реферат скачать
 

Экономический реформизм Джона Стюарта Милля

существует минимальная стоимость, которая равна сумме издержек и средней

прибыли. Если покупатели не предлагают такую цену, то производство товара

прекращается. Эта стоимость и является стоимостью товара. Долго стоимость

товара превышать минимальную стоимость не может, так как сверхприбыль

привлекает дополнительных производителей и предложение увеличивается, а

значит, стоимость товара понижается. Итак, стоимость таких товаров

определяется издержками производства, а спрос и предложение влияет лишь на

краткосрочные колебания стоимости. Издержки зависят от количества труда, а

значит, от количества труда зависит и стоимость. Но стоимость зависит от

определенного количества труда, то есть того количества труда, которое

необходимо затратить для производства одной дополнительной единицы товара.

Аналогично стоимость зависит от определенного количества капитала. На

стоимость также влияет величина налога. Но если все товары обложить

налогом, стоимость от этого не изменится.

Деньги. Деньги выполняют множество функций. Самая важная из них – деньги

выступают общей мерой стоимости. С тех пор, когда деньги утвердились в

обществе, они выступают средством распределения доходов и мерой оценки

имущества. Деньги являются одним из видов товара. Их стоимость определяется

издержками их производства, а в краткосрочном периоде – спросом и

предложением. Стоимость денег – то, на что она будет обмениваться.

Колебание стоимости денег зависит от спроса и предложения. Когда кто-то

продает товар, он его обменивает на деньги, которые находятся в обращении.

Соответственно спрос на деньги. Если увеличивается количество денег в

обороте, то цены растут, т. е. падает стоимость денег. Товары могут

передаваться несколько раз, значит одна и та же денежная единица может

переходить из рук в руки несколько раз. Значит, денежная масса равна

количеству, умноженное на число сделок (скорость обращения). Средняя

стоимость денег определяется издержками их производства (в случае

металлических денег). В случае, когда в обращении находятся деньги из двух

металлов (например, золото и разменивающее его серебро), изменение цены

одного металла влечет изменение покупательной способности всех денег.

Стоимость таких денег определяется самой дешевой монетой. Рассмотрим теперь

заменитель денег – кредит.

Кредит, это предоставление одним лицом другому права использовать капитал.

Это позволяет более эффективно использовать капитал в производстве, так как

тот, кто не умеет управлять производством, отдает капитал тому, кто это

умеет. Если кредит предоставляется потребителю, то это уменьшает

общественное богатство. Кредит может предоставляться многими способами.

Первый способ – взаимозачеты. Второй способ – применение переводного

векселя, то есть перевод долга на третье лицо. В первом случае может

применяться простой вексель. Третий кредита – прямой вексель, который

акцептируется лицом и оплачивается по предъявлению. При этом акцептёр

получает кредит. Четвертый способ расплата чеками. Кредит влияет на цены.

Фактически акцептирование ценных бумаг является увеличением денежной массы.

Банкноты более мощно повышают цены, чем векселя и, тем более, чем кредит по

взаимозачетам. Банкноты (прямые векселя) выполняют функции денег по

всеобщему согласию. Такие деньги подвержены колебанию в стоимости. Поэтому

их «привязывают» к ценным металлам.

Рассмотрим еще один важный вопрос политэкономии – международную торговлю.

Причина международной торговли заключается в том, что в некоторых случаях

импортировать товар дешевле, чем производить его. Но даже если страна и

производит товар с меньшими затратами, чем другие страны, она может

импортировать товар для того, чтобы освободить капитал для более

эффективных отраслей. Международная торговля позволяет странам не только

получать товары, которые не могли бы производиться на месте, но и

распределяет более эффективно производительные силы мира. Косвенные эффекты

– расширение рынка ведет к совершенствованию производства, а так же то, что

люди разных стран вступают в контакт друг с другом. В международной

торговле стоимость импортируемой вещи равна стоимости экспортируемой вещи.

