реферат скачать
 

Финансы Украины (Шпаргалка)

которые сейчас исп. достаточно слабо, напр. метод маневрирования фин.

ресрсами, метод широкого исп. фин. рынков, метод прогноз. фин. реш.

В соотв с принимаемой Конст общее управл. фин-ми в Укр. возложено на

высшие органы гос власти - ВС, аппарат През и правит-во. Операт

финуправление осущ фин. аппарат (Минфин), с пом. которого правит, 1.

располагает информ. о сост фин дел в том иил ином звене н/х, 2. через этот

аппарат осущ работы по планированию, учету, анализу и контролю, по

составлению и исполнению фин. планов. Фин управл на предпр. осущ спец.

фин. отделами на уровне министерст, также фин. отделми или управлениями

этих

№18. Бюджет как эк категория в системе стоимостных категорий

В системе централиз фин-ов вед роль отводится госбюджету. Бюджет как эк

категория предст собой сложную систему соц-эк отношений, развивающихся в

обществе в проц формирования, распр-ия и исп-ия централиз фин ресурсов,

создаваемых на разл уровнях управления н/х и предназначенных для

обслуживания общес потребностей.

Необходимость форм-ия централиз фондов (госбюджета) обусл прежде всего

потребностями, возникающими у гос-ва в связи с выполнением своих эк-их,

полит-их, национальных, экологических, внешнеэк-их и др ф-ций. Фин

обслуживание произв и непроизв сфер экономики, в создании определ пропорций

общес развития, содержание аппарата управления, налоговых, судебных и

правоохр органов, нац гвардии предусм выделение необх фин ресурсов. Все

перечисленные расходы производятся за счет средств госбюджета. Фин

отношения, возникающие у гос-ва с пп-ми, учреждениями и населением в целом

наз-ся бюджетными. Им присущ объект характер, т.к. исторически и логически

фин средства всегда формир-ся в руках гос-ва для выполнения своих

непосредст ф-ций - обеспечения сущест-ия гос-ва.

Бюджетные отношения - это производственные отношения, поэтому они явл-ся

элементом базиса общества. В любом случае они выражают отношения конкретных

групп и слоев населения и здесь бюджет предст собой философию и идеологию

общест развития. Являясь частью фин отн-ий, бюджет имеет те же

характеристики, что и фин-ы в целом, но в то же время характеризуется опред

особенностями:

- бюджет явл-ся особой формой перераспред-ых отн-ий, связанных с обособл

частью НД в руках го-ва;

- посредством бюджета осущ-ся перераспр-ие НД на всех уровнях н/х и по всем

сферам экономики;

- область бюдж распр-ия занимает центр место в составе гос фин-ов.

Как эк категория бюджет связан со многими другими категориями, среди

которых можно выделить два уровня:

1) вал общ прод-т (ВОП), СОП, НД -

бюджет служит средством перераспр-ия этих категорий;

2) фин-ы, прибыль, налоги, кредит, з/п, матер стимулирование и др. - бюджет

служит результатом распр-мя этих кат-ий по отраслям пр-ва, сферам

деятельности и т.д.

№20. Роль бюджета в осуществлении расшир восроиз-ва

В бюджете страны аккумул-ся знач часть вновь созданной стоимости - НД,

распределяемого и используемого в соотв с рын законами общест развития

(закона стоимости, спроса и предложения, закона повышающейся ПТ, закона

возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроиз-ва и

удовлетворения общегос потребностей.

В усл рын отношений распр-ие НД произв-ся посредством образования, распр-ия

и исп-ия ден доходов и накоплений (гос доходвы, доходы пп-й и объед-ий,

разл коммерческих и фин структур, банков, инвестиционных фондов и

населния). Значит часть НД поступает в бюджет путем прямого распр-ия -

налогообложений гос, частных и коммерч пп-й. Часть чистого дохода нас-ия

перечисл-ся в бюджет в порядке перераспр-ия. Распр-ие НД через госбюджет

обусл необходимостью создания централиз фонда ден средств для расшир

воспроиз-ва и удовлетворения других совокупных потребностей общества путем

перераспр-ия средств между отраслями произв и непроизв сфер

жизнедеятельности общества, а также между экономич-ми районами страны, сто

обусловлено необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли

общест пр-ва в другую в соотв-ии с планами эк и соц развития страны, с

программами радикальных эк преобразований общества для осуществления

перестройки структуры общест пр-ва.

