реферат скачать
 

Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции

подрывается суверенитет потребителя и, следовательно, рыночная

экономика теряет свою способность распределять ресурсы в

соответствии с общественным и индивидуальным спросом;

- неравномерное распределение денежных доходов;

- неспособность учета всех выгод и издержек, связанных с производством

и потреблением определенных товаров и услуг. Речь идет о таких

товарах, которые способны приносить выгоду не индивидуальным

потребителям, а обществу в целом – народное образование, наука и

культура, развитие автомагистралей и т.д.;

- несовершенный механизм обеспечения занятости населения, поддержания

уровня цен. Проблемы безработицы и инфляции постоянно сопутствуют

функционированию и развитию рыночной системы;

- полное равнодушие рыночной системы к проблемам малоимущих и

слабозащищенных слоев населения;

- неспособность обеспечения стратегических направлений развития в

области науки, техники, технологии. Стимулируя эффективное

коммерческое освоение уже имеющихся научных достижений, рыночная

система не в состоянии обеспечить их развитие;

- неспособность к глубоким структурным преобразованиям экономики;

- и, наконец, рынок не обеспечивает рациональных подходов к

природопользованию, охране окружающей среды.

[1, с. 9-12]

Решение перечисленных проблем в условиях рыночной экономики создает

необходимость активного государственного вмешательства.

Следует отметить, что государственное регулирование экономики возможно

лишь при наличии определенных объективных предпосылок – достижения

определенного уровня экономического развития системы и концентрации

производства и капитала. Однако эти возможности превращаются в объективную

необходимость в странах с рыночной экономикой лишь в силу перечисленных

выше обстоятельств. И государство заботится о функционировании рыночного

хозяйства, создает равные условия всем субъектам хозяйствования,

содействует предпринимателям, защищает интересы, помогает им завоевывать

рынки и приобретать ресурсы.

Государственное регулирование экономики – это целенаправ-ленная

деятельность государства в лице соответствующих законо-дательных,

исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы

различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение

важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития

экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

Государственное регулирование экономики следует пред-ставлять как

систему, включающую в себя экономические формы и методы регулирования,

организационные структуры управления, правовые нормы и акты.

Для характеристики государственного регулирования эконо-мики можно

выделить три его стороны: социально-экономическую, методологическую и

организационную.

Социально-экономическая сторона позволяет раскрыть эконо-мическую

систему страны с позиции сложившихся в ней форм соб-ственности на

экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности и отражает

единство социально-экономических и тех-нико-экономических отношений.(Более

подробно это рассмат-ривалось в п.3).

Организационная сторона государственного регулирования эко-номики

закрепляет единство технико-экономических и соци-альных отношений и

проявляется через систему организации и управления народным хозяйством, его

отраслями и сферами. Она показывает, каким образом через конкретные

хозяйственные формы осуществляется взаимодействие производительных сил и

произ-водственных отношений, какова их роль в реализации потенциаль-ных

возможностей, заложенных в отношениях собственности, что представляет собой

система органов управления, каковы их задачи и функции.

Методологическая сторона характеризует государственное ре-гулирование

как совокупность принципов, форм, методов, исполь-зуемых в системе

регулирования, т.е. сам инструмент регулирова-ния, методологическую базу,

обеспечивающую выработку различ-ных вариантов достижения целей социально-

экономического разви-тия страны, выбор наилучшего из альтернативных

вариантов и обеспечение его выполнения. В конечном счете, именно от методо-

логической базы зависит действенность системы государственного

регулирования в заданном направлении, в направлении выбранного варианта

движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач. [1, с.13-

14]

Эффективное функционирование экономики возможно при ус-ловии

прогнозирования и планирования ее развития и эффективной системы управления

народным хозяйством. В рыночной экономике чаще прибегают к термину

«регулирование», ибо государство стремится больше пользоваться косвенными

рычагами воздействия, вместо прямых административных для создания в большей

степени свободы деятельности субъектов хозяйствования.

На практике каждая их функций государственного регулирования

реализуются посредством соответствующих действий каждой их ветвей власти,

которые классифицируются по формам и методам.

Форма представляет собой общее направление, основные принципы

воздействия со стороны субъекта в лице соответствующего государственного

органа на рассматриваемый объект. Метод – это способ познания и

преобразования объекта на основе определенных правил и теоретических

принципов, применяемых при регулировании ( метод от греч. слова methods –

путь, способ познания, исследования). Для каждой из форм может быть

применено несколько методов, что определяется их точностью, доступностью,

степенью апробированности и рядом других условий. В конечном счете все они

направлены на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие и

поведение в макроэкономике в направлении выбранного варианта движения.

Основные требования к данному механизму:

- адекватность объективным условиям и состоянию развития экономики на

данном историческом этапе;

- системность, т.е. все элементы регулирования должны быть увязаны

между собой;

- комплексность (механизм регулирования охватывает с разумной степенью

«погружения» все экономические и социальные процессы).

Применяемые формы государственного регулирования обычно

классифицируются по следующим трем группам: 1.Законодательная (правовая);

2. Финансово-кредитная, включающая бюджетно-нало-говую и кредитно-денежную

формы; 3. Административная, которая делится на административно-

экономическую и организационно-ад-министративную формы.

Каждая из форм используется как в отдельности, так и в раз-личных

сочетаниях. Их выбор зависит не только от экономического состояния, но и от

политической организации общества, традиций, целей и решаемых задач на

каждом конкретном историческом этапе развития.

