реферат скачать
 

Финансы Украины (Шпаргалка)

Финансы Украины (Шпаргалка)

1. Предмет, содержание и задачи курса.

Предмет - изучение объективн. закономерностей движения ден. ср-тв в общ-ве

в процессе распред. и перераспред. СОП и НД.

Курс состоит из блоков: 1) понятие ф-сов и упр-ие ими (ф-сы как эк.

категория, использование ф-ов в усл-ях рын. хоз-ия, фин. мех-зм и фин.

политика, упр-ие ф-сами У-ны). 2) гос. ф-сы (сущность ГБ, стр-ра его дох. и

расх. части, динамика этой стр-ры, факторы, влияющие на стр-ру ГБ, дефицит

ГБ, местные финансы, проблемы их форм-ия и исп-ия). 3) децентрализ ф-сы или

ф-сы предпр-й. 4)Фин. рынки У-ны (фондовый, валютный, кредитный,

страховой). 5) Ф-сы и цен-ие в У-не.

Осн. задачей курса явл. изучение теор. вопросов ф-сов, рассмотрение фин.

политики и фин. мех-зма, влияющего на развитие обществ. пр-ва и овладение

практич. навыками в области бюдж. планир-я и бюдж. рег-ия, анализов бюдж.

процессов, оценки эф-сти исп-ия ОФ и об. ср-тв, методика расчета некот.

видов налогов. Курс “Ф-сы” носит собират. хар-ер. Это выраж. в том, что в

данном курсе рассматриваются принцип. позиции по др. важнейшим фин.

дисциплинам: ”Бюджет и бюдж. сис-ма У-ны”, “Ф-сы предпр-й”, “РЦБ”, “Инвест-

ие”, “Страх-ие”, “Ден. обр. и кредит”, “Налоги и налогоообл-ие”.

Методологич. основой курса явл. “Эк. теория”. Курс “Ф-сы” связан с

статистич. дисц-нами : ОТС, СЭС, ст-ка ф-сов, кот. дают возможность

проанализировать наиболее общие явления и разработать прогнозы относит. тех

или иных фин. процессов

№4. Фин система Украины.

Функцион-ие фин-ов обесп-ся с помощью фин с-мы Укр - это совокупность фин

отношений, сущ-их в рамках конкретной общественно-эк формации (в узком

смысле - система фин учреждений гос-ва). Более полно фин система - это

совокупность взаимных сфер и звеньев фин отн-ий, присущих им централиз и

децентр фондов ден ср-тв и аппарата управл-ия ими. Фин с-ма включ след

объекты фин отнош-й: СОП, НД, госдоходы, прибыль, фонды пп.

Субъекты фин отн-ий - гос-во, пп-я (произв, коммерч пп-я, страховые

банковские структуры, бюдж организ-ии. В соотв с этим в общей совокупности

выдел-ся след подсистемы фин системы: фин-ы гос-ва, пп-й, населения.

В соотв с общей природой эк-х с-м выделяют обычно 2 типа фин с-мы. 1.

демократического централизма, присущий админкоммандной экон. На первый план

выдвигается не столько демократический характер, сколько ее коммандный

характер. 2 тип. организ фин. с-мы наз-ся фискальным федерализмом. По

такому типу построены фин. с-мы развитых индустриальных стран, в них гос.

бюджеты и налоги отделены от бюджетов и налогов штатов (в США), земель (в

Германии) и т.д.

2. Роль фин-ов в воспроиз-ве СОП и НД.

В сфере хозяйст-ия благодаря фин-ам, являющ-ся инструм-ом стоимостн

распр-ия обществ продукта, обеспеч-ся удовлетв постоянного меняющихся

воспроизв потребн-ей. Фин-ы позвол приспособить пропорции пр-ва к нуждам

потребления. Первоначально пропорции распр-ия стоимости общест продукта

отражают структуру отн-ий пр-во - выручка, кот делятся пропорционально

лимитам стоимости, отраж условия пр-ва товаров. Однако распредел-ая таким

образом выручка не соответст потребностям изменяющегося общес пр-ва, что

вызыв-ся необходи-мостью в ее распр-ии. Развитие общест потребностей

приводит к изменению состава и структуры ден фондов, создаваемых в

распоряжении субъектов хозяйст-ия. Если рассматр процесс воспр-ва в

динамике, то он предст собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов,

сост из четырех последоват стадий: пр-во, распр-ие, обмен и потребление.

