реферат скачать
 

Финансы Украины (Шпаргалка)

перестройке эк-и, содержанию органов управления и др, кажд из которых имеет

самост значение. Все напр-ия и виды расход-ия обесп-ся необх источниками

финансир-ия, кот-ми могут быть собств ср-ва субъектов хозяйст-ия, кредиты

банков, гос или частные инвестиции, бюдж ассигнования. Определ конкр

источников финанс-ия (собств, заемные или бюдж-ые) должно произв-ся в проц

бюдж планирования.

Важн особен-тью бюдж процесса явл то, что бюдж планир всегда бывает

конкретным и адресным, и имеет в своей основе конкретных исполнителей (юр

лиц). Поэтому расходн часть бюджета предст собой свод бюдж назначений

конкретным министерствам и управлениям (отделам) исполнит комитетов местн

органов власти. Эти назначения носят название бюдж кредитов - это ср-ва,

предоставляемые министерствам, ведомствам, объединениям, отделам исполкомов

местных советов на цели, предусм-ые фин планом или сметой. Он имеет строго

целевое назначение и предоставл-ся в завис от наличия средств на текущем

счете соответств бюджета, с учетом действит потребн-ей в бюдж ассигн-ях и

освоения ранее отпущ-ых ср-в.

Открытие бюдж кредитов фин органами происх путем перечисления бюдж ассигн-

ий, принятых на год, на счета главных (руководителей министерств, ведомств,

объединений, отделов исполкомов местн советов, распределяющие бюдж ассигн-

ия между нижестоящими распорядителями кредитов - между руководителями

подчиненных органов и подведомственных пп-й, орган-ий, учр-ий)

и нижест распорядителей кредитов.

Гл распорядители кредитов имеют право раходовать бюдж ср-ва на содержание

возглавл-го ими учреждения, на централиз меропр-ия, осуществл-ые непосредст-

но этим учр-ем, а также распределять предост-ые им бюдж ассигн-ия между

нижестоящ распорядителями кредитов.

Нижестоящ распорядители могут использ-ать выделенные им кредиты для нужд

собств-ых (подчи-ненных им) учреждений и распределять кредиты между ними.

Открытие кредитов предст собой документ оформление фактич права гл

распорядителей кредитов расходовать с бюдж счетов в учреждениях банков

средства, выделенные по соответствующ бюджетам.

Кажд бюдж кредит имеет строго целев назнач. Обязат услов открытия кредита

явл наличие утвержд-ых фин планов для хоз субъектов и смет затрат для бюдж

учреждений. Кредиты открыв отдельно на кажд раздел, характериз ту или иную

отрасль (медицина, просвещение, упр-ие, прокуратура и суд и др).

№35. Сущность гос доходов. Осн статьи доходов госбюджета Укр

В составе централиз госдоходов гл место занимают доходы бюджета, за счет

которых обеспеч-ся решение эк и соц задач развития обществ пр-ва.

Под доходами госбюджета понимают эк отношения, возникающие у гос-ва с пп-

ми, фирмами, корпорациями, банками, страх организ., фин компаниями, а также

с гражданами, в проц формир-ия централиз бюдж фонда страны. Формой

проявления этих эк отношений служат разл виды платежей пп-й, организаций и

населения в госбюджет, а их мат-веществ воплощением - ден ср-ва,

мобилизуемые в бюдж фонд. Бюдж доходы, с одной стор, явл результатом распр-

ия стоимости общест продукта между разл участниками воспроизводств

процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распр-ия

сконцентрированной в руках гос-ва стоимости, ибо последняя использ-ся для

формир-ия бюдж фондов территор-го, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюдж доходов, формы мобилизации ден ср-в в бюджет зависят от системы

и методов хозяйст-ия, а также от решаемых обществом эк и соц задач.

