реферат скачать
 

Финансы Украины (Шпаргалка)

в зависим от особенностей отд подразделений общест пр-ва, а также на основе

выделения отд сфер и звеньев фин отн-ий, фин механизм делится на механизм

функционир-ия гос фин-ов, страховой мех-зм, кредитный мех-зм, фин мех-зм пп-

й и хоз организаций. Далее каждая из этих сфер включ отдельные структурные

звенья. Так, мех-зм гос фин-ов делится на бюджетный и мех-зм функцион-ия

вне бюдж фондов.

Рассматривая бюдж мех-зм как одно из направл-ий реализации фин мех-ма, след

отметить, что с его помощью можно использовать бюджет в качестве

инструмента гос регулирования эк процессов, решения соц, производственных и

эколог задач. Именно посредством бюдж перераспр-ия возможно совершен-ие

структуры общест пр-ва в целом. Тем самым гос-во добивается необх изменений

в н/х-ых пропорциях, осуществляемых как на макроуровне, так и в усл

регионов. При правлильном построении бюдж механизма он может воздействовать

на эк подъем и укрепление соц сферы, усорение темпов НТП, переоснащение мат-

тех базы общест пр-ва, перестройку его структуры.

Регулирование эк процессов посредством бюдж мех-ма осущ-ся путем

маневрирования ден ср-ми, поступающими в распоряж гос-ва. Это возможно,

т.к. в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конретными видами

и напралениями расходования бюдж ср-в. В этой связи ср-ва, поступающие в

гос или местные бюджеты обезличиваются, и поэтому могут быть использованы

по любому целевому назначению (кроме пенс и инновац фондов). Именно

посредством маневр-ия бюдж фондами можно влиять на темпы и пропорции

развития общест пр-ва в целом.

№27. Бюдж мех-зм как инструмент реализ-ии бюдж политики гос-ва

Сущность бюдж политики гос-ва отраж-ся в статьях доходов и расходов

бюджета, источниках их формир-ия и направлениях использ-ия. Через динамику

бюдж показателей можно следить за течением эк и соц процессов.

Бюдж механизм органически связан с бюджетом. Но вместе с тем на его

реализацию существенное воздействие оказывают также задачи, решаемые

обществом на конкретном этапе историч развития. В зависим от изменения

задач должен меняться и бюдж мех-зм. Существ изменением бюдж мех-ма в рын

условиях должна стать направленность его воздействия на хоз конъюктуру и

уровень деловой активности предпринимателей. Через такие фин инструменты,

как налоги, объемы финансирования, госинвестиции можно влиять на разл

стороны хозяйст-ия, способствуя ускорению обновления ОПФ, внедрению НТП,

инноваций, развитию непроизв сферы, инфраструктуры общест пр-ва.

Рын экономика не отвергает планирования, т.к. план - это конкретоне

оформление управленч решений. Но рын экономика более гибкая, ибо опирается

на моделирование, прогнозирование и программировние. Эти расчеты баз-ся на

использ-ии методов экспертных оценок, экстраполяции, математ моделирования

и нормативного метода.

Метод экстраполяций состоит в определении бюдж показателей на основе

выявления закономерностей их динамики. Нормат метод основани на использ-ии

устан-ых в законодат порядке норм и нормативов, кот применяются при

бюджетировании. Разраб-ся Минфином Укр и утвержд-ся Верх советом. Могут

применяться также местные нормы и нормативы. Математ моделирование закл в

построении моделей, имитирующих течение реальных эк, соц и демографич

процессов. Быстрее всего колич и кач изменения отраж-ся в V и структуре

местных бюджетов. В бюдж планир-ии и прогоз-ии примен-ся оптимизационные,

динамические, статистич математ модели.

Для согласования направлений использ-ия бюдж ср-в с источниками их формир-

ия примен-ся балансовый метод. Также в бюдж процессе использ-ся метод

многовариантного планирования (выбир наилучший).

Функционир-ие бюдж мех-ма происходит посредством особых эк форм - доходов и

расходов, выражающих последоват этапы перераспр-ия стоимости общест

продукта, кот концентр-ся в руках гос-ва. Доходы и расходы бюджета - это

объективно обусловленные категории. Каждая из них имеет свое специфич

общест назначение: доходы служат фин базой деят-ти гос-ва, расходы - для

удовлетворения общест потребнотей.

№28. Бюдж система и бюдж устройство в Украине

Бюдж система - это основанная на эк отношениях и юридических нормах

совокупность всех видов и звеньев бюджета страны. Бюдж система Укр регулир-

ся законом Укр “О внесении изменений и дополнений к закону Укр “О бюдж

систме Укр”, в соотв-ии с кот бюдж с-ма Укр состоит из: госбюджета Укр,

республиканского бюджета автономной республики Крым и местных бюджетов.

