реферат скачать
 

Экономическое содержание и генезис прямого налогообложения

Экономическое содержание и генезис прямого налогообложения

Министерство образования Российской Федерации

Байкальский государственный университет экономики и права

Финансово-эконмический факультет

Кафедра финансов

Специальность 0604 «Финансы и кредит».

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине финансы

Тема №137 «Экономическое содержание и генезис прямого налогообложения».

Исполнитель: студент группы Ф-

00-5 Носачёв Дмитрий Юрьевич.

Руководитель: к.э.н., доц.

Сорокина Татьяна Владимировна.

Иркутск 2002г.

Содержание:

Введение. 3

1.Экономическое содержание прямого налогообложения. 3

1.1 Признаки налогообложения. 4

1.2 Элементы налогообложения. Методы взимания налогов. 5

1.3 Функции налогов. 8

1.4 Роль налогов в масштабах государства. 9

2.Генезис прямого налогообложения. 10

2.1 Развитие налогов в России. 10

2.3 Генезис прямых налогов в зарубежной практике. 19

3.Современные прямые налоги. 21

3.1 Налог на прибыль в истории и современности. 22

Приложение №1 27

Приложение №2 28

Приложение №3. 31

Список литературы: 33

Введение.

Эта работа будет полностью посвящена такой финансово-экономической

категории как налоги.

Здесь я постараюсь определить на столько четко, на сколько это

возможно, что же такое налоги. Однако, как частность, я избрал лишь часть

этой категории и собираюсь рассказать только о прямых налогах, почти

полностью исключая из работы косвенные налоги. Но так как и прямые и

косвенные налоги взаимно дополняют друг друга, то в моей работе я дам

определение и косвенных налогов, также я обращу ваше внимание на роль и

функции как прямых, так и косвенных налогов.

Уверен, что сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

прекрасно покажет их различия и сходства.

В первой главе будет рассказано о сущности прямых налогов, т. е. как

совокупность экономических отношений на первом этапе общественного

распределения. Также в этой главе будут освещены ключевые моменты об

элементах прямых налогов (налогооблагаемая база; субъект и объект прямых

налогов; периоды взимания; методы взимания и т. д.).

Функции и роль налогов в целом в государстве показана на примере РФ.

Во второй главе нужно будет проследить ход развития налоговой системы

России, этот путь можно разделить на три этапа. А также посмотрим на

генезис налогообложения в зарубежных странах со времен Древнего Мира и до

ХХ века.

Наконец, в третьей главе речь пойдет о конкретном налоге, - налоге на

прибыль. В этой главе я попытаюсь рассказать об этом налоге и показать его

сущность и развитие во времени в России и зарубежных странах.

В наше время, выбранная мною тема актуальна, т.к. роль налогов в нашем

современном мире, а точнее в современном государстве довольно высока.

Сегодня очень многое зависит от выбранной налоговой политики: и

благосостояние нации, и развитие экономики, и даже международные отношения.

Налоги - суть государственной деятельности, успехи и провалы.

Итак, начнём с первой главы и окунёмся в изменчивый мир налогов.

1.Экономическое содержание прямого налогообложения.

Итак, что же такое налоги, как их понимают в наше время. Воспользуемся

Налоговым кодексом РФ для наиболее точного определения налога: под налогом

понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с

организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве

собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)

муниципальных образований?.

Теперь посмотрим, какое определение дают прямым налогам: прямой налог

- налог, взимаемый непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика.

К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на

прибыль, налог на имущество.

Если рассматривать материальное содержание налогов, то они являются

частью национального дохода (НД). Можно выделить несколько признаков

налогов, характерных для налогов практически во все времена, и,

естественно, что эти признаки связаны с такими явлениями как: появления

института государства и появлением денег как всеобщего эквивалента.

1.1 Признаки налогообложения.

Первый признак – денежный характер налогов. В XVIII в. в казне

российского государства преобладала денежная форма внесённых платежей, в

настоящее время налоги уплачиваются только в денежном выражении.

