реферат скачать
 

Экономика

юридическому лицу в соответствии с законодательством РФ.

Все операции проводятся в рублях, а при наличии соответствующей

лицензии ЦБ- в валюте.

Коммерческим организациям, в том числе банкам запрещено заниматься

производственной, торговой и страховой деятельностью (это небанковские

операции).

Услуги коммерческого банка

Под банковской услугой понимается 1 или несколько операций банка,

удовлетворяющих определенную потребность клиента.

Основные характеристики банковской услуги:

носит нематериальный характер;

продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств,

которыми управляет банкир;

проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном

порядке;

автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;

система сбыта эксклюзивна и интегрирована, то есть все филиалы 1 банка

выполняют одинаковый набор услуг.

Услуги коммерческого банка определяют также как проведение банковских

операций по поручению клиента в пользу последнего и за определенную плату.

73. ЦБР, его функции и роль=66

ЦБ - главное звено кредитной системы;

Коммерческий банк - основное звено кредитной системы.

В большинстве западных стран функции ЦБ с середины 19 века были

закреплены за определенными банками. Так, Банк Франции стал единым

эмиссионным центром страны в 1848 г. Рейхсбанк и Банк Испании - в 1874 г.

Федеральная резервная система США получила статус ЦБ в 1913 г. В России ЦБ

был создан в 1860 г. Первые ЦБ возникли в мире значительно раньше. Первый

ЦБ был создан в Швеции - Риксбанк - в 1668 г. Одним из первых был банк

Англии - 1694 г.

В отличие от Банка Англии, который был создан снизу (вырос из общей

системы банков), в России ЦБ был создан сверху. При этом ЦБ России всегда

был подчинен Минфину ( за искл. 20-х гг.) В целом выделение из общего

числа банков центрального банка означает начало формирования двухуровневой

банковской системы.

Основные отличительные особенности ЦБ от коммерческих банков:

ЦБ не ставит перед собой цели получения максимальной прибыли, что является

целью коммерческих банков.

Центральные банки обычно являются государственными, централизованными

институтами, в то время как коммерческие банки, как правило, - частные или

акционерные.

Управляющие ЦБ более тесно связаны с работой правительственных органов, чем

их коллеги в к/б.

Центральные банки выполняют функцию руководства деятельностью коммерческих

банков, законотворческую функцию, т.е. выпускают необходимые инструктивные

и другие материалы, регулирующие деятельность к/б.

ЦБ может воздействовать на деятельность к/б и других кредитных институтов,

в особенности в отношении кредитования. Эта функция реализуется, как

правило, в процессе варьирования, изменения учетной ставки, а также при

установлении предельных норм обязательных резервов.

Центральные банки выполняют эмиссионную функцию, осуществляют контроль за

выпуском и изъятием денег из обращения.

ЦБ не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, а ведут обычно

банковские счета правительства.

Центральные банки выполняют роль кредиторов последней инстанции по

отношению к другим банкам, для чего используются различные методы

экономического воздействия на к/б:

операции на открытом рынке;

изменение официальной учетной ставки ЦБ;

проведение операций с депозитами;

установление нормы обязательных резервов и др.

Центральные банки не выполняют всех функций и операций банков, например, не

обслуживают клиентуру (за искл. Госбанка СССР, Банк Англии - для

сотрудников, Банк Франции).

В современных банковских системах ЦБ занимает особое место. Он является

органом гос. регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска

банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В

ЦБ хранятся золото-валютные резервы страны. ЦБ осуществляет руководство и

контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит

временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правит.

органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные

банки, как правило, являются государственными. Иногда они формально гос-ву

не принадлежат (ФРС -акционерный, Швейцарский нац. банк), либо гос-ву

принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные

банки проводят политику гос-ва и работают как гос. органы.