Такое перераспр-ие в знач степени вызвано различным уровнем тех оснащения,

энерго- и фондовооруженности пп-я; неравномерностью размещения; действующей

системой ценообразования и тем, что при переходе к рынку необходима

поддержка со стороны гос-ва перспективных отраслей пр-ва. Перераспр-ие НД

как между отраслями, так и внутри них происходит посредством гос инвестиций

и приоритетного финансирования отд видов производств, высоких технологий,

инновационных процессов.

При переходе к рын отношениям существенно меняется роль бюджета в

регулировании общест пр--ва и распр-ии НД. Осн направления этих

преобразований - сосредоточение главных ресурсов госбюджета на приорит

отралях экономики, определение наиболее общих пропорций развития общест пр-

ва, необх темпов развития экономики в целом.

Осн логика таких трансформаций в том, что должна соблюдаться общая

тенденция развития экономики в усл рын отношений - перенос центра тяжести с

централиз-ых на децентрализ фин-ы страны.

Пр-во, распр-ие и перераспр-ие через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и

целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности.

№21. Бюджетная программа и осн направления ее распределения

Бюджетная программа Укр по своей сути предполагает распр-ие и перераспр-ие

НД. Распр-ие НД через госбюджет обусл необходимостью создания централиз

фонда ден средств для расшир воспроиз-ва и удовлетворения других совокупных

потребностей общества путем перераспр-ия средств между отраслями произв и

непроизв сфер жизнедеятельности общества, а также между экономич-ми

районами страны, сто обусловлено необходимостью передачи части чистого

дохода из одной отрасли общест пр-ва в другую в соотв-ии с планами эк и соц

развития страны, с программами радикальных эк преобразований общества для

осуществления перестройки структуры общест пр-ва.

Такое перераспр-ие в знач степени вызвано различным уровнем тех оснащения,

энерго- и фондовооруженности пп-я; неравномерностью размещения; действующей

системой ценообразования и тем, что при переходе к рынку необходима

поддержка со стороны гос-ва перспективных отраслей пр-ва. Перераспр-ие НД

как между отраслями, так и внутри них происходит посредством гос инвестиций

и приоритетного финансирования отд видов производств, высоких технологий,

инновационных процессов. Важным направлением перераспр-ия НД явл-ся

выделение части средств, идущих на развитие непроизв сферы. В усл рын

отношений это относится прежде всего к поддержанию государством просвещения

и здравоохр-ия, науки и культуры. Значит место в структуре

перераспределяемой части НД отводится содержанию аппарата упр-ия, правоохр

органов и т.д.

Поступл ср-в от населения

Амортиз отчисления

При переходе к рын отнош-ям существенно меняется роль бюджета в регулир-ии

общест пр--ва и распр-ии НД. Осн напр-ия этих преобразований -

сосредоточение гл ресурсов госбюджета на приор отраслях эк-и, определение

наиболее общих пропорций развития общест пр-ва, необх темпов развития эк-и

в целом.

Осн логика таких трансформаций в том, что должна соблюдаться общая

тенденция развития экономики в усл рын отношений - перенос центра тяжести с

централиз-ых на децентрализ фин-ы страны.

Характ особенностью соврем этапа бюджетной политики явл и то, что все

большая доля НД формируется в сфере обращения. Более того, в условиях

инфляционного роста фин ресурсов изменилась структура распр-ия и перераспр-

ия НД. Т.е. его инфляц прирост не пропорционально распр-ся между теми

субъектами, кто получает его для использования.

№22. Взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с исполнением бюджета

Пр-во, распр-ие и перераспр-ие через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и

целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этой

связи, рассматривая роль бюджета в распр-ии СОП и НД, важно отразить

влияние бюдж политики на процесс воспроиз-ва личностного элемента пр-ва -

раб силы. Изучая 1-ую фазу этого воспроиз-ва - пр-во личностного элемента

пр-ва (кот включ бюдж расходы на медицину, культуру, образование и

переподготовку кадров), надо отметить, что эта фаза органически связана с

расходной частью бюджета. 2-ая фаза - также в знач степени связана с расх

частью бюдж средств. Речь идет о содержании за счет бюджета бирж труда и

центров занятости, о расходах на трудоустр-во незанятой раб силы,

содержание безработных. 3-я фаза - использ-ие раб силы, связана с фазой пр-

ва общест пр-ва. Здесь идет процесс создания мат благ, СОП и НД и процесс

потребления раб силы. Т.о. эта фаза связана с доходной частью бюджета. Это

выраж в том, что часть вновь созданной работниками мат пр-ва стоимости

(прибыли, поступающей в бюджет в виде подоходного налога с населения)

поступает в бюджет для дальнейш перераспр-ия между отраслями, сферами

общест пр-ва, различными группами и слояями населения и т.д.

