реферат скачать
 

Государственное регулирование цен

добавляется выбор рынков, выбор производимой продукции, выбор инвестора,

кредитора и т. д.

Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что

ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов

производства и наиболее полному использованию ресурсов.

Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего

воздействия на производство через следующие ориентиры: повышенную

(пониженную) рентабельность, надбавки (скидки) к цене, применение различных

видов цен (свободные, регулируемые, расчетные и т. д.). Учитывая

стимулирующее воздействие перечисленных ориентиров-показателей, предприятие

будет иметь различный уровень доходов, следовательно, возникают

экономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров,

расширять производство тех, где прибыль на единицу продукции выше, или тех,

где может быть наибольший сбыт.

С помощью розничных цен стимулируется потребление продукции. Например,

при снижении абсолютного уровня и при снижении розничных цен на единицу

полезного эффекта (например, по бытовой технике) расширяется сфера

потребления соответствующей продукции.

Фирмы, изучая рынок, определяют группы покупателей (сегменты рынка),

которые могут приобрести их продукцию по различным уровням, группам,

интервалам цен, и с учетом этого обстоятельства наращивают производство

соответствующих товаров, получая при этом высокую массу прибыли.

В систему экономического стимулирования кроме цены, как известно,

включены все базирующиеся на цене стоимостные экономические рычаги:

прибыль, рентабельность, налоги и т. д. Эффективность функционирования

всего механизма хозяйственного стимулирования зависит от правильного

сочетания и использования субъектами рынка основополагающей роли цены и

других стимулирующих экономических рычагов. Выбор в пользу цены или другого

стимулирующего рычага делают субъекты рынка.

Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется

распределение и перераспределение доходов. Другими словами,

распределительная, или более правильно — перераспределительная, функция цен

означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь

созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики,

районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование

доходов отраслей, предприятий, населения.

Перераспределение доходов через цены осуществляется через уровень цен,

их структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и

обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности.

Более конкретно это достигается путем действия относительно высоких или

низких цен, с помощью включения или, наоборот, невключения в цену налогов

(налог на добавленную стоимость, акциз и т. д.), путем установления системы

разных уровней цен для различных потребителей (при государственном

вмешательстве в ценообразование, ценовой дискриминации) на одну и ту же

продукцию, например, для промышленных потребителей и для населения (как в

энергетике), для предприятий различных форм собственности (госсектора и

частного).

Особенно сильно было влияние цен на экономику союзных республик до

распада СССР. Россия финансировала другие республики примерно до $50 млрд в

год в виде льготных цен. Россия продавала нефть на мировых рынках по $140

за т, а союзным республикам по $2-3 за т. Это была колоссальная субсидия.

Для Казахстана это составляло примерно $ 11 млрд в год, Украины — примерно

6, Беларусии — 3, Грузии — примерно $3,5 млрд. '

Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное

только для планово-регулируемой экономики, или условие существования

регулируемых цен.

Существование монополистических структур также порождает

перераспределительное ценообразование, в результате которого происходит

присвоение чужих прибылей. В этих условиях в основе процесса лежи стратегия

максимизации прибыли. Монополистические структуры обеспечивают возможности

для его реализации.

Перераспределительное ценообразование имеет место и в условиях

сложившейся олигополистической структуры рынка, когда фирмы могут

устанавливать сравнительно низкие цены, чтобы препятствовать проникновению

на рынок фирм-«чужаков». Перераспределительное ценообразование называют

грабительским ценообразованием (англ, predatory pricing).

Перераспределительная функция сходна со стимулирующей, но здесь есть и

различия. Если стимулирующая функция цены поощряет дополнительные усилия

предприятия на повышение качества, увеличение его объемов производства и т.

д., призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя, то

перераспределительная функция связана либо с государственным воздействием

на уровень и структуру цен, либо с действиями монополий или олигополии,

когда те с помощью цен регулируют свои доходы и перспективу.

Если государство регулирует с помощью цен накопления отдельных

отраслей экономики, то оно влияет на темпы их развития, разрешает

противоречия между изготовителем и потребителем продукции, между интересами

предприятий и интересами общества, подчиняя деятельность предприятия

национальным интересам.

