реферат скачать
 

Этапы развития экономической науки

Этапы развития экономической науки

Министерство финансов РФ.

Московский финансовый колледж.

РЕФЕРАТ

по предмету:

«Основы экономической теории»

на тему:

«Этапы развития экономической науки»

студента МФК

группы 2-П-3

Саломатова Дмитрия.

Москва 2002 г.

[pic]

|Вступление |2 |

|Мыслители Древней Греции: Платон, Аристотель |3 |

|Экономические взгляды Средневековья на примере идей Фомы |9 |

|Аквинского | |

|Меркантилизм |10 |

|Физиократизм |11 |

|Классическая школа |12 |

|Пролетарская марксистско-ленинская политическая экономия |13 |

|Маржинализм |14 |

|Заключение |15 |

Вступление.

Тема этого реферата – «Этапы развития экономической науки», или, по-

другому, «История экономических учений». В нём я попытался рассказать, как

развивалась экономическая наука, какие учёные и философы внесли в неё свой

вклад. Особенное внимание я посчитал нужным уделить описанию взглядов тех

мыслителей, которые положили начало экономической науке и которым мы

обязаны её возникновением, т.к., по-моему, они представляют собой весьма

большой интерес.

К сожалению, при изучении экономической теории не всегда уделяется

должное внимание изучению истории экономических учений, хотя иногда она

изучается как отдельный предмет. Надо сказать, что некоторые экономисты

считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого, т.к. они якобы

«обросли ракушками» и потеряли свою значимость, поэтому на знакомство с

ними не стоит тратить времени. Правда, людей, придерживающихся таких

взглядов, весьма немного. На мой взгляд, они глубоко не правы, ведь, как

считают многие авторитеты, основы наших сегодняшних представлений «лежат в

прошлом». И эти представления и идеи прошлого не принадлежат исключительно

истории: они несут в себе элементы наших сегодняшних, а нередко и

завтрашних взглядов. Именно поэтому изучение истории экономических учений –

это важное и полезное занятие, а отнюдь не пустая трата времени. Кроме

того, обращение к истории экономической мысли способствует умению

объективно оценивать теории, рекомендации и выводы. Весьма важно понять и

осмыслить относительность любых экономических знаний (т.к. любое знание в

любой науке всегда относительно), необходимость их постоянного углубления,

уточнения и совершенствования.

Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителей

древнего мира, но самые, на мой взгляд, интересные идеи выдвигали философы

Древней Греции. Это не значит, что среди других народов не было мыслителей,

выдвигавших здравые и интересные идеи в области экономики- достаточно

вспомнить Конфуция, Катона, мудрецов древней Индии и др. Но мне бы хотелось

остановиться именно на взглядах представителей Древней Греции.

Экономические взгляды философов Древней Греции: Платон, Аристотель.

Условия формирования экономических взглядов древнегреческих

мыслителей.

Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции.

Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные

древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические

и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов этих

мыслителей.

Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий

древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием

нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на

древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развития

частной собственности на землю, на земельный участок, а основой

производственной ячейкой стали не громоздкие царские хозяйства или общинное

производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое

частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой

эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью.

Социальная структура полисов предполагала существование трех основных

классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов

самых разных категорий.

Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантия

выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем

гражданским коллективом.

В Греции середины V в. до н.э. сформировалось экономическая система,

которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н.э. и

которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.

Такая экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах

и в Греции V - IV вв. до н.э. в целом, не могла существовать без

привлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный

вес которых в греческом обществе V - IV вв. до н.э. непрерывно возрастал,

что обостряло борьбу между рабами и рабовладельцами.

Экономические взгляды Платона и Аристотеля формировались в условиях

кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией,

между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, что, несомненно,

сильно отражалось в их трудах.

Для того, чтобы лучше понять идеи Платона и Аристотеля, надо

рассмотреть их краткие биографии, где отражены основные моменты их жизни.