Товар может экспортироваться по цене, которая ниже издержек производства,

если при этом выгода от импорта покрывает разницу. Отношение импорта к

экспорту обратно пропорционально отношению их издержек. Чем выше

эффективность труда в стране, тем меньше ей стоит импорт.

Выше мы предполагали, что импорт и экспорт осуществляется без денег простым

обменом. Введем в обмен между странами понятие денег. Деньги импортируются

двумя способами: как обычный товар или как средство погашения долга между

странами. В первом случае их стоимость зависит от спроса на экспорт этой

страны и на импорт. Во втором случае задолженность чаще всего погашается

векселями. Если долги стран равны, то векселя продаются по номиналу, так

как одна страна может потребовать столько векселей, сколько другая может

продать. Если какая-то страна должна уплатить больше, чем ей, то ее векселя

в другой стране продаются со скидкой, а векселя другой страны в данной

стране продаются с премией. В конечном итоге, когда идет погашение долгов

между странами реальными деньгами, в стране с отрицательным сальдо

количество денег уменьшается, а в стране с положительным сольдо деньги

увеличиваются. Тогда в первом случае спрос на импорт падает, а во втором –

растет. Так международная торговля имеет тенденцию стремиться к состоянию

равновесия. Рассмотрим теперь влияние количества денег на международную

торговлю. Пусть где-то увеличилось количество денег. Тогда цены растут, это

сокращает экспорт и увеличивает импорт. Капитал распространяется во все

страны, пока не наступит равенство экспорта и импорта. Во всем мире деньги

теряют стоимость. Их выпуск приостанавливается. Со временем, благодаря их

износу, количество уменьшается. Из выше сказанного следует, что ценность

денег не влияет на международную торговлю.

Рассмотрим то, как страны конкурируют друг с другом. Выгода страны по

мнению Милля заключается не в продаже товаров. Наоборот, экспорт –

средство приобрести импорт, и именно в импортировании заключается выгода.

Вытеснить конкурента с рынка страна может лишь только при наличии двух

условий. Страна должна обладать преимуществом в производстве.

Еще одно из важнейших понятий политэкономии – ставка ссудного процента.

Ставка процента является ценой за ссудный капитал. Ссудный капитал выгодно

предоставлять не только в виду своего капитала, но так же и в виде ссуд.

Так, банки ссужают капитал тех лиц, которые сдают капитал на хранение в

банк. Если количество денег увеличивается, то увеличивается и предложение

ссуды. Ставка процента падает. Но так как покупательная сила денег падает,

то растет спрос на деньги. Тогда ставка процента увеличивается. Поэтому,

ставка процента зависит только от спроса и предложения. Ставка процента

влияет на цену товара, которые покупаются с целью получения доходов. Чем

выше ставка процента, тем ниже цена таких товаров.

§4. Общественное развитие.

Раньше мы рассматривали функционирование экономики с условием, что в

обществе нет развития. А теперь рассмотрим ситуацию, когда общество

развивается.

Развитие общества заключает в себе ряд особенностей. Это увеличение власти

человека над природой, увеличение всех видов безопасности и, как следствие,

рост производства и накопления, рост деловых способностей человечества (не

отдельных лиц, а все массы), углубление кооперации. Само развитие общества

выражается в увеличении капитала, населения и улучшения технологии

производства.

Рассмотрим влияние такого развития на стоимость цены, прибыль, ренту и

заработную плату.

Улучшение технологий производства снижает издержки. Как следствие, это

снижает стоимость. Но если подобные улучшения касаются всех товаров, то

стоимость не меняется. То, как изменяются цены, зависит от того, в какой

мере процесс улучшения затронет драгоценные металлы. Другое влияние

развития общества на стоимость заключается в том, что в результате такого

развития улучшаются связи между странами, что влечет к эффективному

распределению ресурсов в мире. Рассмотрим, как прогресс влияет на колебании

стоимости. Милль приходит к мнению, что за счет улучшения связи и путей

сообщения колебания сокращаются. Так же этому способствуют купцы-

спекулянты, которые, когда цена повышается, выбрасывают купленный товар,

что понижает цену, и скупают товар, когда цена низкая, тем самым повышают

ее.

