реферат скачать
 

Финансирование образования в Республике Казахстан

одновременно звеном, передающим из поколения в поколение исторические,

культурные, нравственные, научные ценности общества, народов Казахстана.

Первое является специфическим фактором производственного процесса

рыночной экономики, предложение специалистов должно качественно

соответствовать спросу по всему перечню требуемых специальностей, также

учитывать прогнозные потребности будущих периодов. В процессе подготовки и

переподготовки персонала значительное влияние имеет осуществляемая

реструктуризация экономики с учетом доли активности его секторов. Кроме

того, эти преобразования являются базой прогнозных расчетов подготовки или

переподготовки кадров в разрезе специальностей."[3]

Идеологический фактор образовательного процесса следует рассматривать

как одну из важнейших функций государства.

"Внимание к вопросам финансирования системы высшего образования и

управления не случайны. В ходе Всемирной конференции по высшем образованию

(Париж, 5-9 октября 1998 г.) было отмечено, что вторая половина нынешнего

столетия войдет в историю высшего образования как период его наиболее

бурного развития: с 1960г. по 1995г. численность студентов во всех странах

возросли с 13 млн. до 82 млн., то есть более, чем в шесть раз. Наряду с

этим, в тот же период еще более увеличился разрыв между промышленно

развитыми и развивающимися странами в отношении доступа к высшему

образованию, а также в отношении ресурсов, выделяемых на них. При этом,

участники Парижской конференции, опираясь на предварительно проведенный

анализ структурных изменений, экономических перемен в обществе и сфере

высшего образования различных государств, выявили, что без адекватного

высшего образования и научно исследовательских учреждений ни одна страна не

в состоянии обеспечить реального устойчивого развития.

Критерии адекватности и доступности могут преобладать в комплексной

системе управления образованием только в том случае, если построить

экономические критерии на финансовых инструментах самоорганизации и

самовосстановления, которые создают условия объективных саморегулирующих

мер повышения менеджмента в целом.

Согласно заключению отечественных ученых и практиков, трансформация

(переход) экономики республики на рельсы рыночной экономики может быть

результативной в случае, если учесть исторически сложившиеся ее

особенности.

Материально-техническая база высших учебных заведений и является той

особенностью, которую необходимо умело, не растеряв, использовать по-

новому.

Благодаря финансовым инструментам рыночной экономики, которые активно

развиваются в нашей стране, материально-техническая база системы высшего

образования может быть вовлечена во вторичный экономический оборот, путем

выпуска ценных бумаг центральным исполнительным органом или конкретным

ведущим вузом в области образования. В данном случае, ценные

образовательные бумаги будут гарантировать имущественные права на получение

образовательных услуг в будущем, осуществление которых возможно только при

его предъявлении держателем.

При этом, ценные бумаги в области образования реально привлекательны

как для отдельного гражданина, так для всех предприятий, независимо от форм

собственности и принадлежности к той или иной стране. Указанная

привлекательность ценных бумаг строится на их преимуществах как финансового

инструмента. Например, в зависимости от срока обращения и возможности

погашения их образовательными услугами процентные скидки (дисконт) на

стоимость обучения в разрезе специальностей могут обеспечить доступность

высшего образования широкому слою населения, тем самым служить мощным

мобилизующим инструментом внутренних ресурсов страны в условиях бюджетного

дефицита. Кроме того, ценные образовательные бумаги, выпущенные под

обеспечение материально-технической базы вузов, будут привлекательными и

для иностранных инвесторов.

В настоящее время привлечение средств отдельных граждан и средств

предприятий по прямым оплачиваемым договорам за подготовку специалистов с

высшим образованием, как платные образовательные услуги, составляет всего

20% к бюджетному финансированию. При условии введения нового финансового

инструмента доля действующих дополнительных источников к бюджетному

значительно возрастет, кроме того, активно заработают внешние

источники."[3]

"Образование остается в числе главных приоритетов анти- кризисных.

программ, ведущим направлением в обеспечении устойчивого, экономического

развития даже в странах, оказавшихся в эпицентре глобального финансового

кризиса. В Юго-Восточной Азии, на фоне признаков улучшения экономической

ситуации, в образовательных секторах национальных экономик опережающими

темпами модифицируются и кардинально обновляются формы и методы обучения,

реализуются образовательные программы и модели адаптации персонала к

изменившимся условиям, в новой экономической среде. Во многих

развивающихся странах мира образования становится фактором экономического

роста. Так, в Китае успехи в реформировании аграрного сектора напрямую

связывают с крупномасштабными образовательными программами, где крестьяне

получают необходимые знания в области права, финансов, менеджмента,

современных технологий и другое, необходимое для успешного ведения дела.

