реферат скачать
 

Финансирование образования в Республике Казахстан

привлеченные на внутреннем и внешнем рынках.

Для осуществления количественного, финансового анализа источников

внебюджетных дополнительных средств объектов системы высшего образования,

основные виды доходов и поступлений учреждений, состоящих на

республиканском и местных бюджетах приведем в следующей группировке:

А. Внутренние источники финансирования:

* средства отдельных граждан;

* корпоративное финансирование;

* средства от реализации ценных бумаг в области образования;

* лизинг учебного оборудования, образовательной технологии и т.д.

Средства, привлекаемые от граждан и корпораций на внутреннем рынке могут

быть сгруппированы в следующем порядке:

* Доходы от предоставления образовательных услуг в рамках государственного

стандарта.

* Доходы от предоставления платных услуг.

* Доходы от изготовления и реализации учебно-бланочной продукции.

* Доходы от изготовления и реализации продукции мастерских.

* Доходы от хоздоговорных научно-исследовательских работ.

* Доходы от депозитных вкладов и ценных бумаг.

* Доходы от сдач в аренду автотранспорта, спортивных сооружений, временно

свободных площадей, эффективного использования материальной базы и т.д.

Значительный удельный вес в общих доходах учреждений образования по

результатам анализа последних лет, как правило, приходится на доходы от

предоставления образовательных услуг (79,1%), на доходы от аренды (8,2%) и

на доходы от предоставления платных услуг (5,7%)

* В том числе, доходы от образовательных услуг в рамках государственного

стандарта состоят, в основном из средств, поступающих от юридических и

физических лиц по прямым оплачиваемым договорам за подготовку и

переподготовку специалистов.

Доходы от аренды - средства, поступающие от сдачи в аренду временно

свободных площадей учреждениями образования.

* Доходы от предоставления платных услуг состоят из специальных средств,

поступающих за обучение по дополнительным образовательным программам,

преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятие

углубленным изучением предметов и другие, стоящие за рамками

соответствующих образовательных программ и государственных образовательных

стандартов.

* Кроме того, к дополнительным средствам относятся суммы по поручениям,

депозитные суммы, спонсорские и другие.

Расширение деятельности объектов системы высшего образования, с точки

зрения количества предоставляемых услуг и выполняемых работ, связано с

развитием и модернизацией отечественного рынка услуг и работ, а также

соответствующим нормативно-правовым оформлением.

Вместе с тем, размер получаемых доходов от дополнительных источников

финансирования на рынке услуг, в свою очередь, зависит от изменений

налоговой структуры (например, от изменений ставки НДС или льгот по его

уплате). При общей политике государства, нацеленной на экономический рост,

снижение бюджетных ресурсов в сферу образования должно быть компенсировано

смягчением налогового бремени, например, расширением налоговых льгот,

снижением ставки НДС или их дифференциацией.

На практике, в результате внесенных изменений и дополнений Законом

Республики Казахстан от 8.12.1997г. № 2001, Указ Президента Республики

Казахстан, имеющий силу Закона от 24.04.1995 г. № 2235 "О налогах и других

обязательных платежах в бюджет", получается двойное обложение сферы

образования. С одной стороны, бюджетное финансирование очень жесткое, с

другой, предоставление платных услуг отнесено к предпринимательской

деятельности. Данная ситуация требует внесения соответствующих коррективов

в названный Указ Президента Республики Казахстан.

Б. Внешние источники финансирования:

Внешние инвестиции из правительственных и неправительственных фондов;

От реализации ценных бумаг в области образования на внешних рынках и т.д. В

настоящее время внешние инвестиции, как источник дополнительных поступлений

для объектов сферы высшего образования, в основном, имеют форму грантов,

гуманитарной, культурной и технической помощи от зарубежных партнеров на

конкретные цели развития."[3] К примеру:

" 11 сентября 2001 года между Правительством Республики Казахстан и

Исламским Банком Развития заключено Соглашение о Технической помощи

(грант) по улучшению научной и экспериментальной базы Физико-технического

института Министерства образования и науки Республики Казахстан

Одобрен проект Соглашения о Технической помощи (грант) между Правительством

Республики Казахстан и Исламским Банком Развития по улучшению научной и

экспериментальной базы Физико-технического института Министерства

образования и науки Республики Казахстан и предложение Министерства

образования и науки Республики Казахстан о выделении средств

софинансирования данного проекта из республиканского бюджета на 2002 и 2003

годы.

