реферат скачать
 

Экономика

Экономика

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МВЭС РФ

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

"Специальные экономические зоны "

ОЗО МКФ 1-й курс.

Слушатель: Степанов О.Т.

г.Москва, 1996 г.

ЧТО СЛЕДОВАЛО БЫ ПОНИМАТЬ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗОНАМИ?

Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более

эффективного использования географических и иных преимуществ

определенных территорий привели к созданию во многих странах

особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в

КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии,

Южной Корее и в ряде других государств.

В мире было создано около 600 зон, в основном во второй

половине XX века, хотя первая зона классического типа — таможенная

существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в

начале 90-х годов действовало около 100 свободных экономических

зон. Больше всего их было создано в Швейцарии (26), Испании (22),

Италии (II), во Франции (10), в Финляндии (7), ФРГ (6).

Известно, что до революции в Одессе, Батуме существовали

"порты франко" — свободные таможенные зоны. При всем разнообразии

в основном созданные зоны можно свести к нескольким основным

типам: таможенной, зоне экспортного производства и комплексной

(наиболее успешный пример последней дает зона вокруг ирландского

аэропорта Шеннона, аналогичная зона была создана в Японии на

острове Окинава). В КНР и в некоторых других странах были созданы

технологические зоны. Мировой опыт свидетельствовал о том, что для

создания зоны требуется наличие ряда факторов. К их числу наши

экономисты отнесли следующие:

связь с международными рынками (транспортные и

телекоммуникационные возможности);

степень развития инфраструктуры, в том числе деловой

инфраструктуры (банковское и страховое обслуживание,

экспедиторские, информационные и другие службы, биржи и т.п.);

Раздел 1. Теория и практика правового регулирования

определенный уровень развития промышленности в регионе,

позволяющий устанавливать субподрядные отношения, использовать

квалифицированный персонал;

обеспеченность рабочей силой и наличие развитой социально-

производственной структуры, жилого фонда;

обеспеченность кадрами специалистов в области практического

осуществления внешнеторговых связей, инвестиционного и других форм

сотрудничества с зарубежными странами'.

Главным все же остается выгодное экономико-географическое

положение и привлекательность для иностранного инвестора. В любом

случае зоны, как правило, создавались на ограниченных

пространствах. У нас же пошли по другому пути. В России было

декларировано создание большого числа зон, часть из которых

охватывала целые края и области, значительные по своим территориям

(Алтайский край, Читинская область, Кемеровская область и др.) (2)

Исходным при создании этих зон было благое пожелание улучшить

положение и решить другие задачи, главным образом, за счет

предоставления льгот по сохранению в местном бюджете налоговых

отчислений, а это оказалось нереальным.

В гораздо большей степени мировому опыту соответствует

практика других государств СНГ.

Сказанное не означает, что в России нет зон со всех точек

зрения, отвечающих приведенным выше критериям. Ярким примером

удачного выбора представляется нам зона "Янтарь", расположенная на

территории бывшей Восточной Пруссии. Географическое положение этой

зоны на берегу Балтийского моря действительно уникально. Она

входит в состав Российской Федерации, образуя своего рода анклав,

окруженный Польшей и Литвой. Транспортные возможности:

единственный незамерзающий порт России на Балтике, конечный пункт

железнодорожной магистрали, причем с европейской колеей, и

автомагистрали Калининград—Берлин, планы полного восстановления

которой уже подготовлены. Сам Калининград (бывший Кенигсберг) —

город, где сходятся торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга.

Другой удачный пример выбора — порт Находка на Дальнем

Востоке, составивший вместе с прилегающим к нему районом единую

экономическую зону.

Перспективными представляются другие зоны на Дальнем Востоке

— зона на Сахалине и особая экономическая зона "Курилы". В

соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря

1992 г. "О социально-экономическом развитии Курильских островов"

предприятиям и организациям этого района предоставляются широкие

дополнительные льготы в сфере экономической деятельности. Но в

общем в России при созданий свободных зон пошли по особому пути, к

тому же назвав эти зоны зонами совместного предпринимательства,

что отражено в ряде актов.