Аналогичные процессы происходят и в индустриально развитых странах. На

рынках труда значительно возросла конкуренция, обусловленная бурной

миграцией и ннтернационализацией бизнеса. В этой связи поднялась

общественная значимость образования, как основной формы удовлетворения

индивидуальных потребностей в переподготовке и повышении квалификации -

необходимых условий конкурентоспособности при найме на работу и дальнейшей

служебной карьере. Например, в образовании США происходит возрастание

академического спроса на дисциплины, международного и универсального

характера, оптимизация и, структурные сдвиги в преподавании

общетеоретических, концептуальных дисциплин, и приобретении

слушателями прагматических навыков и умений (развития лидерства, повышение

личностных характеристик, практических приемов и методов). Бум образования

охватывает все большие слои самодеятельного населения.

Неслучайно администрация Б. Клинтона, начиная с 1999г., увеличила на

10% ассигнования из федерального бюджета на реализацию образовательных

программ.

Что же происходит у нас, в Казахстане? Прежде, в СССР элементы

образования присутствовали в системе подготовки и повышения квалификации

кадров.

Однако трансформация экономики в Казахстане потребовала от

руководителей и специалистов высокого профессионализма, прежде всего

в области управления.

Затем уже рыночные реформы распространились в системе образования -

частные школы и вузы, коммерсализация высшего образования и т.д. Нынешняя

ситуация общеизвестна". При финансировании высшего образования в пределах

1.2% от общего размера республиканского бюджета, либерализация финансовой

деятельности вузов позволила, в какой-то мере, сохранить научно-

методический потенциал, материальную базу и не более. Системный кризис,

поразивший нашу экономику, существенным образом сказался и на высшей школе,

с той лишь разницей, что его последствия сдвигаются на время учебы.

В условиях бюджетного дефицита, сокращения финансовых ресурсов общества,

направляемых ни образование, попытки государственного регулирования

процессов реформирования и реструктуризации отечественной высшей школы

через механизмы образовательных грантов и кредитов не могут в принципе

решить проблем подготовки квалифицированного персонала, его

востребованности. Следовательно, необходим поиск нетривиальных решений.

Необходимо рассмотреть целесообразность и возможность осуществления

следующих мер:

В 1997 г. в Казахстане насчитывалось 83 частных и 58 государственных

высших учебных заведения с общим контингентом обучающихся 305 тыс. человек,

соответственно, 59 тыс. и 246 тыс, студентов.[9]

Более 4 лет назад позиция Правительства страны на

организационную структуру высшей школы была более определенной. В то время

считалось, что исходя из опыта многих стран мира, где на 800 тысяч

населения приходится в среднем один университет с контингентом 5-10 тыс.

студентов, который готовит обычно по очень широкому кругу специальностей,

Казахстану необходимо всего около 20 высших учебных заведений. По тогдашней

доктрине часть средних специальных учебных заведений должна была влиться в

состав профильных вузов, остальные же - переданы на содержание местных

бюджетов или ликвидированы. Эта программа структурной перестройки не была в

полное мере реализована.

Вот, к примеру, несколько фактов из опыта зарубежных стран, близких к

Казахстану по численности населения. "В Австрии - 15 университетов, в т.ч.

2 технических, по одному - сельскохозяйственного профиля и экономический

Академия изящных искусств, драмы, музыки и дизайна, где обучается около 206

тыс, студентов. Испания - из 36 университетов 32 принадлежат государству, а

4 работают под эгидой католической церкви. 30 испанских госуниверситетов

включая 4 политехнических института, имеют общий характер и 2 специальный.

У нашего северного соседа - России, романтическая пора расцвета

негосударственных вузов закончилась усилением государственного

регулирования."[6]

Насколько известно, аналогичная процедура готовится и в Казахстане

Финансовая политика сейчас такова, что бюджетные ассигнования на нужды

высшего образования будут сокращаться. В то же самое время, если в

кризисных экономических условиях Правительство сохранит свои позиции и

взгляды на негосударственные вузы, как саморегулирующиеся рыночные

структуры, это будет означать начало конца данной перспективной формы

подготовки кадров, более оперативно отвечающей потребностям общества и

рынка труда, расширяющей возможности получения высшего образования

различными слоями населения.