Совок-ть всех бюджетов, входящих в состав бюдж с-мы Укр предст собой

сводный (консолидированный) госбюджет Укр.

Сводный госбюджет Укр использ в целях анализа и выявления методов госрегул-

ия эк и соц развития Укр.

Бюджет автон респ Крым объедин республ бюджет и бюджеты районов и городов

респ подчинен респ Крым.

К местным бюджетам относ обл, городские, районные, районные в городах,

поселковые и сел бюджеты.

Бюджет области объед облбюджет, а также бюджеты районов и городов

облподчинения. Бюджет района сост из райбюджета, бюджета городов

райподчинения, поселкового и сел бюджетов. Последние созд-ся по решению рай-

и горсоветов нар деп-ов при наличии необх фин базы. Рай и горсоветы опред

доходы соответств поселковых и сел бюдж-ов.

Бюджет города, имеющего районное деление, объедин гобюджет и бюджеты

райнов,кот входят в его состав

Под бюдж устройством поним организация и принципы построения бюдж системы,

функционирующей на основе действующ бюдж права; структура бюдж системы;

взаимоотношения между отд звеньями бюдж системы. Бюдж устройство Укр опред

с учетом гос устройства и админ-территор деления Украины.

№29. Принц бюдж устр-ва в Укр

Под бюдж устройством поним организация и принципы построения бюдж системы,

функционирующей на основе действующ бюдж права; структура бюдж системы;

взаимоотношения между отд звеньями бюдж системы. Бюдж устройство Укр опред

с учетом гос устройства и админ-территор деления Украины.

Бюдж устройство Укр основано на принципах: демократизации бюдж отношений,

единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоят-ти

всех бюджетов, входящих в бюдж систему.

Демократизация бюдж отношений сост в том, что потсроение сводного бюджета

Укр предусм рацсочетание централизованного начала в управлении бюдж

процессом с широким участием местных и регион органов власти, а также

непоср участие трудящихся в обсуждении и осуществлении бюдж политики.

Принцип единства бюджета означает существование единого метода расчета

доходов и расходов звеньев бюдж с-мы. Единство бюдж с-мы обеспеч-ся единой

правовой бюдж классификацией, едтнством форм бюджетной документации,

согласованными принципами бюдж процесса, предоставлением необх статистич и

бюдж информации от одного уровня бюджета к другому.

Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех без исключения доходов

и расходов.

Принцип достоверности закл в формир-ии бюджета на базе реальных эк

показателей, научно обоснованных нормативов и отражении в отчете о

выполнении бюджета только тех доходов и расходов, кот явл-ся результатом

конечных кассовых операций банков.

Принцип гласности обеспеч-ся тем, что в средствах массовой информации

постоянно освещ-ся показатели бюджетов и отчетов об их исполн-ии

Принцип наглядности - это отражение показателей бюджета во взаимосвязи с

общими эк показателями путем использ-ия средств максим информированности,

рез-ов сравнит анализа, определения темпов и пропорций эе развития общест

пр-ва.

Самостоятельность бюджетов обеспеч-ся наличием собственных источников

дохода и правом определения основных направлений их использования в

соответствии с законодательством Укр. Самостоятельность в принятии решений

означает, что при составлении и исполнении своих бюджетов соответствующие

органы местной власти должны учитывать, впервую очередь, общегосударств

интересы.

№30. Планирование, составление, рассмотрение и утвержд бюджета

Бюджетный процесс - это регламентирванный законодат-ом порядок составления,

рассмотрения и утвержд бюджетов, их исполнения и контроль за их

исполнением, утверждения отчетов о выполнении бюджетов, кот сост бюдж

систему Укр. Бюдж порцесс предусматр разработку нормативно-правовых и

организац основ, дающих представление о конкр формах организации этой

работы, о распр-ии ф-ций в исполнении бюджета между органами госвласти,

хозупраления, планово-фин органами и уреждениями банков, объединениями ,пп-

ми, бюдж учрежд-ми по всей террит страны.

Содержание бюдж планирования более широко: оно включ также вопросы теории и

методологии составл-ия бюджетов всех уровней и всех фин планов н/х Укр. При

осущ-ии бюдж планирования важно учесть его осн принципы, а именно:

- демократиз-ия бюдж отношений

- приор значение бюдж планирова-

ния во всей совокуп-ти фин планов

- единство с-мы бюдж планов. Бюдж

планы должны быть согласов как по

доходной , так и по расходной части

по всем звеньям бюдж с-мы Укр

- директивность и целевой характер

бюдж назначений и обязательств

- органическая связь бюдж планиро-

вания с планами соц-эк развития

страны и регионов.

