реферат скачать
 

Экономический рост, его типы и факторы

приборостроение, выпуска ЭВМ, электротехническое производство, атомная

энергетика, производство синтетических смол, пластических масс,

прогрессивных конструкционных материалов, другие производства, использующие

достижения НТП.

Новое качество экономического роста состоит также и в том, что

вещественное накопление прироста производства происходит главным образом за

счет продукции тех отраслей, которые определяют технический прогресс и

обслуживают потребности человека. В современных условиях высокие темпы

роста промежуточной продукции не могут служить адекватным показателем

нового качества экономического роста. Не уголь, сталь и т.п. удовлетворяют

непосредственные потребности человека, хотя, разумеется, без их

производства не возможен выпуск автомобилей, строительство домов и т.п.

Речь идет о такой направленности развития, когда мощь страны определяется

не масштабами добытых природных ресурсов и изготовленных полуфабрикатов, а

масштабами развития наукоемких видов производства, систем информационного

обеспечения, широчайшим спектром товаров потребительского назначения,

улучшением состояния окружающей среды, увеличением времени для полноценного

досуга и т.д.

Следовательно, новое качество роста означает динамический процесс,

выражающийся в изменении качественных показателей экономики, в

использовании научно-технических достижений, позволяющих поставить

природные силы и ресурсы на службу человека.

Основными положениями программы социально- экономического развития

Республики Беларусь на 2001-2005 гг. определено, что важнейшим фактором

экономического роста нашей Республики в реальном секторе экономики станет

эффективное, менее энергоемкое и материалоемкое производство товаров и

услуг, а также рациональное использование трудовых ресурсов. Предполагается

снижение материалоемкости товаров и услуг за пятилетие на 6-7%,

энергоемкости ВВП-на 20-25%. В результате структурных преобразований и

совершенствования организации производства, повышения стимулирующей роли

оплаты труда предполагается обеспечить прирост производительности

общественного продукта на 45-50%. Таким образом, весь прирост производства

будет обеспечен за счет роста производительности труда. Более 60% общего

прироста производительности труда предполагается обеспечить за счет

освоения прогрессивных ресурсосберегающих технологий в промышленности и

строительстве, создание новых эффективных рабочих мест, внедрении

современных технологических процессов переработки и хранения

сельхозпродукции, малооперационных технологий в легкой и местной

промышленности. Доля ручного труда сократится почти в два раза. В качестве

приоритетов определены: информационные технологии, микроэлектроника и

оборудование для ее производства, приборостроение, точное машиностроение,

новые материалы различного назначения, техника для быта и здравоохранения,

биологические и тонкие химические технологии, машины, оборудование и

продукты для сельского хозяйства, высокоточная техника и технологии для

обороны.

5.Роль государственного регулирования в экономике и ее росте.

Во всех промышленно развитых странах существует государственный

сектор экономики и его размеры могут служить критерием экономической роли

государства, которое мерами своего воздействия играет значительную роль в

регулировании экономического роста.

История экономической теории знает несколько моделей государственного

регулирования в экономике.

Так, Дж.М. Кейнс и его сторонники рассматривают роль государства в

стимулировании экономического роста преимущественно с точки зрения факторов

спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем

совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП.

Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег»)

как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-

бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных

расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не

приводил к инфляции. Как и марксизм-ленинизм, теория Кейнса была реакцией

на противоречия и трудности капиталистической рыночной экономики. Но если

материалист К.Маркс все проблемы свел к собственности, к ее национализации,

как условию к переходу к управляемой экономике, то Кейнс показал, что можно

регулировать экономику и без национализации, сочетая три вида

собственности: частную, коллективную и государственную. Ленин, следуя

Марксу, провел полную национализацию и оказался среди руин. Сталин построил

тоталитарное государство, основанное на централизованном планировании.