"Представляется, что в сложившейся общественно-политической и

социально-экономической обстановке целесообразным и своевременным было

принятие государственной программы реформирования высшей школы в

Республике Казахстан. В данной госпрограмме могут быть развиты

положительные тенденции в развитии негосударственной системы высшего

образования последующим направлениям: установление экономико-правовых

режимов конкурсности и состязательности, при участии субъектов

образовательного рынка в выполнении государственного заказа: установление

единых налоговых льгот, экономических стимулов и преференций для вузов

независимо от форм собственности: создание стимулирующих условий для

объединения капиталов, рационального использования имеющегося кадрового

потенциала, материально-технической информационной базы. Наделение

негосударственных вузов учебными площадями в форме натурных грантов.

Создание разветвленной информационной сети, обеспечивающей доступ к

национальным базам данных и банкам знаний.

В этом случае предпочтительными выглядят две модели функционирования

вузов:

Частные учебно-исследовательские центры, образовавшиеся в ходе слияния

негосударственных вузов, предназначенных для подготовки специалистов

прикладного профиля для работы в предпринимательских структурах. Их

преимущественная организационно-правовая форма - хозяйственные

товарищества;

Некоммерческие самоуправляемые, автономные университеты с сохранением

бюджетного финансирования и государственных дотаций для подготовки

специалистов области фундаментальных наук, проведения исследований в этих

областях знаний. Они могут быть созданы за счет объединения вузов с

профильными НИИ, проектными и внедренческими организациями, интеграции с

негосударственными вузами.

Что же это даст? Во-первых, появляется принципиальная возможность

ослабления нагрузок на государственный бюджет за счет создания

альтернативной системы финансирования высшего образования,

привлечения дополнительных средств из коммерческих сфер, размещения целевых

накоплений населения. Во-вторых, повышения качеств образования за счет

использования технологий интенсивного обучения, тиражирования уникальных,

авторских образовательных программ, новых методов подготовки кадров высшей

квалификации. В-третьих, предоставление возможности дополнительного

заработка ведущим работникам образования, науки и культуры, рациональное

использование имеющегося потенциала высшей школы"[6]

Переход к ступенчатому образованию, программно-целевым методам в

образовании.

"Традиционные формы образования исчерпали себя и уже не могут в полной

мере соответствовать социальному заказу общества, динамике спроса на рынке

труда. В западно-европейских странах, как правило, принята двухступенчатая

модель высшего образования: первая ступень (2-3 года), после чего

выпускникам выдается диплом бакалавра, свидетельствующий о получении общего

высшего экономического образования.

Очевидно, сокращение сроков обучения потребует принципиально иной техники

и технологии обучения, преподавания, где упор должен быть сделан на

индивидуальную работу со студентами, их самостоятельные занятия. Однако -

это требование времени экономической ситуации."[6]

"Основной задачей образования является создание инфраструктуры,

информационного обслуживания и сервиса субъектов рынка образовательных

услуг, его клиентов, партнеров, пользователей и потенциальных

потребителей".[6]

"Инфраструктура образования может быть сокращена в количественном

отношении путём закрытия школ и классов. Уменьшения численности учащихся.

Даже в сравнительно развитых странах, переживающих демографический спад,

этот процесс может оказаться болезненным, в частности, на местном уровне,

где политические силы нередко отличаются большой активностью. В некоторых

развивающихся странах, особенно в Азии, численность школьного контингента

в следующей половине столетия, по-видимому, будет устойчивой или даже

сократится. Однако во многих бедных странах, где в 1985 г. и без того

ощущалась острая нехватка учебных заведений, ещё в течении длительного

времени будет продолжаться значительный рост населения школьного возраста.

Намеренное сокращение образовательных возможностей здесь немыслимо. С

другой стороны, этим странам хорошо знакома практика урезывания программ

развития в условиях финансового кризиса".[7]

"Второй путь решения проблемы заключается в передаче отдельных

учебных заведений и даже целых звеньев системы в ведение местных органов

власти или частного сектора. Правительство может оказаться, например, от

содержания дошкольных учреждений, передав их общинам и добровольным

ассоциациям, или же предложить промышленным и коммерческим предприятиям

взять на себя ответственность за профессиональное образование. Школы можно

сделать частными и передать в руки церквей и других религиозных

организаций, местных органов власти или общин. Пример тому является

Пакистан, где недавно некоторые категории религиозных учебных заведений

были денационализированы. Такого же результата можно достичь и в том

случае, если правительство ограничит своё участие в деле развития

образования и будет привлекать к нему частные и добровольные

организации".[7]

Ограничительные меры могут также носить качественный характер: при

сохранении сети государственных учебных заведений сокращается объём

выделяемых ресурсов и снижается уровень требований к их качеству. Можно,

например, занизить технические требования в строительстве, поставлять менее

дорогостоящее оборудование, делать более дешёвые переплёты для учебников.

