реферат скачать
 

Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции

Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Высшая школа управления и бизнеса

Молодечненское представительство

Кафедра экономики и

управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Государственное регулирование в рыночных

системах: эволюция, модели, тенденции»

Студентки факультета ВШУБ,

специальности «Экономика и

управление на предприятии»,

III курса, группы № 1 Царь

Натальи Михайловны

Руководитель

Радько Мария Кирилловна

Молодечно

2001 год

Содержание:

страницы

Введение

3

1. Краткая историческая справка

4

2. Понятие государственной экономической политики 5

3. Типы экономических систем

6

4. Понятие, содержание и характеристики государствен-

ного регулирования экономики

10

5. Формы и методы государственного регулирования

экономики

12

6. Субъекты государственного регулирования экономики 13

7. Объекты государственного регулирования экономики 14

8. Средства государственного регулирования экономики 17

9. Модели рыночной экономики

24

а) Американская модель

б) Японская модель

10. Проблема построения рыночной модели Беларуси 28

11. Взгляды на тенденции развития экономических

систем

29

Заключение

30

Литература

32

Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в

целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя

внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного

регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.

Но, если государственное регулирование является объективной

необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики

переходного периода его роль неизмеримо более высока, ибо здесь имеют место

и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только

посредством действенного государственного вмешательства. Сюда следует

отнести: формирование самой рыночной инфраструктуры, высокий удельный вес

государственного сектора экономики, разгосударствление и приватизацию,

развитие предпринимательства и конкуренции, развитие социальной сферы и

системы социальной защиты населения, привлечение иностранных инвестиций и

др. Кроме того, со стороны государства требуется мощное противодействие

ряду негативных процессов, характерных именно для переходного периода

(например, криминализация общества, экономики). И, наконец, проведение

рыночных реформ и ответственность за их реализацию так же лежат на

государстве.

Все перечисленные аргументы вызывают объективную необхо-димость

государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и

особенно в переходный к рынку период.

Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики,

глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют

определенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересами

собственников (и это по сути, главный аргумент, ограничивающий масштабы

государственного вмешательства) и, с другой – возможностями самого

государства. В рамках этого можно говорить об относительных границах

эффективности государственного регулирования и эффективности той либо

другой меры (формы, инструмента, метода) его воздействия. Так,

государственный сектор и государственные доходы (бюджет, внебюджетные

фонды), которые являются экономической основой государственного

регулирования экономики, имеют свои границы. Возможности роста

государственного сектора ограничивают интересы частной собственности;

увеличение доходов государства связано с социальными границами

налогообложения, которые затрагивают интересы практически всех слоев

населения, а так же с конъюнктурой самой экономики, ухудшение которой

существенно сокращает и бюджетные доходы. Совпадение интересов государства

с интересами собственников позволяет существенно расширить границы

государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти

границы сужаются.

По сути, глубина проникновения государственного регу-лирования в

социально-экономические процессы, различная ком-бинация форм и методов

регулирования и являются отличи-тельными чертами многообразных моделей

современной рыноч-ной экономики. [1, с.12-13]

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика

здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал

централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг,

процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории -

писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства

способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в

государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную

справедливость.

С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди

меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической

экономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство в

хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени

вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом

смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом

право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19

веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих

первичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплением

экономического присутствия государства.

Со второй половины 19 века национальное производство достигло

невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно

- техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением

общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали

потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в

антициклическом регулировании. [2, с.22-23]

Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур:

картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения

конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного

законодательства и его применение органами государства.

Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к

войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая

система мер, включавших принудительное картелирование (Германия),

протекционизм (Япония). Формировались военно - промышленные комплексы,

тесно связанные с правительством.

Государственное регулирование экономики явилось необходимым для

осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком

смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных

потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.)

невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день

сегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организации

фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.

Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением

новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не

может справиться.

И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике

осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно -

командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика,

особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства

представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и

контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и

приспособления существующей социально - экономической системы к

изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись

экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены

автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость

значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения

частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в

национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая

безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на

мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Теоретически понятие государственной экономической шире понятия

государственного регулирования экономики, так как первая может основываться

и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь (известный

принцип экономического либерализма laisser faire - laisser passer). В

современных условиях невмешательство государства в социально -

экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о

необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах,

формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование

экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время

идентичны.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с

достижением определенного уровня экономического развития, концентрации

производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в

действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми

и призвано справиться государственное регулирование экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики является

составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это,

например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости,

поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре,

поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы

государственного регулирования экономики определяются характером и остротой

экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный

период.

Экономика любой страны представляет собой сложную экономическую

систему, которая обладает множеством особенностей и отличительных черт. На

сегодня в мировой практике насчитывается несколько типов экономических

систем, которые существенно отличаются друг от друга и имеют многообразные

формы (модели) проявления. Но любая экономическая система представляет

собой совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся

в ней формах собственности на экономические ресурсы и результаты

хозяйственной деятельности, на присущих ей формах организации и способах

регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления.