Мировой истории известны различные модели построения центральных банков,

их организационной структуры. В современной банковской практике выделяют

централизованные и децентрализованные модели организационной структуры

банков. Централизованная модель Банка Англии (одно правление и два филиала

в Лондоне); децентр.- ФРС США (объединяет 12 фед. резервных банков и около

6000 крупнейших коммерческих банков).

Важная характеристика деятельности ЦБ - степень их самостоятельности,

независимости. Существенная степень независимости ЦБ от правительства

является необходимым условием эффективной деятельности банка по поддержанию

денежно-кредитной и валютной стабильности. В то же время независимость ЦБ

от правительства имеет относительный характер, т.к. экономическая политика

гос-ва не может успешно осуществляться без ее четкого согласования и тесной

увязки с денежно-кредитной и финансовой политикой ЦБ. Поэтому в

долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами

макроэкономического курса правительства. По закону РФ ЦБ России

правительству не подчинен.

Основные функции ЦБ России :

В соответствии с законом “О ЦБ”, Банк России выполняет следующие функции:

аккумуляция денежных средств нар. хоз-ва;

размещение денежных средств;

организация денежного обращения и эмиссионная деятельность;

денежно-кредитное регулирование;

организация и осуществление денежных расчетов наличными деньгами и путем

безналичных перечислений;

расчетно-кассовое исполнение гос. бюджета;

внешнеэкономические функции;

регулирование деятельности к./банков и др. кредитных учреждений;

надзор за деятельностью банков.

1. ЦБР аккумулирует денежные средства, находящиеся на счетах в банках,

средства, принадлежащие гос-ву и находящиеся на счетах гос. бюджета в

банках; все виды налоговых перечислений в бюджет; средства различных

фондов, общественных организаций, объединений; собственные средства ЦБР.

2. ЦБ предоставляет кредиты к/банкам и правительству на временное покрытие

расходов госбюджета; осуществляет вложение денежных средств в ценные

бумаги, и в первую очередь в гос. займы правительства.

ЦБ организует обращение денежных знаков в соответствии с законами РФ,

организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила перевозки,

хранения, инкассации денежных знаков, создает резервы, устанавливает

признаки платежеспособности денежных знаков, осуществляет правила замены и

уничтожения поврежденных денежных знаков. Как эмиссионный центр ЦБР

работает на основе закона “О ден. системе РФ”.

Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в проведении

единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально развивающейся

экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов

и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-

кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание

инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по

кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение

операций с ценными бумагами и валютой.

Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России:

учетная процентная ставка;

операции на открытом рынке с ценными бумагами;

установление экономических нормативов для банков.

ЦБ организует и осуществляет расчеты между:

к/банками;

предприятиями, организациями, учреждениями через банки;

предприятиями, организациями -с одной стороны, и государством -с другой.

государством и населением;

между государствами.

Для осуществления расчетов организованы РКЦ, которые связаны единой

системой расчетов (МФО -межфилиальных оборотов). ЦБ устанавливает единые

правила ведения расчетов, обязательные для всех субъектов н/хозяйства.

В законе “О ЦБР” записано, что Банк России выполняет функцию депозитария и

фискального агента правительства по кассовому исполнению бюджета и по

обслуживанию гос. долга, включая осуществление операций по размещению гос.

займов, их погашения и выплате процентов по ним. В целом эта функция

состоит в том, что Банк России аккумулирует средства, поступающие в адрес

госбюджета, и размещает их по поручению Минфина. В необходимых случаях ЦБ

предоставляет кредит Минфину: на покрытие внутригодовых разрывов между

текущими доходами и расходами бюджета. Гос. Дума при этом устанавливает

лимит задолженности по этим кредитам. В рамках этого кредита ЦБ может

покупать у Минфина ценные бумаги сроком до 6 месяцев.