В соответствии с Соглашением, Банк выделяет в счет предоставляемых

Правительству средств грант Технической Помощи в сумме, не превышающей

ID262,308 (двести шестьдесят две тысячи триста восемь) исламских динаров,

ориентировочно эквивалентной 341,000 (триста сорок одна) тысячам долларам

США, для оказания Технической Помощи в финансировании проекта по

улучшению научной и экспериментальной базы Физико-технического института

Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее -

Проект), основные компоненты которого описаны в Приложении-1 к настоящему

Соглашению.

Организацией-Исполнителем по выполнению Проекта является Физико-технический

институт Министерства образования и науки Республики Казахстан .

Правительство гарантирует, что Организация- Исполнитель будет наделена

всеми полномочиями, необходимыми для выполнения Проекта в сроки,

определенные в Проектной документации"[4]

"Цели грантов технической, гуманитарной и культурной помощи состоят в

содействии финансовому потоку и их эффективному использованию, в усилении

способности развития получателя. Составной частью грантов является

определение, составление, осуществление и эксплуатация проектов развития,

усовершенствование институциональных способностей получателя, выработка

стратегий, планов и программ развития, и проведение исследований,

ориентированных на конкретный сектор, стимулирование передачи технологии.

«Имущество (основные фонды) социальной сферы, находящиеся в

государственной собственности, закреплено за государственными учреждениями

и организациями данной сферы на праве оперативного управления, в

соответствии со статьями 192, 202 Гражданского Кодекса Республики Казахстан

от 27.12.94г., что в настоящее время ограничивает возможности финансово-

экономического механизма социальной сферы. По данным экономического

анализа, имея достаточные фонды, доходы от внебюджетной деятельности за

1998 год в целом составили - 19,9% к сумме открытых кредитов (бюджетному

финансированию).»[3]

«Учитывая тяжелое финансовое положение объектов системы высшего

образования и его приоритетное значение в рамках стратегии развития

Республики Казахстан "Казахстан - 2030" - делегирование прав распоряжения

имуществом и залога объектам сферы позволит осуществить внедрение и

развитие внутренних механизмов финансирования отрасли как одного из

феноменов социальных инвестиций.При этом, принимая во внимание достижения

рынка ценных бумаг отечественной экономики и опыт зарубежной практики

необходимо разработать и ввести новый финансовый инструмент механизма

финансирования социальной сферы.

Известно, что сбалансированное состояние или поступательное развитие

любого общества базируется на его интеллектуальном потенциале.

Соответственно государственная политика Республики Казахстан в области

высшего образования должна быть построена на принципиальных положениях,

учитывать мировой опыт, а также практику отечественного образования.

Принципы многомерны, но, прежде всего, они должны отражать интересы

общества в целом, государства и самой системы высшего образования.»[3]

Главой государства Н.А.Назарбаевым определены стратегические

приоритеты развития страны до 2030 года "Казахстан-2030. Процветание,

безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев".[5] Их

реализация предполагает переход общества к модели устойчивого развития.

Соответственно, задачей системы высшего образования (СВО) является

сохранение высокообразованного населения республики с достаточным уровнем

научного и творческого потенциала.

"Нашему государству, как в любой другой стране, принадлежат вопросы

регулирования, перераспределения финансовых потоков с целью создания

условий развития приоритетных отраслей. Прямое государственное

регулирование обеспечивается введением налогового инструмента, созданием

централизованных фондов отрасли непосредственно у хозяйствующего субъекта в

пользу, например, развития системы высшего образования, внесением

соответствующих изменений и дополнений в законодательные нормативные

документы.