Каждый следующий цикл воспр-ва возможен лишь после того как созданная в

пр-ве и реализованная в процессе обмена стоимость будет распределена или

перераспределена, в рез-те чего будут созданы целевые и ден фонды, кот

явл-ся основой удовлетворения разнообр потребностей. В ходе распр-ия созд-

ся условия (предпосылки) для будущего удовлетв-ия потребн-ей, при чем

происходит это в стоимост форме. Первонач сферой возникнов фин отнош

явл процессы распр-ия стоимости общес продукта на составл элементы C+V+M и

происходит образование различных форм ден доходов и накоплений. Фин-ы -

это система эк отн-ий, складывающихся в обществе в проц распр-ия и

перераспр-ия СОП и НД и реализуемых при форм-ии многообр ден фондов.

Дальнейш рспр-ие ст-ти м/у субъектами хоз-я также происх. на основе фин-ов.

Это перераспр-ие сопровожд такими процессами как уплата налогов, формир

фондов инвестир. и кап. вложений., фонд. соц защиты населения,фондов мат.

стимулирования работников общ. пр-ва и ряда других фондов, посредством этих

процессов осущ. перераспр. обществ. продукта и НД по всем звеньям общ. пр-

ва и субъектам хоз-я.

3. Сущность и назначение фин-ов.

Как категория фин-ы имеют историч характер. Они возникли в усл товарно-ден

отнош-ий, т.е. на конкретном этапе историч развития общества под влиянием

потреб-ей и функцион назначения гос-ва. Фин-ы в переводе с латыни- платеж

или доход. Впервые со значением ден платеж финансы стали широко исп-ся в

13-15 веках в Италии. Далее этот термин получил междунар распростр и

стал употр-ся как понятие, связ с системой ден отношений, образований ден

рес-ов и фондов, мобилизуемых Гос-ом для реализации своих соц, эк и

политических и достижения хоз субъектами своих произв-коммерч целей.В

литературе встреч различные определения для термина"Финансы". Некот

авторы счит, что фин-ы - система эк отнош-ий складывающихся в обществе в

проц распр-ия и перераспр-ия СОП и НД и реализуемых при форм-ии многоообр

ден фондов. Др экономисты считают, что ф-сы - это система ден отнош,

возник в об-ществе в процессе форм-ия, распр-ия и использ-ия как

централиз, так и децентрализ ден фондов страны. Встреч-ся также другие

опред-ия фин-ов. Как науч понятие фин-ы обычно ассоц-ся с теми многочисл

процессами, кот характеризуются движением ден ср-в. Вместе с тем движ-ие

ден средств еще не раскр сущности фин-ов. Абстрагируясь от многочисл форм,

в которых протекают фин процессы, можно увидеть то общее, что их

объединяет, т.е. лежащие в основе фин проц-ов отнош-ия между участниками

пром пр-ва. Т.о. фин-ы это эк отн-ия, имеющие объект характер и специфич

обществ назначение. Это характериз фин-ы как эк категорию.

Фин науки изуч не ресурсы как таковые, а общест отношения и ак сфера эк

отношений имеют след обществ назначение: 1) фин отн-ия делают возможным

формир-ие целевых ден фондов в руках правит-ва, которые предназнач для

выполнения обществ услуг, соц-эк и прочих функций; 2) с пом фин-ов гос-ом

регул-ся осн пропорции в развитии общес пр-ва: между произв и непросферами,

между фондом накопления и потр-ия, между сферами общес деят-ти и экономики;

3) через фин отн-ия осущ-ся воздействие на развитие фин-ов в низовых

структурах общества и укрепления фин положения пп-й; 4)фин отношения явл-ся

эк базисом в развитии междунар соц и трудовых отношений, в развитии

междунар рынков капитала, труда и раб силы; 5) фин-ы служат также сферой

реализ-ии го соц программы, соцзащиты и эк поддержки населения.

5. Осн звенья фин системы Укр.

Наличие разных общес потребностей у субъектов хоз-я и гос-ва приводит к

возникн разнообр фин связей. Отличаясь друг от друга они одновременно хар.

