реферат скачать
 

Экономическое содержание и генезис прямого налогообложения

всего народа, должны более всего сообразовываться с выгодами помещиков и

земледельцев»[5].

В подтверждение мысли об интересах купцов, Н. Тургенев приводит такой

случай. Однажды Кольбер, желая сделать некоторые преобразования по части

финансов, просил, в рассуждении сего, совета у одного из знатнейших купцов

парижских. Сей благородный человек отвечал министру:

«Лучший совет, который я могу Вам дать, состоит в том, чтобы Вы

никогда не спрашивали у купцов советов касательно финансов».

Н. Тургенев выдвигает новую в условиях России того времени задачу: он

требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения

или изменения налогов. Требование, которое является актуальнейшим для нашей

экономики, для конца XX столетия. Он пишет: «От недостатка предварительного

исследования выбор налогов бывает часто невыгоден для Правительства. Желая

наложить подать на одного, Правительство налагает оную на самом деле на

другого. Желая введением подати ограничить прибыль купца, оно вместо того

только заставляет потребителя платить за покупаемые товары дороже, выигрыш

же купца не уменьшается. Иногда Правительство, налагая большие подати на

предметы роскоши, думает, что сии подати не причинят вреда никому кроме

богатых и роскошных людей, но сии богатые люди без труда, отказываются от

потребления таких предметов, те же, кои занимались перерабатыванием и

продажею оных, вследствие уничтоженного требования, должны оставлять свои

занятия, приниматься за другие или приходить в разорение»[6].

Н.Тургенев постоянно напоминает, что налоги уменьшают народное

богатство, ибо часть дохода издерживается, не умножая сего дохода. Отнимая

у промышленности часть капиталов, налоги сдерживают ее развитие. Высокие

налоги болезненно сказываются даже на семьях со средними достатками.

Некоторое время спустя, в 1845 г. в Казани вышла книга: Теория

финансов» Ивана Городова, посвященная общей теории налогообложения,

монопольным доходам и государственному кредиту.

В 1811 г. управление финансами было разделено между тремя ведомствами.

Министерство финансов занималось всеми источниками доходов, Государственное

казначейство ведало расходами, Государственный контролер занимался ревизией

всех счетов. На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались

государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была

подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским

переписям. Начиная с 1863 г. с мещан вместо подушной подати стал взиматься

налог с городских строений. Отмена подушной подати началась в 1882 г.

Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Это была плата казенных

крестьян за пользование землей. Ставка оброка дифференцировалась по

классам губерний. Купечество платило гильдейскую подать - процентный сбор

с объявленного капитала. Кроме того, действовала патентная система

обложения торговли и промышленности. Были введены билеты на лавки, т. е.

плата за каждое торговое заведение. Наряду с основными ставками по прямым

налогам вводились надбавки целевого назначения. Таковы были надбавки на

строительство государственных больших дорог, устройство водных сообщений,

временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действовали

с 1812 по 1820 г.).

В 1898 г. Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом

налоге. Налог просуществовал вплоть до революции 1917 г. Промысловые

свидетельства согласно этому Положению должны были выбираться на каждое

промышленное предприятие, торговое заведение, пароход; Свидетельство могло

получить как физическое, так и юридическое лицо. Так обеспечивался единый

подход к гильдейскому купечеству и акционерным обществам. Были введены 3

торговых и 8 промышленных разрядов, по которым взимался основной

промысловый налог. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых

заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога

со свидетельств на ярмарочную торговлю. Они взимались при ежегодной выборке

промысловых свидетельств по фиксированным ставкам, дифференцированным по

губерниям России. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил

основной и зависел от размера основного капитала и прибыли предприятия.

Кроме того, он зависел и от характера предприятия – являлось ли оно

гильдейским или акционерным обществом.

Сумма раскладочного сбора определялась один раз в три года

законодательно и ежегодно раскладывалась в губерниях по предприятиям. Сбор

с прибыли составлял 3,33% с той части прибыли, которая в 30 раз превышала

размер основного промыслового налога. Акционерные общества платили

дополнительный промысловый налог в форме налога с капитала и процентного

сбора с прибыли. Налог с капитала взимался по ставке 0,15 %. С капитала

менее 100 руб. он взимался. Процентный сбор с прибыли устанавливался

пропорционально чистой прибыли. Сама чистая прибыль рассчитывалась в

процентах к основному капиталу.

Также большой вклад в развитие налоговой системы внёс С.Ю.Витте,

проводя денежную реформу, он не мог упустить и вопросов налогообложения,

рассматривая налоги как главный источник государственных доходов.