Инструменты косвенного регулирования являются элементами рыночной

экономики. Их введение предполагает максимально эффективную деятельность

отрасли, оживление внутренних механизмов самовосстановления и

самоорганизации. При этом внедрение косвенных инструментов возможно в

рамках действующих законодательных актов.

Гармоничное взаимодействие прямых и косвенных инструментов

государственного регулирования может привести к модели устойчивого развития

общества. С точки зрения системы высшего образования (СВО), реформирование

его

составляющих может быть успешным и отвечающим задачам Стратегических

приоритетов развития общества до 2030 года только в случае повышения

эффективности управления системы и улучшения качества подготовки

специалистов.

Таким образом, в вопросах реформирования образовательного процесса

особое внимание занимают вопросы управления образованием и его

финансирование как объект управления. Однако, реформирование сферы не

должно сводится только к экономическим вопросам, вместе с тем, необходимо

учитывать вопросы соответствия образования современным требованиям времени

и его качества. Пpимером прямого государственного регулирования в

формировании источников финансирования системы высшего образования может

быть корпоративный принцип подготовки кадров с высшим образованием.

Механизм формирования фондов предприятий производится введением норматива

отчислений в фонд подготовки специалистов с высшим образованием. Норматив

отчислений может быть установлен дифференцировано (индивидуально к каждому

предприятию) от объема выплачиваемой заработной платы. И расходы фонда

предлагается перенести на затраты предприятий. В случае нецелевого

использования средств фонда затраты соответствующих сумм можно отнести к

налогооблагаемому доходу.

Акцентируя внимание на существующем разрыве между предложением

подготовленных специалистов высшими учебными заведениями республики по

всему перечню специальностей и корпоративным спросом, необходимо отметить,

что на данном этапе реальным ориентиром в источниках финансирования

системы высшего образования корпоративный принцип является актуальным и

может выступать переходной формой в реформировании вопросов

финансирования.

С одной стороны, создание образовательных фондов корпораций стимулирует

активность предприятий в формировании перспективной кадровой политики

(государство путем прямого вмешательства стимулирует повышение культуры

кадрового планирования корпораций). С другой, корпоративный подход в

финансировании системы высшего образования приводит к высвобождению части

бюджетных средств и их перераспределению в пользу других секторов

образования, например, среднего и т.д., к пересмотру специальностей,

рабочих программ, к усилению вузовской науки, к решениям проблем

трудоустройства и прохождения производственной практики. В целом, механизм

определяет точку пересечения интересов вузов и предприятий. Тем самым,

может быть создана гибкая среда, соответствующая мерам эффективного

использования ограниченных бюджетных средств и мерам повышения качества

образования и менеджмента системы высшего образования.

Формирование и использование фондов предприятий по подготовке

специалистов с высшим образованием относится к категории инвестиций в

человеческие ресурсы (интеллектуальный капитал). Такого рода инвестиции в

обязательном порядке должны быть гармонично увязаны с поступательным

развитием производственного сектора и с экономической политикой

государства.

Другим инструментом финансирования системы высшего образования

является выпуск образовательных ценных бумаг, обеспеченных его основными

фондами. В условиях рынка основные фонды - самый главный источник любой

отрасли, так как он может быть вовлечен во вторичный экономический оборот.

Система высшего образования и меет достаточные фонды, каждый квадратный

метр которого должен использоваться максимально эффективно. Каким образом

возможно это использование?"[3]

"При передаче вузам прав распоряжения и залога имуществом,

находящегося в настоящее время на правах оперативного управления у высших

учебных заведений, государство снимает с себя задачу полного финансирования

системы высшего образования. За государством сохраняется, на первых порах,

финансирование государственного заказа из расчета стоимости затрат на

одного студента в разрезе специальностей. При этом, функционирование

образовательных сертификатов отрегулировано действующими нормативными

актами, такими как Законы Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг", "О

регистрации сделок с ценными бумагами в Республике Казахстан" и т.д. Таким

образом, внесения изменений и дополнений в законодательные нормативные

документы не требуется.

