей цены на газ и электроэнергию. Что это -

просчитанная тарифная политика или политическая конъюнктура?

Вывод из проведенного анализа очевиден: в переходной экономике России

для регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий

наиболее приемлемым является метод индексирования, а формула тарифов на

продукцию естественных монополий должна выглядеть следующим образом:

[pic]

Разумеется, величина "X" - не критерий повышения эффективности, а

лишь показатель срочных инвестиций (в условиях российского перманентного

бюджетного кризиса всерьез рассчитывать на поддержку государства не

приходится). Кстати, одновременно будет решена и проблема инвестиционной

составляющей тарифа.

Правда, здесь тоже возникает ряд вопросов. Во-первых, нужно как можно

более точно определить базовую цену, которую предстоит индексировать, а по

прошествии соответствующего периода и пересматривать. Базовая, или

"справедливая", цена после проведения указанных расчетов может уточняться и

в конце концов быть результатом переговоров, согласовании или, проще

говоря, торга между продавцом и покупателем. Однако, если этот рассчитанный

и согласованный "разумный" тариф будет ниже тарифа, сложившегося к тому

времени на практике, то ставить вопрос о его снижении нереально. Впрочем,

ответ на этот вопрос уже найден хозяйственной практикой. Тарифы в данном

случае надо "замораживать".

Кроме предложенного выше, в отдельных случаях и отраслях можно

использовать альтернативные методы регулирования цен. Английские эксперты

рекомендуют применять метод сравнения затрат. Регулирующий орган при

наличии рынков, схожих в общих чертах по территории, оснащенности техникой

у производителей и запросам потребителей, вправе предписать хозяйствующему

субъекту, являющемуся естественным монополистом, изменить уровень и

структуру его цен (тарифов) в соответствии с аналогичным предприятием

данной отрасли, но проводящим разумную тарифную политику. Такой метод

регулирования у нас может получить достаточно широкое распространение.

Интерес представляет подход к этой проблеме, применяемый в Польше.

Согласно ему, если устранить препятствия для конкуренции на рынке

достаточно быстро не удается, то надо применять меры государственного

регулирования. Например, когда тарифы на услуги телефонной связи резко

возросли, Антимонопольное управление запретило их дальнейшее повышение

вплоть до изменения структуры полных издержек в соответствии с европейскими

стандартами. Этот опыт весьма полезно учесть российским энергетическим

комиссиям, регулирующим тарифы на электроэнергию.

Американскими экспертами регулирующим органам рекомендуется

контролировать не сами затраты и доходы монополиста, а удовлетворение

потребностей на регулируемом рынке. Суть данного подхода сводится к

следующему: если развивается дефицит и возникают очереди, если покупатель

желает, но не может приобрести товары по регулируемой цене, то последнюю

нужно увеличить. Дефицит считается большим злом, чем высокие цены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе рассмотрены основные механизмы государственного

регулирования рыночных цен. Приводимый теоретический материал мы старались

иллюстрировать графическим материалом.

Экономикой правят два типа законов: законы спроса и предложения и

законы, устанавливаемые правительством. В этой работе мы приступили к

рассмотрению взаимодействия этих законов. Контроль за уровнем цен — общая

черта различных рынков; его влияние часто обсуждается в прессе и в

политических кругах. Для того чтобы осознать и оценить экономическую роль

государства, нам пришлось проанализировать регулирование цены на уровне

«пола» и «потолка».

«Потолок» цены — законодательно утвержденное максимальное значение

цены товара или услуги. Пример — контроль за уровнем ренты. Если верхний

предел цены ниже равновесной цены, объем спроса превышает объем

предложения, возникает дефицит. Продавцы должны некоторым образом

распределять товары или услуги среди покупателей, продавцы выбирают

покупателей.

«Пол» цены — законодательно утвержденный минимум цены товара или

услуги. Пример — минимальный размер оплаты труда. Если нижний предел цены

находится выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса.

