реферат скачать
 

Экономика: хозяйство, наука, отношения между людьми

Экономика: хозяйство, наука, отношения между людьми

Владимирский Государственный Университет

Кафедра Экономической теории

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Основы экономической теории»

На тему: « Экономика: хозяйство, наука, отношения между людьми»

Факультет

Принял: Тимофеев Николай Николаевич.

Владимир, 2002.

Содержание:

стр.

1. Введение.

3

2. Предмет экономической науки.

5

3. История развития предмета экономической науки.

8

4. Экономика слов, чисел, рассуждений, мнений.

14

5. Экономическая деятельность людей. Потребности, блага и доходы людей.

17

6. Экономические законы.

21

7. Взаимодействие экономических законов экономической деятельности

людей.

24

8. Выводы.

26

9. Библиографический список.

27

1. Введение.

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет

собой сочетание двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в

буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как

хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При

этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном

натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как

народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по

экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной

трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего

хозяйства».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика»

значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается

гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт,

которого принято считать автором популярного термина, вошедшего во все

языки мира.

В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а

то и три разных значения.

Во-первых, экономика – это само хозяйство в широком смысле этого слова,

то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций

материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения

условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо

воспринимать как созданную и используемую человеком систему

жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения

условий существования.

Во-вторых, экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве и

связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще

всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей

людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе

хозяйствования.

Для того, чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и

как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной,

литературе разделяется на два: «экономика» и «экономикс». Первое означает

хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении,

а второе – экономическую науку, а точнее – экономическую теорию. Такое

разделение способствует большей четкости, определенности понимания

экономики.

Отметим, что прямое употребление англоязычного термина «экономикс» в

его рукописном написании не только неудачно, но и даже некорректно. Ведь

никто не называет по-русски физическую науку «физикс», а математическую –

«математикс», хотя названия этих наук иностранного происхождения. Следовало

бы взамен термина «экономикс» употреблять словосочетание «экономическая

теория».

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственно системы и

представлением об экономики как совокупности знаний о хозяйственной системе

отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение.

Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в

связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров

и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и

хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к

хозяйству, как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми

в орбиту действий, направленных на получение и использовании средств

существования, удовлетворения жизненных потребностей.

2. Предмет экономической науки.

Экономическая наука зародилась много позже, чем сама экономика. В

течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из

поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический

характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему.

Предшественницами научной экономики были философия и социология.

Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около

300 лет назад, когда зародилась политическая экономия – предвестник

будущей экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности

за последний 150 лет, представления о предмете экономической науки

значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как

наука?» - творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые –

экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить, по крайней

мере, три заметно отличающихся подхода к формулированию предмета экономики

как науки.

Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей

создание и использование материальных благ, получение материальных средств

существования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца

экономики А. Смита и явно отражены в следующем определении, принадлежащем

перу выдающего английского экономиста А. Маршалла: «Экономическая наука

изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим

образом связана с созданием и использованием материальных основ

благосостояния». Спустя 100 лет ограниченность подобной формулировки с

позиции современных экономических представлений заключена в том, что в ней

из сферы экономической деятельности исключено так называемое

нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной

деятельности, услуг. К тому же, согласно приводимому определению

экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда

как обращение, обмен, потребление товаров остаются вне ее поля зрения.

В последние годы получил широкое распространение подход к

формулированию предмета экономической науки, основанный на использовании

понятия «ограниченность ресурсов». Согласно этому подходу главная задача

экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов

использования ограниченных экономических ресурсов, необходимых для

достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу.

Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и соответствует

им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и

ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей

использования этих средств.

Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки как

науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением,

обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский профессор П.

Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике,

автор получившего мировую известность учебника «Экономика», кратко

характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и

осуществление потребления и производства», «виды деятельности, связанные с

обменом и денежными сделками между людьми», приводя одновременно и другие

определения и подчеркивая тем самым, что формулировка предмета

экономической науки не может быть ни единственной, ни точной.

Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает

отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, уже

упоминавшийся профессор П. Самуэльсон приводит следующие возможные

определения предмета экономической теории:

1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными

сделками между людьми.

2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных

производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного

значения, например машины, технические знания) для производства

различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто,

концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами

общества в целях потребления.

3. Наука о деловой повседневной жизнедеятельности людей, получении

ими средств к существованию и использовании этих средств.

4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в

области потребления и производства.

5. Наука о богатстве.

Соединяя разные подходы, можно придти к обобщенному определению

экономической науки, которое в формулировке П. Самуэльсона и В. Нордхауса

выглядит следующим образом: «Экономическая теория – это наука о том, как

люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые

могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести

разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для

потребления различных индивидов и групп общества». Определение несколько

громоздкое, но достаточно всеобъемлющее.

Думается, что можно обойтись более лаконичной формулировкой, определяя

экономическую науку как изучающую, каким образом разнообразные

ограниченные ресурсы преобразуются в необходимые людям блага, как

производятся, распределяются, обмениваются средства жизнеобеспечения.

Существует еще одно оригинальное определение экономической науки.

Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний,

позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

1. Что следует производить и в каком количестве?

2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких

ресурсов, с помощью каких технологий?

3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и

услуги, как они распределяются между потребителями?

Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как?

Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на

второй – технологию, на третий – сферу потребления производимого продукта.

Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще

знать, где производить, каким образом распределять или как продавать

произведенный продукт, как увязать производство и потребление.

Так что число вопросов, на которые призвана отвечать экономическая

наука, можно увеличить до пяти, как это делают остальные ученые –

экономисты: что, как и зачем производить, как распределять и как

потреблять продукт производства, использовать его.

Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука

не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое

поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные,

гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство,

обращение, потребление товаров) экономические знания глубоко пронизываю

всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений – в

семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе.

Экономика тесно взаимодействует с философией, социологией, психологией,

правом, историей, географией, информатикой, математикой, с рядом

естественных наук.

3. История развития предмета экономической науки.

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества.

Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы

мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным,

кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты. Истоками считают и

папирусы Древнего Египта, и законы царя Хамурапи, и древнеиндийский трактат

«Артхашастра». Интересные и весьма поучительные экономические заповеди

содержатся в Библии. В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона можно

увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.

Происхождение слова «экономия» берет начало от «ойкономиа» («ойкос» —

дом, хозяйство и «номос» — правило, закон) и в начале рассматривалось как

наука о домашнем хозяйстве. Аристотель, оперируя термином «экономия» и

производным от него «экономика», рассмотрел основные экономические

закономерности общества своего времени. Философ и экономист, Аристотель

исследует основание пропорций обмена, происхождение и функции денег,

значение торговли и т. п.

Впервые термин «политическая экономия» ввел в научный оборот француз

Антуан де Монкретьен. Он опубликовал в 1615 г. сочинение «Трактат

политической экономии», которое дало название целой науке. Политическая

экономия рассматривалась Монкретьеном как сосредоточие правил хозяйственной

деятельности.

Определяющим направлением экономической мысли XV-XVII вв. стал

меркантилизм. Сущностью меркантилизма в экономической теории является

определение закономерностей в сфере обращения, т. е. в денежном обороте и

торговле. Характерными выразителями идей меркантилизма были англичанин

Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер.

Англия в XVII в. с ее идеями свободы, разума и прогресса выдвинула

немало оригинальных мыслителей и среди них Уильяма Петти. Его роль в

эволюции экономической мысли весьма велика, что позволяет причислить его к

одному из родоначальников классической политической экономии.

Во Франции ХVII-XVIII вв. работы Пьера Лепезана де Буагильбера были

весьма важным этапом формирования классической политической экономии.

Буагильбер пытался определить причины экономического роста общества. Он

отмечал, что важнейшим условием прогресса являются нормальные цены,

покрывающие издержки производства, позволяющие получить прибыль,

поддерживающие процесс реализации и потребительский спрос. Подобные цены,

по мнению Буагильбера, складываются в условиях свободной конкуренции.

Знаменитый шотландец Джон Ло, живший во второй половине XVII в. и

первой половине XVIII в., ставший генеральным контролером финансов Франции,

впоследствии называемый «отцом инфляции», оставил яркий след в

экономической теории. По его мнению, основным критерием экономическою

благополучия является большое количество денег в стране. Джон Ло ясно

представлял, что не сами деньги представляют собой настоящее богатство, а

реальные товары. Он считал, что большое количество денег дает возможность

открытия новых предприятий, наилучшего использования предпринимательского

дара, рабочей силы и других факторов, созидающих экономическое процветание.

Ло принадлежит идея централизации и ассоциации капиталов. Если вспомнить,

что быстрое развитие акционерных обществ началось в Старом и Новом Свете в

середине XIX в., то становится понятным, что знаменитый шотландец,

сделавший карьеру во Франции, опередил свое время примерно на 150 лет.

Французская экономическая мысль XVIII в. очень интересно представлена

школой физиократов. Термин «физиократы» образован от греческих слов и

дословно означает «власть природы». Наиболее яркими представителями этой

экономической школы являются Франсуа Кенэ и Анн Тюрго.

Физиократы перенесли основной акцент исследования (в отличии от

меркантилистов) непосредственно на производство. Сам термин

«воспроизводство» был впервые использован Кенэ. Это был период, когда, по

Вольтеру, Франции наскучили стихи, комедии, трагедии, романы, богословские

диспуты и страна принялась размышлять о хлебе.

Блестящим достижением Ф. Кенэ было создание «Экономической таблицы». В

этой таблице автор проводит идею процесса воспроизводства и реализации как

непрерывного процесса при условии существования определенных экономических

пропорций в рамках сформулированной им классовой стратификации общества, а

именно между классами: производительным, собственников и так называемым

бесплодным. Идеи Кенэ в XX в. стали одной из теоретических основ

формирования межотраслевых балансов, или балансов «затраты — выпуск»,

которые позволяют проанализировать производство и распределение совокупного

общественного продукта.

Англия XVIII в. представлена в рассматриваемой эволюции блестящим

теоретиком, основоположником классической школы в экономической науке

Адамом Смитом. Основное сочинение А. Смита «Исследование о природе и

причинах богатства народов» издано в 1776 г.

Проведенный А. Смитом анализ природы человека, взаимодействия и

взаимосвязи человека и общества был положен в основу формулировки понятия

«homo economicus» — «экономический человек», хотя само это понятие возникло

позднее. А. Смит считал, что основным стимулом экономической активности

человека является частный интерес. Реализовать свой интерес человек может

только путем взаимообмена с другими людьми результатами частной

экономической активности, иначе говоря, в процессе разделения труда.

Преследуя частные интересы, люди объективно удовлетворяют потребности друг

друга. Процветание общества, таким образом, возможно только на путях

индивидуального благополучия, а частный интерес, ведущий к достижению этого

благополучия, это настолько мощный стимул, который готов «преодолеть сотни

досадных препятствий», которыми безумие человеческих законов так часто

затрудняет его деятельность... ». Индивидуум, стремясь к приумножению

личного капитала, не думает об общественных интересах, стремясь к

удовлетворению частного интереса, и «в этом случае, как и во многих других,

он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его

намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более

действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.