реферат скачать
 

Экономика

управления финансовыми и кредитно-денежными отношениями. Банковская система

в экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет три главные роли:

1. Развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей. В

развитых рыночных отношениях большинство коммерческих сделок производится

путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами

посредством чеков или электронных переводов. При системе государственного

социализма и монополии государственного банка, Россия не испытывала

необходимости в эффективно действующей платежной системе. Производство и

товарообмен между предприятиями определялись государственным планом,

устанавливавшим выпуск продукции по фиксированным ценам. В экономике,

связанной рыночными отношениями, платежная система обеспечивает выполнение

предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом посредством

отлажено работающей банковской системы.

2. Наряду с другими финансовыми посредниками, банки направляют

сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность

осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени

зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем

заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования. Это

особенно важно в связи с тем, что рынки нашей страны до конца еще не заняты

и имеется много неиспользованных ресурсов. Отлаженная кредитная эмиссия

банковской системы помогает нашим предпринимателям осваивать новые рынки

без привлечения иностранного капитала.

3. Коммерческие банки, действуя в соответствии с кредитно-денежной

политикой Центрального Банка России, регулируют количество денег,

находящихся в обращении. Стабильный и умеренный рост денежной массы, при

соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня

цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую

систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной

политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в

идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста

реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы

и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.

IV. Государственный бюджет. Его сущность и роль.

Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным

звеном финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого

государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его

суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды

соответствующего государственного или муниципального образования, которые

обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую

основу для осуществления функций органов государственной власти и местного

самоуправления.

В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет,

представляет собой централизованный в масштабах определенного

государственного или муниципального образования денежный фонд, который

находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или

местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно,

постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды

поступлений в него, направления расходов и т.п. Однако сущность бюджета

проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией

и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как

экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой

совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи

с образованием, распределением и использованием централизованных денежных

фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и

муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и

самоуправления.

Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он

рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — это основной

финансовый план образования, распределения и использования

централизованного денежного фонда государства или муниципального

образования, утверждаемый соответствующим представительным органом

государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план

закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Вместе с тем более полному представлению о сущности бюджета и его роли

способствует рассмотрение этой категории в разных аспектах.

Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу

функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими

своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного

самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда

относятся органы представительной и исполнительной власти,

правоохранительные органы.

Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для

осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения

обороны и безопасности страны. С помощью бюджета реализуются

государственные (разных уровней) и местные программы по развитию и

нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по проведению

конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей природной

среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры

страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его

групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и

муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все эти задачи

имеют общее значение для соответствующей территории.

Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает

возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на

всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах

производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в

распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики.

Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления.

Значение государственного бюджета обусловлено не только величиной

концентрируемых в нем средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и

под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы.

Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при

распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на

определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В

результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества

на каждом конкретном периоде его развития. Роль бюджета в федеративном

государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством,

стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в

Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены

следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание

условий социально-экономического развития регионов. Главная цель

национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их

полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление

общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национального

дохода, которая направляется на потребности общего значения: экономические

и социальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны.

Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные

явления в экономике и расстроенность финансовой системы не позволяют

государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере свое

предназначение. В области бюджета такими негативными факторами являются

бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами) , обострение

противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней,

несвоевременность утверждения бюджета, несобираемость доходов в намеченном

объеме, большой удельный вес заемных средств и др.

Его необходимость обусловлена тем, что по действующему

законодательству все бюджеты существуют как самостоятельные, обособленные

денежные фонды, в отличие от положения, существовавшего до 90-х гг., когда

высшим органом власти утверждался единый государственный бюджет, который

объединял все существовавшие на территории страны бюджеты и отражал в целом

их средства.

Однако для управления делами России в целом, а также ее

территориальных подразделений, для прогнозирования их развития важно знать,

какие средства аккумулируются в рамках данной территории через действующие

на ней бюджеты. Это имеет значение также для формирования взаимоотношений с

выше- и нижестоящими органами власти. Поэтому составляются

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (совокупность

бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований) и

консолидированный бюджет Российской Федерации, объединяющий федеральный

бюджет и свод бюджетов субъектов РФ. В результате в консолидированном

бюджете РФ учитываются все бюджеты, от федерального до местных, действующие

на территории страны.

Минимальные государственные стандарты определены как государственные

услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на

безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов

всех уровней и государственных внебюджетных фондов на определенном

минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.

В свою очередь минимально допустимая стоимость государственных или

муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами

государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на

душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется

минимальной бюджетной обеспеченностью.

Реализация норм о минимальных государственных стандартах и их

минимальной бюджетной обеспеченности — важное условие выполнения

государством своих социальных обязанностей перед гражданами по

государственной поддержке семьи, материнства, инвалидов, по осуществлению

бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования и т.п.