Отразим взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с бюджетом на схеме:

Трансферные платежи

Трансферные платежи - такие виды плаиежей, которые затем ни в какой форме

не возвращаются в бюджет (пенсии, пособия, стипендии) - включаются в 1-ую

фазу воспроиз-ва личностного элемента пр-ва.

Рассмотрение проблем рац взаимосвязи воспроиз-ва раб силы с бюдж процессом

позволяет на стадиях формирования и исполнения бюджета определять наиболее

приоритетные напр-ия расходования бюдж средств с точки зрения качественного

воспроиз-ва раб силы.

№23. Соц-эк и полит факторы, влияющие на формир-ие бюджета

Как эк категория бюджет отражает сложные отношения по поводу движения

централиз ден средств, предназначенных для удовлетворения обществ

потребностей. Отмечая тот факт, что бюджет явл-ся и предпосылкой, и

результатом общест развития, можно выделить факторы, кот влияют на формир-

ие бюджета и его исп-ие. Эти факторы делятся на: экономические, соц-ые и

полит-ие.

Эк-ие в значит степени связаны с макроэк процессами, происходящими в сфере

общест пр-ва. Сюда относятся СОП, ВВП, НД, эк рост (спад) пр-ва, инфляция,

безработица, структурные изменения в пр-ве, производительность общест

труда, задания по развитию важнейших отраслей науки и техники, налоговая

политика, инвестиц затраты на развитие н/х и соотношение средств, идущих на

потребл и накопление.

С точки зрения перспектив формир-ия бюджета, основной закономерностью

воспроиз-ва в усл рынка должна стать тенденция увеличения фонда накопления

при распр-ии НД Украины. Это позволит осуществлять более целенаправленную

инвестиц политику, укреплять мат-тех базу пр-ва и тем самым увеличивать

доходную часть госбюджета Укр.

Соц фаторы обусловлены особенностями воспроиз-ва раб силы и населения

страны в целом. Это фин средства, идущие на образование, медицину, соц-

культ мероприятия, соцзащиту населения, а также общест фонд потребления; V

и уровень з/п разл категорий работающих; размер потребит корзины;

товарооборот гос и коммерч торговли; сеть учебн заведений и больниц.

Полит факторы непосредственно связаны с обеспечением обороноспособности

страны и поддержанием внутр правопорядка, рац организацией упр-ия страной,

укреплением законодат и исполнит власти - осуществлением регулирующих

функций демократического гос-ва.

Важнейшее предназначение бюджета - создание мат основы для реализации

демократ государством своих регулирующих функций (кот проявл-ся через эк,

соц и полит факторы). Раскроем эти функции (в усл рын экономики) в виде

схемы:

Соцзащита нас Защита потреб-ля

Защита Защита

демок- окруж

ратии среды

Защита Защита

инфор- человеч

мации досто-

инства

Обеспеч гос Защита эк

независим-и системы

№24. Функции бюджета

Сущность госбюджета как эк категории реализуется через его ф-ции:

распределительную, контрольную и ф-цию по обеспеч существ-ия гос-ва

Благодаря распред ф-ции бюджета происходит концентрация ден ср-в в руках

гос-ва и их дальнейшее исп-ие с целью удовлетворения общест потребностей.

Распр-ие и перераспр-ие ден ср-в происх между отд отраслями и сферами

деятельности, между отд слоями населения, внутри слоев нас-ия, между некот

видами услуг. В рез-те распр-ия и перераспр-ия осуществл формирование

различных фондов ден ресурсов - гос и местных бюджетов, фондов

соцстрахования, пенсионнго обеспечения, соцзащиты, занятости населения,

Черноб и инновационного фондов. Посредством бюджета гос-во воздействует не

только на перераспр-ие НД, но и на его произ-во; накопление ден ср-в;

сферу потребления; процессы демонополизации экономики и обобществления пр-

ва.

Существенно, что содержание распред ф-ции бюджета опр-ся процессами

перераспр-ия фин средств между различн подразделениями общест пр-ва и

слоями населения.

Контрольная ф-ция закл в том, что бюджет через формирование и исп-ие ден ср-

в гос-ва отражает эк процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

При формир-ии гос доходов фин контроль осущ-ся за правильностью взымания

разл видов налогов, мобилизацией других источников доходов, соблюдением

установл пропорций между ними, определением налоговой базы, формами

льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании

бюдж средств контрол-ся эффект-ть их исп-ия, их соответствие целевому

назначению. Фин контроль осущ-ся за произ-ом, распр-ем и потребл-ем СОП и

НД, за пропорциями, складывающ-ся в проц перераспр-ия НД.