Следствие избыточного предложения — необходимость распределения

покупательского спроса на товары и услуги, покупатели выбирают продавцов.

В случае естественной монополии, высокие постоянные и низкие

предельные затраты не позволяют произвести ценообразование по предельным

затратам, что приводит к их убыточности. Есть несколько способов

регулирования цен на продукцию естественного монополиста, которые мы

рассмотрели выше. Первый способ – это установление такой цены, при которой

экономическая прибыль монополии равна нулю.

По правилу Рамсея необходимо сокращать объемы выпуска всех продуктов

в одинаковой пропорции до тех пор, пока общая выручка не сравняется с

общими затратами. Сущность ценообразования при пиковом спросе заключается в

установлении цен в зависимости от величины ? (затрат, например, на

электроэнергию).

Реструктуризация естественных монополий очень перспективна для

России. Ценовой произвол естественных монополистов здесь приводит к

усилению регионализации национального и локализации местных рынков. Это

усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, отсутствием или

слабостью систем информации. Но главное -государственное регулирование

деятельности естественных монополий в принципе несовершенно и неэффективно.

Надо отметить, что у регулирующих органов практически во всех странах

не хватает ни времени, ни квалифицированного персонала, ни информации. В

большинстве случаев проверки финансовых отчетов и бухгалтерских документов

субъектов естественных монополий случайны, поверхностны и растянуты во

времени. Свои заключения контрольные органы строят в основном на основе

данных, предоставляемых самими проверяемыми предприятиями. Эффективность

подобного регулирования невысока и зачастую, ограничивая конкуренцию,

приносит больше вреда, чем пользы.

Из-за бюрократической волокиты между сроком принятия регулирующего

решения и моментом проведения его в жизнь проходит достаточно большой

промежуток времени, что становится тормозом развития этих отраслей. Так, в

России сроки реализации постановлений правительства Российской Федерации по

регулированию цен на продукцию естественных монополий почти всегда были

невыполнимыми. Да и сам процесс регулирования порождает дополнительные

издержки со стороны как подпавших под него предприятий, так и государства.

Следовательно, с точки зрения долгосрочной стратегии нужны более

эффективные меры по принуждению монополистов к цивили-^ зеванному

поведению, чем административное регулирование цен и тарифов. Альтернативный

способ воздействия на естественных монополистов - дерегулирование и

стимулирование конкуренции.

Надо отметить, что указ президента предусматривает не только кратко-

и среднесрочные меры по проведению структрурной реформы естественных

монополий, но и долгосрочные, в частности, реструктуризацию РАО "ЕЭС

России". Предполагается существенно расширить федеральный оптовый рынок

электроэнергии и мощностей (ФОРЭМ) за счет увеличения числа вырабатывающих

электроэнергию предприятий с 30 до 51, что должно запустить конкурентные

механизмы и способствовать снижению энерготарифов. Впрочем, все это не

ново. Гораздо менее исследованным представляется вопрос, что нужно (и нужно

ли?) сделать по реструктуризации МПС и РАО "Газпром".

Из зарубежного опыта известно, что субъект естественной монополии

может сталкиваться с конкуренцией со стороны предприятий, использующих при

производстве такой же или аналогичной продукции принципиально иную технику

или технологию. Например, современные нововведения открыли для многих

предприятий возможность самостоятельного строительства достаточно крупных

электрогенераторов. Естественно, в таком случае регулировать тарифы на

электроэнергию и ее передачу становится нецелесообразным.

Идентичная ситуация может возникнуть при транспортировке нефти и

газа, железнодорожных перевозках. Поэтому при решении вопроса об отмене

тарифного регулирования очень важно, чтобы и поставщики, и их клиенты имели

реальный доступ к альтернативным и конкурентным источникам предложения или

спроса. По нашему мнению, российским субъектам естественной монополии

следует предоставить право обращаться в правительство РФ с предложениями об

отмене регулирования цен и тарифов на свою продукцию во всех случаях

проявления серьезной конкуренции.

