реферат скачать
 

Функции и формы кредита. Кредитно-денежная политика государства. Билеты по экономике, 2007 год.

Функции и формы кредита. Кредитно-денежная политика государства. Билеты по экономике, 2007 год.

25. Функции и формы кредита. Кредитно-денежная политика государства.

Кредит есть предоставление денег и товаров в долг на условиях возвратности

за плату в виде процента. Кредитные отношения - это все виды денежных

отношений, возникающих на основе срочности, платности и возвратности, а

также кредит является особой формой движения денежного капитала,

называемого ссудным капиталом.

Среди многообразия возможных вариантов использования денежных средств

выделяется формирование ссудного капитала, которое идет за счет многих

источников. Это: денежные средства, выступающие в виде фонда амортизации и

предназначенные для восстановления основного капитала (фондов); денежные

средства, высвобождаемые в связи с несовпадением по времени продажи

готовых изделий и закупок сырья, топлива и т.д.; денежные средства в

промежутках между поступлением их от реализации продукта и выплатой

зарплаты; денежные доходы и сбережения всех слоев населения; денежные

накопления государства и другие временно свободные денежные средства.

Поскольку в течение определенного времени они не приносят доход, их

выгодно отдать в ссуду, под проценты. Выгодность применения ссудного

капитала определяется ставкой процента. Норма процента определяется

процентным отношением суммы процента к величине ссужаемого капитала.

Конкретным проявлением сущности кредита и его действий в рыночной

экономике является выполняемые им функции.

Перераспределительная функция дает возможность свободные средства

предприятий, домашнего хозяйства, государства аккумулировать и превращать

в ссудный капитал, который передается в за плату во временное пользование.

Через кредитный механизм происходит его размещение в отрасли и сферы,

которые обеспечивают получение большой прибыли.

Замещая в денежном обороте наличные деньги кредитными (векселями,

банкнотами, чеками), кредит способствует широкому развитию безналичных

расчетов и ускоряет обращение денег. Этим он выполняет функцию экономии

издержек обращения.

Контрольная функция кредита заключается в контроле за деятельностью

заемщиков и кредиторов, за использованием полученных средств на

определенные цели, за соблюдением основных принципов кредитования, при

оценке платежеспособности клиентов.

Основные формы кредита:

Коммерческим называют такой кредит, который предоставляется одними

предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Он

возникает тогда, когда покупатель не может сразу за получением товара

расплатиться за него наличными деньгами. В этом случае главным средством

обращения выступает вексель - специальное долговое обязательство,

выдаваемое заемщиком кредитору с указанием места и времени выдачи его,

суммы, а также места и времени платежа.

Коммерческий кредит является основой кредитной системы, ибо обслуживает

движение капитала в сфере производства. Его главная цель - ускорить

реализацию товаров и получить прибыль.

Универсальный характер носит банковский кредит, который предоставляется в

виде денежных ссуд банками и другими специальными кредитными учреждениями.

Заемщиками могут быть и юридические и физические лица, и иностранные

клиенты.

Потребительский кредит предоставляется населению для приобретения товаров

и услуг с рассрочкой платежа. Это может быть и банковская ссуда на другие

потребительские цели.

Ипотечный кредит - это долгосрочный заем под залог недвижимости (земли,

зданий).

Межхозяйственный кредит - предоставление акций, облигаций и других ценных

бумаг, денежных средств различными хозяйствующими субъектами.

Государственный кредит - выпуск облигаций государственного займа и других

ценных бумаг для финансирования бюджетного дефицита и государственного

долга, а также для кредитования различных секторов экономики (жилищное

строительство, инфраструктура и т.д.).

Международный кредит - движение и функционирование ссудного капитала между

странами, их компаниями и банками. Предоставление валютных и товарных

ресурсов идет со стороны

26. Международная торговля. Платежный баланс. Импорт и экспорт.

Международная торговля выступает и формой и средством экономических

отношений субъектов. Здесь следует различать внешнюю торговлю и собственно

международную торговлю. Если внешняя торговля - есть органическая часть

воспроизводственного процесса фирм и государств, то международная -

существует самостоятельно и осуществляется специальными органами, которые

регулируют торговые отношения между странами, управляется законами

мирового рынка.