Более привычным и соответствующим международной практике

представляется термин "свободная экономическая зона", которым мы и

пользуемся в дальнейшем изложении.

Итак, свободная экономическая зона — это территория, на

которой устанавливаются особый режим и особые льготные условия

хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с

иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и

граждан.

К свободным экономическим зонам следует относить и зоны

экспортного производства, и свободные таможенные зоны.

Президент Российской Федерации Указами от 10 декабря 1992 г.

"О создании зоны свободной торговли "Шереметьево" и от 3 июня 1993

г. "О свободных таможенных зонах "Московский Фран-ко-Порт" и

"Франко-Порт "Терминал" поддержал предложение правительства Москвы

по созданию в Москве свободной таможенной зоны "Московский Франко-

Порт" на территории, прилегающей к аэропорту "Внуково", и

свободной таможенной зоны "франко-Порт "Терминал" на территории

Западного речного порта(3).

Правительство Москвы 10 мая 1994 г. приняло постановление о

поэтапном создании свободной таможенной зоны "Франко-Порт

"Терминал".

Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1994 г.

было предусмотрено создание свободной таможенной зоны "Аэропорт

Ставрополь" и свободной таможенной зоны на территории Амурской

области.

И с экономической, и с юридической точек зрения следует

отличать региональные проекты привлечения зарубежных инвесторов в

Россию от планов создания свободных экономических зон(4).

Общим является стремление привлечь иностранные инвестиции.

Однако в зонах реализации этой цели должен действовать комплекс

таможенных, налоговых, валютных, кредитно-финансовых и

внешнеэкономических стимулов для предприятий при условии создания

такой административной структуры, которая в максимальной степени

упростила бы для иностранных инвесторов осуществление

хозяйственной деятельности и создание предприятий.

В Законе Киргизии "О свободных экономических зонах в

Республике Кыргызстан" от 16 декабря 1992 г. предусматривается,

что свободные экономические зоны включают в себя свободные

таможенные зоны, зоны экспортного производства и зоны привлечения

иностранных инвестиций (ст. 1). Причем свободные таможенные зоны и

зоны экспортного производства в качестве субзон могут входить в

зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 4).

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Как осуществляется правовое регулирование в части, касающейся

создания зон и определения особых условий для инвестирования

иностранных капиталовложений в таких зонах? Во многие

законодательные акты об иностранных инвестициях были включены

специальные положения об иностранных инвестициях в свободных

экономических зонах (ст.ст. 41, 42 Закона об иностранных

инвестициях России, ст. 48 Закона Украины, ст.ст. 38, 39 Закона

Таджикистана, ст. 23 Закона Эстонии).

В некоторых республиках были приняты специальные законы. 30

ноября 1990 г. был принят Закон "О свободных экономи-ческих зонах

в Казахской ССР". Затем последовал ряд постановлений Верховного

Совета Республики Казахстан о создании зон в отдельных районах и

городах. Однако Указом Президента Республики Казахстан от 5 марта

1994 г. "О мерах по упорядочению деятельности свободных

экономических зон" все ранее принятые постановления были признаны

утратившими силу.

В Беларуси было принято постановление Совета Министров

Республики Беларусь от 26 февраля 1992 г. "О создании СЭЗ в районе

г. Бреста", однако затем действие его было приостановлено.

16 декабря 1992 г. был принят Закон Республики Кыргызстан "О

свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан".

Верховным Советом Украины 13 октября 1992 г. был принят Закон

"Об общих началах создания и функционирования специальных

(свободных) экономических зон"(5).

Декрет Украины предусматривает, что специфика регулирования

иностранных инвестиций в специальных (свободных) экономических

зонах устанавливается законодательством Украины о специальных

(свободных) экономических зонах (ст. 49).