Бюдж планирование осущ-ся Минфином Укр и местными фин организациями в соотв-

ии с предоставл-ми им правами. Основа бюдж планирования, права и

обязанности плановых органов определены в законе “О бюдж с-ме Укр”, а также

в законе “О местных советах нар депут-ов, меснтом и регион самоуправлении”,

в Правилах составления и исполнения госбюджета Укр.

Одной из стадий бюдж процесса явл-ся составление проекта госбюджета, в

котром предполагают, что он обеспеч средствами финанс-ия мероприятия эк и

соц развития страны, которые имеют общегос значение, а также

межгосотношения.

Порядок составления проэкта и бюджета состоит в том, что в ВС Украины не

позднее 15 июня текущего года разрабатывает и по- сылает Президенту Украины

спецпостановления (бюджетную резолюцию) о денежных направлениях бюджетной

политики на предстоящий бюджет- ный год. Правила оформления проэкта закона

" О Госбюджете Украи- ны" утверждается ВС Украины. Расходы Госбюджета

расписываются в проэкте Закона в разрезе Министерств, Ведомств и

др.органов Госисполнительной власти.

На своем заседании КМУ рассматривает проэкт закона, прини- мает

окончательное решение относительно проэкта Закона и пред- ставляет его

Президенту. К проэкту закона прилагаются: "Основные прогнозные

макропоказатели экономического и социального развития Украины" ( величина

СОП, НД, нац продукта, прибыли, производи- тельности общественного

труда, уровень потребления и др.); сводный баланс финресурсов Украины;

основное направление бюджетной и налоговой политики; предложения

относительно взаимоотношений госбюджета Украины с местными бюджетами;

объемы централизованных капитальных вложений с расчетами и обоснованиями по

отдельным пози-

№30. (продолжение)

циям и общие показатели сводного бюджета Украины.

Разработаный и представленый КМУ и ВС Украины проект Госбюджета

предварительно обсуждается в комиссиях по вопросам планирова- ния,

бюджета, налоговой политики, ценообразования и др. постоян- ных комиссиях

в подкомиссиях ВС Укр по результатам его рассмотрения постоянные комиссии

ВС готовят и представляют ВС заключение и предложения по совершенствованию

бюджетного процесса.

Проект закона " О госбюджете Украины" представляет на заседании ВС Украины

Президент Украины. С докладом о проэкте закона выступает Министр финансов

Укр или лицо выполняющее его обязанности.

Доходы и расходы целевых общегосударственных фондов включенных в состав

Госбюджета Украины, утверждаются по каждому фонду отдельно. Текущие

расходы целевых общегосударственных фондов утверждаются ВС Украины в

пределах доходов этих фондов. Запрещ. использование средств пенсионного

фонда на др. цели, кроме предусм. положением об этом фонде.

В закон о Госбюджете не допускается установление новых или устранение

существующих налогов, сборов и платежей, внесение изменений в

законодательство. В случае необходимости изменения или дополнения вносятся

вначале в соответствующие законы. ВС Украины принимает постановление о

порядке введения в действие закона о Госбюджете Украины. Этот закон

публикуется для всеобщего сведения. Если ВС Украины не утвердил в полном

объеме расходы, отраженные в Госбюджете по зарплате и начислению на нее

штатная численность учреждения, финансируемых из бюджета соотвественно

сокращается.

№32. Содержание и принципы исполнения бюджета.

Исполнение бюджета означает обеспечение полного и своевременного

поступления запланированных доходов, налогов и платежей во все звенья бюдж

с-мы Укр и бесперебойное финансир-ие меропр-ий, намеч-ых планом соц-эк

развития регионов или страны в целом. Эта стадия бюдж процесса включ меры

по выполнению доходной и расходной части каждого из бюджетов, входящих в

состав консолидированного госбюджета Укр. В работе по исполнен бюджета

участвуют пп-я, плановые, хоз, фин организации.

К принципам организации исполнения бюджета относятся:

- обеспечение полного и своевремекнного поступления доходов в целом и по

кажд источнику отдельно

- финанс-ие меропр-ий в пределах утвержд-ых по бюджету сумм и в теч года,

на который утвержд бюджет

- предоставление бюдж прав в меру выполнения кажд пп-ем планов заданий с

учетом ранее отпущен ср-в

- финанс-ие юр лиц только из бюдж

- увелич фин ресурсов гос-ва за счет вовлечения в пр-во внутрихоз резервов,

улучшения деят-ти пп-й на основе повышения конкурентосп-ти и рентаб-ти,

повышения ПТ, максимизации прибыли

- соблюдение режима экономии в расходовании трудовых и природных ресурсов,

мат средств

- обеспечение эффективного контроля за правильным исполь-ем гос ср-в,

соблюдением на пп-ях и в ораниз-ях бюджетной сферы госплановой и фин

дисциплины.

