реферат скачать
 

Финансы

5 лет и входит в бюджет. По форме финансовый план представляет собой

изложений целей, цифр и организационных предложений на планируемый период.

На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости и при

этом планирование выступает как экономическая категория.

Как правило, планы отличаются от своего результата исполнения, но во всем

мире это отличие составляет десятые доли процента.

Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности, который

применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план

ежегодно. гибкость планов должна обеспечивать их жизненность, а финансовая

техника придумала принцип “скользящий бюджет”. этот принцип применяется для

большинства расходов, особенно при расчете государственных ассигнований. В

этих бюджетах (составляемых на 5 лет) есть определенные понятия в виде цифр

по годам:

Цифра 1 года – окончательная;

Цифра 2 года – твердая;

Цифра 3 года – относительно твердая;

Цифра 4 года – предварительная;

Цифра 5 года – приблизительная.

Это системно – вариационный метод планирования (ППБ).

ППБ – планирование, программирование и бюджетирование:

I статья – планирование (включает в себя формирование и изложение целей и

задач, в направлении которого должны действовать организации при своем

функционировании);

II статья – программирование (подразумевает подбор имеющихся и нахождение

новых средств, которые используются для достижения целей. Программирование

означает процесс простирающийся в далекое и ближайшее будущее);

III статья – бюджетирование (процесс перевода общих многолетних программ

на язык годовых бюджетных цифр по финансовым годам. Это процесс

распределения всей совокупности количественно выраженных операций по

традиционной бюджетной группировке).

Финансовые планы имеются у всех звеньев финансовой системы:

|– предприятия и |

|организации, |

|функционирующие на |

|коммерческих началах |

|составляют “баланс |

|доходов и расходов”. |

|– предприятия и |

|организации, |

|функционирующие на |

|некоммерческих началах |

|составляют “смету”. |

|– план общественных |

|объединений – “Финансовый|

|план”. |

|– органы государственной |

|власти составляют |

|“бюджет” (разных уровней:|

|центральный, местный, |

|субъектов Федерации). |

Методы планирования:

? экстраполяция (состоит в определении финансовых показателей на основе

выявления их динамики; в расчетах исходят из показателей отчетного периода,

корректируя их на относительно устойчивый темп изменений; динамика

показателей экстраполируется на будущее);

? нормативный (по определенным нормам);

? математического моделирования (построение модели процесса и перенос ее в

финансовую область);

? балансовый (применяется для согласования направлений использования

финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов

финансовых планов между собой; его нарушение приводит к тому, что

нарушаются связи, согласование и возникает несоответствие между разделами

финансовых планов).

ТЕМА 7

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

[pic]

Контроль рублем – контроль рынка над производителем товаров и услуг, где

рынок выступает как эффективный покупательский спрос, т.е. это прежде всего

люди, у которых есть что? Деньги.

Финансовый контроль – контроль со стороны государства за формированием и

использованием денежных средств

Финансовый контроль – форма государственного контроля за образованием,

распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной

реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса

формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех

сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль как особая

область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет

определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы

при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме

фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований

экономических законов, оптимальности пропорций распределения и

перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального

дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового

состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых

ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый

контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие

сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами

денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности

и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным

бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых

ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных

ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также

правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение

соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в

области налогообложения, предприятий, относящихся к различным

организационно - правовым формам; содействие высокой отдаче

внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным

операциям и др.

Функции финансового контроля:

1) проверка расходования государственных средств (соответствие расходов

запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных

средств);

2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в

государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

3) проверка соблюдения правил учета и отчетности.

В финансовом контроля важное значение имеет бюджетный контроль, который

охватывает прежде всего государственный бюджет и внебюджетные фонды

(неправительственные). Бюджетному контролю подвластны местные финансы и

финансы предприятий, принадлежавших государству.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные

органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и

утверждении государственного прогноза экономического и социального развития

народного хозяйства, государственного бюджета по звеньям бюджетной системы,

отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность

использования государственных средств, целесообразность осуществляемых

расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через

комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые

комиссии.

Органы финансового контроля:

I. Парламент (федеральное собрание, а в нем счетная плата, контрольное

управление при Президенте РФ).

В РФ в ведении Контрольно - счетной палаты находятся такие вопросы, как

контроль за:

1) источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономным использованием

как правительством, так и законодательными органами; пресечение

расточительства;

2) эффективностью использования государственной собственности, работы

государственных предприятий, разгосударствлением и приватизацией

государственной собственности;

3) использованием средств специальных фондов, например, пенсионного,

занятости, социального страхования; "Чернобыля" и т.д.;

4) источниками денежных доходов общественных организаций включая различные

партии, за использованием этих средств соответственно уставным целям.

II. Специальные ведомства государственного финансового контроля.

III. Специальное контрольное ревизионное управление.

Оно подчиняется непосредственно Минфину. Органы КРУ есть во всех субъектах

РФ, городах и районах. Весь этот аппарат содержится за счет средств

федерального бюджета. КРУ – это единственная система государственного

финансового контроля. Она осуществляет следующие виды деятельности:

• документирование ревизии на государственный предприятиях, организациях и

учреждениях;

• проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной

преступностью.