Доходная часть госбюджета Укр формир-ся за счет налогов и неналоговых

поступлений. В соотв-ии с законом Укр “О системе налогообл-ия” в Укр

взымаютя:

А. Общегос налоги, сборы и др обязат платежи: 1) НДС, 2) акцизн сбор, 3)

налоги на прибыль пп-й, 4) подоходный налог с граждан, 5) гос пошлина, 6)

плата за землю, 7) плата за специ ипольз-ие прирдн рес-ов, 8) взносы в фонд

содейст занят насел, 9) взносы в Ф Черн, 10) взносы в пенс Ф, 11) взносы в

гос иннов Ф.

Б. Местн налоги, сборы и др обяз платежи.

Доходная часть бюджета не явл величиной постоянной. Так, с 1990 по 1995 г.

доходы бюджета, выраженные в абсолютном значении и в %-ах к валов. внутр.

прод. (ВВП) существенно менялись. За этот период произошло значит повышение

уд.веса доходов бюджета в ВВП.

Структура доходов госбюджета также претерпела существенные изменения. Из

года в год происходит усложнение структуры дох.бюджета за счет пополнения

его новыми видами налогов , сборов и платежей, а также неналог.

Поступлений. Так, в 1995 г. в доходную часть бюджета внесены новые статьи

дохода - плата за спец.использ.недр при добыче полез.ископ., рентная плата

за нефть и газ., кот.добываются на Украине, поступления от реализации

драг.металлови т.д.

Из всех статей доходов гос бюджета Укр в последние годы занимают налоги. В

структуре налогов первостеп знач имеет НДС; также все большую роль играет

акцизный сбор, налог на прибыль, земельный налог.

Однако, наблюдается устойч тенденция к сокращению доли налогов в общем V

доходов госбюджета Укр. Вместе с тем возрастает знач неналоговых

поступл.:доходов от ВЭД, платы за использ водных и др природ рес-ов, недр

страны, рентной платы, что способствует бережному отношению к нац богатству

страны. Также в доход части бюджета выдел целев гос фонды (указанные выше).

Фонды имеют целевое назначение, т.к. в той же сумме, в кот.они поступают в

бюджет, они расходуются на определенные цели.

№36. Сущность гос расходов. Осн направления расхода бюдж ср-в

Расходы госбюджета - это эк отн-ия, проявл-ся в обществе в связи с рапср-ем

фонда централиз ден ср-в гос-ва и его использ-ем по отрасл, целевому и

регион назначен. В расходах бюджета находят свое выраж две стороны единого

распред-го процесса: расщепление бюдж фонда на составн части и формир-ие

ден фондов целев назнач-ия у пп-й, орг-ий и учр-ий мат пр-ва и непроизв

сферы, получ-их бюдж ассигн-ия. С целью выяснения роли и знач многообр бюдж

расходов их классифицируют по опред признакам: по роли в обществ воспроиз-

ве; обществ назначению; отраслям пр-ва и видам деят-ти; целевому

назначению.

По роли в обществ пр-ве расходы госбюджета подразд на две части: одна

связана с развитием мат пр-ва, совершенс-ем его отрасл структуры, др

использ на содержание и дальнейш развитие непроизв сферы. С пом бюдж

расходов гос-во может регулир распр-ие ср-в между мат пр-ом и непроизв

сферой в соотв-ии с потребностями в обл эк и соц развития: оказывать

стимулир воздействие на развитие приорит отраслей эк-и и видов производств,

осуществлять структурную перестройку обществ пр-ва, добиваться ускорения

НТП, перетворять в жизнь инновац политику и т.д. Бюдж расходы в силу

перераспред-ых ф-ций бюджета играют реш роль в гос обеспечении и гос

регулировании эк-и страны.

Группировка расходов по их обществ назначению непосредственно отраж

выполняемые гос-ом ф-ции: политич, эк, соц, оборонные и т.д. В соотв-ии с

обществ назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на группы:

1) н/х, 2) соц-культ меропр-ия, 3) оборона, 4) управление, 5) внешнеэк деят-

ть, 6) соц защита населения.

