реферат скачать
 

Функции денег, антиинфляционная политика государства

спроса, реакцией на что будет возрастание предложения, а значит, и

производства товаров без повышения цен. Они считали, что увеличение

денежной массы может быть наиболее эффективным в условиях:

1) относительно свободной конкуренции на рынке. В таких условиях

предприниматели под влиянием дополнительного спроса будут заинтересованы в

расширении производства товаров даже опережающими темпами;

2) наличия на рынке резервов средств производства и рабочей силы;

3) свободного движения ссудного процента под влиянием спроса и

предложения на денежном рынке, которое дает возможность снижать его при

выпуске в обращение дополнительной массы денег. Это, в свою очередь,

приводит к возрастанию инвестиций и ослаблению инфляционного давления

излишка денег на товарных рынках.

Кейнсианская идея регулируемой инфляции широко использовалась на

практике в 50—60-ые г.г. в большинстве стран рыночной экономики. На ее

основе оправдывалось форсирование государственных затрат, возрастание

бюджетных дефицитов, что стало хроническим явлением. Практиковалась

политика кредитной экспансии, либерализация доходов и цен и т.п.

Экономическая мысль предостерегала практику не столько от

инфляционной угрозы, сколько от угрозы кризисного спада и депрессии,

снижения платежеспособного спроса, то есть поддерживала идеи регулируемой

инфляции. При возникновении признаков экономического кризиса и в период

депрессии проводились инфляционные мероприятия. В период же «перегрева»

экономики использовались антиинфляционные мероприятия и разрабатывались

специальные «планы стабилизации».

Тем не менее, уже с начала 70-х годов в большинстве стран с развитой

рыночной экономикой начался быстрый рост цен, инфляция приблизилась к

галопирующему уровню. Если в 1956— 1965 гг. среднегодовые темпы роста

розничных цен составляли в США 1,7%, в Англии — 3,1%, во Франции — 5,0%, в

Италии — 3,4%, то в 1974—1991гг. — соответственно 9,3%, 15,8%, 10,5% и

17,9%. Такие изменения были обусловлены рядом объективных процессов,

которые исключили возможность регулирования инфляции в соответствии с

кейнсианскими идеями.

Это во-первых, чрезвычайное разбухание государственных затрат,

вследствие чего мероприятия правительств относительно их сокращения с целью

преодоления инфляции не могли быть эффективными.

Во-вторых, сфера обращения во всех странах была переполнена денежной

массой, и инфляция достигла своей «критической точки».

В-третьих, успешное послевоенное развитие экономики привело к

созданию больших монополий, высокой монополизации производства и рынка, что

деформировало свободное действие механизма ценового равновесия.

В-четвертых, в этот период заострился экологический и энергетический

кризис, который значительно ухудшил условия производства и привел к

возрастанию производственных затрат. Перенести дополнительные затраты на

трудящихся не удалось благодаря организованности профсоюзов. Поэтому

предприниматели не только не смогли заморозить заработную плату, а были

вынуждены повышать ее по мере роста цен. Началось мощное раскручивание

спирали «зарплата — цены», которое обусловило галопирующий характер

инфляции.

В новых условиях кейнсианская идея регулируемой инфляции подвергалась

серьезной критике со стороны представителей монетаристской школы. Главный

недостаток ее усматривался в том, что кейнсианцы не учли в своих оценках

такого следствия инфляционных мероприятий правительства как сознательная

реакция экономических агентов (предпринимателей и нанимаемых работников) на

будущую инфляцию. Так, М. Фридман выдвинул положение о «естественном уровне

безработицы», который определяется условиями, существующими на рынке

рабочей силы, и не может быть изменён извне. Если же политика правительства

будет направлена на проведение мероприятий по уменьшению естественного

уровня безработицы, то это, как правило, должно привести к галопирующей

инфляции. Ведь предприниматели, прогнозируя рост цен, застрахуют свои

доходы в деловых контрактах, трудовых соглашениях и т.п. Поэтому ожидаемое

правительством перераспределение доходов и усиление стимулирования

производства не произойдет. В таких условиях правительство будет вынужденно

расширять спрос сверх тех размеров, которые ожидаются предпринимателями, а

это — прямой путь к раскручиванию инфляционной спирали. Положительный

эффект от таких действий правительства может быть лишь краткосрочным. В

долгосрочном плане они содержат в себе угрозу гиперинфляции.