Существуют следующие внешнеэкономические функции ЦБР:

регулирование курса рубля;

управление официальными золото-валютными резервами;

осуществление операций по размещению этих резервов либо самостоятельно,

либо через банки, уполномоченные им;

выдача лицензии на проведение комбанками операций в инвалюте в России и за

границей;

выдача лицензий на открытие представительств ин. банков и других кредитных

институтов на территории России;

ЦБ представляет интересы России в центр. банках других стран и

международных финансово-кредитных институтах.

В целом ЦБ имеет право осуществлять любые операции в инвалюте в России и

за границей в соответствии с законами РФ и международной банковской

практикой.

Деятельность к/банков регулируется в соответствии с з-ном “О банках и

банковской деятельности”. Центральный банк:

выдает или отзывает лицензии на совершение операций;

регистрирует уставы банков;

ведет книгу регистрации банков на территории РФ;

устанавливает экономические нормативы (минимальный размер УК, предельное

соотношение размера капитала и суммы активов, взвешенных с учетом степени

риска, ликвидность баланса, минимальный размер обязательных резервов,

максимальный размер риска на одного заемщика, ограничение размеров

валютного и курсового рисков и др.);

ЦБ определяет правила работы банков, устанавливает одинаковые правила бух.

учета, стат. отчетности, устанавливает сроки предоставления отчетности,

осуществляет надзор за соблюдением экономических нормативов и контролирует

правильность применения законодательных актов.

74. Кредитная система

Кредитная система - совокупность трех основных элементов:

совокупность кредитных учреждений;

совокупность кредитных отношений между кредитными учреждениями и их

клиентами;

совокупность приёмов, способов, методов организации кредитных отношений.

Банковская система - совокупность банковских учреждений.

Следовательно, понятие кредитная система - более широкое, т.к. включает

банковскую и даёт характеристику таким небанковским кредитным институтам,

как кредитные кооперативы, общества взаимного кредита, ломбарды, взаимные

фонды, касса взаимопомощи, строительные общества, клиринговые центры,

пункты проката и проч.

Построение кредитной системы зависит от конкретных общественно-

экономических условий, при этом в мире на практике используются различные

модели кредитных, в том числе банковских систем.

Общим для всех кредитных, в том числе банковских систем является то, что

во главе стоит ЦБ, за исключением Гонконга и Люксембурга. Но и там тем не

менее существует государственное регулирование: в Гонконге - Банк Англии, в

Люксембурге - проводится работа по созданию ЦБ.

Особенности банковских систем :

1. уникальный характер , обусловленный национальными особенностями и

историческим опытом развития. Организационная структура банковских систем

разных стран зависит от:

- исторических особенностей развития

- национальных традиций

- степени развития товарно-денежных отношений

- общего уровня развития экономики страны

- способов регулирования денежного обращения ( прямого или косвенного)

- прочих факторов.

Если рассматривать банковскую систему США, то функцию ЦБ там выполняет ФРС

( Федеральная резервная система ). Кроме того, существует ещё около 12000

банковских институтов, из них - около 10 тыс. -коммерческих банков, 700

-инвестиционных, и около 1,5 тыс. -сберегательных институтов. В сравнение:

в Канаде на национальном уровне существует 6 банков. Следовательно, вопрос

не в том, сколько банков в стране, а сколько кредитных учреждений

приходится на определённое число жителей.

В России до последней кредитной реформы (1987г.) банковская система

состояла из трёх банков:

1. Госбанк СССР ( около 4,5 тыс. отделений );

2. Стройбанк СССР ( 2,5 тыс. отделений );

3. Внешторгбанк СССР ( около 7 отделений на территории страны).

Несмотря на то, что банков 3, это была монопольная система, т.к. все банки

работали под эгидой Госбанка. Кроме того, это была внутренняя система.

Первый советский банк за рубежом - Московский народный банк в Лондоне.

Также существовали банки во Франции, Швейцарии и т.д.

2. Различия в понимании банка как исходного элемента банковской системы.