Наиболее простой и обычный путь свёртывания затрат — это пассивное

отношение к вопросам образования. В результате без соответствующего

увеличения бюджетных ассигнований растёт наполняемость классов, падает

реальная заработная плата учителей и квалифицированные преподаватели

покидают школы, а их место занимают малоподготовленные и неопытные, растёт

число случаев работы по совместительву. Такой тактики придерживается весьма

часто, что в конечном счёте приводит к ухудшению материального положения

учителей, снижению качества обучения.

"В целях сохранения количественной отдачи системы образования в

условиях отсутствия основных финансовых средств следует повышать

эффективность на всех уровнях. Здесь возможны четыре пути. Первый из них —

это использовать преимущества торгов и другие более эффективные процедуры

для приобретения, например. Учебного оборудования по более низким ценам.

Этого можно достичь при заключении выгодных соглашений по оптовым закупкам

или при обращении к более дешёвым источникам снабжения".[8]

Далее, экономию даёт сокращение непроизводительных расходов

(например, бережное использование электроэнергии, отлаженная система

составления платёжных ведомостей и т. д.). Определение "потерь" может быть

и субъективным. Одни исследователи считают предоставление жилья учащимся

излишеством; другие же находят этот момент существенным, а иногда и просто

необходимым. Можно также услышать возражения против обеспечения питанием в

школе и школьной формой, сохранения полной заработной платы учителям во

время их обучения на курсах усовершенствования, якобы высокой заработной

платы вспомогательного персонала и т.д.. Таким образом, путём лишь

устранения потерь и "излишних" структур во многих странах можно добиться

сокращения на 10%, бюджетных затрат без существенных изменений в общем

объёме и качестве образования.

"Наиболее часто обсуждаются возможности снижения текущих удельных

издержек путём более эффективного использования учителей, помещений и

оборудования, с тем чтобы поддержать относительно стабильный уровень

расходов максимально возможного числа учащихся. Отдачу учителей можно

повысить посредством составления продуманного расписания занятий, создавая

условия для обучения большего числа учащихся за определённый период

времени, а также более рационального использования классных комнат и

лабораторий в течение учебной недели или учебного года. Оптимальное

расписание и слияние школ и классов, включая совместное обучение учащихся

разных уровней и т.д. — все эти вопросы занимают видное место в повестке

дня национальных и международных совещаний руководящих работников

просвещения, стремящихся извлечь выгоду из имеющихся в их распоряжении

ресурсов. Осуществление таких мероприятий может дать экономию бюджетных

средств в размере 10 или даже 15% во многих системах формального

образования".[8]

И наконец, совершенствование технологии обучения. Здесь я имею в виду

прежде всего радикальные преобразования в технологии, поскольку пересмотр

расписаний, ротация классов, отказ от школ-интернатов и прочие меры также

несут в себе определённые перемены технологического характера. К коренным

изменениям относится введение в широком масштабе системы "дистанционного"

обучения, примером тому являются новые открытые университеты в Таиланде и

Индонезии или осуществлявшийся ранее в Республике Кот д`Ивуар проект

обучения по телевидению. Другим возможным решением является переход от

традиционной практики обучения к системе, предусматривающей самообучение с

использованием модульных учебных наборов, взаимное обучение, расширение

роли помощников учителей и т.д. Наиболее широко известным проектом в этой

области является программа "Импакт", осуществляемая в настоящее время в

Азии.

Вопрос финансирования образования в отечественной прессе освещается

достаточно широко в дни разработки государственного бюджета и начала

учебного года, как в специализированных изданиях, так и в обще

направленных.

Cписок используемой

литературы:

1-"Приоритетные направления развития образования и науки на

ближайший период" К.Е.Кушербаев, министр Образования и науки РК. Из

выступления на расширенном заседании Коллегии Министерства.//"Актуальные

проблемы высшей школы" 2000 год. №1,4

стр.15-23.

2-" Закон об образовании РК". Глава 6 (Экономика образования)

Статья 43,44,45.

3- Журнал "Высшая школа Казахстана", № 1, 1999 г., стр. 15-24

4- Журнал "Поиск" N 52(554) 31 декабря 1999 г.

5-"Бизнес-образование в Республике Казахстан: Проблемы и стратегические

ориентиры на XXI век". С.Сатубалдин, исполнительный директор КИМЭП при

Президенте Республики Казахстан, академик, доктор экономических наук,

профессор.//"Актуальные проблемы высшей школы" 2000 год. №1,4

6- Н.А. Назарбаев. "Казахстан 2030". Издательство "Бiлiм".

7- Журнал "Учитель Казахстана" № 31-32, 1 сентября 2001.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.