В анализе других изменений сделаем некоторые предположения. Пусть

численность населения увеличивается, а другие условия не меняются. Тогда

заработная плата снижается, норма прибыли растет, так же как растет и

рента. Допустим, что все условия не меняются, кроме капитала. Тогда

заработная плата увеличивается, прибыль сокращается, рента увеличивается

(так как растет спрос на продовольствие). Предположим теперь, что меняются

оба фактора, то есть, увеличивается население и капитал. Если темпы

увеличения одного опережают темпы увеличения другого, то ситуация близка к

рассмотренным выше. Предположим, что эти два процесса протекают с равными

темпами. Рента увеличивается в любом случае. Спрос на продукты питания

возрастет в следствии увеличения населения. Увеличение производства

увеличивает издержки, что увеличивает цену на продукты. Прибыль возрастет,

но дополнительная прибыль уйдет землевладельцу, так как он является

монополистом на рынке земли. Потребляя то же количество продуктов, рабочий

будет получать большую плату в денежном выражении. Прибыль благодаря этому

снижается. Итак, прибыль стремится к минимуму. Теперь рассмотрим ситуацию,

когда улучшения касаются производства. Такие улучшения снижают издержки.

Норма прибыли при этом не изменяется. Улучшения на земле снижают издержки.

Цена на продукцию падает и рента, получаемая продуктом, снижается. (При

уменьшении цен население растет, а значит, зарплата снижается).

Итак, подведем итог. В результате развития общества наблюдается стремление

прибыли к минимуму, увеличение благосостояния землевладельцев, издержки на

содержание рабочих растут.

ГЛАВА III

Функции государства гораздо более широки, чем это кажется на первый взгляд

и не так просто определить, какие функции следует оставить за

государством, а какие вредны для общества. Когда вмешательство государства

в жизнь общества порождает ряд противоречивых последствий и достаточно

сложно сказать, что больше несет это вмешательство – зла или блага. К тому

же очевидные функции правительства не поддаются четкому ограничению. Так,

существует мнение, что государство должно выполнять лишь одну функцию –

защищать членов общества. В других случаях люди должны быть абсолютно

свободными. Сторонники этой точки зрения считают, что государство должно

давать людям лишь то, что они не могут сделать сами. Но общество не

однородно, в нем есть те, кто может защитить себя сам, и есть такие,

которые не способны выполнять функции, не находящиеся в компетенции

государства.

К функции защиты относят также рассмотрение государством всевозможных тяжб

и спорных вопросов. Но в интересах общества, чтобы такие ситуации не

возникали. Поэтому государство берет на себя обязанность устанавливать

законы. Мы рассмотрим лишь те функции, которые имеют принципиальное

значение. Их можно сгруппировать в три группы: сбор налогов установление

законов относительно собственности и договоров, проведение законов в жизнь:

судопроизводство. Рассмотрим эти функции по порядку.

Налоги. Налоги бывают трех видов: прямые налоги ( налоги, которые ложатся

непосредственно на того, с кого взимаются), косвенные налоги ( налоги,

которые взимаются с одних людей, но ложатся на других) и налоги, которые

нельзя отнести ни к прямым ни к косвенным. Все налоги должны обладать

некоторыми свойствами, чтобы не приносить ущерб экономике. Эти свойства

сформулировал еще Адам Смит. Во-первых, налоги взимаются соответственно

доходу человека, т.е. каждый должен платить соответственно своим

возможностям. Во-вторых, налог должен быть определенным, время его сбора

должно быть строго обусловлено. В-третьих, налог должен собираться удобным

для плательщика способом. В-четвертых, налог должен взимать как можно

меньше сверх того, что достается государству. В последнем случае этот

излишек возникает по нескольким причинам – собиратели налога и чиновники

поглощают часть налогов, налоги мешают заниматься людям делом, от которого

они получают доход и др. три последних свойства ясны и ни кем не

оспариваются. Первое же свойство вызвало ряд непониманий и споров. Это

правило означает ни что иное, как равномерность жертв, т.е. налог должен

взиматься так, чтобы никто не испытывал меньшее или большее бремя, чем

другие. Способ этого достигнуть – взимать со всех доходов одинаковый

процент налогов. По этому поводу раздавались возражения: взимание одной и

той же доли дохода для бедняка и богача неодинаково. Выход из этого Милль

видит в том, что прожиточный минимум не облагается налогом, облагается лишь

сумма, превышающая этот минимум. Сверх этого льготы мелким доходам

распространяться не должны.