Поощряемая государством конкуренция внутри предприятий

железнодорожного транспорта, раздел собственности или управления

эксплуатацией железнодорожных путей и поездов должны стать мощными

факторами сдерживания роста железнодорожных тарифов. Главный объективный

тормоз конкуренции на железнодорожном транспорте - это противоречие между

владельцем железнодорожных объектов, который хотел бы взыскивать

максимальную плату за пользование путями, и пользователем этих объектов,

заинтересованном в минимизации своих затрат. Характерным для России в

настоящий момент является то, что собственником и железнодорожных путей, и

вагонов выступает государство в лице МП С.

Разграничение владения и эксплуатации железнодорожных путей и поездов

можно в порядке эксперимента провести на одной из железных дорог страны.

Отделение предприятий-пользователей железнодорожных вагонов от владельца

путей, которым еще долгое время будет государство, целесообразно начать с

разделения счетов с последующим организационным обособлением. В случае

очевидного успеха данного проекта завершить его можно приватизацией по

крайней мере предприятий, эксплуатирующих подвижной состав.

Административно-правовые формы подобного разделения хозяйствующих

субъектов на различных этапах - предмет юридических исследований и

проработок. Задача же экономистов - решить проблему таким образом, чтобы

владелец пути не устанавливал слишком высокую плату "за доступ" к

инфраструктуре, а предприятия, эксплуатирующие железнодорожные вагоны,

действительно вступали в конкурентную борьбу за потребителя услуг по

перевозке.

Выделение из общей "связки" мощностей тех предприятий, которые

предоставляют продукцию и услуги конечным потребителям, в настоящее время

происходит и в других отраслях естественных монополий. Например, в США и

Европе- в нефте- и газопроводном транспорте, телекоммуникациях и

электроэнергетике. Российское правительство, на наш взгляд, также не должно

плестись в хвосте событий, а сыграть на опережение, попробовав внедрить в

отечественную хозяйственную практику новейшие западные разработки. Однако

во всех перечисленных случаях необходимы тщательно продуманные мероприятия

по контролю за ценами, которые может свободно устанавливать ее владелец.

Важно, чтобы отделение инфраструктуры (ее продукции и услуг) от самого

предоставления таких услуг не привело к новым проявлениям монополизма и

неэффективности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Томпсон. Экономика фирм. М.: «Финансы и кредит». – 1998.

2. Анохин Н. А. Предпринимательское право. – М. – 1999.

3. Борисов Основы экономических знаний - М. - 1997.

4. Д.Н. Хайман. Современная микроэкономика. / Под. ред. д-ра э. н. С. В.

5. Валдайцева. М.: «Финансы и статистика». – 1992.

6. Ганелес О. Контроль цен налоговыми органами. // Экономист. – 2000. -

№10.

7. Журавлева Г. Вводный курс но экономической теории. - М.-1997.

8. Куликов Л. Основы экономических знаний. - М. - 1997.

9. Макконнелл К.. Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика- М : Дело

1992.

10. Мельникова О. Законодательство о ценах и тарифах // Закон. – 1996. -

№10.- С. 76.

11. Микроэкономика./под.общей ред. В. М. Гальперина. С- П.: «Экономическая

школа». – 1997.

12. Моргунов В. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных

монополий. // Вопросы экономики. – 2001. - №9.

13. Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономикс. – Спб.: Питер. – 1999.

14. Никифиров А. Ценовое регулирование естественных монополий.//Вопросы

экономики. – 1998. – №4

15. Нормативные материалы по регулированию цен и тарифов // Закон. – 1996.

- №10.

16. Предпринимательское право / Под ред. А. Г. Быкова. М., 1994.

17. Предпринимательское право: Курс лекций / Под ред. Н. И. Клейн. М.,

1993.

18. С- П.: «Питер». – 1999.

19. Сажина М., Чибриков Г. Основы экономической теории -М.- 1996.

20. Х Вэриан. Микроэкономика. Шт. Мичиган. – 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.