Перераспределение накоплений из одних отраслей в другие через систему

цен не всегда экономически обосновано и социально приемлемо при

государственном регулировании, так как делает таких производителей и

покупателей неконкурентоспособными. Например, чрезмерное перераспределение

чистого дохода из легкой промышленности (путем чрезмерно высокой доли

доходов в структуре цены) в другие отрасли народного хозяйства привели к ее

отставанию, сделали непрестижной сферой приложения труда для молодежи.

В перераспределительных процессах участвует также и финансовая

система, роль которой может быть гораздо выше, чем системы ценообразования,

и растет по мере снижения роли цены. Поэтому понимание конкретных

направлений участия цен и финансовой системы в перераспределительных

процессах повышает эффективность хозяйствования как субъектов рынка, так и

государственного воздействия в перераспределительных процессах.

При государственном участии в выполнении перераспределительной функции

розничная цена несет весомую социальную нагрузку: через систему розничных

цен можно создать благоприятные условия для потребления товаров, услуг,

связанных с просвещением, воспитанием детей, лечением, способствовать

повышению жизненного уровня отдельных социальных (и прежде всего социально

незащищенных) групп населения.

Изучая функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и те же

экономические процессы можно выполнять с помощью различных элементов

хозяйственного механизма. Разница состоит в том, что финансовый, кредитный,

плановый аппараты воздействуют на производство и распределение, как

правило, административными методами, цена же воздействует всегда на

экономические интересы. Например, налоги, которые платят производители,

потребители, они не в силах отменить, не в силах отменить процентную ставку

за кредит, в то время как цены они могут снижать, повышать или покупать

товары, сырье с разным уровнем цен. Даже в период диктатуры плана

предприятия ухитрялись использовать систему надбавок-скидок, договорных,

временных цен, чтобы улучшить свои экономические показатели.

2.2. ЦЕНА И ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РФ

Значительное внимание в Гражданском Кодексе РФ уделено вопросам

ценообразования.

В первой части Кодекса выделена специальная статья, определяющая

особенности современной практики ценообразования (ст. 424). Прежде всего

эта статья утверждает, что исполнение договора оплачивается по цене,

установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения

свободных рыночных цен в России.

Разновидностью цен признаны тарифы, расценки, ставки и т. п., тем

самым можно утверждать, что ценообразование распространяется на 1)

банковские операции (процентные ставки за пользование кредитом, за

отдельные банковские операции и т. д.), 2) трудовые отношения (расценки,

ставки за выполняемые работы, технологические операции) и т. п.

Подчеркивается, что в предусмотренных законом случаях применяются

цены, устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными

органами.

Основой для изменения цен после заключения договора являются условия,

предусмотренные этим договором или законом. Изменение цены, гласит п. 2 ст.

424, после заключения договора допускается в случаях и на условиях, 1)

предусмотренных договором, 2) законом либо в установленном законом порядке.

В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть

определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть

оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы

или услуги (п. Зет. 424).

Статьей «Оплата товара» предусмотрено, что покупатель обязан оплатить

товар непосредственно до или после его передачи продавцом в размере его

полной цены (п. 1 ст. 486). В случае неисполнения покупателем обязанностей

по оплате товара продавец получает право требовать не только уплаты цены,

но и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами.

Статьей 503 определены права покупателя в случае продажи ему товара

ненадлежащего качества, в том числе право требовать 1) соразмерного

уменьшения покупной цены, 2) возмещения расходов на устранение недостатков

товаров.

Статья 555 определяет положение цены в договоре продажи недвижимости.

В ней утверждается, что договор продажи недвижимости должен предусматривать

цену этого имущества.

При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме

условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.

При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 Кодекса

(см. выше), не применяются.