Кейнс показал иной вариант развития, который и лег в основу «Нового

курса» Рузвельта. Это государственное регулирование, сочетаемое с рынком, и

обеспечило мощный рост американской экономики. А вот в Западной Европе, где

традиционно сильное влияние социал-демократов, произошел «перегиб» в

сторону бюрократизации экономики. К тому же социал-демократы упорно сводили

регулирование к дележу общественного пирога. Сейчас на Западе идет

очевидное возрождение кейнсианства. И на это есть все основания. Первый

фактор – кризисы, с которыми столкнулись все страны, принявшие рецепты

монитаризма, в том числе и Россия. Монитаристские рецепты доморощенных

экономистов, уверивших Ельцина в том, что полная экономическая свобода

через несколько месяцев автоматически позволит России сделать рывок вперед,

оказались несостоятельными. Второй – превращение Америки в единственную

сверхдержаву США, практически полностью овладевшей Международным валютным

фондом, Всемирной торговой организацией, Международным банком, а сейчас

захватившей и Ирак. Интересно то, как кейнсианские методы использует Дж.

Буш. Он сокращает налоги на малый бизнес в среднем почти на 2 тысячи

долларов для каждого предпринимателя. Но не просто сокращает (это были бы

меры либерализма), а при условии, что эти деньги идут на инвестиции. Буш

сокращает налоги и на граждан, но опять таки не вообще, а по –кейнсиански

–целенаправленно. Налог сокращается с семейных пар (женитесь!)- почти на 2

тысячи долларов. Дополнительно сокращается для семей, у которых есть дети,

- до 1000 долларов на каждого ребенка (рожайте!). Известный американский

экономист русского происхождения, нобелевский лауреат Василий Леонтьев на

вопрос о перспективах кейнсианства сказал: «ХХI век Кейнс встречает «на

коне». Это значит, что Кейнс доказал, что можно сочетать в экономике

организующее начало, используя возможности государства и конкурентную

рыночную систему. Именно это стало основой формирующегося сейчас

постиндустриального строя.

В противоположность кейнсианцам представители одного из направлений

неоклассицизма «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие

производственный потенциал экономической системы. В частности, они

призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и

капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск.

Например, снижение или отмена налога на доход от процентов ведет к

увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать

подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к

ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты

выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или

частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения

состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении

капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить

налог на прибыли корпораций, в частности значительные налоговые льготы на

инвестиции.

Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания

краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП,

воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики

предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на

факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости

или полной загрузке производственных мощностей.

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие

возможные методы стимулирования государством экономического роста.

Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику,

посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в

формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста,

могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей

и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей,

направление расходов на фундаментальные исследования и разработки,

стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может

способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности

труда.

Государство обеспечивает свое участие в экономическом процессе путем

прямого или косвенного вмешательства.

Прямое вмешательство государства предполагает принятие законодательных

актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами

рыночной системы, а косвенное вмешательство государства в зависимости от

его цели - направление на стимулирование капиталовложений и восстановление

равновесия между сбережениями и инвестициями, обеспечение полной занятости

населения, стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей

силы, воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации, также цен

на некоторые специфические товары, поддержку устойчивого экономического

роста, и некоторые другие цели.

Одним из главных направлений государственного регулирования экономики

является накопление капитала, который всегда служит главной целью

хозяйственной деятельности в рыночной экономике и в первую очередь

соответствует экономическим интересам субъектов хозяйствования.

Следовательно, создавая дополнительные стимулы и возможности всем

инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие

органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Государственное регулирование занятости - это поддержание нормального

соотношения между спросом и предложением рабочей силы и должно

удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и

дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них

достаточной мотивацией к труду. Нежелательно резкое снижение занятости, так

как это может привести к увеличению армии безработных, снижению

потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия,

а самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных органов является также

регулирование денежного обращения, в частности, борьба с инфляцией,

представляющей серьезную опасность для экономики. Регулированием денежного

обращения государство также воздействует и на другие объекты, такие как

условия накопления, цены, социальные отношения. Состояние платежного

баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во

всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет

оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем

воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение

курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в

международной экономической интеграции. Также, к одному из главных объектов

регулирования государством необходимо отнести и цены, динамика и структура

которых отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют

на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной

валюты, социальную атмосферу. Политика ценообразования в нашем государстве

совершенствуется и становится все более либеральной. В соответствии с

белорусским законодательством регулированию в настоящее время подлежат цены

и тарифы на социально значимые товары и услуги. И если в июне-июле 1999г.,

когда утверждался их перечень, в нем значилось около 30 позиций, то сейчас

осталось 10.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие

объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать

частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в

экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и

совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите,

охране окружающей среды.