В мае 1993 г. в Туркменистане был принят Указ Президента о

статусе семи таких зон.

Из стран Балтии законодательство о СЭЗ имеется в Литве. 12

марта 1993 г. было принято постановление Правительства Литовской

Республики "О создании свободных экономических зон". До этого 28

мая 1992 г. было принято постановление Правительства Литовской

Республики "О создании в г. Клайпеде территории свободного

международного предпринимательства". Постановлением Правительства

от 12 марта 1993 г. в это постановление были внесены изменения.

В России Верховным Советом были приняты постановления от 14

июля 1990 г. и от 13 сентября 1990 г. "О создании зон свободного

предпринимательства", а также постановление Правительства о мерах

по развитию свободных экономических зон. Первой такой зоной,

правовой статус которой был определен парламентом России, стала

находящаяся на Дальнем Востоке зона в городе Находка. Специальное

постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24

октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в

частности о зонах свободного предпринимательства г. Ленинграда и

г. Выборга и о хозяйственно-правовом статусе свободной

экономической зоны в г. Зеленограде (распоряжения Председателя

Верховного Совета РСФСР от 12 и 21 мая 1991 г.), о создании

свободной экономической зоны "Сахалин" (постановление Президиума

Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г.). Положение о свободной

экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь") было

утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября

1991 г. Такие положения, принятые и по другим зонам, определяли

правовые основы хозяйственной деятельности в них, цели их создания

и т.д. Так, цель создания СЭЗ "Янтарь" была сформулирована

следующим образом. СЭЗ "Янтарь" создается в целях:

ускорения решения задач социально-экономического развития

Калининградской области;

повышения жизненного уровня населения области на основе

развития торгово-экономического и научно-технического

сотрудничества с зарубежными странами;

обеспечения благоприятных условий для привлечения

иностранного капитала, технологии и управленческого опыта,

потенциала отечественных предприятий для увеличения экспортных

возможностей региона;

развития производства экспортной и импортозаменяющей

продукции, трансконтинентального транзита;

отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к

рыночной экономике.

Ряд общих вопросов принципиального характера, касающихся всех

СЭЗ, был определен Указом Президента Российской Федерации от 4

июня 1992 г. "О некоторых мерах по развитию свободных

экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации". Этим

же Указом была предусмотрена подготовка Закона "О свободных

экономических зонах в Российской Федерации".

СТАТУС СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели создания

остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми

вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства, на

территории которого создается зона, и осуществление его су-

веренных прав при этом не затрагиваются. Имеется в виду, что СЭЗ —

хозяйственные, а не политические образования, государственная

власть в них будет осуществляться органами власти и управления.

Распространено ошибочное мнение, будто при создании зон какая-то

часть государственной территории будет сдаваться в аренду, даже

продаваться иностранным государствам или фирмам.

Но дело в том, что, когда в экономической литературе

применительно к зонам говорится об анклавах, данный термин имеет

не тот смысл, в котором он употребляется в государственно-правовой

и международно-правовой литературе, где под анклавом понимается

территория одного государственно-правового образования, окруженная

территорией другого государства. Здесь речь идет именно об особой,

чисто экономической зоне, продолжающей оставаться в пределах

государства.

Практика создания зон в Российской Федерации свидетельствует,

что путем принятия положения по каждой зоне можно определить ее

территориальные пределы. Так, согласно п. 3 Положения о СЭЗ

"Янтарь", эта зона "располагается в административных границах

Калининградской области с прилегающими к ней районами

континентального шельфа и экономической зоны СССР (кроме районов

территории области, связанных с обеспечением обороны страны)".

Напомним читателю, что Положение было принято до распада СССР,

после которого речь должна идти о шельфе и экономической зоне в

Балтийском море Российской Федерации.