и некот общими чертами,позволяющими объединить фин отн-ия в отд,

сравнительно обособленные группы. По своей природе фин отн-ия явл распр-ми.

Это распр-ие ст-ти осущ прежде всего по субъектам, кот формир. ден. фонды

целевого назначения. По роли хозяйств субъекта в обществ-м воспроизв. могут

быть выделены 3 сферы фин. отн-ий: 1 фин-ы пп-й: а)фин пп, осущ ком.деят,б)

фин пп, осущ неком. деят,в)фин общ орган ...2. страхование а) личное

б)имущ в)соц г)ответств... 3. гос. фин-ы а) ГБ, б) внебюдж фонды в) гос

кредит г) фин гос пп.

Внутри каждой из назван сфер выдел-ся звенья, каждое звено фин.с-мы в свою

очередь подразд на подзвенья в соотв с внутр структурой содерж-ся в нем

взаимосв. Напр. в страх деят, где характер деятельности субъекта

предопределяет специфику объекта страх. в кач. звеньев выступают: соц. стр-

е, имущ стр-е, и т.д. Сферы и звенья фин отн-ий взаимосвяз и образ в

совокупности единую фин. сис-му.

Термин “Фин. с-ма” употр для обознач по своей сути понятий: 1) совокуп-ть

сфер и звеньев фин. отнош, взаимосв м/у собой; 2) сов. фин учр-ий страны, к

кот. относ фин. органы и все подразд. гос. налог службы.

Фин с-ма предст собой совокупность фин звеньев, призванных обеспеч гос-ву

осущ. своих функц.

По уровню централ. фин. с-му можно предст. в след виде: Фин с-ма: 1. центр.

фин а)ГБ, б)Местн Б в) пенс.фонд г) фонд соц страх д)внебюдж фонды, е) фонд

гос. кредита; 2. децентр. фин. а) фин отраслей б) фин. пп в) фин учр.

непр. сферы г) фин общ орган. е) фонд Черн ж)фин. насел з) комм кредит.

По уровню упр-ия 1. фин. субъектов хоз.а)собств ср-ва б) фин результатов

2.бюдж с-ма а)ГБ б) регион.Б 3. внебюдж. фонды а)гос внеб фонды б) негос

внеб фонды 4. фин. непр. сферы а) бюдж фин-ы б) фин рез-т предпр. деят 5.

фин. насел а) доходы в сфере мат. пр. б) доходы в немат сфере. 6. внешнегос

фин обяз а) кредиты и помощь б) оплата по кред и долгам. 7.фин. инфрастр.

а) законнод. уст обесп. б) с-ма фин. учрежд в) Науч-тех и правов. обесп.

Каждую из привед структур можно разраб более детально. Расм-ая их, можно

выделить осн звено в каждой из них. Такими ведущ звеньями явл 1. ГБ, как

совокупность эк. отн-ий по форм-ию, распр-ию и исп. осн централ фонда

страны. 2 по значимости явл. фин-сы пп-й. Фин с-ма тесно связана со стр-

рой фин-ов

В реальной действительности фин система включает многообр фин институты,

кот общество использует с целью обесп-ия кругооборота фин рес-ов.

№6. Структура и состав централиз и децентр фин-ов

Фин система может быть представлена в виде двух систем:

1. центр. фин-ы а)ГБ, б)Местн бюджеты в) пенс.фонд г) фонд соц страх

д)внебюдж фонды, е) фонд гос. Кредита; ж) фонд госимущества и личного

страхования; 2. децентр. фин: а) фин отраслей н/х; б) фин. пп-й; в) фин

учр. непр. сферы г) фин общ орган. д) фонд Черн; е) комм кредит; ж) фонды

коммерч структур; з) фонды страх компаний; и) гос фонд содействия

занятости; к)фин. насел

В соотв-ии с внутр структурой содержащихся в различн звеньях фин системы

взаимосвязей, каждое звено подразд-ся на подзвенья.

Ведущим звеном фин системы выступает госбюджет Укр, кот предст собой собой

систему эк отношений, опосредствующих процессы формир-ия, распр-ия и исп-ия

централиз фин ресурсов, предназнач-ых для удовлетв-ия обществ потребностей.