По степени значимости приоритет чаще всего отдается зако-нодательной

(правовой) форме. Она представляет собой сово-купность законов, механизмов

их разработки, принятия и реа-лизации, с помощью которых устанавливаются

основные принципы государственного и общественного устройства, права и

обязанности хозяйствующих субъектов, граждан и другие важнейшие поло-жения,

являющиеся базовыми при формировании и функцио-нировании производственных и

иных отношений внутри страны и с внешним миром.

К бюджетно-налоговым инструментам относятся госу-дарственные расходы,

налоги, пошлины, льготы и субсидии. Они используются правительством для

стимулирования (сдерживания) макроэкономической активности, снижения

совокупного спроса и совокупного предложения или их роста. Бюджетно-

налоговое регулирование не является независимым от кредитно-денежного.

Последнее включает эмиссию денежной массы, регулирование учетной ставки

процента за банковский кредит, рыночные операции с правительственными

ценными бумагами. Дефицит государ-ственного бюджета или излишки влияют на

уровень цен, а следо-вательно, на уровень нормы процента, предложение денег

и реаль-ный объем производства в конечном итоге. Таким образом, при ис-

пользовании бюджетно-налогового и кредитно-денежного регули-рования следует

учитывать их взаимосвязь и последствия действий в будущем.

В связи с расширением рыночных систем, ростом значения внешней торговли

в развитии экономики все большую роль в сов-ременных условиях играет

валютно-финансовая деятельность. Она является составной частью кредитно-

денежного регулирования и в последнее время в результате роста

интернационализации экономи-ки выделяется в самостоятельную форму.

Довольно часто финансово-кредитную сферу со всеми ее сос-тавными

частями относят к экономическим методам управления. Взятые отдельно

экономические методы не всегда могут сегодня обеспечить высокоэффективное

регулирование развития народного хозяйства. Как правило, они дополняются

административными, ко-торые связаны с решением, командой, приказом.

Инструментами административно-экономического регулирования являются центра-

лизованное планирование, ценообразование и финансирование, сис-тема

экономических нормативов и др. Организационно-админи-стративная форма

оперирует чаще такими методами, как прямые административные указания,

установление жестких правил, регули-рующих взаимоотношения нижестоящих и

вышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедур

админи-стративного воздействия и др.

В государстве обычно складывается определенное соотно-шение между

различными формами регулирования. В странах с рыночной экономикой

первостепенная роль отводится законода-тельной и экономической формам

регулирования, в командно-административной – административной. [3, с.5-6]

Субъектами государственного регулирования являются носи-тели,

выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Любая страна может быть представлена через соответствую-щие социальные

группы людей, которые имеют свои интересы, отличаются принадлежностью к

тому либо другому региону, виду деятельности. Они могут отличаться друг от

друга и по имущест-венному признаку, по доходам, по профессиям, по

отношению к средствам производства. Они имеют свои интересы и формы их

представления и т.д. Эти группы являются носителями хозяйст-венных

интересов.

Многочисленные союзы, ассоциации, которые объединяют но-сителей

экономических интересов, например, профсоюзы, союзы предпринимателей,

фермеров и т.д., выступают выразителями хо-зяйственных интересов.

Исполнителями хозяйственных интересов являются органы власти,

построенные по определенному иерархическому принципу, и национальный банк.

Все субъекты государственного регулирования взаимодейст-вуют друг с

другом, что осуществляется через соответствующие связи – прямую и

обратную.

Прямая связь устанавливается между носителями, выразите-лями и

исполнителями хозяйственных интересов. Она может иметь различные

направления проявления:

- через средства массовой информации, на митингах, через

просьбы, пожелания, протесты, сборы подписей, обращения

в суды и т.д.:

- через рекомендации, советы, консультации, меморандумы и др.;

- через трансформацию частных экономических интересов в

государственной экономической политике исполнителями хозяйственных

процессов;

- через согласование, корректировку отдельных, частных хозяйственных

интересов с интересами других групп и отражение их в государственном

регулировании и т.д.

Обратная связь – это связь между исполнителями (органами

государственной власти) и носителями хозяйственных интересов. Она

проявляется в результатах государственного регулирования ( например,

повышения уровня социально-экономического развития страны) и в поддержке

(или нет) государственной экономической политики носителями и выразителями

экономических интересов. [1,с.14-15]

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли,

регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни

страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не

разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время

как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального

функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

- экономический цикл;

. - секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

. - условия накопления капитала;

. - занятость;

. - денежное обращение;

. - платежный баланс;

. - цены

. -НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,

имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

. - условия конкуренции;

. - социальные отношения, включая отношения между работодателями и

работающими по найму, а также социальное обеспечение;

. - подготовка и переподготовка кадров;

. - окружающая среда;

. - внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный

характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл,

накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные

комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции,

отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между

государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования

хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и

депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и

занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные

финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В

условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть

опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение

платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и

отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача

государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса,

капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить

перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом,

уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства,

инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и

территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых

стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают

привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях

поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в

состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей

и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных

привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между

отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его

эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры

по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является

накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли

всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной

экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения

накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам

хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления

опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования

экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время

всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям,

регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения

рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы.

Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в

квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых

служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между

спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной

платы, который может негативно отразиться на национальной

конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет

к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых

поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными

последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов

является денежное обращение. Основная направленность регулирования

денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную

опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опоследованно

воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные

отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем

экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством

государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое

регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт,

движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-

договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура

цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на

структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной

валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие

объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать

частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в

экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и

совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.