Таким образом, создание СЭЗ не предполагает каких-либо

территориальных изменений, передвижения границ как в пределах

какого-либо государства, так и вне его.

Могут быть, конечно, особые случаи. В международной практике

наиболее известным из них было установление особого международно-

правового статуса Вольного города Данцига (ныне Гданьск). По

Версальскому миру территория Данцига не входила ни в состав

Германии, ни в состав Польши, гарантом был Верховный комиссар Лиги

Наций.

Представляют интерес различные проекты создания совместных

СЭЗ, создаваемых двумя или несколькими приграничными странами. К

числу таких зон могут быть отнесены российско-китайские

экономические зоны в районе Благовещенск-Хэйхе, различные зоны в

Причерноморье.

В Республике Крым прорабатывается проект создания в Керчи

свободной экономической зоны, а также возможность создания такой

зоны во всей Республике, которая будет тесно связана не только е

Украиной, но и с Россией. Так, планировалось свободное обращение в

зоне российской валюты. Парламент Республики Крым провозгласил

создание в этой зоне общего открытого режима. Это подтверждено

Указом Президента Украины от 23 июня 1993 г.

Иногда возникают другие проблемы. Так, привнесение

политических аспектов может затруднить и во всяком случае

замедлить развитие зоны "Янтарь", если рассматривать ее как

"Еврорегион Кенигсберг".

Есть проблемы и в связи с необходимостью обеспечить

деятельность свободной зоны "Янтарь". Как известно, территория

входящей в состав России Калининградской области, на которой

располагается зона, не имеет общей границы с другими областями

Российской Федерации. Более того, на пути потока людей и товаров

из зоны в Россию и обратно установлены две границы. Между

правительствами России и Литвы 29 июля 1991 г. заключено

соглашение о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном

развитии Калининградской области. Приведем важнейшие положения

этого соглашения, которые имеют значение для деятельности

свободной экономической зоны.

Стороны намерены установить льготный таможенный режим между

Калининградской областью Российской Федерации и Литовской

Республикой (ст. 1).

Литовская Республика обязуется беспрепятственно обеспечивать

передачу природного газа, поставляемого Российской Федерацией для

нужд Калининградской области, по газопроводу, проходящему по

территории Литовской Республики (ст. 3).

Стороны обязуются урегулировать отдельным соглашением условия

транзита пассажиров — лиц, постоянно проживающих в Российской

Федерации, через территорию Литовской Республики, а также транзита

лиц, постоянно проживающих в Литовской Республике, через

территорию Калининградской области.

Такое соглашение должно основываться на принципах

добрососедства, общепризнанных нормах международного права и

учитывать документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в

Европе (ст. 7).

Стороны заключают соглашения об условиях транзита

транспортных средств и грузов Российской Федерации по

железнодорожным и шоссейным дорогам, воздушным трассам, водным

путям, трубопроводам, а также электроэнергии по линиям

электропередачи через территорию Литовской Республики, а также

Литовской Республики — через территорию Калининградской области.

Литовская Республика гарантирует транзитные перевозки

народнохозяйственных грузов Российской Федерации через территорию

Литовской Республики. Российская Федерация гарантирует транзитные

перевозки народнохозяйственных грузов Литовской Республики через

территорию Калининградской области так же, как и других районов

Российской Федерации, без обложения таможенными пошлинами (ст. 8).

Стороны подтверждают свое стремление сохранять и развивать

сложившиеся хозяйственные связи между предприятиями и

предпринимателями Калининградской области и Литовской Республики

(ст. 9).

Стороны согласились в том, что в целях развития торгово-

экономических связей между Калининградской областью и Литовской

Республикой целесообразно создать экономические миссии

соответственно в городе Вильнюсе и в городе Калининграде (ст. 12).

22 мая 1992 г. было заключено Соглашение между Правительством

Российской Федерации и Правительством Польши о сотрудничестве

Калининградской области Российской Федерации и северовосточных

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.