V. Мировая экономика. Россия в системе мировых экономических

отношений.

1). Мировая экономика.

Большинство государств образовались в результате национально-

освободительной войны, распада колониальной системы в 50-60-е гг. 20 . В

Лат. Америке государства обрели независимость в 19 в. Особенность состоит

в том, что наряду с индустриальными существуют до индустриальные типы

производственных сил - многоукладность социально-экономической структуры.

Существует 2 основные формы распределения продукта: безвозмездная и

возмездная. В с/х высокий процент продукции изымается

докапиталистическими методами. Слабо развитость и отсталость стран

обуславливает низкий уровень развития производительных сил. Существует

внешнеэкономическая ориентация на промышленно развитые страны - аграрно-

сырьевая специализация производительных сил. ТНК глубоко проникли в

экономику развивающихся стран, что создает неблагоприятные условия для

конкуренции. ТНК навязывают монопольные цены, занижая их при закупке.

Между ТНК и национальной экономикой сложились устойчивые отношения

доминирования и экономического подчинения. Структура общества значительно

отличается от промышленно развитых стран. Страны переживают частое

обострение социальной обстановки.

Мировая торговля и её структура.

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями

разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и

выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается

следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс

купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и

посредниками в разных странах». Международная торговля включает экспорт и

импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В

статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике

мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР,

специализация и кооперирование промышленного производства усиливают

взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации

международной торговли. Международная торговлям посредующая движение всех

межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно

исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового

производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым

создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в

торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам

Мировой рынок рабочей силы и межгосударственное перемещение.

В основе всего лежат физические свойства человека. На процессы

воспроизводства населения и мировой экономики влияние оказывают

обеспеченность продовольствием, инфекционные заболевания. Все это

оказывает влияние на работоспособность. Второе качество рабочей силы -

способность населения привести в действие производительные силы и их

совершенствование. Уровень развития общего и специального образования

оказывает влияние на квалификационный уровень рабочей силы. Имеет

важность способность к усваиваю технических средств, принятию решений.

Существует прямая зависимость между обучением и ВВП: увеличение

образования на один год влечет увеличение ВВП на 3%. После второй

мировой войны произошло повышение уровня образованности в целом, но есть

региональные разрывы (в 50-х гг. уровень образования в Азии составлял 25%

от мирового). Самое неблагоприятное положение с образованием в Африке,

где в 90-м г. начальное образование получили только 50% детей. Однако

снижение уровня образования происходит и в развитых странах (с 93% до

91,8%). Во всем мире около 100 млн. детей не имеют доступ к начальному

образованию. В целом в мире уровень неграмотности понизился, а число

неграмотных возросло. В 1990 г. в мире было 950 млн. неграмотных (890

млн. в 75 г.). 50% неграмотных в Индии, 21% - в Китае. В промышленно

развитых странах 31 млн. неграмотных (в основном в Южной Европе). Среднее

образование в мире получает 55% подростков. 36% населения западных стран

имеют среднее образование. Огромное значение имеет также и качество

обучения (материальная оснащенность, квалифицированность учителей). В

развивающихся странах всего 8% учащихся охвачено техническим

образованием. Уровень высшего образования повысился в основном за счет

развитых стран. По уровню образования первое место занимает Канада, далее

США, Франция, Германия, Бельгия. Если в развитых странах произошло

увеличение доли молодежи в высшем образовании (с 9% до 17%), то в

развивающемся мире - сокращение.

На численность населения оказывают влияние внешние миграции -

иммиграция и иммиграция. Виды международной миграции: безвозвратная,

временно-постоянная, сезонная, маятниковая. Военные, политические и

экономические причины миграции. Постоянный характер носят экономические

миграции. Вынужденные миграции вызваны причинами не экономического

порядка. Трудовая миграция играет основополагающую роль в миграциях

населения. Трудовая миграция является типичным социально-экономическим

явлением и охватывает все страны. Причины миграции: национальные различия

в уровнях зарплаты (более 1/2 международных мигрантов - выходцы из

развивающихся стран), диспропорции на рынке труда, безработица. Со второй

половины 20 в. мощным центром притяжения мигрантов стала Западная Европа

(после Второй Мировой войны). В 70-е гг. усилилась миграция в район

Персидского залива. 70% нефтяников - мигранты из более бедных стран. По

доле мигрантов в населении выделяется Израиль - 2/3 населения (1/3 из

СССР).

Влияние миграций: демографическое развитие регионов, экономический

аспект. Выгодность принимающей стороне состоит в том, что они экономят на

подготовке специалистов, получают молодое, трудоспособное население.

Выделяется группа трудовых мигрантов - “мозги” - работники науки, врачи.