Регулирование фин отн-ий с помощью госбюджета осущ-ся на макроэк уровне.

Важнейшим звеном фин системы выступ фин-ы пп-й, кот обеспеч процесс формир-

ия и исп-ия доходов первичных произв структур и регулируют распред отнош-ия

на уровне микроэкономики. Именно здесь созд-ся СОП и НД, являющиеся

объектами дальн фин отн-ий.

Функции фин-ов пп-й в усл рын экономики закл-ся в обеспечении фин ресурсами

потребностей расшир воспр-ва на основе установления оптимального соотн-ия

между средствами, направляемыми на потр-ие или накопление.

Фонд госсоцстрахования - это специфич форма эк отн-ий, касающихся распр-ия

и исп-ия части НД, направляемой на выплату пенсий, пособий, развитие

оздоровит и физич культуры.

Гос кредит это сфера ден отношений, возник между гос-ом как заемщиком ден

ср-в, с физич и юрид лицами как кредиторами в связи с созданием централиз

гос фонда ден рес-ов. Здесь гос-во на возвратных началах мобилизирует ден

ср-ва населения, пп-й и орган-ий для удовлетвор общес потребностей.

Осн сферы фин подсистемы находятся в тесной взаимосвязи: население и

частные хоз-ва представляют пп-ям и гос-ву раб силу, получая в качетсве

компенсации за свой труд з/п. В свою очередь гос-во за счет изъятия части

доходов пп-й и населения в виде налогов в бюджеты разл уровней

предоставляет “Общий товар” (содержание армии, защита окруж среды, обеспеч

образования и соц гарантий, здравоохранения), который имеет общегос

значение или же предоставл-ся в распоряжение больших соц групп.

№7. Фин-пром группы и их роль в управлении финансами.

Управление - это совокупность приемов и методов целенаправл воздействия на

обеъкт управл. с целью получения опред. рез-та. Важной областью управленч

деят. явл. упр-ие фин. Оно осущ спец аппаратом (Мин. фин) посредством

приемов и методов, куда входят разнообр стимулы и санкции. Искусство

управления состоит в выборе наиболее эффективн метода из числа имеющихся

или создании усл-ий для рац исп-ия применяем методов с целью быстр. решения

поставл цели.

Как и во всякой управляемой с-ме в управл-ии фин-ми выделяют объекты и

субъекты упр-ия. Объектом управления явл. различн виды фин. отношений, а

субъектами явл те орг. стр-ры, кот. осущ. это управл. Применительно к Укр.

выделяются 3 группы объектов управл.: фин-ы пп-я, госуд ф-ы, страховые

комп. К субъектам управления относят: фин. службы пп-я, страх органы, фин.

органы и налог. инспекции. Субъекты управл функц. в каждом звене и в каждой

сфере фин. отношний. Совок. всех орган. стр-р осущ. управление финанс.

назыв фин аппаратом. Выдел несколько методов или приемов осущ упр-ия:1)фин

планир 2)операт упр-е 3)фин контроль.

В системе гос управления фин-ми ведущ роль отво-ся гос регулир-ию.

Его сон целью выступает фин обеспечение эк процссов, позволяющее

предотвращать чрезвыч ситуации, связ с угрозой жизнедеят-ти общества в

целом; улучшать экологическую обстановку; стабилизировать эк ситуацию в

стране; оказывать эк поддержку мало обеспеченным слоям нас-я; стабилиз-ть

цены; обеспеч деят-ть эк системы в целом; защищать демократию и др. Реализ-

ся госфинуправление через правовую базу, налог с-му, перераспр-ие ден

доходов и рес-ов.

Управление фин-ми включ в качестве важнейшей составной части упр-ия фин-

пром группами, которые предстают как средство реализ-ии селективной

структурной политики гос-ва, обеспеч воспроиз-во, накопление, концент-ию,

обращение фин, производит-го и товарного капитала, его инвестир-ие в

приоирит области промышл-ти, повышения отдачи от инвестицион проектов.