Сторонники прогрессивного налога призывали таким образом сгладить

неравномерность дохода. Но это сглаживание проходило бы за счет бережливого

и более умелого в делах. Милль считает. Что прогрессивный налог должен

касаться лишь богатства, которое достается даром( по завещанию, например).

Еще один спорный вопрос в налогообложении заключается в том, чтобы

предоставлять льготы доходам, которые получаются лишь некоторое время, в

отличии от пожизненных доходов. Но на самом деле тот, кто получает

постоянный доход и платит постоянно. Поэтому, утверждения, что постоянные

доходы должны облагаться большим налогом, не выдерживают критики. Если

какие-то льготы и должны предоставляться, то только тем доходам, с которых

человек делает сбережения на старость и т.п. То есть люди должны облагаться

налогом пропорционально количеству средств, которые они могут потратить.

Существуют также ситуации, когда доход некоторых классов возрастает со

временем естественным путем. Тогда этот излишек, по мнению Милля,

государство должно изымать.

Милль также добавляет, что налоги должны взиматься именно на доходы, а не

на капитал. В противном случае это наносит ущерб национальному капиталу.

Итак, мы перечислили общие принципы налогообложения. Теперь рассмотрим

влияние налогов на экономику страны. Прямые налоги, как говорилось выше,

ложатся на плательщика. Прямыми налогами облагаются либо доходы, либо

расходы. Последнее встречается редко, так как большинство налогов на

расходы являются косвенными. Источниками дохода являются рента, прибыль и

зарплата. Рассмотрим результаты взимания налогов с различных источников

дохода. Налог на ренту полностью ложится на землевладельца. Он не

отражается на стоимость продукции. Аналогично, налог на прибыль ложится на

того, кто его платит. От такого налога невозможно уклониться, т. к. все

виды занятий облагаются им и переход из одной отрасли в другую ничего не

изменит. Но в долгосрочном периоде налог на прибыль может иметь ряд

последствий.

Но существуют и более скрытые последствия подобного налога. Если налог на

прибыль вводится в развитой и богатой стране, в которой количество капитала

огромно и эта страна близка к стационарному состоянию, то это приводит к

ряду последствий. Сокращение прибылей стимулирует внедрение изобретений.

Это повышает продукт страны и норма прибыли увеличивается. Возможен и

другой результат. Если налог снижает прибыль, то снижается и прирост

капитала. А от этого снижается зарплата, или выплата землевладельца. Итак,

налог на прибыль ведет к тому, что количество капитала снижается.

Рассмотрим влияние налога на зарплату. Уменьшение доходов рабочих к

приостановлению роста населения. Это повышает зарплату. При этом налог

ложится на капиталиста, т.е. покрывается за счет прибылей.

Поговорим теперь о трудностях, возникающих при взимании прямых налогов.

Очень трудно определить доход лиц свободных профессий. Плательщику легко

укрыть часть своих истинных доходов. Некоторые пытались взимать налог не с

доходов, а с расходов. Но количество статей расходов еще больше, чем

количество статей доходов. Поэтому от налога уклониться легче. Многие видят

выход во взимании налога за пользование домом. Именно то, в каком доме

живет человек, свидетельствует о том, сколько он может позволить себе

потратить. Плата за пользование домом состоит из двух частей: земельной

ренты и ренты на строение. Первая определяется обычными для ренты законами.