Еще дальше пошли представители монетаристской школы «рациональных

ожиданий» (Р. Лукас, Н. Уоллес, Т. Сарджент). По их мнению, экономические

субъекты могут предусмотреть любые регулирующие мероприятия правительства

(«рациональные ожидания») и защитить свои доходы от их влияния. Главный

вывод монетаристской доктрины заключается в том, что стабилизационная

политика не может быть эффективной и от нее следует отказаться, а рыночная

система самая в состоянии поддерживать себя в постоянном равновесии, как бы

на нее не старались влиять.

На практике политика контролируемой инфляции испытала крах и с начала

70-х г.г. трансформировалась в антиинфляционную политику, к которой были

вынуждены перейти правительства большинства стран. Новая идея относительно

регулирования инфляции получила название антиинфляционной политики.

Антиинфляционная политика большинства стран с развитой рыночной

экономикой проводится по нескольким направлениями — дефляционная политика

(урегулирование спроса) и политика доходов. Следует отметить, что

антиинфляционная политика может проводиться по обоим направлениям

одновременно.

Дефляционная политика включает ряд методов по ограничению

платежеспособного спроса через финансовый и кредитно-денежный механизм. Для

того чтобы уменьшить поступления лишних денег в обращение, сокращаются

затраты государственного бюджета, прежде всего на субсидии предприятиям,

социальные потребности, инфраструктуру, на потребности военно-промышленного

комплекса. С целью изъятия из обращения лишних денег, которые поступили

туда раньше, широко используется усиление налогового давления на доходы.

Тем не менее, мобилизованные в бюджет через налоги средства могут снова

поступать в обращение в виде государственных затрат. Чтобы этого не

произошло, необходимо реально уменьшать бюджетные затраты, прежде всего

непроизводственного назначения. Для изъятия части лишних денег форсируется

выпуск государственных займов.

Важным инструментом дефляционной политики являются кредитная

рестрикция и прямое лимитирование выпуска денежной наличности в обращение.

Повышая учетную ставку центрального банка, регулируя процентные ставки по

пассивными и активными операциям коммерческих банков, увеличивая норму

обязательных резервов и другими методами, государство сокращает банковское

кредитование экономики и этим сдерживает возрастание денежной массы и

платежеспособного спроса. Практикуется прямое государственное лимитирование

возрастания кредитных вложений и наличной денежной массы в обращение,

контроль центрального банка за обоснованностью выдач коммерческими банками

займов на большие суммы.

Политика дефляции при последовательном и жестком ее проведении может

дать желательный антиинфляционный эффект, тем не менее, реализация ее

связана с определенными трудностями, поскольку усиливает социальное

напряжение в обществе, вызывает угрозу экономических спадов и уменьшение

занятости. Поэтому правительствам нередко приходится маневрировать,

оперативно изменяя дефляционные методы инфляционными.

Политика доходов предусматривает государственный контроль над

заработной платой и ценами. Такой контроль может сводиться к фиксации

зарплаты и цен на определенном уровне («замораживание»), или установление

темпов их возрастания в определенных границах. Этот метод широко

использовался в Советском Союзе. В странах Запада далеко не все

правительства решались применять его, учитывая возможные отрицательные

социальные последствия, ведь замораживание цен — это прямое вмешательство в

частное предпринимательство и в сферу рынка, которое приводит к деформации

действия его механизма. Первым отрицательным следствием этого является

появление товарного дефицита. Замораживание же зарплаты ставит в

затруднительное положение трудящихся, вызывает их неудовольствие

правительственной политикой, усиливает социальное напряжение.

Под влиянием неомонетаристских идей большинство стран Запада

отказались от прямого вмешательства в цены и зарплату и направили свои

антиинфляционные мероприятия на создание благоприятных условий для действия

законов рынка и всяческое стимулирование частного предпринимательства. Это,

в частности, проведение жесткой антимонопольной политики, поощрение

рыночной конкуренции, сокращение государственной поддержки малорентабельных

и слабо конкурентных предприятий и областей, введение гибкой налоговой

политики, стимулирующей предпринимательскую активность и возрастание

денежных сбережений населения. Все эти мероприятия положительно влияли на

развитие производства, повышение его эффективности и производительность

труда. Благодаря этому страны Запада с начала 80-х г.г. смогли преодолеть

галопирующую инфляцию и ввести ее в границы «ползучей». На таком приемлемом

для нормального экономического развития уровне они удерживали инфляцию до

конца 80-х и на протяжении 90-х г.г. преимущественно методами дефляционной

политики.