Государственное регулирование экономикой и ее ростом осуществляется

административными и экономическими средствами.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного

материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на

силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и

принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с

рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера

действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием

минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев

населения. Однако, в критических ситуациях их роль сильно возрастает,

например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми

крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в

послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих

концернов.

Экономические средства государственного регулирования можно разделить

на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным объектом и инструментом государственного регулирования

экономики является государственный сектор в экономике. Высшая форма

государственного регулирования экономики - это государственное

экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь

набор инструментов государственного регулирования экономики. К основным

экономическим средствам необходимо отнести: регулирование учетной ставки

(дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); установление и

изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты

страны обязаны хранить в центральном банке; операции государственных

учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных

обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов

государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на

финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере

относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании

капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и

ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами

действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько

ослабела.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия

государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для

воздействия на деятельность субъектов хозяйствования. Это фискальная роль

налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное

регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора

налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в

государственном регулировании экономики играют двоякую роль. Это главный

источник финансирования государственных расходов, материальная основа

бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования.

Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те

или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый

механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических

лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые

налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени

в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в

государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом

и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Значительная часть государственного сектора - это объекты

инфраструктуры, в большинстве случаев нерентабельные. Другая их часть -

государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где

требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная.

Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть

государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно -

государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей

деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от

принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для

решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности

частного хозяйства.

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства в

такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается

недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению

эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов

перераспределения валового внутреннего продукта.

Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике,

изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и

как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных

объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах

эта тенденция заметно усилилась.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри

страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи:

изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на

инвестиции в основной капитал и др.

Государственное регулирование экономики является необходимым для

осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком

смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных

потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих, безработных

и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

Успех государственного регулирования экономики проявляется в темпах

роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном

балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня, а также

отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному

измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации,

различные выступления), оценки государственного регулирования экономики

средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни

в городах.

Анализ развития национальной экономики нашего государства за

последние годы показывает, что поддержание высоких темпов роста ВВП при

ограниченном использовании методов рыночной саморегуляции далее невозможно.

Беларусь, следуя общему направлению реформ в России и других странах,

начиная с 1991г. активно разрушала институты централизованного управления,

осуществляя либерализацию своей экономики. Однако желаемый успех на

начальной стадии переходного периода не был достигнут, поскольку рыночные

импульсы не получили адекватных откликов в обществе. И это объяснимо,

поскольку создание формальных (законодательных) и тем белее неформальных

(моральных норм, традиций и т.д.) институтов цивилизованного рыночного

хозяйства - процесс длительный. Этап создания сильных государственных

институтов при одновременном замедлении процессов либерализации экономики

начался с 1994г. Задача состояла в том, чтобы путем прямого субсидирования

и налогового субсидирования, ужесточения контроля на всех кровнях экономики

остановить падение темпов развития и одновременно создать необходимую

институциональную среду и инфраструктуру рынка. Однако по мере ее решения

созданная среда стала тормозить экономический рост. Чтобы преодолеть эту

фазу необходимы дальнейшие либерализация дебюрократизация экономики,

проведение административной реформы, которая исключала бы оперативные

исполнительно-распорядительные функции государственного управления,

сосредоточив их преимущественно на политических и на механизмах рыночной

саморегуляции. Реструктуризация и приватизация крупных предприятий,

поддержка малого и среднего бизнеса продемонстрирует странам –партнерам и

международным структурам приверженность Белоруссии рыночным принципам и

свободам; создаст предпосылки для формирования среднего класса в обществе;

повысит устойчивость и адаптивные возможности народнохозяйственного

комплекса страны.

Благоприятная институционная среда –инстремент к решению проблемы

старения основного капитала. В белорусской промышленности коэффициент

обновления основных фондов на протяжении последних лет колеблется в

пределах 1,5-2,4. Это значит, что их полное обновление можно осуществить за

42-66 лет. Сократить этот срок способен лишь приток инвестиций. Доля

инвестиций в основной капитал на уровне 16-18% ВВП не-достаточна и в

отличие от развитых стран не позволяет нормально обновлять производство.