В последние годы быстро менялась традиционная роль банков, т.к. в странах

с развитой банковской системой банки осуществляют страховые, ипотечные

операции, трастовое обслуживание, используют закладные, приобретают

биржевые и маклерские конторы. С другой стороны, различные небанковские

институты, напр., кредитные кооперативы, предоставляют клиентам банковские

услуги. Т.е. традиционная роль банков меняется, а небанковские учреждения

выполняют чисто банковские операции и даже составляют конкуренцию банкам. В

США вообще не делают различий между банком и небанковским кредитным

институтом, если они выполняют одни и те же банковские операции. В Европе -

иначе. В Великобритании кредитные институты имеют определённые ограничения,

т.к. банки жёстко контролируются ЦБ, а на другие кредитные институты ЦБ

воздействовать не может.

3. Положение банков на рынке ценных бумаг.

Исторические нац. особенности построения банковских систем проявляются и в

том, что в некоторых странах, таких как Франция, Венгрия, Италия, не

существует чёткого разграничения между коммерческими и инвестиционными

банками.

Коммерческие банки, как правило, не выполняют операции с корпоративными

ценными бумагами, у инвестиционных же банков - это прямая обязанность.

В перечисленных странах комм. банки универсального типа, могут выполнять

любой набор банковских услуг. Они могут быть владельцами капитала

корпорации, могут осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг, создавать

и владеть инвестиционными фондами, иметь представителей в советах компаний,

в которых они имеют собственность. Классический пример тому, Немецкий к/б.

В США же кредитное и инвестиционное банковское дело чётко разграничены.

Коммерческим банкам запрещено осуществлять операции на фондовом рынке с

корпоративными ц/б, разрешено лишь с государственными и муниципальными.

Банковская система Японии подобна американской. Японские законы чётко

разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями. Японские

коммерческие банки могут выступать владельцами части ( 5 %) акционерного

капитала и могут быть представлены в советах компаний, могут выполнять

трастовые операции с ц/б, но не имеют права самостоятельно осуществлять

эмиссию и размещение ценных бумаг.

4. Система надзора за деятельностью коммерческих банков.

Существует 3 основные группы стран, отличающихся способами построения

надзорных структур:

I. Надзор осуществляется только ЦБ : Австралия, Великобритания,

Португалия, Исландия, Ирландия, Испания.

II. не Центральным банком, а другими органами : Канада, Люксембург,

Швеция, Финляндия, Норвегия, Австрия.

III. ЦБ совместно с другими органами, например,:

в Швейцарии: ЦБ + Фед. банковская комиссия + банковкая ассоциация.

во Франции : ЦБ + банковская комиссия.

в США : ФРС + Минфин + независимое агенство федеральной корпорации

страхования депозитов.

5. Организационное построение банковской системы.

Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую и

двухуровневую организацию.

Одноуровневая , когда

1) в стране нет ЦБ. В основном это относится к ранним этапам развития

банковского дела, эмиссионная деятельность могла осуществляться любым

кредитным институтом. В США - до 1913 года, сейчас исключения составляют

Гонконг и Люксембург.

2) существует только ЦБ, например, бывшая российская монобанковская

система.

3) Центральный банк выполняет набор всех банковских услуг, конкурируя с

другими банками. Это также существовало в СССР. Госбанк СССР был

универсальным банком, выполняющим функции ЦБ и обслуживающим клиентуру.

В настоящее время практически во всех странах с рыночной экономикой

развивается двухуровневая банковская система. На первом уровне

функционирует ЦБ, выполняющий эмиссионную функцию, законотворческую,

надзорную и проч. На втором уровне функционируют коммерческие и прочие

банки.

Также существуют и 3-х, 4-х уровневые банковские системы, когда в них

включаются кредитные институты небанковского типа ( страх. компании,

инвест. фонды и т.д.)

75. Виды кред. учреждений

76. БС дореволюционной России

77. Международные кредитные отношения

78. БС России

Современная российская банковская система.