В основу отраслевой группировки расходов бюджета положено общепринятое

деление эк-и на осн отрасли и сферы деят-ти. Исходя из этих принципов

расходы в произв сфере подразд-ся на развитие промышл-ти, с/х, транспорта,

связи и т.д.; в непроизв сфере - по отраслям и видам обществ деят-ти - на

образование, медицину, науку, соцзащиту насел, госуправление и др.

Отраслевое деление расходов позвол регулировать межотрасл пропорции в распр-

ии бюдж ассигн-ий и, корректируя их, добиваться необх сдвигов в отрасл

структуре общест пр-ва.

В бюдж процессе Укр сохран-ся целевое назначение выделяемых ассигн-ий, кот

отражают конкр виды затрат, финансируемых гос-ом. Так, в составе расходов

на н/х выдел-ся затраты на капвложения, дотации, операц расходы. Классиф-ия

расходов по целевому назначению явл-ся предпосылкой для осущест-ия фин

контроля за использ-ем фин ср-в.

Наряду с эк классиф-ей существует организац группировка госрасходов. В ее

основе лежит распр-ие ассигн-ий по целевым программам и уровням управления.

В госбюджете Укр выдел-ся ср-ва на финансир-ие нац космической программы,

нац программы исследования и использ-ия ресурсов Азово-Черноморского

бассейна, нац программы улучшения безопасности, произв сферы и др.

В соотв-ии с уровнем госуправления расходы консолидир-го госбюджета Укр

делятся на: расходы госбюджета, расх бюджета авт респ Крым и расх местн

бюджетов.

№37. Осн доходные источники местных бюджетов

Сущность функцион-ия внутрибюдж отношений позаол определить местн бюджеты

(МБ) как совокуп-ть форм организации бюдж отн-ий, посредством которых часть

бюдж ресурсов гос-ва направл в распоряж местных органов власти для обесп-ия

ф-ций управления местным сектором эк-и страны. К МБ в Укр относятся:

бюджеты областей

бюдж городов респ подчинения

-----областного подчинения

---- районного подчинения

бюджеты районов (в городах)

сельск и поселковые бюджеты

Все доходы МБ дел на 2 группы: закрепл-ые (собств) и регулирующие.

Закр доходы характериз тем, что они направл в тот или иной вид бюджета в

завис от ведомств подчиненности хоз-ва и с учетом террит признака поступлен

ден ср-в. К числу закрепл источников относ налог на прибыль пп-й, нах-ся в

коммун собств-ти, мест.налоги, сборы, платежи и др.

Регулир дох - дох, поступ в различн звенья бюджетов в соотв-ии с %-ми

отчислений,устанавл-ми для данного бюджета. К ним относ отчислот НДС,

налога на приб пп-й, подох.нал.с граж. и т.д. Состав и размеры отчисл.от

общегос.налогов , сборов и платежей, поступающ. В МБ, опред ВС Укр.исходя

из соотв соц-эк нормативов, бюдж обеспеч-ти терит-ии и сост-ия мест источ

дох.

Источниками доходов МБ явл.:

1.Общегос.налоги, сборы и платежи:

1) НДС, 2) нал на приб.пп-й и орг-й всех форм собств-ти; 3) акцизный сбор;

4) подоходный налог с граждан; 5) плата за землю; 6) налог с владельцев

транспорт.средств; 7) гос.пошлина; 8) плата за воду; 9) налог на промысел

2.Мес налоги, сборы и обяз платежи:

1) гостинич.сбор; 2) сбор за парковку автомоб; 3) рыночный сбор; 4) сбор за

выдачу ордеров на квартиру; 5) курортный сбор; 6) сбор за участие в бегах

на ипподроме; 7) налог с рекламы; 8) коммунальный налог; 9) сбор за право

проведения фото- и киносъемок; 10) -----аукционов; 11) сбор за выдачу

разрешения на размещ.объектов торговли; 12) налог на продажу импортных

товаров и т.д.