Один из эффективных источников инвестиций –увеличение доли валового

накопления в составе доли инвестиций ВВП. Это можно достичь или за счет

снижения доли конечного потребления, или путем привлечения иностраннывх

инвестиций, что как правило ведет к дефициту торгового баланса. Первый путь

ограничен низким уровнем жизни населения и может осуществляться постепенно

на основе опережащего роста валовых накоплений по отношению к росту

конечного потребления в условиях ВВП. Но тогда проблему старения решить в

ближайшее время не удасться, так как для этого необходимо удвоить долю

инвестиций в ВВП.

Второй путь более приемлемый, тем более что иностранные инвестиции

вызывают одновременно не только рост импорта инвестиционных товаров в

страну, но и увеличение загрузки мощностей отечественных производителей и,

как следствие, рост ВВП и потребления населения. Иностранные инвестиции

имеют более высокую отдачу, так как основаны, как правило, на более

прогрессивной технике и технологиях с использование более эффестивного

менеджмента. Определенные возможности для обновления активной части

основных фондов лежат в изменений структуры инвестиций. Необходимо

поддерживать складывающуюся в последние годы тенденцию на увеличение доли

инвестиций производственного назначения. Для приведения к более выгодному

соотношению ВВП и основных фондов целесообразно постепенно выводить из

производства неиспользуемые мощности, консервируя их до появления

возможности разрузки или продавая тем, кто может их эффекивно использовать.

В стратегическом плане большое значение имеет для развития страны

правильный выбор отраслевых приоритетов. Сегодня это продовольствие, жилье,

экспорт. Однако такое доминировпние можно оспорить. Строительство жилья-

импортоемкое производства, требующее в год (с учетом потребления ипортных

ресурсов смежными производствами) около 1 млрд USD. Таким образом,

строительство стимулирует импорт, что в условиях дефицита торгового баланса

создает большие проблемы. Кроме того «наращивание» жилищного строительства

«оттягивает» значительные ресурсы в ущерб инвестициям в производство.

Обеспечить население продовольствием, конечно, важно. Однако ставить

задачу, чтобы все основные продукты производились в стране, большая часть

которой относится к полосе рискованного земледелия, вряд ли разумно, так

как ведет к неэффективному расходованию ресурсов и снижению экономической

безопасности. К тому же при экстенсивном расширении сельского хозяйства,

без реформирования АПК деньги просто «закапываются в землю», а

самообеспеченность продовольствием только снижается. При формировании

приоритетов экономического развития Белоруссии необходимо исходить из ее

особенностей малой страны с открытой экономикой. Системный анализ

показывает, что приоритетом для нас должна быть экспортная ориентация,

основанная на более полном освоении и развитии тех конкурентных преимуществ

и ограниченных ресурсов, которыми она обладает. Например, развитие

высокотехнологических и наукоемких производств, оказание

высокоинтеллектуальных, научных и образовательных услуг., развитие отраслей

услуг транспортного комплекса и телекооммуникаций, развитие производств

химической и тефтехимической промышленности, развитие деревообрабатывающей

и целлюлозно-бумажной промышленности, развитие отрасли добычи и переработки

калийных солей, развитие конкурентноспособных и смежных производств

тракторов, холодильников, телевизоров, алкогольных и безалкогольных

напитков и т.д). Обеспечив развитие этих смежных с ними отраслей, Беларусь

сможет создать базу для повышения благосостояния народа, оздоровления

нации, появления ресурсов для массового жилищного строительства. Развитие

остальных отраслей должно диктоваться требованиями экономической

безопасности и рыночными процессами.

Необходимо отметить, что из анализа Основных положений программ

социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. и

2005-2010 гг. важнейшей целью государства является обеспечение устойчивого

роста уровня жизни и сокращение бедности населения. Государство оставляет

за собой приоритет развития устойчивой экономики путем регулирования

бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики. Эти факторы

должны стать конкурентными преимуществами Белоруссии. Будет

совершенствоваться налоговая политика в интересах семьи. Социальная

политика государства будет направлена на дальнейшее развитие и укреплений

таких отраслей, как социально – культурного комплекса, главной задачей

которого является формирование духовно богатого и физически здорового

человека нового общества, развитие здравоохранения (объем финансирования к

2005г. планируется довести до 7,5% к ВВП), развитие образования,

возрождение и развитие национальной культуры., жилищного строительства, где

будут создаваться новые формы финансирования жилищного строительства,

позволяющие использовать ранее накопленный материал, это прежде всего

систему ипотечного кредитования. Новое жилье в 2001 –2005 гг. получат около

300 тыс. семей.