Государство, отдавая в распоряжение системы высшего образования его

фонды, разрешая выпуск образовательных ценных бумаг, содействует развитию

внутренних инструментов самофинансирования и косвенно контролирует (своей

долей) соответствие задач системы высшего образования интересам социально-

экономической политики государства.

На сегодняшний день система высшего образования практикует прямое

использование основных фондов, предоставляя платные образовательные услуги

населению. По данным экономического анализа, доходы от внебюджетной

деятельности за 1998 год составили -19,9% к бюджетному финансированию, в

том числе 7-8% от сдачи в аренду временно свободных площадей. Экономические

расчеты показывают, что введение образовательных ценных бумаг позволит в

течение ближайших 3-5 лет финансирование системы высшего образования

переложить на плечи самой системы, за исключением финансирования вузовских

научных исследований фундаментального прикладного характера.

Учитывая изложенное, можно утверждать, если корпоративный принцип

является переходной формой финансирования, то модель финансирования системы

высшего образования за счет бюджета семьи, отдельного гражданина и за счет

фондов предприятий введением образовательных ценных бумаг, может привести к

кардинальным переменам в организации процесса получения высшего

образования."[3]

"Механизм внедрения образовательных ценных бумаг является механизмом

саморазвития системы высшего образования и построен на основе практики

фондовых отношений, применяемых в промышленно развитых странах.

Разработаны мероприятия по совершенствованию управления материально-

технической базой системы высшего образования и сам механизм косвенного

введения фондов в новый экономический оборот. Введение нового финансового

инструмента позволит привлечь сбережения семьи и корпораций, как на

внутреннем, так и на внешнем рынках. Образовательные ценные бумаги не менее

привлекательны и для внешних инвесторов своей обеспеченностью.

Основные составные части механизма: фондообразование, размещение фондов,

методология достижения целей системы высшего образования.

Основные преимущества механизма саморазвития системы высшего образования:

* индустриализация СВО:

* содействие развитию малого и среднего бизнеса;

* содействие созданию рабочих мест:

* снижение нагрузки на государственный бюджет;

* дополнительные поступления и бюджет государства;

* рациональное использование ограниченных бюджетных средств.

В результате проведенного анализа установлено, что негативной причиной

консервации общественных процессов является неадекватное финансовое

покрытие макрозадач образования. В то же время, управление образованием не

может быть сведено лишь к финансовым вопросам, т.е. управление

образованием, кроме экономических, должно учитывать критерии доступности

всех уровней образования и критерии соответствия образования социальным

потребностям общества. Достаточно трудная задача воздействовать

одновременно на все составляющие элементы управления. Как правило,

управление образованием на всех уровнях подвергается растущему давлению

со стороны быстро изменяющейся социально-экономической среды. И, чтобы

соответствовать этим изменениям, критериям качества и доступности

образования отводится особое значение. Но, в свою очередь, они могут быть

реализованы при соответствующем финансовом обеспечении.

Однако критическая ситуация в области образования имеет решение и оно

находится внутри самой системы образования. Речь идет о формировании

комплексной системы управления (менеджмента) образованием, где нужно четко

обозначить границы недостаточности и содержание инновационной деятельности.

В основе модернизации менеджментом образования в условиях финансового

дефицита является выявление внутренних резервов отрасли - элементов

саморазвития. Названный выше метод дает возможность преодолеть основное

противоречие между экономикой и образованием и приведет к преобладанию

критериев соответствия образования социальным потребностям.

Вместе с тем, критерии управления образовательным процессом нельзя

рассматривать в отрыве от потребностей производственного и

непроизводственного секторов экономики. Образовательный процесс следует

рассматривать как элемент системы общественного воспроизводства и

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.