Опыт государственного регулирования инфляции, накопленный развитыми

странами на протяжении 60—90-х г.г. с учетом кейнсианских и монетаристских

рекомендаций, имеет большое значение для экономической теории и практики.

Во-первых, инфляция может легко превратиться из контролируемой в

неконтролируемую, достичь галопирующих темпов и привести к тяжелым

экономическим и социальным последствиям. Поэтому более надежной оказалась

четко выраженная антиинфляционная политика.

Во-вторых, антиинфляционная политика дает тем больший эффект, чем

меньше она прибегает к прямому вмешательству в производство, чем лучше

условия создаются в стране для развития предпринимательства и действия

рыночного механизма. Поэтому она не может ограничиваться дефляционными

мероприятиями, а должна быть комплексной, включать и мероприятия,

направленные на всестороннее содействие развитию производства на рыночных

основах.

В-третьих, антиинфляционная политика может вызвать определенное

напряжение в экономике и неудовольствие определенных сил, которые надеялись

на финансовую поддержку со стороны государства и не получили ее. Поэтому

проведение такой политики требует от ее творцов значительного мужества и

политической воли, определенных жертв со стороны общества.

43. Договорные финансово-кредитные учреждения.

Небанковские финансово-кредитные учреждения являются финансовыми

посредниками денежного рынка и осуществляют аккумуляцию сбережений и

размещение их в доходные активы: ценные бумаги и кредиты (преимущественно

долгосрочные). В своей деятельности они имеют много общего с банками:

• функционируют в одном и том же секторе денежного рынка, что и

банки, — в секторе опосредствованного финансирования;

• формируя свои ресурсы (пассивы), они выпускают, подобно банкам,

долговые обязательства которые могут реализовываться на рынке как

дополнительный финансовый инструмент;

• размещая свои ресурсы в доходные активы, они покупают долговые

обязательства, создавая, подобно банкам, собственные требования к другим

экономическим субъектам, хотя эти требования менее ликвидные и более

рискованные, чем активы банков;

• их деятельность не связанна с теми операциями, которые признанны

как базовые банковские. Если законодательство отдельных стран разрешает

выполнять подобные операции некоторым из таких учреждений, то рано или

поздно последние подпадают под требования банковского законодательства и

получают статус банков;

• их деятельность является узко специализированной. Специализация

небанковских посредников осуществляется по двум критериями:

1) по характеру привлечения свободных денежных средств кредиторов;

2) по дополнительным услугам, которые предоставляют финансовые

посредники своим кредиторам.

Формирование денежных ресурсов небанковских финансово-кредитных

учреждений имеет ту особенность, что оно не является депозитным, то есть

переданными им средствами собственники не могут воспользоваться так же

свободно, как банковскими чековыми вкладами. Как правило, эти средства

вкладываются на продолжительный, заранее определенный срок. Чем

продолжительнее этот срок, тем с большими рисками связанно такое размещение

и тем выше доходы оно должно приносить.

Не депозитное привлечение средств может осуществляться двумя

способами: на договорных началах и путем продажи посредником своих ценных

бумаг (акций, облигаций). В соответствии с этим эти посредники делятся: на

договорных финансовых посредников[4], которые привлекают средства на

основании договора с кредитором (инвестором), и на инвестиционных

финансовых посредников[5], которые привлекают средства через продажу

кредиторам (инвесторам) своих акций, облигаций, паев и т.п.

Договорные финансовые посредники.

Страховые компании — это финансовые посредники, которые

специализируются на предоставлении страховых услуг, их деятельность состоит

в формировании на основании договоров с юридическими и физическими лицами

(через продажу страховых полисов) специальных денежных фондов, из которых

осуществляются выплаты страхователям денежных средств в обусловленных

размерах в случае наступления определенных событий (страховых случаев).

Спрос на страховые услуги предопределяется тем, что у экономических

субъектов (юридических и физических лиц) постоянно существует угроза

наступления каких-то неблагоприятных, а то и катастрофических событий,

которые приводят к значительным финансовым потерям (смерть, болезнь или

увольнение с работы члена семьи, работа которого была основным источником

дохода; гибель имущества от пожара; авария автомобиля и т.п.). Покрыть эти

потери из текущих доходов практически невозможно, накапливать для этого

средства на депозитных счетах сложно. Страхование является наиболее

выгодным возмещением таких потерь, поскольку сумма его может быть больше

страховых взносов.