Ее формирование происходило в несколько этапов:

I. до декабря 1990 года. На базе Госбанка и Стройбанка образованы Госбанк

СССР, ПСБ СССР, АПБ СССР, ЖСБ СССР. На базе ВТБ - ВЭБ, на базе сберкасс -

СБ СССР. Наряду с государственными возникли коммерческие и кооперативные

банки.

II в декабре 1990 приняты законы “ О ЦБ” и “ О банках и банковской деят-

сти”. Создана двухуровневая банковская система.

III современный этап. На территории бывшего СССР были созданы

самостоятельные нац. двухуровневые банковские системы. Было принято решение

о создании Межреспубликанского банка стран СНГ для координации денежной

позиции, регулирования инфляции и т.д.

В России в условиях перехода к рынку более логичной является банковская

система, ориентированная не на один банк или несколько соподчиненных, а на

оптимальное их количество и многообразие типов. В ее основе лежит следующее

требование: удовлетворение потребностей клиентов и поддержание стабильности

банковкой системы в целом. Единство банковской системы при этом не

нарушается, т.к. в основе ее функционирования лежат единое банковское

законодательство, нормативные акты ЦБ и единая гос. политика в области

денежно-кредитного регулирования. Следовательно, можно сказать, что

разделение банков на эмиссионные и деловые (коммерческие) не противоречит

идеям нового экономического механизма в России.

Банковская система, состоящая из ЦБ, организующего денежное обращение и не

обслуживающего клиентов, за исключением банков, а также банков, кредитующих

предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с

рыночной экономикой.

ЦБ России выполняет функции эмиссионного центра, отвечает за поддержание

стабильности банковской системы, осуществляет денежно-кредитное

регулирование экономики, выполняет законотворческую функцию и функцию

кредиторов последней инстанции ( функцию банка банков ). На втором уровне

банковской системы развивают свою деятельность коммерческие банки.

Переход от монобанковской системы к децентрализованной .

|Состояни|I этап |II этап |III этап |

|е |( 1987-1988 гг.) |( 1988-1990 |( нач. 90-х |

|банковск| |гг.) |гг.) |

|ой | | | |

|системы | | | |

|до 1987 | | | |

|года | | | |

|1. |Была начата |Приняты з-ны |В 1991 г. |

|Госбанк |реорганизация б. |“О Гос. банке|были созданы |

|СССР |с-мы сверху ( с |СССР” и “О |национальные |

|2.Строй-|принятия |банках и |б. системы на|

| |постановления |б.д-сти”. |территории |

|банк |правит-ва в июле |Госбанк |бывших |

| |87.). |продолжает |республик |

|СССР |Госбанк СССР |функционирова|СССР. В |

|3. ВТБ |ПСБ СССР, АПБ |ть, но |России - |

|СССР |СССР, ВЭБ СССР, |создается |система из |

| |СБ СССР |двухуровневая|2-х уровней. |

| |Каждый из этих |система , где|В начале 90-х|

| |банков был |на I -ЦБ РФ, |было принято |

| |направлен на |на II - |решение о |

| |обслуживание |к/банки. |создании |

| |определенного | |Межреспублика|

| |сектора экономики.| |нского банка |

| |Специализация | |государств |

| |заключалась в | |СНГ. |

| |названии. Кроме | | |

| |того, были созданы| | |

| |комм. и кооп. | | |

| |банки. | | |

Перестройка банковской системы, начатая в 1987 г., была вызвана рядом

негативных явлений, накопившихся в экономике и, в частности, в банковской

сфере. По замыслу инициаторов перестройки, реорганизация банковской системы

должна была явиться органической частью преобразований в управлении

экономикой. И перестройка в нашей стране была начата именно с перестройки

банковской системы, т.к. считалось и считается, что в социалистической

экономике действует сильная финансовая система и слабая банковская, а в

странах с рыночной экономикой банковская система должна быть сильной.