Жизнь Платона и его взгляды на некоторые экономические проблемы

"... Платон - один из учителей

человечества. Не будь его книг, мы не только

хуже понимали бы, кем были древние греки, что

они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя,

хуже понимали бы, что такое философия, наука,

искусство, поэзия, вдохновение, что такое

человек, в чем трудности его исканий и свершений"

В.Ф. Асмус.

В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в

Афинах в семье Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии

Платон. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с

прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю

своего рода.

Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встреча с Сократом

в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не

хватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей

жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным

путем внутреннего самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал

признанным философом.

В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа,

покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и

Египет. В 387 г. до н.э. Платон едет в Сицилию, где знакомится с тираном

Дионисием Старшим. По приказу Дионисия Платона, не пожелавшего льстить

тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для

продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему

свободу.

Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в живописном уголке

на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом, где

основал свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до

самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан

закрыл ее.

В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает Сицилию, находящуюся во

власти "просвещенного" тирана Дионисия Младшего.

В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает.

Несмотря на отдалённость от нас того времени, в которое жил и творил

Платон, интерес к его творчеству не ослабевает, быть может, даже

усиливается в наше время. Вообще, мнение даже самого обыкновенного

человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по

себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек -

Платон.

Его перу принадлежит множество трактатов на самые различные темы.

Весьма интересен его взгляд на деньги. По его мнению, государство может

существовать длительное время лишь в том случае, если оно основано на

натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Платон

уделял особое внимание деньгам, но, мне кажется, так и не понял их

сущности. Он отрицательно относился к функции денег, когда они выступают в

качестве сокровища. Деньги, по Платону, имеют только две функции: меры

стоимости и средства обращения. Они должны служить только для обмена.

Платон требовал запретить куплю-продажу в кредит, т.е. выступал против

использования денег как средства платежа.

Платон считал, что горожан надо наделять земельными наделами, но их

имущество не должно быть чрезмерным. Если стоимость имущества превысит

стоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству.

Запрещаются также ссуды под проценты и покупка товаров в кредит. Закон

должен устанавливать пределы колебания цен. Именно в таком государстве, где

выполняются эти правила, не будет ни богатых, ни бедных, а значит, не будет

и социальной напряжённости.

Огромное место в трактатах Платона занимают его мысли об идеальном

государстве. Нас интересует, как он представлял организацию экономической

жизни в таком государстве. Модель такого исправленного и улучшенного

человеческого общества он строит в своем трактате «Государство». В нём 10

частей, или книг, множество действующих лиц. Главное лицо сочинения –

Сократ. Рядом с ним родные братья Платона – Адимант и Главкон, к которым

постоянно обращается Сократ и которые создают видимость беседы. Диалог

между ними превращается в размышление Сократа об идеальном государстве.

Идеальное государство – то, которое удовлетворяет требованию

справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в

обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства

и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках.

Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой

нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы,

которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе

данного им глубокого понимания действительности.

Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть,

бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от

внешних и внутренних врагов, поддержании порядка и спокойствия.

Третьи лишены всех этих качеств – они должны заниматься ремеслом,

пахать землю. Внутри этого низшего класса также существует четкое

разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по

собственной прихоти не может стать земледельцем.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главный принцип

устройства идеального государства – разделение труда, т.е. каждый должен

заниматься своим делом. Торговля необходима только потому, что она

обслуживает разделение труда внутри города и между городами.

Философы и воины не имеют никакой частной собственности и беспощадно

караются за хранение золота и серебра. Собственность – привилегия крестьян

и мастеровых, так как она сама по себе не мешает работать, но губительна

для тех, кто предан высоким размышлениям.

Далее Платон рисует другие стороны жизни идеального государства,

которые в данный момент интересуют нас очень мало. Отмечу только, что ряд

идей из рассматриваемого нами трактата был впоследствии взят социалистами-

утопистами.

Другой трактат на ту же тему, называющийся «Законы» – произведение

престарелого Платона, умудренного и разочарованного жизнью. Перед нами

неторопливая беседа трех старцев, текущая медленно, с повторами,

углублением и оттачиванием мысли, строящей законодательство того общества,

которое теоретически обосновано Платоном в «Государстве».