Поскольку торговля между странами имеет большое значение в развитии

национальных экономик, в более полном удовлетворении потребностей с

наименьшими издержками, то экономисты, естественно, изучали проблему и

разрабатывали соответствующие теории, которые становились научной основой

внешнеторговой политики государств.

Первой такой теорией считается меркантилизм, считавший, что основным

источником богатства страны в форме денег является внешняя торговля.

Меркантилисты обосновывали необходимость осуществления протекционистских

мер со стороны государства. Протекционизм - есть политика защиты интересов

национальных компаний в их конкурентной борьбе с иностранными путем

введения соответствующих таможенных пошлин, квот, выдачи лицензий на

импортируемые товары. Такая политика не только охраняет отечественную

экономику, но и дает источник дополнительных поступлений в гос.бюджет.

С утверждением капиталистической системы хозяйства и связанного с ней

развития мануфактурного, а затем машинного производства национальным

экономикам нужен был не только внутренний, но и мировой рынок, который

обеспечивал свободное перемещение товаров через границы государств. Нужна

была свободная международная торговля. Реализацией ее явилась политика

фритредерства и соответствующая теория внешней торговли. Об этом писали А.

Смит и Д. Рикардо.

Современные неоклассические теории исходили из того, что торговля между

странами зависит от международного разделения труда, совершенной

конкуренции на мировом рынке, равных возможностей всех субъектов рынка;

признают, что предложение всегда рождает спрос и, наконец, экспорт и

импорт способны самоуравновешиваться. По мнению неоклассиков,

международная торговля выгодна прежде всего аграрным странам, поскольку в

их хозяйстве действует закон убывающей производительности земли, а мировой

рынок может регулироваться самими агентами и, прежде всего, международными

компаниями.

Неокейнсианская теория международной торговли основное внимание уделяет

денежному обращению и его роли в развитии мировой торговли, которая не

может саморегулироваться. Более того, страны объективно стремятся к

увеличению экспорта и сокращению импорта, изменение соотношения между ними

осуществляется вывозом капиталов и протекционистскими мерами. Таким

образом в этом случае все большую роль играет регулирование платежного

баланса со стороны государства.

Недостатки обеих рассмотренных выше концепций международной торговли

пытаются устранить Э. Хекшер, Б. Олин, П.Самуэльсон в теории

«международного распределения факторов пр-ва». Авторы этой теории исходят

из того, что в разных странах есть разные факторы пр-ва, в разных

количествах продающиеся по разным ценам. Страны будут производить то, чего

у них много и на что у них низкие цены, а международная торговля

доставляет всем недостающие товары.

В целом международная торговля выступает важным результатом и средством

углубления специализации, повышения производительности труда, а значит

увеличения объемов производства в каждой стране.

Для внешней торговли характерен такой показатель, как торговый баланс,

т.е. соотношение между суммой экспорта и импорта за определенный отрезок

времени. Если в денежной форме экспорт превышает импорт, то торговый

баланс является активным , если же наоборот, то - пассивным , если экспорт

и импорт равны, то - ъ. Иногда используют термин “чистый” экспорт вместо

“баланс”.

Платежным балансом называется соотношение между платежами,

27. Инфляция. Причины возникновения, виды и последствия.

Одним из показателей нестабильности в экономике является инфляция. В

хоз-ве страны в каждый момент находится в движении определенная масса

товаров и услуг, чтобы обеспечить их движение необходима соответствующая

денежная масса, т.е. должно быть соответствие между совокупным

предложением и совокупным спросом. Если совокупный спрос, т.е. способность

государства приобрести необходимый товар, опережает совокупное

предложение, то рынок ответит повышением цен. Т.о. обесценивание денежной

единицы обусловлено появлением излишнего количества денежных средств в

обращении. А это происходит в результате особой экон. политики гос-ва,

которое по каким-то причинам нуждается в большей массе денег, чтобы

осуществлять какие - либо расходы. Для этого оно усиливает эмиссию и т.о.

переполняет денежные каналы. Отсюда можно сделать вывод, что инфляция -

это особая экон. политика гос-ва, которое для выхода из затруднительного

положения допускает в обращение излишнее кол-во денежных знаков, тем самым

нарушает соотношение между совокупным спросом и совокупным предложением,

т.е. нарушает макроэкономическое равновесие.