Но на I этапе реформа банковской системы не дала тех результатов, которые

от нее ожидались. Главным недостатком было то, что преобразования, главным

образом, были направлены на увеличение числа банков (банкотворчество), без

радикального изменения стиля, методов, содержания их работы. Эксперты

считают, что банки сильно ухудшили свою работу, что реорганизация б.

системы не принесла ожидаемых изменений.

Главная причина неудачи I этапа : реформа проводилась сверху методом

принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали

предпосылки для проведения кредитной реформы, не сложилось понимание роли

банка в рыночной экономике. Отсюда ослабление финансового положения

субъектов экономики, гос-ва в целом, бюджетный дефицит практика

использования кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие

темпы роста ден. массы по сравнению с темпами роста товарооборота. Все это

усиливало тенденции инфляции. Количество банков росло, разрастался

бюрократический банковский аппарат, возрос бумажный документопоток

всяческих инструкций, писем, распоряжений. При этом число филиалов

оставалось прежним.

Раньше существовала конкуренция банков государственного и

специализированных. Лишь в законах 88-90-х гг. были четко очерчены функции

каждого звена банковской системы.

79. КБ, их ликвидность

80. Кред система России

81. Кред реформа России 87-90 гг

Перестройка банковской системы, начатая в 1987 г., была вызвана рядом

негативных явлений, накопившихся в экономике и, в частности, в банковской

сфере. По замыслу инициаторов перестройки, реорганизация банковской системы

должна была явиться органической частью преобразований в управлении

экономикой. И перестройка в нашей стране была начата именно с перестройки

банковской системы, т.к. считалось и считается, что в социалистической

экономике действует сильная финансовая система и слабая банковская, а в

странах с рыночной экономикой банковская система должна быть сильной.

Но на I этапе реформа банковской системы не дала тех результатов, которые

от нее ожидались. Главным недостатком было то, что преобразования, главным

образом, были направлены на увеличение числа банков (банкотворчество), без

радикального изменения стиля, методов, содержания их работы. Эксперты

считают, что банки сильно ухудшили свою работу, что реорганизация б.

системы не принесла ожидаемых изменений.

В законах 88-90-х гг. были четко очерчены функции каждого звена банковской

системы.

Основные результаты кредитной реформы 87-90 -х годов:

Банковская реформа привела к коренным преобразованиям банковской системы и

ее превращению в структуру нового типа.

Осуществлена ликвидация гос. монополии на банковское дело.

Осуществлен переход к формированию 2-х-уровневой банковской системы,

принятой в мире.

Переход деятельности банков на законодательную основу. Эмиссионный банк

выведен из подчинения исполнительной власти и передан в законодательную.

Осуществлена децентрализация управления банковской сферой.

Произведено акционирование банковского капитала, формирование банков на

базе многообразных типов собственности, в т.ч. частного капитала.

Разгосударствление собственности на банковский капитал, что привело к

созданию разных типов кредитных учреждений в соответствии с типами

собственности в стране.

Коммерциализация банковского дела. Главным принципом деятельности к/б

становится получение прибыли, развитие торговых мотивов, гаммы услуг и

повышение качества обслуживания.

Изменения в рыночных структурах, сопутствующих банковскому бизнесу. Начали

активно функционировать биржи, появились всевозможные посреднические

организации, страх. компании, аудиторские фирмы и др.

Новая структура банковской системы в большей степени ориентирована на

удовлетворение потребностей клиентов, но вместе с тем, она еще не

закончена, создан лишь определенный каркас нового банковского комплекса.

Необходима модернизация содержания, стиля и методов банковского

обслуживания.

-----------------------

Покупатель

Поставщик

Банк поста-вщика 5,9

Банк поку-пателя 3

Покупатель

Поставщик

Банк покупателя

3, 11, 11а

Банк поставщика

5,9

Покупатель

Поставщик

Банк поставщика

5,9

Банк покупателя

3

Покупатель

Поставщик

Банк покупателя

3, 11, 11а

Банк поставщика

5,9

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.