Вторым признаком можно выделить то, что налоговые отношения связаны со

сменой форм собственности, т.е. передача прав пользования от одного

участника этих отношений к другому. Известно, что существуют три основные

формы собственности: частная, государственная и коллективная (т.е. долевая

собственность, где каждый имеет лишь часть её), а налоговые отношения

возникают на стадии перераспределения и, как говорилось выше, являются

частью НД. Отсюда видно, что через «обязательные, индивидуально-

безвозмездные платежи» мы передаём государству часть своей собственности в

денежном выражении, т.е. частная собственность переходит в государственную.

Третий признак – регулярность взимания налоговых платежей, т.е. все

лица обязаны регулярно уплачивать в установленные сроки налоговые платежи.

Четвёртым признаком является всеобщий характер налогов. В соответствии

со ст.№3 НК РФ п.1,2 (Федеральный закон от 9 июля 1999г. №154-ФЗ) этот

признак звучит так:

1.Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и

равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая

способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно

применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных

подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и

сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства

физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных

ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения

товара в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством

Российской Федерации.

Теперь у нас есть более-менее чёткое понятие налога в РФ. Перейдём

тогда уже к элементам налогов и посмотрим, как и чем отличаются прямые и

косвенные налоги (см. Приложение №1).

1.2 Элементы налогообложения. Методы взимания налогов.

Для того, чтобы узнать какие именно элементы существуют, обратимся к

ст.№17 НК:

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены

налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте

законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые

льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы

обложения применительно к конкретным сборам.

Объект налогообложения – то, что подлежит налогообложению, от величины

чего зависит сумма налога. Все объекты налогообложения делятся на две

группы: 1)доход 2)имущество. Такое деление применяется при прямом

налогообложении. При косвенном обложении объектом является выручка (оборот)

от реализации или её часть.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – физическое или

юридическое лицо, которое по закону обязано уплачивать налог. Принято

различать формальных и фактических налогоплательщиков.

Формальным налогоплательщиком является физическое или юридическое

лицо, которое вносит налог в бюджет и во внебюджетные фонды.

Фактическим налогоплательщиком считается то физ. или юрлицо, с чьего

дохода уплачивается налог.

Такое распределение на фактических и формальных налогоплательщиков

возникает лишь тогда, когда есть переложение налогов.

Налоговая база. 1. Налоговая база представляет собой стоимостную,

физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая

ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу

измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также

налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются настоящим Кодексом.

В случаях, указанных в настоящем Кодексе, ставки федеральных налогов

могут устанавливаться Правительством Российской Федерации в порядке и

пределах, определенных настоящим Кодексом.

2. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным

налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по

региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами

субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами

представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных

настоящим Кодексом?.

Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс

формирования налогооблагаемой базы, окончательно определяется размер

налогового обязательства. Один и тот же объект может облагаться налогом

одного вида только один раз за определённый законом период

налогообложения?.

Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения (гектар земли,

рубль дохода и т.д.). Ставки налогов бывают твёрдые и пропорциональные

(долевые).Твёрдые налоговые ставки устанавливаются в абсолютных суммах на

единицу обложения независимо от доходов. Пропорциональные налоговые ставки

устанавливаются в одинаковом проценте с дохода независимо от его размера?.

В большинстве случаев применяют долевые ставки, которые в свою очередь

делятся на прогрессивные и регрессивные. Прогрессивные предусматривают

увеличение размеров ставок с ростом объекта налогообложения, однако степень

прогрессивности может быть различной и оцениваться показателем мягкости или

жёсткости прогрессии. Если ставка растёт быстрее, чем объект

налогообложения – ставка жёсткая.

Регрессивные ставки заключаются в уменьшении ставок с объекта

обложения (ЕСН).

Порядок исчисления налога. Для каждого налога определятся свой порядок

исчисления. Сначала определяется объект обложения, затем исчисляется

налоговая база и путём умножения на ставку налога исчисляется сам налог.

Порядок и сроки уплаты налогов.

Установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется

календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется

годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться

также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число

последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года)

признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных

месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего

месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет

кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число

последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего

числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом

неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней,

следующих подряд.

В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем

окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть

выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы

либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех

часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Сроки для совершения действий определяются точной календарной датой,

указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом

времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего

периода.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями,

начинается на следующий день после календарной даты или наступления

события, которыми определено его начало'.