С развитием техники и технологии, ухудшением экологической ситуации

вероятность наступления таких событий возрастает. Поэтому страховой бизнес

в странах с развитыми рыночными экономиками успешно развивается, создавая

банкам мощную конкуренцию в борьбе за сбережения населения.

Страховые компании условно делятся на компании страхования жизни и

компании страхования имущества и от несчастных случаев. Методы работы у них

одинаковые: продавая страховые полисы, они мобилизуют определенные

средства, которые размещают в доходные активы. Из доходов от этих активов

они покрывают свои операционные затраты, получают прибыли. Из

мобилизованных средств эти компании создают резервы для выплаты возмещения

при наступлении страховых случаев. Отличие между ними состоит в способах

размещения мобилизованных средств в доходные активы.

Компании по страхованию жизни имеют возможность довольно точно

определить коэффициент смертности населения и спрогнозировать распределение

своих выплат по страховым полисам во времени. Это дает им возможность,

преобладающую часть своих резервов размещать в долгосрочные, наиболее

доходные активы — облигации и акции корпораций, долгосрочные депозиты и

т.п.

Компании по страхованию имущества и от несчастных случаев страхуют от

случаев, наступление которых значительно менее прогнозируемое, чем

смертность населения. Поэтому они не могут размещать свои резервы в такие

же активы, как компании по страхованию жизни, а вынуждены ограничиваться

преимущественно ценными краткосрочными бумагами (государственными,

муниципальными) и только частично инвестировать в долгосрочные облигации

или акции.

Страховые компании в развитых странах мобилизуют огромные финансовые

ресурсы и являются главными поставщиками долгосрочных капиталов на денежном

рынке. Кроме ценных долгосрочных бумаг, они могут вкладывать свои ресурсы в

ипотечные займы, в долгосрочные займы под залог недвижимости и т.п.

Страховой бизнес в Украине в середине 90-х годов развивался довольно

интенсивно. Количество страховых компаний превышало количество коммерческих

банков. Тем не менее, страховые компании столкнулись с той же трудностью,

что и банки. Экономический кризис резко сократил спрос на страховые услуги,

а хроническая инфляция, слабость банковской системы, неразвитость рынка

ценных бумаг создают большие трудность относительно сохранения

мобилизованных средств и их размещения в доходные активы. Поэтому в

последние годы страховые компании в Украине начали свертывать свой бизнес,

а количество их заметно сократилось.

Пенсионные фонды — это специализированные финансовые посредники,

которые на договорной основе аккумулируют средства юридических и физических

лиц в целевые фонды, из которых осуществляются пенсионные выплаты гражданам

после достижения определенного возраста. По механизмам функционирования они

напоминают компании страхования жизнь. Взносы в фонд осуществляются

систематически на протяжении продолжительного времени, в результате чего

накапливаются большие суммы денежного капитала. Поскольку сроки выхода на

пенсию известны, фонд легко может спрогнозировать размеры пенсионных выплат

во времени и соответственно разместить свободные средства в доходные

долгосрочные активы (корпоративные облигации, акции, государственные ценные

бумаги, долгосрочные кредиты). Надежное и доходное размещение средств фонда

является залогом его успешного функционирования. За счет дополнительных

доходов пенсионные фонды не только покрывают свои операционные затраты, а и

выплачивают пенсии свыше суммы пенсионных взносов.

Пенсионные фонды бывают государственными и частными.

Государственные фонды, как правило, создаются по инициативе

центральных и местных органов власти. Вклады в них осуществляются путем

начислений на заработную плату всех или определенных категорий работников,

или же отчислений из соответствующих бюджетов. Размещение средств этих

фондов осуществляется преимущественно в государственные ценные бумаги.

Частные пенсионные фонды создаются, как правило, по инициативе

определенных фирм, страховых компаний и т.п. для выплат пенсий и помощи

своим работникам. Средства их формируются за счет отчислений из заработной

платы работников, отчислений из прибыли при её распределении, из доходов от

размещения средств в активы. Частные фонды могут существовать как

самостоятельные структуры, а могут управляться корпорациями, которые их

создали, или по их поручению коммерческими банками, трастовыми или

страховыми компаниями. Преобладающая часть средств этих фондов размещается

в ценные бумаги тех фирм, которые их создали.