Отд и самостоят статьей дох.МБ явл дотации, субвенции и субсидии.

Дотации - форма централиз.регулир доходов и расх пп-й, орг-й,учреж-й, а

также бюджетов, планов затраты, кот превыш получен дох,в виде предоставл.

ден ср-в, компенсир убыточность. Такая дополн выдача ср-в может идти на

покрыт убытков пп-й и орг-й произв и непроизв. сферы, а также на

сбалансиров. МБ.

Субвенции - целевые пособия, вид гос. содействия мест. органам власти или

отраслям хоз-ва, предоставл. для решения определ. задач.

Субсидии - фин помощь в виде ден пособия, предост-го чаще всего за счет ср-

в госбюджета мест. органами власти, юр и физ лицами, др гос-ми. Разл прямые

и косвен субсидии.

Наиболее весомый V дотаций и субвенций получают Житомир., Закарпат.,

черновиц., и ряд др. областей

№38. Направления расход-ия местных бюджетов (МБ)

Местн органы власти расходуют поступающие в их распоряж ср-ва в соотв-ии с

возлож на них ф-ями. Расходы МБ выражают эк отн-ия, возник в связи с

распр-ем централиз ден ср-в, наход-ся в распоряж. местн органов власти.

В з-не У "о бюдж. сис-ме У" указ-ся, что ср-ва МБ расход лишь на цели и

в пределах, утвержден местн советами народных деп-ов. В соотв. с этим из МБ

осуществл расходы на: 1) финансир. учрежден. просвещ. науки, культуры,

охраны здоровья, соц.обеспеч. и соц. защиты нас-ия, кот-ые находятся в

подчинении исполнит. органов власти областей, городов Киева и Севастополя,

а также соц.-культ. мер-ий в соответств. с ф-ями возложен. на эти пп-я. 2)

содержан. местн органов гос. власти и управления. 3) финансир. пп-ий и орг-

ий, входящих в состав мест. хоз-ва, природоохран мер-ий. 4) финансир. др.

мер-ий.

В обл, гор-их и рай-ых бюдж. создаются резервн фонды исполнит. органов

обл, гор-их и рай-ых советов нар деп-ов, в размере до 1% от V расходов

кажд из соответств. бюдж. для финансир. неотлож. мер, которые не были

предусмотрены во время утвержден. этих бюджетов.

В обл, гор-их, сельских и поселковых бюджетах созд оборотная

кассовая наличность. Она м.б. использ в теч года на покрытие временных

кассовых разрывов и д.б. пополнена в том же году до размеров,

установленных во время утвержден. соответств. бюджетов.

Распр-ие расходов м/у бюджетами, входящими в состав обл осущест обл

советами нар деп-ов а также ра-йонными и городскими СовНарДеп.

Органами местн самоуправлен. самост. опред. направления использ ср-в

своих бюджетов.: м.б. увелич в пределах имеющихся у них ср-в нормы

расходов на содерж. жил-комун хоз-ва, учрежд здравоохр, просвещен,

соцобеспеч, культуры.

Стр-ра расходов бюджетов завис от вида бюдж. (обл. гор. рай. и т.д.) а

также от территор. располож обл-ти.

Формир расход части мест бюдж. осущ. в соотв с з-ом У "о бюдж. сис-е У", в

кот указ, что органы местн СовНарДеп и органы госуд. исполнит. власти

во время составлен. проекта бюдж. уточнен. бюдж. в ходе его исполнения

им право: - определить в своих бюдж. - объем финансир. мер-ий

соц.культ. развития соответств. территор.-администрат. единиц в пределах

плановы бюдж. доходов, выделенных дотоаций, субвенций, а также с учетом

получен. бюдж. ср-тв // - опр-ть направлен. ис- пользован. бюдж. ср-тв

на инвестиции, собствен. целевые програм- мы с органами власти др.

административно-территор. единиц; // - увеличивать в пределах имеющихся

ср-тв расходы на содержан. жи- лищно-комунал. хозяйств, учрежден.