Для каждого налога определён свой срок уплаты.

Способы взимания налогов существенно различаются по двум основным

видам налогов (прямые и косвенные).

Основными методами при прямом налогообложении являются: 1)

Кадастровый, сущность этого метода заключается в том, что составляется

подробный перечень (кадастр) однотипных объектов обложения с указанием тех

или иных признаков объектов, которые имеют значение для размера получаемых

от них доходов. Недостатком данного метода является то, что фактическая

доходность объектов обложения, как правило, отклоняется от средней и, как

правило, не в пользу налогоплательщика.

По месту получения дохода до его получения. Данный метод применяется в

основном при налогообложении физических лиц имеющих доходы от работы по

найму. При этом методе расчёт налога осуществляется обычно экономическими

службами предприятий. Вычеты сумм налога из заработных доходов

осуществляются до получения ими заработной платы.

Декларационный метод. Чаще всего этот метод в совокупности со вторым

методом, т.к. наряду с зарплатой есть и другие виды доходов по которым

могут быть определены льготы, когда физическое лицо подаёт декларацию,

налоговые службы проверяют правильность её заполнения и правильность

исчисления налогов из совокупного годового дохода физического лица.

По косвенным налогам применяют два основных метода: 1) Каскадный 2) По

принципу однократности обложения.

Каскадным методом взимаются НДС, налог с продаж и др. Суть этого

метода заключается в том, что налог уплачивает не производитель (формальный

налогоплательщик) товара, а покупатель или перекупщик (фактический

налогоплательщик). Т.е. каждый раз при продаже товара продавец (перекупщик)

добавляет в цену свою прибыль и с этой прибыли должен уплатить налог, но и

этот налог он включает в цену и т.д. Последний потребитель товара и

является фактическим налогоплательщиком.

По принципу однократности обложения взимаются акцизы, таможенные

пошлины и др. При таком обложении налог уплачивается только один раз

(например, при переправке товара через границу уплачивается таможенная

пошлина).

1.3 Функции налогов.

Сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные

функции налогов: фискальную, экономическую и контрольную.

Фискальная функция является самой первой и основной. Она отражает

предназначение налогов. Фискальная функция заключается в том, что с помощью

налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создаётся

материальная основа самого существования государства и его

функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова

fiscus, что буквально означает “корзина”.

Налоги служат основным источником доходов государства, средством

мобилизации доходов в распоряжение государства. Налоги создают условия для

дальнейшего перераспределения и мобилизации ресурсов. В странах с рыночной

экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет

80-90%(, а в объёме НД государства 40-50%.

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную,

стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный

процесс как налоговая волна. Налоги неизбежно влияют как на объём

производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.

Усиление налогового бремени (увеличение числа налогов, изменение

налоговых льгот, повышение налоговых ставок) ведёт к уменьшению таких

компонентов совокупного спроса (налоговая волна), как накопление,

потребления населения, сбережения, инвестиции и т.д.

Уменьшение совокупного спроса порождает проблему реализации

произведённого ВВП. Ответной реакцией становится снижение совокупного

предложения, Справедливо и обратное снижение налогового бремени ведёт к

росту части дохода, остающейся в распоряжении физических и юридических лиц.

В этой связи правомерно ожидать увеличения личного потребления,

сбережений, инвестиций. Ответом на эти изменения станет рост совокупного

предложения, рост объёмов ВНП.

Налоги также способны влиять на формирование отраслевых. межотраслевых

и региональных пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через

систему предоставлений налоговых льгот позволяет стимулировать развитие тех

отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество.

Экономическая функция налогов реализуется через налоговое

регулирование, которое является составной частью государственного

регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным

экономическим инструментом воздействия государства на объём

потребительского спроса, инвестиции и т.д., а также на стимулирование

отраслей и сфер экономики.

Постепенно происходит признание экономической функции налогов, их

позитивного воздействия на экономику. С помощью математических методов

устанавливается характер зависимости между налогами их стимулирующим

воздействием на производство.

Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают

своеобразным “зеркалом” экономических процессов. Анализ динамики налоговых

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.