Ломбарды — финансовые посредники, которые специализируется на выдаче

ссуд населению под залог движимого имущества. Средства ломбардов

формируются за счет взносов основателей, прибыли от его деятельности,

выручки от реализации заложенного имущества. Они могут пользоваться

банковским кредитом. Отношения между ломбардами и заемщиками оформляются

специальными документами (ломбардными квитанциями), которые имеют статус

соглашения между сторонами и дают основания относить ломбард к группе

договорных финансовых посредников.

Лизинговые компании — финансовые посредники, которые специализируются

на приобретении предметов продолжительного пользования (транспортных

средств, оборудования, машин и т.п.) и передачи их в аренду фирмам-

арендаторам для использования в производственной деятельности, которые

постепенно платят их стоимость на протяжении определенного срока (5-10 и

больше лет). Оформляются лизинговые соглашения договорами аренды. Ресурсы

лизинговых компаний формируются из собственного капитала и банковских ссуд.

Особенностью лизингового посредничества является то, что в нем кредитование

осуществляется в товарной форме и имеет долгосрочный характер, который

очень удобен для заемщиков.

В Украине лизинг развит слабо, но имеет хорошие перспективы в

условиях экономического роста, в особенности в сельском хозяйстве, малом и

среднем бизнесе.

Факторинговые компании (факторы) — финансовые посредники, которые

специализируются на купле у фирм права на требование долга. Эти права

существуют, как правило, в виде дебиторских счетов за поставленные товары,

выполненные работы, предоставленные услуги. Уплату по этим счетам при

наступлении сроков получает факторинговая компания. Оформляется такая

операция специальным договором между фактором и его клиентом, который

продает свои требования.

Факторинг является сложной финансовой операцией, в которой

объединяются элементы кредитования с посредническими услугами. Поэтому

доход от факториноговой операции формируется из двух частей — из процента

на выплаченную клиенту сумму и комиссию, которая рассчитывается на сумму

купленных у клиента расчетных документов. Срок такого кредита довольно

короткий, поэтому уровень процента по нему невысокий. Однако большие суммы

платежных документов, которые покупаются, и взыскание комиссии на всю их

сумму обеспечивают достаточные доходы, чтобы развивать этот бизнес. Такие

компании обычно создаются при банках и широко пользуются ссудами этих

банков для осуществления своих операций. Отдельные банки самостоятельно

выполняют такие операции для своих клиентов.

В Украине факторинговый бизнес начал активно развиваться в 1990—1992

гг. Сначала банки предоставляли факторинговые услуги, а затем было создано

несколько факторинговых компаний. Но с углублением платежного кризиса этот

бизнес стал чрезвычайно рискованным и был свернут. В перспективе, возможно,

его возрождение, но масштабы развития будут зависеть от состояния платежной

дисциплины в экономике и от развития краткосрочного банковского кредита на

платежные потребности клиентов типа овердрафт.

Узкая специализация, разнообразие инструментов, условий и методов

мобилизации и размещения денежных средств делают сферу функционирования

небанковских финансовых посредников очень благоприятной для финансовых

новаций, для разработки, испытания и внедрения новых финансовых

инструментов. Довольно сказать, что многие из рассмотренных выше структур

возникли и приобрели широкий размах лишь в XX ст. Динамическое развитие

экономики, денежного рынка и финансового менеджмента обусловит появление

новых финансовых инструментов и посредников в будущем.

Список литературы

1. Л.Пруссова, Экономика в вопросах и ответах, Київ, “Експрес-

об’ява”, 1998 р.

2. М.І.Савлук, А.М.Мороз та ін., Гроші та кредит, Київ, 2001 р.

Мнения и благодарности отправлять по адресу: galla@i.kiev.ua

ВЛАД

-----------------------

[1] Масштаб цен – исторически обусловленный элемент денежной системы,

который определяет весовое содержание в денежной единице металла,

выполняющий в соответствующий период роль денег.

[2] Указанная зависимость между массой денег в обращении и суммой товарных

цен называется экономическим законом денежного обращения.

[3] Наиболее часто инфляцию трактуют как обесценивание денег через рост

цен или просто как процесс роста цен.

[4] Внутри группы договорных посредников выделяют: страховые компании;

пенсионные фонды; ломбарды, лизинговые и факторинговые компании.

[5] Внутри группы инвестиционных посредников выделяют: инвестиционные

фонды; финансовые компании; кредитные общества, союзы и т.п.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.