Причины инфляции:

1. Несоответствие денежного спроса и товарной массы - спрос на товары и

услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для

повышения цен независимо от уровня издержек.

2. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над

потребительскими расходами, порождаемые дефицитом гос. бюджета.

3. Чрезмерное инвестирование, в процессе которого объем инвестиций

превышает возможности экономики

4. Опережающие темпы роста з/пл по сравнению с темпами роста пр-ва и

производительности общ. труда.

5. Госуд. политика цен без учета спроса и предложения.

Виды инфляции:

1.В зависимости от глубины гос. регулирования экономики инфляция может

протекать в явной или подавленной форме. Процесс инфляции в явной или

открытой форме проявляется в росте цен, снижении курса нац. валюты и т.д.

подавленная инфляция протекает с скрытой форме и проявляется в снижении

качества продукции, изменении структуры ассортимента, увеличении дефицита

в экономике.

2.В зависимости от объекта исследования различают национальную,

региональную и мировую инфляцию.

3.В зависимости от темпов роста цен:

до 10% в год - умеренная или ползучая инфляция. Про росте 200% в год -

галопирующая и свыше 200% - гиперинфляция.

4.В зависимости от способности гос-ва воздействовать на инфляционный

процесс она подразделяется на контролируемую и неуправляемую.

Последствия инфляции:

1. высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют

пленирование деятельности фирм и домохозяйств (особенно в долгосрочном

периоде). В результате увеличивается

неопределенность и риск ведения бизнеса.

2. Уменьшается уровень политической стабильности общества, растет

социальная напряженность.

3. Высокие темпы роста цен приводят к снижению конкурентной способности

нац. товаров. В результате увеличивается импорт и уменьшается экспорт,

растет безработица.

4. Возрастает спрос на стабильную иностранную валюту. Увеличивается

утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке.

5. Снижается реальная стоимость сбережений, накоплений в денежной форме,

повышается спрос на реальные активы.

Изменяется структура и уменьшаются реальные доходы гос. бюджета,

возрастает бюджетный дефицит и гос. долг.

28. Государственный бюджет: сущность и структура. Дефицит госбюджета.

Институциональными формами, посредством которых осуществляется движение

финансов общества, являются государственный бюджет и внебюджетные фонды

(средства) - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и

не включенные в государственный бюджет.

Как и финансовая система, бюджетная система государства многоступенчата и

зависит от административно-территориального устройства страны. В России

есть федеральный бюджет (государственный бюджет), бюджеты субъектов РФ и

местные бюджеты.

Часто под местными подразумевают все бюджеты, кроме бюджета центрального

правительства. Между ними существуют довольно сложные отношения, связанные

с общефинансовой ситуации в России, с особенностями

социально-экономического развития тех или иных групп регионов, их

природно-географической спецификой, с различным политико-административным

статусом субъекта федерации; а также наличием сложных межбюджетных

отношений, связанных с разделом источников бюджетных доходов,

финансированием местных бюджетов со стороны правительства России путем

перераспределения средств в масштабе страны. Гос.бюджет представляет

собой, т.о., не только бюджет центрального правительства, но совокупность

бюджетов всех уровней гос-ых административно-территориальных властей

(консалидированный бюджет).

Гос.бюджет - это годовой план гос-ых расходов и источников их финансового

покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается

законодательным органом. По завершении финансового года полномочные

представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по

мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в

предыдущем году закона о бюджете.

По форме гос. бюджет представляет из себя таблицу, в которой с левой

стороны обозначены статьи доходной части бюджета, а с правой - статья

расходов.

Во-первых - это финансовый план гос-ва, сопостовляющий ожидаемые доходы и

расходы.

Во-вторых, огромные суммы, концентрирующиеся в бюджете, позволяют гос-ву

проводить активную экономическую и социальную политику.

В-третьих, посредством гос. бюджета решаются вопросы взаимоотношений

основных групп, насителей различных социально-экономических интересов в

стране, на основе бюджетного компромиса.

В-четвертых, именно посредством гос.бюджета проводится внешнеэкономическая

и военно-политическая стратегия укрепления международного авторитета

страны и ее интеграции в международное экономическое и военнополитическое

сообщество.