Задачи по исполнению бюджета возлагаются на фин органы, уреждения банков,

министерства, ведомства, местные органы власти, пп-я, организации и учр-ия.

Координирующим центром по исполнению бюджета явл фин система Укр.

Исполнение бюджета состоит в обеспечении поступления, расходования и учета

движения бюдж ресурсов. Исполнение бюджета предст собой сложную систему фин

отношений, связ-ых с формир-ем, распр-ем и использ-ем централиз ден ср-в

как на гос уровне, так и в рамках отд областей и регионов. В соотв-ии с

законом “О бюдж с-ме Укр” исполнение госбюджета возложено на Кабмин Укр. Он

организует исполнение бюджета через Минфин Укр, министерства, ведомства и

исполнит органы местных советов народных деп-ов Укр. Последними осущ-ся и

исполнение местных бюджетов.

№33. Роспись дох-ов и расходов - осн опер план в бюджетировании

Для организации исполнения бюджета принципиально важное значение имеет

правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и

бюдж ассигнований по кварталам. В процессе этой работы нужно учитывать,

чтобы бюдж показатели каждого квартала соответствовали заданиям госплана и

планов соц-эк развития областей.

Покварт распр-ие ср-в строится таким образом, чтоб не допустить занижения

заданий на первые кварталы года, обесп-ить равном поступл-ие доходов для

бесперебойного финанс-ия всех намечен меропр-ий.

Поквартальное распр-ие бюдж назначений произв-ся по каждому министерству,

ведомству, управлению (отделу) исполнительного комитета местного органа

власти, по кажд виду доходов и по каждой сводной смете расходов.

Утвержденное поквартальное распр-ие доходов и расходов бюджета служит

основанием для разработки росписи доходов и расходов соответствующего

бюджета. Ответственность за исполнение бюджета возлагается на фин органы,

кот и разрабат росписи.

Роспись доходов и расходов - это осн оперативный план, на основе которого

распр-ся доходы и расходы бюджета по подразделениям бюдж классификации -

разделам, главам, параграфам и статьям. В ней предусматр сроки поступл-ий

доходов и расход-ия бюдж ср-в в теч года. Кажд фин орган составл такую

роспись по соответствующ бюджету после его утвержд, обесп-ая соблюд необх

баланса на протяж бюдж года.

Роспись госбюджета утвержд Минфином Укр. Росписи обл, городских (кроме

городов районного подчинения), районных бюджетов - заведующими

соответствующих финотделов (управлений). По городским (районного

подчинения), сельским, поселков бюджетам роспись доходов и расх-ов отдельно

не составл.

Роспись доходов и расходов явл-ся оперативным документом для руководства

исполнением бюджета. Посредством их фин органы проверяют выполнение юр

лицами обязательств перед гос-ом. Несвоеврем или не полное выполнение таких

обязательств явл-ся грубым нарушением фин дисциплины.

Роспись доходов и расходов (годовая с поквартальным распр-ем) составл-ся на

основании сводных балансов доходов и расходов и сводных смет расходов по

разделам и статьям бюджетной классификации. Итоговые данные этих материалов

должны соответствовать утвержденному годовому бюджету.

Годовая с поквартальным распр-ем роспись доходов и расходов составл-ся по

каждому главному распорядителю кредитов в соотв-ии с подразделениями бюдж

классиф-ии.

Свод расходов, включ-ых в роспись доходов и расходов, явл-ся документом,

удостовер-им право руководителей министерств, ведомтсв, управлений исполнит

комитетов местных органов власти на использ-ие бюдж ср-в в теч года.

Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета явл-ся документом, на

основании которого произв-ся взыскание платежей с конкретных плательщиков и

открытие кредитов для финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий

по министерствам, управлениям исполнит комит-ов местн органов власти.

№34. Бюджетные кредиты и их распорядители

Важн шагом в исполнен бюджета явл открытие бюдж кредитов. Оно предопредел

направление и обуславл эффект-ть всей послед работы, связанной с бюдж

финансир-ем меропр-ий,предусмотренных планом соц-эк развития Укр по подъему

эк-и н/х, инвестир-ию наиболее приорит отраслей, обеспечению соцзащиты,

улучшению соц-культ обслуживания насел и осущест-ию других ф-ций,

возлагаемых на гос-во.

Планом соц-эк развития и бюджетом как осн фин планом предусм-ся конкр

задание по хоз строительству, размещению капвложений, структурной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.