Основным элементом экономической системы выступают социально-

экономические отношения в единстве с технико-экономическими и другими

элементами системы. И если технико-экономические отношения отражают

отношения по поводу рационального использования ресурсов, их

воспроизводства и определяются свойствами этих ресурсов, имеющимися

технологическими возможностями, то социально-экономические – определяются

характером отношений людей, которые складываются под влиянием отношений

собственности в данном обществе. Это дает возможность с определенной

степенью условности представлять экономику как процесс преобразования

имеющихся в распоряжении общества ресурсов в продукцию, которая должна

удовлетворять как производственные, так и непроизводственные потребности

общества и его членов.

Особенности проявления всех экономических процессов формируют различные

типы экономических систем. Сегодня выделяют следующие основные типы

экономических систем: рыночная экономика, которая, в свою очередь, выделяет

рыночную экономику свободной конкуренции (чистый капитализм) и современную

рыночную экономику (современный капитализм); административно-командная

система и экономическая система слаборазвитых стран. Опуская последнюю,

остановимся на рыночной и командно-административной системах.

Рыночная экономика сформировалась как рыночная система, охватывающая

все общественное производство лишь на определенном этапе развития – стадии

машинного производства, когда товарная форма собственности стала всеобщей.

На этой стадии сложилась система специализации основных звеньев народного

хозяйства, произошло завершение формирования общественного труда как

целостной системы, в которой связь осуществляется через опосредованную

рынком товарную форму связи производства и потребления. В этих условиях

труд в рамках отдельной единицы выступает как частный, независимый,

самостоятельный вид деятельности, но в то же время, он и общественный, так

как предназначен и для других. Его общественная необходимость проявляется

после процесса производства, на рынке через акт купли-продажи.

Отличительными чертами рыночной экономики выступают частная

собственность и личная свобода всех участников экономической деятельности.

Но если рыночный механизм экономики свободной конкуренции все

фундаментальные задачи экономического развития страны решал через рынок и

цены, то в современной рыночной экономике наблюдается активное

вмешательство государства в процессы развития национальной экономики.

Экономика данного типа хозяйства позволяет сегодня выделить

многообразие моделей рыночной экономики, складывающихся на основе одной и

той же формы хозяйствования и даже при одном и том же техническом базисе.

Так, можно выделить модель рыночной экономики США, Франции, Англии, Японии

и других стран, которые существенно отличаются друг от друга. Однако все

современные рыночные модели – это модели более высокого уровня в сравнении

с рыночной экономикой свободной конкуренции, модели организованного рынка,

которые развиваются и функционируют в условиях различных форм

экономического монополизма, государственного регулирования экономики.

Характерными чертами административно-командной модели экономики.

Примером которой может служить экономика бывшего СССР, являются

общественная (а в реальности государственная) собственность практически на

все экономические ресурсы, адресное, директивное планирование, жесткая

централизация в распределении ресурсов и капитальных вложений, отсутствие

самостоятельности основных звеньев экономики – предприятий, организаций.

Все это определило нежизнеспособность данной модели, не обеспечило решение

ключевых проблем экономики СССР, ее интенсивного развития. В итоге сегодня

государства бывшего СССР, в том числе и Республика Беларусь, стоят перед

проблемой построения модели рыночной экономики, радикальных изменений

отношений собственности.

Переход экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям

безальтернативен. Рыночная система на примере развитых стран

продемонстрировала свои безусловные преимущества. Представляя собой

многосложную систему связей, она наиболее адекватна свойствам людей, их

творческому потенциалу. Через систему связей бесчисленные, индивидуальные,

свободно выбранные приоритеты учитываются, суммируются и

взаимоуравновешиваются. Через нее принимаются решения, что и сколько должно

производиться, как эффективно организовать производство и как распределить

результаты труда между участниками общественного производства.

Преимущества рыночной экономики состоят в том, что она способствует

эффективному распределению ресурсов в максимальном приближении к их

общественным потребностям. Она диктует применение наиболее эффективных

методов их использования и создает условия для разработки и внедрения

новых, более эффективных технологий.

Основанная на частной собственности при значительном слое собственников

и экономической свободе хозяйствующих субъектов, рыночная система

действительно усиливает ответственность за своевременное и качественное

принятие хозяйственных решений и за результаты хозяйствования. Рыночно-

конкурентный механизм управления экономическими и социальными процессами

формируется через интересы и мотивы поведения людей, непосредственное

выявление индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения.

Основным элементом рыночного управления экономикой является механизм цен,

который обеспечивает регулирование происходящих экономических процессов

через согласование спроса и предложения. Образующиеся различия в

прибыльности и убыточности того или иного производства регулируют

распределение ресурсов по видам производства.

Однако сколь очевидны безусловные преимущества рыночной экономики,

столь же очевидными являются и ее недостатки, которые обусловливают

объективную необходимость государственного вмешательства в экономику. К ним

следует отнести:

- неспособность рыночной экономики обеспечить оптимальное

функционирование экономики с общественной точки зрения;

- содержащуюся в ней тенденцию к угасанию конкуренции – ее главного и

двигательного механизма. Дело в том, что конкуренция безжалостна к

субъектам рыночной экономики и, прежде всего, к представителям к

представителям малого и среднего бизнеса. Поэтому они постоянно

стремятся улучшить свои экономические позиции, пытаясь освободиться

от ограничительных пут конкуренции. В этом же направлении действуют

некоторые закономерности научно-технического прогресса, требующее

использования больших количеств реального капитала, крупных рынков,

надежных источников сырья. По мере ослабления конкуренции

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.