Учитывая, что здания, сооружения и другие объекты недвижимости

неразрывно связаны с землей, предусмотрены нормы, определяющие правовую

судьбу земельного участка, на котором находится недвижимость. А именно

покупателю одновременно с передачей права собственности на здание,

сооружение, иное недвижимое имущество передаются права на ту часть

земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее

использования (ст. 552, п. 1). А ст. 555, п. 2 утверждает, что цена зданий,

сооружений, находящихся на земельном участке, включает цену передаваемой с

этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или

права на него.

Достаточно подробно Кодекс рассматривает цену работы, подлежащей

выполнению в соответствии с договором подряда (ст. 709). Здесь дается

методика ее расчета, вид цены (твердая или приблизительная), форма уплаты

цены за выполненную работу.

В отношении договора бытового подряда Кодекс предусматривает цену и

условия оплаты работы (ст. 735).

2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ЦЕНЫ

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое,

или административное, вмешательство государства в действующие цены означает

участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен,

установлении определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены,

устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное

воздействие на такие цены осуществляется путем методического и

организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в

разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям

народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок

исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав

затрат специальными нормативными документами, определяет расходы,

возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию

предприятий монополистов.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится

задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста, например

в 1998 г. предполагался рост цен 5-10% в год. В 1999 г. прогнозируется рост

цен в размере 30% (не выше 3% в месяц). Достигнуть этой величины без

государственного участия невозможно (в 1998 г. рост цен составил 184%).

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе

анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли

соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой

продукции и удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в

процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном

инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы

товаров (отдельные товары). Например, вместо ежеквартально меняющихся в

1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия

предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 1997 г,

стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие

факторы. Экспертами утверждалось, что это внесет стабильность в отношения

между поставщиками и получателями энергии.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с

твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих

органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении

фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли

(рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в

случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям

(независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в

качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты

ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать

свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при

заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена

устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной

степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта.

Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за

затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-

изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и

получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет

экономии затрат.

3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период

времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального

уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое

регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост

свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства. Россия,

отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла

значительную часть национального продукта.

В настоящее время правительство России предлагает установить верхний

лимит цены на продукцию естественных монополий.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от

«ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на

внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень

цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли

этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в

частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но

отказались не потому что она плоха, а потому что надобность в ней отпала,

поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не

только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует,

полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия

эффективного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство в 1996-1998 гг. ввело в

практику регулирования предельные минимальные цены. Так, Министерство

экономики в целях обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли

промышленности и с учетом изменения норм и правил производства и оборота

алкогольной продукции утвердило минимальные цены на водку, ликероводочную и

другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%. Аналогичные правила

предусмотрены для продукции, производимой или ввозимой на территорию РФ из

других стран.

4. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО НОРМАТИВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ. В ЭТОМ СЛУчАЕ В

ЦЕНЕ ПРИ ЕЕ РАСчЕТЕ УчИТЫВАЕТСя ПРИБЫЛЬ В РАЗМЕРЕ ПРЕДЕЛЬНОГО НОРМАТИВА

РЕНТАБЕЛЬНОСТИ. В РОССИИ ЭТОТ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИя ЦЕН ПОЛУчИЛ НАИБОЛЬШЕЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ. ОН ПРИМЕНяЕТСя ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ

ПРЕДПРИяТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ, НА МНОГИЕ ВИДЫ УСЛУГ, ЦЕНЫ НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТ

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ (НАПРИМЕР, НА ВЫВОЗ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ, РИТУАЛЬНЫЕ

УСЛУГИ И Т. Д.). В 1992-1993 ГГ. ПРЕДЕЛЬНЫЕ УРОВНИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА

ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИяТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ БЫЛИ УТВЕРЖДЕНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ.

РАЗМЕР ИХ БЫЛ ДИФФЕРЕНЦИРОВАН ПО ОТРАСЛяМ И ГРУППАМ ПРОДУКЦИИ.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает

установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону

снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по

сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. За рубежом

этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не

заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике

уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения

повышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых

надбавок, наценок. Органам исполнительной власти на местах разрешено

устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок,

наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.