В теории налогов С.Ю. Витте красной нитью проходит идея

государственности налоговой системы. Под налогами он понимал установленные

законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение

государственных нужд. Ключевыми в данном определении являются следующие

позиции: налоги должны бьггь законодательно обоснованы, налоги - это

денежные взносы, и налоги должны идти на удовлетворение государственных

нужд.

Не потерял актуальности вывод С.Ю. Витте о том, что "государство,

обладая правом отчуждать в свою пользу посредством налогов некоторую долю

имущества частных лиц, должно руководствоваться в своей налоговой политике

определенными этическими и экономическими началами, в противном случае

отягощая население несправедливыми и непосильными сборами, оно подрывало бы

самый смысл и разумное основание своего существования."[7]

С учетом экономических реалий времени отмечал, что налоговая система

должна отличаться продуктивностью и эластичностью, то есть быть способной

доставить государству значительные и притом неизменно прогрессирующие

ресурсы. Именно налоговая система, удовлетворяющая этим требованиям,

способна обеспечить ресурсами постоянно растущие государственные

потребности.

Рассуждения С.Ю. Витте по общим проблемам теории обложения, в

частности, рассматривая объект или источник налога, он подчеркивал, что

капитальная часть имущества должна быть по возможности освобождаема от

обложения, так как всякий ущерб в размерах капитала ослабляет

производительную деятельность страны. Таким образом, объектом или

источником налога должен служить преимущественно народный доход. При этом

надо подчеркнуть, что он имел в виду не просто доход, а исключительно

чистый доход.

С.Ю. Витте был сторонником прогрессивного налогообложения, остро

критиковал пропорциональное обложение личных доходов за несправедливое

неравномерное обложение.

В качестве преимуществ прогрессивного обложения выделял большую

продуктивность налоговой системы, достигаемую без обременения

несостоятельной части населения, а также то, что крупные доходы и имущества

обладают «прогрессивною экономическою силою накопления богатства».

После февральской революции положение дел ухудшилось. Очередной спад

во всей финансовой системе России наступил после Октября 1917 г. В период

НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические

законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой

системы. В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в

направлении, противоположном процессу общемирового развития.

Советская финансовая наука в 20-е гг. придерживалась определений

налога, господствовавших в западной финансовой науке. Воспроизведем одно из

таких определений: "Налогами называются принудительные сборы, взимаемые

государством или уполномоченными им публично-правовыми органами в силу

права верховенства, без какого-либо эквивалента со стороны государства, на

основании изданного закона и идущие на покрытие общегосударственных

потребностей".

В советской финансовой Энциклопедии 1924 г. читаем: "Налоги -

принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на

установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей

государства". В годы торжества марксизма в финансовой науке все определения

налога свелись к идеологическому, классовому содержанию, к определению

налога как инструмента эксплуатации в буржуазных государствах.

С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях

России. Существует утверждение, что после Октябрьской революции

"закончилась эпоха совершенствования налогообложения" (Юткина Т. Ф.

Налоговедение: от реформы к реформе. - М., 1999, стр. 49). По меньшей мере,

такое утверждение некорректно по той простой причине, что 30. 11. 1920 года

выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина

председателю Комиссии об отмене денежных налогов С. Е. Чуцкаеву. В этом

же году издается работа В. И. Ленина "О замене продразверстки продналогом".

Другой вопрос, что эти документы дали государству и какой ценой.

Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская

республика постоянно изменяла систему налогообложения.

Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных

промышленных и торговых предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво,

спички, табачные изделия, гильзы и др. товары (см. Приложение №2)

в 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог (на зажиточных

людей), налог с грузов, перевозимых ж/д и водным транспортом, налог со

строений, рента с городских земель и т. д.;

в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10%, а затем 20% от

прибыли предприятий;

в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 02.09.1930 г. "О

налоговой реформе";

в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход

налоговой реформы;

в 1936 г. была преобразована система платежей госпредприятий и

колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с

населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть

налогов была отменена.

Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог,

отмененный в 1946 г.

21. 11. 1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких

матерей - это эхо прошедшей войны.

В 60-е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему

платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства.

Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая

А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов.

В 1970-е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели

ее к 1991 году - к моменту развала СССР.

Начало 90-х годов явилось также периодом возрождения и формирования

налоговой системы РФ. В налоговой системе одно из главных мест заняли

косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость и акцизы,

входящие в цену товара. Проблема соотношения прямых и косвенных налогов в

современных экономических условиях при переходе хозяйства нашей страны к

рынку ещё нуждается в серьёзном исследовании и научном обосновании.

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного

суверенного государства относится к 1991 году.

В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются

Законы 27 декабря 1991 года:

"Об основах налоговой системы в РФ";

"О налоге на прибыль";

"О налоге на добавленную стоимость";

"О подоходном налоге на физических лиц".