Среди гос-ых расходов на первом месте в бюджетах стран с развитой рыночной

экономикой находятся расходы на социально-культурные нужды. Второе место в

бюджетных расходах занимают расходы на национальную оборону. На третьем

месте в расходных статьях бюджета любой страны - затраты на

фундаментальную науку и содействие НТП, на поддержку промышленности,

энергетики, строительства, с/х и других отраслей материального

производства.

Из гос.бюджета огромные денежные средства идут на выплату пенсий и

пособий, на содержание и развитие образования,

на поддержку предпринимательства, физкультуры и спорта.

Следует обратить внимание на то, что как расходная часть бюджета, так и ее

структура всецело зависят от доходной части гос.бюджета, которая

формируется за счет трех основных источников:

1) налогов, 2) гос-ных внутренних и внешних займов, 3) эмиссии денег.

Среди этих источников наибольшее значение в странах с развитой рыночной

экономикой принадлежит налогам.

Нулевой баланс доходов и расходов гос.бюджета - одна из сложнейших

политико-экономических проблем для любого гос-ва. Бюджет только тогда

сбалансирован, когда расходы бюджета равны его доходам. Добиться этого не

удается практически ни одному из правительств как в странах с рыночной

экономикой, так и странам иной ориентации. Этого практически не могли

достигнуть как в социалистической, так и в постсоциалистической России

Бюджетный дефицит, будучи отражением состояния соц.-эк. ситуации в стране,

покрывается многочисленными методами и способами, среди которых можно

выделить 2 основных. Первый - финансирование бюджетного дефицита

государственными внутренними и внешними займами. Они осуществляются в виде

продажи государственных ценных бумаг, займов из внебюджетных фондов

(например, из фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в

порядке получения кредитов у банков.

Второй способ покрытия дефицита бюджета - дополнительная эмиссия денег.

Данный способ особенно неэффективен, ибо его последствия общеизвестны -

неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных

инвестиций, раскручивается спираль цены - зарплата, обесцениваются

сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

Гос-ые займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное

негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных

ситуациях правительство может прибегнуть к принудительному размещению

гос-ных ценных бумаг и, тем самым, нарушает рыночную мотивацию

деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если даже

правительство создает достаточные стимулы для приобретения физическими и

юридическими лицами правительственных ценных бумаг, то гос-ные займы,

мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают

возможности получения кредита частными фирмами. Борьба с бюджетным

дефицитом наиболее успешной может быть при условии, что расходы бюджета не

превышают его доходы, что теоретически бесспорно, а практически

труднорешимая проблема.полученными страной из-за границы, и платежами

осуществленными страной за границей за определенный период, включая

торговый баланс. Платежный баланс тоже может быть активным и пассивным.

Структура экспорта и импорта определяется уровнем развития страны и

выражается долей в объеме экспорта или импорта сырья (сырьевой) или

наукоемкой продукцией. По этому показателю страны разделены на слабые и

развитые. Для характеристики экспорта-импорта страны используются

показатели: а) объем внешнеторгового оборота на душу населения за год;

б) экспорт на душу населения;

в) экспортные и импортные квоты, т.е. отношение экспорта и импорта к ВВП.

Эти показатели характеризуют уровень открытости экономики.

частных фирм, банков, государственных валютно-кредитных и финансовых

организаций.

С точки зрения сроков предоставления различают долгосрочный кредит - на

срок более одного года, он обслуживает движение основного капитала

(фондов) на цели расширенного воспроизводства; краткосрочный кредит

обслуживает кругооборот оборотных средств и в основном предоставляется на

срок до одного года. Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для

пополнения резервов коммерческих банков.

Важным элементом кредитного механизма служат принципы кредитования,

отражающие сущность и функции кредита. К ним относятся: возвратность,

срочность, платность, целевое назначение и обеспеченность ссуд

товарно-материальными ценностями.

Реализация функций кредита, форм и методов, принципов кредитования

осуществляется через кредитную политику государства. Ее рассматривают как:

1) совокупность кредитных отношений (форм и методов кредита в пределах

одной страны); 2) совокупность кредитных учреждений (финансово-кредитных

институтов ), которые аккумулируют и предоставляют временно свободные

денежные средства на основе принципов кредитования.

Кредитные организации, а среди них в первую очередь банки, осуществляют

самые различные операции (расчетные, платежные, кредитные), а также сделки

(факторинговые, трастовые и лизинговые и др.).


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.