В 50-60-х гг. движение ученых шло между развитыми странами из Европы в

Америку. Для 70-х гг. характерна миграция различных специалистов из

развивающихся стран в развитые. Около 2/3 “утечки мозгов” приходится на

США (инженеры в США - 40% иммигранты). Чистый выигрыш для США от одного

инженера в 70-е гг. составил 250 тыс. долларов.

Международная валютная система и её элементы.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной

системой, то есть формой организации мировых валютных отношений,

закрепленной межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система

сложилась к середине XIX в. Характер функционирования и стабильность

мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов

структуре мирового хозяйства. Исторически первыми возникли национальные

валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом

норм международного права. Национальная валютная система является

составной частью денежной системы страны, хотя она относительно

самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности

определяются степенью развития и состоянием экономики и

внешнеэкономических связей страны

Международные валютно-финансовые организации.

Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения

финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в

области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть:

операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации

и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования

международной торговли;

межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных

проектов и финансирование бюджетного дефицита;

инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов

(проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте

как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты)

инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов

(проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или

коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно

оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например,

инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий,

развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.)

благотворительная деятельность (финансирование программ международной

помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

В качестве примеров международных финансовых организаций можно

назвать Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк

Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация. Все эти

организации активно участвуют в финансировании российских проектов.

Для осуществления своих функций МФО используют весь спектр

современных технологий финансового и инвестиционного анализа и управления

рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного

проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды

или институты экспертов международной квалификации, международные

аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных

фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).

Эффективность деятельности МФО в значительной степени зависит от

взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-

участниц. Так инвестиционная деятельность МФО зачастую предполагает

тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными

агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным

международным проектам.

Международная выставочно-ярмарочная деятельность.

Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и

потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что

позволяет потребитель сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по

потребительским качествам и цене товар, не затрачивая громадных усилий на

поиск информации о производителях необходимых ему товаров. На

тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях

свой товар «лицом», а потребитель имеет возможность выбрать, купить или

заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ведь ярмарка представляет

собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены

согласно тематике, отрасли, назначения и т.п. Поэтому любой желающий,

сориентировавшись по темам выставок, может выбрать ту, которая позволит

встретиться с интересующими его производителями. Соответственно и

производитель встречает на ярмарке аудиторию, интересующуюся именно его

товаром.

Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием

международного разделения труда, которое еще больше углубится благодаря

свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям

и участникам Европейских ярмарок не создавалось никаких помех и

ограничений. И это несмотря на то, что организация ярмарочного дела в

различных странах Европы весьма различна.

Так в Германии ярмарки, как правило, проводятся устроительными

обществами, для которых это основная их деятельность. Они принадлежат

государству или коммунам, независимы от участников и владеют территорией,

где проводятся ярмарки. Крупнейшие из них имеют годовой оборот от 200 до

400 миллионов марок. Для немецкого ярмарочного дела характерно также

интенсивное сотрудничество между тремя сторонами - устроителями,

участниками и посетителями.

Во Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными

обществами, в большинстве случаев не располагающими своими ярмарочными

территориями. Почти все подобные территории и здания в Париже находятся в

ведении или принадлежат торгово-промышленной палате, тогда как в

провинции многие устроители располагают собственными возможностями для

организации ярмарок и выставок. Но подавляющее большинство отраслевых и

специализированных ярмарок проводится во французской столице.

В ярмарочном хозяйстве Италии также большое количество устроителей

выставок, которые либо принадлежат промышленным объединениям, либо

являются частными. Крупнейшей в Италии ярмарочной компании является

Миланская ярмарка, не имеющая конкурентов по своему годовому обороту,

который составляет 200-250 миллионов марок. Она главным образом сдает в

аренду выставочные павильоны, но выступает и в качестве устроителя.

В ярмарочном деле Великобритании выделяются две крупные, действующие

и за пределами страны, компании - «Рид» и «Бленхейм», годовой оборот

которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов марок. Однако

значительная часть своего оборота они получают и за пределами

Великобритании, так что в самой стране ярмарки поводятся преимущественно

многочисленными небольшими частными компаниями. Выставочные территории в

большинстве случаев принадлежат коммунальным организациям.

По официальным данным около 30 процентов внешней торговли Италии

производится через ярмарки, в том числе 18 процентов через Миланскую. Она

имеет 20 представительств за рубежом. Доля иностранных участников и

посетителей в среднем составляет 18 процентов.

2). Россия в системе мировых экономических отношений.

Переход России к рыночной экономике сопровождается помимо глубоких

внутренних структурных преобразований, изменением торгово-экономических

отношений. Резко возросла доля промышленно развитых стран, на долю которых

приходится около 70 % внешнеторгового оборота России, в то время как доля

внешнеторгового оборота России с бывшими партнерами по СЭВ уменьшилась до

10 %.

Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими

трудностями. Однако в настоящее время готовность развитых стран с рыночной

экономикой идти на такие меры невелика. Уже на сегодняшнем, начальном этапе

освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них

продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков

дешевой продукции. Надо полагать, что с ростом притока товаров из России

страны Запада не остановятся перед введением жестких протекционистских мер,

используя для этого антидемпинговые процедуры.

В свою очередь Россия также использует меры по защите отечественных

товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности их продукции,

которые проявляются в растущих ставках импортных пошлин. Однако эти меры

лишь временные, направленные на укрепление нарождающихся экономических

связей, поэтому уже сейчас идет работа над программой по снижению

импортного таможенного тарифа, которая рассчитана на 10 лет.

На объемы, структуру, и динамику экспорта в значительной мере влияют

продолжающийся спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры

мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной

политики, динамика валютного курса рубля. При сокращении объемов внешней

торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой

продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий

машиностроения (в торговле с западными странами она вообще приближается к

нулю), в импорте резко возросла доля сырья и потребительских товаров при

резком сокращении удельного веса оборудования и технологий. Именно

последнее является основным фактором образования существенного активного

сальдо во внешней торговле России за последнее время, стагнации

инвестиционного процесса в стране.

Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением

государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением

таможенно-тарифной и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних

заимствований, задолженность государства и предприятий иностранным

партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта.

Однако, несмотря на все возникающие трудности, как в области экспорта,

так и импорта, товарооборот России со странами с развитой рыночной

экономикой растет, что говорит о развитии и укреплении торгово-

экономических связей с этими крупнейшими партнерами.

VI. Россия в рыночной экономике.

Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень

трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не

пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна

жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или

существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это

даст возможность существованию огромной очень централизованной

государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности,

кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах,

преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой,

государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла

воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения

продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала

система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.

Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не

давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и

это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей

части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по

количеству запросам потребителей.

К наиболее важным специфическим чертам России можно отнести следующие:

Во-первых, специфические стороны менталитете значительной части населения

страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и

особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:

исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части населения

страны, являвшейся на протяжении многих веков империей, крестьянский

менталитет значительной части ее активно занятого населения и

соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в

последние несколько десятилетий);- особо укоренившаяся нерыночность и даже

в определенном смысле антирыночность мышления;- глубокий след в мышлении и

хозяйственной практике страны оставила практика псевдопланирования. Она

выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже

личной жизни граждан, в безразличии к социальному расточительству,

порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной

собственности) , в значительной степени квазиинформативности информационных

систем (особенно в случаях, когда речь идет о состоянии хозяйства) ,

отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении

правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и

практического использования информации.

Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-

географических и климатических условий, обусловливающие, прежде всего

огромную инерционность хозяйственного потенциала.

В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся

в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность

национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых

разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др.

Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими

из них производными - особенностями условий переходного периода,

заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к

проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в

России.

Среди производных специфических черт можно выделить следующие:-

укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая

крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская

диспропорциональность в наиболее важных аспектах: "потребление -

накопление", "военная - гражданская сферы производства", "промежуточный -

конечный продукт" и др.;- низкие технический и технологический уровни

гражданского производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью

хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их

физический и моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и

экологической безопасностью);- доведенное до крайней степени нищеты

состояние социальной сферы, выражающееся в общей нищете большей части

населения при значительных разрывах в доходах на душу населения по

различным группам, а также и весьма опасном экологическом состоянии среды;-

политическая нестабильность, особенно характерная для последнего времени,

отсутствие практических основ для достижения социального и национального

согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной

ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни.

Учитывая все эти психологические, социальные и экономические

особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно -

это может вызвать катастрофу, как в политическом, так и в экономическом

плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.

Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не

действуют потому, что существует монополия государства почти во всех

отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например,

неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие

организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не

оказывать влияние на эффективность производства, и сбыта продукции. Но

проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской

экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к

рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества

и фондов. Если это передать предпринимателям, конкурируя между собой в

борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на

производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее

эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что

будет способствовать повышению значения рынка для экономики.

Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать

гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать

определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные

кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и

укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной

источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную

внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных

предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы

ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж -

как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.

Перечисленные пункты должны были быть включены в программу перехода к

рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на

проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было очень рискованно

вкладывать денежные средства в производство, так как была неясна их

дальнейшая судьба. Но после известных событий сентября-октября 1993 г.

экономические реформы и их политические предпосылки стали соответствовать

духу времени и рыночным устремлениям российской экономики. Появляется

большая надежда на победу рыночной экономики над тоталитарным

хозяйствованием.

Made by *_Umbrell@_*. © *_Umbrell@_* Corporation. 2005

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.