В качестве главной задачи инновационной политики ставится ускоренное

освоение в производстве передовых отечественных и зарубежных научных

разработок с целью насыщения рынка современной конкурентноспособной

продукцией. Доля расходов на науку и научное обслуживание в ВВП в 2005г.

составит 1,8%.

6. Заключение

Из анализа вышеизложенной темы можно сделать следующие выводы:

Экономический рост в масштабе всей национальной экономики может быть

представлен как увеличение объема производства товаров и услуг за некоторый

период времени. Важным является тот факт, что при анализе экономического

роста во внимание принимается только изменение реального роста ВНП (ВВП).

Тенденция изменения номинальных показателей не может рассматриваться как

экономический рост. Следовательно, уточняя первое определение

экономического роста, можно сделать вывод о том, что указанная категория

представляет собой увеличение реального ВНП (ВВП) за период времени.

Экономический рост обеспечивает прирост производства, используемый для

решения внутренних и международных социально-экономических проблем любого

государства.

Рассматривая типы экономического роста необходимо отметить, что при

экстенсивном экономическом росте происходит сокращение уровня безработицы,

достигается полная занятость населения, которая позволяет увеличить темпы

роста производства. Но это явление временное, т.к. состояние полной

занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста

будет такой же. Значит, данный путь развития носит застойный характер,

фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются

производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.

Следовательно, мы можем придти к выводу, что экстенсивный путь практически

исчерпал себя, в условиях новых, еще развивающихся экономических отношениях

он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое

возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста

и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако

следует заметить, что экстенсивный путь дал рождение новому типу развития -

интенсивному. Создав базис для развития новых экономических отношений,

экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства

всего мира. В настоящее время в индустриально развитых странах нельзя найти

в чистом виде первый или второй тип экономического роста, они сочетаются в

каком-то соотношении. В зависимости от того, какой способ увеличения

производства товаров и услуг преобладает, говорят о преимущественно

экстенсивном или интенсивном типе экономического роста. Однако в условиях

научно-технической революции, развернувшейся с середины ХХ века,

преимущественным типом экономического роста в западных индустриальных

странах, в том числе и нашей Республике становится интенсивный тип

экономического роста.

Экономический рост определяется следующими основными факторами:

природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.

Государственное регулирование экономикой и принятие мер для ее

постоянного роста необходимо для осуществления социальной политики любого

государства. Коллективное потребление или удовлетворение общественных

потребностей человечества (здравоохранение, образование, поддержка неимущих

и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

Государство может играть значительную роль в экономическом росте при

правильном проведении гибкой бюджетно-налоговой, денежно- кредитной,

ценовой политике и политике инвестирования.

Список литературы.

1. «Экономическая теория», под редакцией Базылева Н.И., Гурко С.П., “БГЭУ»,

Минск, 1997г.

2. «Экономическая теория», под редакцией Борисова Е.Ф., М.,1990г.

3.«Мировая экономика», под редакцией В.М. Кудрова, издательство БЕК, Минск,

2000г.

4. «Проблемы развития национальной экономики Республики Беларусь», под

редакцией И.А. Абрамова, Мн., 2002г.

5. «Проблемы развития национальной экономики» в 4-х частях под редакции

М.И. Плотницкого и др., Минск, 1993.

6. “Курс экономической теории”, под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой

В.А., издательство “АСА”, Киров, 1996г.

7. «Краткий курс государственного управления экономикой», Лившица А.Я.,

1999г.

8 «Экономическая теория», Шишкина А.Ф., 1996г.

9. «Курс экономической теории», под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой

Е.А., «АСА», Киров 1997г.

10. «Курс экономики», под редакцией Райзберга Б.А., 1999г.

11. «Экономика», под редакцией Булатова А.С.,1996г.

12.Основные положения программы социально-экономического развития

Республики Беларусь на 2001-2005гг. и .Основные положения программы

социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005-2010гг, ООО

“Мисанта”, г.Минск, 2002г.

13. Газета “Аргументы и факты”, 2003г. №40.

14. «Национальная экономическая газета», 2003г, №43, 68.

«__» ноября 2003г. ________________(Гладышев А.А.)

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.