реферат скачать
 

Экономическое содержание и генезис прямого налогообложения

поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в

экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о её влиянии на

национальное хозяйство страны, о достаточности мобилизуемых средств для

финансирования бюджетных мероприятий. Эта функция реализуется органами,

осуществляющими контроль над правильным исчислением, своевременной уплатой

и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным

представлением налоговой отчётности. К ним относятся органы Минфина, МНС

РФ, Государственного таможенного комитета и т.д.

Также Черник Д.Г. выделяет и другие функции: распределительную,

стимулирующую, социальную, воспроизводственную.

1.4 Роль налогов в масштабах государства.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно.

Причём влияние проявляется с некоторым опозданием, поскольку осуществляется

через участие государства распределении перераспределении ВВП. Налоги

должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в

экономике и регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования

государство создаёт необходимые условия для ускорения накопления капитала в

наиболее перспективных, с точки зрения научно-технического прогресса,

отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах

производства. Мировая практика выработала и использует множество форм

налогов, различающихся по объектам обложения, источникам уплаты, формам

взимания и т.д. Это позволяет в большей мере охватить всё многообразие

видов доходов налогоплательщиков, определённым образом воздействовать на

различные стороны их хозяйственной деятельности и одновременно снижать

негативное влияние налогового процесса за счёт перераспределения налогов.

Налоги и сборы классифицируются по ряду признаков. В этой работе (выше)

приведена классификация на прямые и косвенные. Соотношение этих групп во

многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики.

Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период

экономически кризисов происходит рост косвенных налогов. Налоги могут

группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые

физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами. По объекту

обложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог

на землю, рента; налог на капитал, налог на средства потребления.

Основой следующего классификационного признака является источник

уплаты налогов. Это: заработная плата, выручка, доход, себестоимость.

Наиболее существенным признаком классификации налогов является

принадлежность их к уровням власти и управления (см. Приложение №3).

2.Генезис прямого налогообложения.

В этой главе я попытаюсь дать наиболее полное, на сколько это

возможно, отражение развития налогов России и некоторых зарубежных стран

(Др. Рима, Англии, Франции, Германии).

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их

появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных

этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков

государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов.

Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор

налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи

откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть

государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет

часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за

процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими

рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И,

наконец, третий, современный, этап — государство берет в свои руки все

функции установления и взимания налогов, ибо правота обложения успели

выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль

помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Развитие налогов и налогообложения в России также условно можно

разделить на три этапа: 1) Налоги Руси и России (?- 1917г.) 2)Налоговая

система СССР (1917-1991гг.) 3)Налоги в РФ (1991- наше время).

2.1 Развитие налогов в России.

Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Как сообщает историк

С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища,

некоторые по шлягу от рала»[1]. Под шлягом, видимо, следует понимать

иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся

тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

Тогда же появляются сведения о русской гривне. Гривной назывался

слиток серебра различной формы, обычно продолговатой.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев,

и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за

прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.

Такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого

коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину,

платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну»[2].

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход»,

взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем самими

русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы

скота.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже

почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины.

Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они

существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых

земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-

1353).

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г.,

после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве

главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян

и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для

производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на

строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства.

Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На

оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались

тем, кто платил больше.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси получила

развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний

определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась

на десятины, чети и выти. Для определения размера налогов служило «сошное

письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе

застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные

податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха

измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был

неодинаков.

Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подьячими.

Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями

землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения

налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к

тому времени стал двор.

Иван Грозный (1530—1584) умножил государственные доходы лучшим

порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены

определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что

записывалось в особые книги. По свидетельству Н. Карамзина, «два

земледельца, высеивая для себя 6 четвертей ржи, давали ежегодно Великому

князю 2 гривны и 4 деньги, 2 четверти ржи, три четверти овса, осьмину

пшеницы, ячменя. Некоторые крестьяне представляли в казну пятую или

четвертую долю собираемого хлеба, баранов, кур и пр. Одни давали более,

другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях[3].»

Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко

практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать

для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных

людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.

Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами

посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были

разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые

«окладные книги».

Политическое объединение русских земель относится к концу XV в.

Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с

ним обложением населения занимались территориальные приказы: в первую

очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети,

которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы,

взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца,

облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда направлялись

сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за

скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий

налогообложением церковных и монастырских земель. Помимо перечисленных,

налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого

финансовая система России в XV — XVII вв. была чрезвычайно сложна и

запутанна.

Полоняничная подать, которая собиралась время от времени, в

царствование Алексея Михайловича стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и

собиралась ежегодно «со всяких людей». Посадские обыватели и церковные

крестьяне платили со двора по 8 денег, дворцовые и помещичьи крестьяне — по

4 деньги, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов — по 2

деньги. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налоговым

хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из прямых

основных налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами.

Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых

дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные

налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку

драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Царь учредил особую

должность — прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю

прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен

гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их

найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов,

орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и

сборы.

Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и

бороды. Было постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с

царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой

статьи — по 100 руб. ежегодно.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы

налогообложения, а именно переход к подушной подати. До 1678 г. единицей

налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г.

такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов:

дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым

плетнем.

Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к

поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в

несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью.

В России при преемниках Петра I финансы начали приходить в

расстройство. В отличие от своего великого предка Елизавета (1709—1761) и

Петр III (1728—1762) не делали различия между казенными и своими доходами.

Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии. Об

экономии в государстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны

(1693—1740). Незадолго до свержения Петра III в мае 1762 г. государю было

доложено: государственных доходов состоит 15 350 636 руб. 93 1/4 коп.

Екатериной II (1729—1796) были отменены многие откупа и монополии,

снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен

вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов

и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях.

Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на

юге и западе страны привели к умножению доходов.

Надо сказать, что в эти годы иногда принимались решения, дающие

быстрый финансовый эффект, но которые вряд ли можно признать полезными в

целом. Так, в 1765 г. признано необходимым отдать на откуп винную торговлю,

что и было сделано. Через два года откупа приобрели массовый характер.

Более одной трети государственных расходов поглощала армия. В середине

60-х годов подушная подать целиком в соответствии еще с распоряжениями

Петра I направлялась на содержание войска. Но туда же еще шли деньги от

винных, соляных, таможенных сборов.

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение

купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с

купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в

зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы

попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб.. Имевшие

меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную

подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую

гильдию, а с большим капиталом — в первую. Объявлял о своем капитале каждый

купец сам «по совести». Проверки имущества не производилось, доносы на его

утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от

объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение,

которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную

гильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в

конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии

и 4% для купцов первой и второй гильдий.

Что касается сохранявшегося подушного налога на основное население

России, то при Екатерине II это был не совсем тот налог, который ввел

Петр I. По Указу от 3 мая 1783 г. «подати с мещан и крестьян по числу душ

полагаются единственно для удобности в общем, государственном счете». Такой

счет не должен стеснять плательщиков «в способах, ими полагаемых к

удобнейшему и соразмерному платежу податей»[4]. Община могла разверстать

положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала

необходимым. А с 1797 г. уже российские губернии были разделены на четыре

класса и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.

В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную

роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в

1763 г. 5667 тыс. руб. или 34,3% всех доходов, а в 1796 г.—24 721 тыс. руб.

или 36% доходов.

Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% — в 1796 г. Почти половину

этой суммы приносили питейные налоги.

Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 г.

была создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему

году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами

государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая —

взысканием недоимок, недоборов и начетов. В губерниях для управления,

сбора, ревизии, заведованиями были созданы коллегиальные губернские

Казенные палаты. Губернской Казенной палате были подчинены казначейства

губернское и уездные, которые хранили казенные доходы. Таким образом,

Екатерина продолжала курс Петра I. В этот период укрепляются бюджеты

городов, где все большую роль начинают играть оброчные статьи. Налоги

взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных

ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др.

Тогда же появляются и первые заемные средства в бюджетах городов и проценты

с вкладов в банки.

В начале прошлого века политические события в Европе, (война с

Наполеоном) требовали постоянного напряжения всех ресурсов России, в том

числе финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза

превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых

преобразований — «план финансов», связанная с именем крупного

государственного деятеля М.М. Сперанского (1772—1839). Программа предлагала

проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. План

М.М. Сперанского был во многом основан на увеличении налогов в два и даже в

три раза. Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый

расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему

источник дохода.

Через несколько лет после «плана финансов» появился в России первый

крупный труд в области налогообложения: «Опыт теории налогов» Николая

Тургенева (1818 г.). Имелся и отечественный опыт. «Все богатства народные,

— считает Н. Тургенев, — проистекают из двух главных источников, кои суть:

силы Природы и силы человеческие. Но для извлечения богатства из сих

источников нужны средства. Сии средства состоят в различных орудиях,

строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений, денег

называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников

дохода общественного, а именно: 1) из дохода от земли, 2) из дохода от

капиталов, 3) из дохода от работы.

Налог должен быть всегда взимаемым с дохода и притом с чистого дохода,

а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не

истощались». Этот постулат Н. Тургенев считает общим правилом при взимании

налогов, которое должно дополнить основополагающие принципы А.Смита.

Говоря о сознании народного богатства, автор подчёркивает, что «выгоды

владельцев земли всегда тесно соединены с выгодами всего государства;

почему Правительства при введении перемен, касающихся до благосостояния

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.