Эти законодательные акты - фундамент налоговой

системы России.

Более подробно о современных налогах Российской Федерации будет

рассмотрено в третьем параграфе данной главы.

2.3 Генезис прямых налогов в зарубежной практике.

В Пятикнижии Моисея сказано: и всякая десятина на земле из семени

земли и из плодов дерева принадлежит Господу.

Итак, первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных

доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая

взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной.

В древнейшие времена в Египте взимался поземельный налог, причем он

достиг сложного развития и отличался высокой точностью. Во времена Страбона

в Египте существовали два нилометра, посредством которых производились

наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога. За

XII веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже известен

поголовный, или подушный, налог.

В Древней Греции в VII—IV вв. до Р.Х. представители знати, закладывая

основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или

одной двадцатой части доходов.

В древнем мире имелось и серьезное противодействие налогообложению. В

Афинах, например, считалось, что свободный гражданин отличается тем, что не

должен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать

рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными для

себя. С неохотой признавали они и налоги с имущества.

Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, а дань они

предпочитали получать с побежденных врагов, а также со своих союзников.

Некогда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города

устанавливали процентные отчисления от доходов.

Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались

регулярно.

Так было, например, в Сицилии, когда она в 227 г. до Р.Х. стала

провинцией Рима. В целом в римскую казну провинции, как правило, платили

меньше, чем своим прежним властителям. Но они несли расходы на содержание

местной администрации, строительство общественных зданий, дорог и т.д. В

таких римских провинциях, как Испания и Македония, важным источником

доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей.

Что представлял собой провинциальный ценз в Римской империи? Сведения

о землевладении в Иудее, например, содержали в себе:

• наименование отдельного подворья, к какой общине оно относится и в

каком угодье находится, кто является его двумя ближайшими соседями;

• количество моргенов пахотных угодий, которые могут быть засеяны в

ближайшие десять лет;

• сколько на участке имеется виноградных лоз;

• сколько моргенов земли и сколько деревьев насчитывают оливковые

плантации;

• сколько моргенов лугов будет скошено в ближайшие десять лет;

• сколько приблизительно моргенов земли отводится под пастбища;

• сколько моргенов земли приходится на лесные угодья, способные давать

деловую древесину;

• пол и возраст всех членов семьи.

Владелец земли был обязан оценить все сам.

Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную

подать. При императоре Диоклетиане (239—313) устанавливается промысловый

налог.

Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство

флота, на содержание воинских контингентов и пр.

Надо отметить, что обилие налогов отнюдь не привело к финансовому

процветанию Византийской империи. Наоборот, следствием чрезмерного

налогового бремени стало сокращение налоговой базы, а далее последовали

финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

Многие стороны современного государства имеют свои истоки в Древнем

Риме. Проследим за развитием там налоговой системы.

Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к

нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы по управлению

городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты

исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные

средства. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в

соответствии со своим достатком.

Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными

чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о

своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда

закладывались основы декларации о доходах.

3.Современные прямые налоги.

Как же выглядит сегодня многоликий налоговый мир? В развитых странах

сложилась довольно схожая структура налогообложения, состоящая обычно из

таких платежей, как подоходный налог с населения, налог на корпорации,

акцизы, налоги на предметы потребления, взносы на социальное страхование,

разнообразные другие сборы.

В 80-е годы в этих странах все более заметным становится снижение

уровня прогрессивного подоходного налогообложения населения при большой

амплитуде колебаний налоговых ставок (от 10 до 50%). При этом существуют

налоговые скидки и льготы для пенсионеров, инвалидов и многодетных граждан.

Подоходные налоги уплачиваются как по месту работы (в этом случае всю

ответственность за правильность и своевременность взносов несет руководство

данной фирмы или организации), так и на основе квартальных и годовых

налоговых деклараций. Соблюдение же необходимого порядка поддерживается с

помощью весьма ощутимых штрафов, а порой и тюремного заключения.

Значительно дифференцированы также ставки налога на корпорации.

Однако, оценивая этот налог с позиций трудящихся, следует иметь в виду, что

корпорации, равно как и другие предприниматели, отчисляют в бюджет из своих

доходов солидные суммы, как правило, заметно превышающие основной налог на

социальное страхование. В последующем за счет этих средств, а также взносов

из зарплаты самих работников государство выплачивает пенсии и пособия.

Остановимся еще на одной немаловажной особенности нынешней ситуации.

Строго говоря, налог на корпорации отныне перестает быть, как это

наблюдалось в прошлом, налогом лишь на их прибыль, ибо обложение начинает

распространяться и на часть издержек производства и обращения, в частности

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.