Главная проблема в работе этой структуры - законодательная база для

финансового контроля.

IV. Органы финансового контроля в отраслевых министерствах

(внутриведомственный контроль, как правило, наименее эффективен).

Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют

процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот

вид финансового контроля называется бюджетным. Бюджетный контроль

способствует разработке оптимальной финансовой политики, обеспечивающей

максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие

экономики. В составе аппарата Минфина функционируют контрольно -

ревизионные управления, а в территориальных финансовых органах - аппарат

главного контролера - ревизора. Контрольно - ревизионные управления и

аппараты контролеров - ревизоров проводят все виды ревизий производственно

- финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке

обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, Госкомитеты, министерства и

ведомства проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля.

Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба

Российской Федерации. Налоговые инспекции на местах подчиняются только

своему вышестоящему органу. Задачами налоговых служб являются

а). контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение

полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей.

б). осуществляют проверку финансового состояния предприятий и организаций

независимо от ведомственной подчиненности и их организационно - правовой

формы;

в). проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой

прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения;

г). ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных и потенциальных

объектов налогообложения.

д). обеспечивают учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного

имущества, имущества, перешедшего государству, кладов.

Налоговые инспекции имеют право: получать в организациях различных форм

собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые

составляют коммерческую тайну, определяемую законодательством;

контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан;

обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов;

приостанавливать все операции предприятий и граждан в случае

непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии

доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о

ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.

Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о размере

вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд

иди арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций.

Развитие товарно-денежных отношений порождает разнообразие форм

собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет

направления дальнейшего развития и возникновение новых форм и средств

финансового контроля.

Формы и методы государственного контроля.

Формы (критерий – сроки и методы)

По срокам:

• предварительный (осуществляется до расходования и применяется как

профилактическая мера);

• текущий (осуществляется во время расходования и сверяется с планом или

сметой);

• последующий (после проведения расходов на основе отчетных материалов.

Делаются определенные выводы для предварительного и текущего контроля).

Методы (способ проведения):

а). ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам.

Это очень дорогостоящий и редкий метод);

б). инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на

месте);

в). обследование (изучение недостатков);

г). наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансов на предприятии).

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые

(стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную

стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на

различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер,

поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все

стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности

объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово -

кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые

с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и

т.п.). При этом исходят из положения о невозможности исключения прямой или

опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых

ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или

бездействия.

Следовательно, одни и те же объекты могут подвергаться не только

финансовому контролю, но и другим видам контроля (при кредитовании,

расчетах, ценообразовании и т.д.). Но даже при совпадении конкретного

предмета проверки и анализа финансовому контролю присуща особая

направленность в оценке состояния этих объектов, соответствующая его

назначению. Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и

организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Организация финансового контроля, пути повышения его действенности.

Финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных

сферах экономической жизни общества и на разных уровнях хозяйственного

управления, что предъявляет определенные требования к его организации

В зависимости от субъектов, финансовый контроль бывает:

I. Государственный финансовый контроль:

а). общегосударственный финансовый контроль (осуществляют органы

государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие

контролю независимо от их ведомственной подчиненности).

б). ведомственный финансовый контроль (производят контрольно - ревизионные

отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти

и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность

подведомственных предприятий, учреждений).

II. Внутрихозяйственный финансовый контроль (осуществляется экономическими

службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые

отделы и т.д. Объектом здесь выступает производственная и финансовая

деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений).

III. Общественный финансовый контроль (выполняют группы, отдельные

физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности.

Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед

проверяющими. Независимый финансовый контроль осуществляют

специализированные аудиторские фирмы и службы).

IV. Независимый (аудиторский) контроль

Аудиторство – новая в нашей стране организационная форма финансового

контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью

предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги

аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной

основе. Аудиторские фирмы - это независимые организации, призванные

способствовать повышению качества контроля, его объективности.

Аудитор – независимыий бухгалтер - ревизор, высококвалифицированный

специалист в области финансов, учета и контроля. Они объединены в

Ассоциацию аудиторов, которая призвана способствовать подготовке и

переподготовке кадров, а также контролировать высокое качество знаний и

профессиональных навыков аудиторов.

Выделяются два вида аудита - внешний и внутрифирменный.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой,

функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на

уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Он направлен на повышение

эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и

хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности

и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил

бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности; проработка

рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем

вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности,

надежности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства

филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности

мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии

ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной

деятельности фирмы и филиала и т.п.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с

государственными налоговыми к другими органами, предприятиями, другими

пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми

обществами и т.д. Основной их задачей является установление достоверности

финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций

по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их

финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют:

финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной и

коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за

правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению;

предотвращение их занижения и возможность избежания взыскания штрафных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.