просвещен. здравоохран. прос- вещ. науки и т.д. // - опр-ть в

установленном порядке в пределах доп. поступлен. в теч. года ср-тв

дополнит. льгот на помощ граж- данам, нуждающимся в соц. защите. // -

создавать в составе свое- го бюдж. в пределах объема его доходов резервные

и целевые фонды если их создание предусмотр. з-ом У // - опр-ть размеры

дотаций и субвенций бюдж. низшего территор. уровня и их целевое

использован.

№39. Сущн налогов и их роль в форм-ии бюджетов разл уровней

Доходная часть бюджетов формир за счет налогов и неналоговых поступлений.

В наст время осн видами госдоходов явл-ся налоги. Эк сущность налогов

выраж в том, что это есть ден отношения, складываю-щиеся у гос-ва с ю и

физ лицами по поводу внесения обязат платежей в бюджет. Эти ден отн-

ия объективно обусловлены и имеют специфич и обществ назначение -

мобилизацию ден ср-в в распоряж гос-ва. Поэтому налог может

рассматриваться в качестве эк категории с присущими ей двумя функциями-

фискальной и экономической. С по- мощью первой формир бюджетный фонд,

реализуя вторую, гос-во влияет на воспроизводство, стимулируя или

сдерживая его развитие,усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя

или уменьшая платежеспос-ть насел.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности фин отношений, которая

связана с формированием ден доходов гос-ва, необходимых ему для выполнения

соответствующих функций соц-эк, военнооборонной, правоохранительной и др.

Налоги явл объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями

поступательного развития общества. Конкретными формами проявления

категории налога явл виды налог платежей, устанавливаемых законодательными

органами власти. Совокупность разных видов нало- гов в построении и методов

исчисления которых реализуются опреде- ленные принципы, образуют налоговую

систему страны. Налоговая системы Укр строится на сочетании прямых и

косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или

имущество налогоплательщиков, вторые-включаются ввиде надбавки в цену

товаров или тарифа на услуги и оплачиются потребителями. При прямом

налогооблажении ден отношения возникают между государством и самим

плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну, при косвенном -

субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий

посредником между государством и плательщиком ( пот- ребителем).

Прямые налоги подразделяются на реальные, уплачиваемые с от- дельных

видов имущества, и личные, взымаемые с юридических и физ лиц у источника

дохода или по декларации. Косвенные налоги делятся на акцизы, которые

могут быть индивидуальными и уни- версальными, фискальные монополии и

таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взымания. Их

применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства.

Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и

методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют государству

полнее реализовать на практике обе функции налогов- и фискальную и

экономическую: под налоговым воздействием оказывается и имущество

предприятий создающих -техническую основу их действий, и потребляемые в

производстве разные виды ресурсов и рабочая сила и получаемый доход.

№40. Взаимоотн пром пп с бюдж

Финансы пром пп-я предст собой совокупность эк ден отношений, связанных с

формированием и использ-ем фондов ден средств и накоплений пп-й. Финансы пп-

й составляют основу фин системы и занимают в структуре финансов исходное и

определяющее положение, т.к. обслуживают осн звено общест пр-ва, где

создаются мат блага, которые затем в виде СОП и НД и составляют основу

бюджета.

Взаимосв ф-ов пп-я с фин с-ой Укр:

На основе фин-ов пп-й формир-ся:

- бюджеты всех уровней

- централиз внебюдж фонды

- фонды соцобеспечения

- гос кредиты

- прочие централиз фонды

Тем самым между пп-ем и гос-ом через ден отношения происходит формир-ие

бюдж-ых и внебюдж-ых фондов и их использ-ие.

Финансы пп-й поступают в бюджеты разл уровней посредством системы

налогооблож. Это такие налоги, как НДС, налог на прибыль, акцизный сбор и

другие федеральные налоги.

Через налоги, налог льготы, объем и направление бюдж финансирования можно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.