Ф-ция обеспечения сущест-ия гос-ва ставит своей задачей создание мат-фин

базы функцион-ия гос-ва; содержание аппарата упр-ия страной, президентской

власти, законодат и исполнит власти, правоохр и фин органов, налоговой

службы (7-9 % расходов госбюджета).

Важное знач имеет осуществление внешнеэк деят-ти Укр: содержание бюджета

дипломатич представительств Укр зарубежом, взносы в междунар организации,

членом которых явл-ся Укр и др.(3-7 % расходной части госбюджета).

№25. Госбюджет - основной фин план Украины

Под госбюджетом как фин планом понимается бюдж план движения централизуемой

части СОП. Это есть результат практического исп-ия объект эк отн-ий, возник

в обществе.

Госбюджет - это особая форма госплана, имеющего силу закона и устанавл-го

для н/х в целом, для всех структурных подразд-ий общест пр-ва бюдж

взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе

заданий и мероприятий Госплана эк и соц развития Украины. Госбюджет входит

в общую систему фин планов Укр. Определяющими принципами организации

системы фин планов общест развития можно назвать всеобщность, целостность и

сбалансиров-сть фин централиз-ию.

Рассматривая бюджет как осн фин план, след отметить, что в нем представлены

все атрибуты фин плана: ден поступления или доходы (формир-ие фондов ден ср-

в) по конкретным источникам поступлений; ден расходы (исп-ие фондов ден ср-

в) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение ден доходов и

расходов на основе балансовых расчетов.

Составление и исполнение фин планов во всей их совокупности определяют

содержание фин планирования, а формир-ие исполнения госбюджета - содержание

бюджетного планирования. Они явл-ся неотъемлимой составной частью гос

планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях

хозяйствования в усл рын экономики. В усл рыночного ведения хозяйства осн

задачами фин планир-ия явл-ся:

1) установление оптимальных пропорций между централиз и децентрализ

финансами; 2) определение объемов и источников фин ресурсов в разрезе

отраслей, отд пп-й и объединений; 3) рац распр-ие фин ресурсов между произв

и непроизв сферой, отраслями экономики, эк регионами страны; 4)

стимулирование наиболее эффективного использ-ия ден ср-в; 5) концентрация

фин ресурсов на наиболее важных направлениях эк развития.

В состав единой системы фин планов Укр входят: 1) госбюджет; 2) местные

бюджеты; 3) бюджеты соцстраха и соцобеспечения нас-ия; 4) пенс фонд; 5)

балансы доходов и расходов гос, частных, коммерческих, совместных пп-й и

организаций; 6) фин планы общест организаций; 7) сметы учреждений непроизв

сферы; 8) фин планы гос и частного имущ-го и личного страхования.

Главенств положение в этой системе занимает госбюджет Укр, кот взаимосвязан

с сист-ой фин планов.

Фин планы пп-й, АО, объединений и отраслей мат пр-ва составляются в виде

балансов, доходов и расходов, в которых выдел-ся спец раздел

“Взаимоотношения с бюджетом”. В нем отражаются суммы платежей в бюджет и

ассигнования из бюджета. Посредством бюдж перераспр-ия в процессе

составления фин планов могут изыматься фин излишки у одних пп-й и

направляться на нужды других. Т.о., бюджет как фин план с одной стороны -

основыв-ся на фин планах отраслей мат пр-ва, с другой - во многом их

определяет.

№26. Бюдж механизм как составная часть фин механизма

Бюдж механизм - реальное воплощение бюдж политики. Он отражает конкретную

направленность бюдж отношений в области эк, соц развития, осуществление

эколог и природоохранных меропр-ий в Укр.

Фин механизм прдст собой совокупн-ть способов организации фин отношений,

реализуемых в обществе для создания благопр условий эк и соц развития

страны. Фин мех-зм включ формы и методы организации фин отн-ий, способы их

количественного определения и установление качеств соотношения.

В реализации фин мех-ма осн роль отводится гос-ву, кот в лице исполнит и

законодат органов власти на сонове изучения действия эк законов вообще и

закономерностей развития фин-ов в частности, а также задач эк и соц

политики устанавливает методы распр-ия СОП и НД, формы и виды ден

накоплений, определяет виды и структуру платежей в разл звенья фин системы,

разраб-ет принципы и напр-ия использ-ия гос фин рес-ов и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.