Проект наилучшего государства в «Законах» более реалистичен. В нем

Платон выступает от лица аристократических кругов античных рабовладельцев.

В своем сочинении Платон сформулировал принципы организации новых городов.

По его мнению, город должен отстоять от морского побережья на 80 стадий (16

км) и лучше, чтобы он располагался на гористой местности подальше от

соблазнов торговли. Стоимость одного надела является пределом бедности и не

может быть уменьшена. Наделы нельзя продавать, их можно только передавать

по наследству, причем только одному сыну. В центре всего государства

должен стоять город, а вся территория разбивается на 12 равноценных по

своей экономической значимости частей. «Надо следит за тем, чтобы наше

государство было не слишком малым и не мнимо большим – оно должно быть

достаточным и единым», - писал Платон.

Если в «Государстве» почти не упоминались рабы, а земледельцы,

ремесленники экономически были свободны, то в «Законах» рабство пронизывает

все. Несмотря на то, что Платон уговаривает господ и рабов жить согласно

между собой, не нарушая общих моральных устоев, сам факт рабства признается

открыто. Без жесточайшего рабства Платон не мыслит своего идеального

государства.

Несмотря на то, что Платон, как уже было сказано, не любил торговли и

считал её неполезной, он всё же допускал существование мелкой торговли, но

свободнорожденные землевладельцы заниматься ей не должны. Крупная торговля

с целью наживы им осуждалась. Запрещался ввоз товаров, в которых нет

необходимости, а также вывоз тех, которые нужны государству. Все заказы

должны выполняться в срок и добротно, изделия реализованы по действительной

стоимости, которая исключает наживу для производителя товара. Таким

образом, из сказанного видно, что Платон недооценивал значение торговли.

Аристотель.

Жизнь Аристотеля.

Аристотель родился в 384г. до н.э. в греческом городе Стагире.

Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что

он был сыном известного врача Никомаха. Аристотель, по словам очевидцев, с

молодости был невзрачного вида: худощавый, маленького роста, с узкими

глазами, да к тому же еще и сильно шепелявил. Но зато любил одеться, носил

по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу.

Приехав с севера Греции, Аристотель в самом раннем возрасте (в 17 лет)

вошел в школу Платона. Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской

Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой

он, впоследствии, занимался всю жизнь.

Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходится

сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о

расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон не

одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель

уделял большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал, что это

неприемлемо истинному философу.

Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию в 335

г. Аристотелем собственной школы – Лекея. С этих пор он становится завзятым

противником своего учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но

истина для него дороже. Вся жизнь его состояла в бесконечном стремлении

найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего

мира.

Известен тот факт, что в сороковых годах 4 в. до н.э. Аристотель был

приглашен македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына –

Александра, будущего великого завоевателя.

На многие века имя Аристотеля стало непререкаемым авторитетом в

науке. Его интересовали законы, управляющие движением тел, - и появилась

знаменитая «Физика» (в 8 книгах). Он размышлял над различными явлениями

природы, о чем говорится в «Метеорологике» (в 4 книгах). Он изучал

поведение животных, строение их тел – 5 книг под названием «О

возникновении животных». И это ещё далеко не все: ему принадлежат труды о

логике, этике, поэтике. Но нас, конечно, больше будут интересовать его

сочинения, касающиеся ведения хозяйства, политики и социологии. В их

числе «Никромахова этика», «Политика», «Экономика». Он описал 158

различных греческих и негреческих законодательств, так называемых

«Политий».

Аристотель был сильным человеком, но он был многим неугоден. И когда

оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как с

Сократом, он принял яд. Так кончилась жизнь великого мыслителя древности.

И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве

великого человека, для которого даже сама смерть стала актом мудрости и

невозмутимого спокойствия.

Взгляды Аристотеля на некоторые экономические проблемы.

В Греции в IV в. до н.э. наблюдалось обострение противоречий

рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел

отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие

производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить без

рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабы

способны воспринимать указания господина, но не способны руководить

хозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматься

физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически

свободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они не

знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и

свободных объявляется вполне естественным.

Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в

развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства.

Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.