Фин-пром группы, как способ интеграции капитала пп-й и фин групп могут

иметь различные организ-правовые формы, направления деят-ти, состав

участников и структуру упр-ия. С точки зрения форм интегр-ии капитала фин-

пром группа может формир-ся как АО, холдинг компания, траст (передача

собств-ти в доверит пользование), перекрестное владение акциями

(взаимоучастие в капитале), стратег альянс (объед-ие усилий, дающее каждому

участнику доступ к совместно выполняемым проектам, программам, базам данных

и др.)

№8.Фин менедж-т как с-ма упр-ия

Фин менеджмент направлен на упр-ие движением фин рес-ов и фин отн-ий,

возник-их в проц движ-ия ден ср-в. Ответ на вопрос, как правильно

руководить этим движением и отнош-ми, составляет содержание фин менедж-та.

Последний предст собой процесс выработки цели упр-ия фин-ми и осущес-ие

воздействия на них с помощью рычагов и методов фин мех-зма. Т.о. фин менедж-

т включ в себя стратегию и тактику упр-ия. Под стратегией в данном случае

поним-ся общее направление и способ использ-ия ср-в для достижения поставл

цели. Этому способу соответствует опр набор правил и ограничений при

принятии решения. Стратегия позвол сконцентрировать усилия на тех вариантах

решения, кот ей не противоречат, отбросив все другие варианты. После

достижения поставл цели стратегия прекращ свое сущест-ие. Новые цели ставят

задачу разработки новой стратегии. Тактика - это конкр методы и приемы для

достиж поставл цели в конкр условиях. Задачей тактики упр-ия явл-ся выбор

наиболее оптимального решения и лучших в данной хоз ситуации методов и

приемов упр-ия.

Фин менедж-т как с-ма упр-ия состоит из 2 подсистем: управляемой и

управляющей, или объекта и субъекта упр-ия. Объектом упр-ия в фин менедж-те

явл-ся совокупн-ть услвий осущес-ия ден оборота, кругооборота стоимости,

движ-ия фин рес-ов и фин отн-ий мкежду хоз субъектами и их подразделениями

в хоз процессе. Субъект упр-ия - это спец группа людей, кот посредством

различных форм управленч воздействия осущ-ет целенапр воздействие на

функцион-ие объекта.

Любой объект упр-ия, любой процесс представляет собой систему. Под системой

понимается совокупн-ть взаимодейств элементов, составляющих целостное

образование. Каждому элементу с-мы присущи разл свойства: элемент системы

выполняет только ему присущую функцию, обладает способн-ю взаимодействовать

с др элементами и интегрировать с ними. Свойства элементов фин с-мы позвол

вывести общее правило фин менедж-та: всегда надо стремиться к фин

устойчивости фин с-мы в целом, а не отдельных ее элементов, подсистем.

№10. Прогнозир и планир в фин менедж-те

Фин менеджмент направлен на упр-ие движением фин рес-ов и фин отн-ий,

возник-их в проц движ-ия ден ср-в. Ответ на вопрос, как правильно

руководить этим движением и отнош-ми, составляет содержание фин менедж-та.

Последний предст собой процесс выработки цели упр-ия фин-ми и осущес-ие

воздействия на них с помощью рычагов и методов фин мех-зма. Важная роль в

фин менедж-те отводится планированию и прогноз-ию. Планир в фин менеджменте

играет сущест роль. Для того, чтобы дать команду, нужно составить задание,

программу действия, для чего разраб-ся планы фин меропр-ий, получения

доходов, эффективн исп-ия фин рес-ов. Фин планир, как функция упр-ия фин-ми

охватывает весь комплекс меропр-ий как по выработке плановых заданий, так и

по воплощ их в жизнь.

Прогнозир в фин менедж-те - это разработка на длительн перспективу измен-ий

фин состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозир не ставит

задачу осущес-ия на практике разработанных прогнозов. Эти прогнозы предст

собой предвидение соответств измен-ий. Особ-ю прогноз-ия явл-ся также

альтернативность построения фин показателей и параметров, определяющая

вариантность развития фин состояния объекта упр-ия на основе наметившихся

тенденций. Прогнозир может осущ-ся как на основе экспертной оценки

тенденций изменнений, так и на основе прямого предвидения изменений.

Контроль в фин менедж-те сводится к проверке организации фин работы,

выполнения фин планов и т.п. Контроль предполагает анализ фин результатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.