Вторая рента есть эквивалент стоимости труда и капитала, затраченных на

строительство. Это обычная прибыль строителя. Налог на строительную ренту

выплачивается нанимателем дома. При введении этого налога прибыль строителя

падает ниже арендного уровня и строительство домов прекращается. По мере

износа старых строений рента будет возрастать, пока строительство не станет

рентабельным. В случае части ренты, принадлежащей на земельную ренту, бремя

налога частично падает на нанимателя дома. Это происходит потому, что

введение подобного налога может привести к тому, что для землевладельца

будет выгодно заниматься земледелием, а не строительством. По выше

изложенным причинам спрос на строения будет расти, а значит будет расти и

рента. Подобно и минимальному доходу, дома минимальной стоимости не должны

облагаться налогом.

Рассмотрим косвенные налоги. При введении налога на товары результат

оказывается таким же, как и при увеличении издержек. Если налогом

облагаются все товары, то их стоимость не увеличивается. Если налогом

облагается один товар, то его стоимость повышается. Допустим, налогом

облагаются товары первой необходимости. Тогда происходит ухудшение

жизненного уровня трудящихся. Но может случиться, что в следствие этого

сократится рост населения. Зарплата увеличится и компенсирует потери

работников. Таким образом, налог на товары первой необходимости может

ложиться либо на трудящихся, либо на работодателей. На землевладельца

косвенные налоги не ложатся, так как если предположить, что вследствие

введения налога землевладелец получает меньше продукта, то цена на этот

продукт все равно растет, и в денежном выражении землевладелец получает ту

же ренту. Налог на товары ускоряет рост цен, которые все равно бы

повысились в ходе естественных событий. Иногда возникали ситуации, когда

налогом облагались не сами товары, а способы их получения. Милль считал,

что подобные налоги вредны, так как если налог падает на невыгодный способ

производства, то он не приносит результатов, а если налог падает на лучший

способ производства, то общество терпит большие потери, чем государству

достается налог. Это происходит потому, что в следствии введения налога на

лучший процесс производства переключается на худший способ. Издержки

поэтому растут, растет и стоимость. Таким образом, подобный налог

противоречит одному из принципов налогообложения. Одним из видов

дифференцированного налога является налог на импорт. Если оказывается, что

производить товары дешевле, чем импортировать облагаемые налогом товары, то

некоторое количество труда и капитала используется впустую. Поэтому такой

налог хотя и стимулирует отечественное производство, является вредным.

Допустим, что подобный налог не вызывает прекращения международной торговли

и рассмотрим влияние этого налога. Если налог вводится на экспорт, то

распределение налогового бремени между иностранцами и данной страной

зависит от чувствительности к изменению цен. Возможно, что изменение цены

уменьшит спрос за границей на товары данной страны, но незначительно. Тогда

другая страна будет платить данной в денежном выражении больше, чем раньше.

В данную страну перетекают деньги, в этой стране товары дорожают (а,

значит, дорожает и экспорт). С другой стороны, за границей товары дешевеют.

Иностранцы проигрывают вдвойне: они платят налог и вынуждены продавать свои

товары по дешёвой цене, а это значит, что они вынуждены покупать по более

высокой цене. Соответственно, данная страна выигрывает вдвойне. Она

получила налог и обеспечила себе более дешёвый импорт, к тому же у неё

стало больше денег для покупки импорта. Но возможны и другие варианты.

Чужая страна не увеличивает импорт в денежном выражении. Тогда иностранцы

лишь выплатят налог, а данная страна получит его. Третий вариант – экспорт

данной страны снизится. Тогда будет наблюдаться отток денег из страны. Цена

на экспорт снизится, а цена на импорт повысится. Поэтому может получиться,

что налог на экспорт страны будут выплачивать граждане этой страны.

Рассмотрим теперь налог на импорт. Если налог на импорт снизит спрос на

иностранные товары, то иностранцы будут получать меньше денег, хотя и

жители данной страны будут платить больше. Эту разницу будет забирать

государство в виде налога. Так как иностранцы платят за экспорт данной

страны такую же сумму, что и раньше, то будет наблюдаться приток капитала в

данную страну. Тогда цена на товары данной страны повысятся, а цены на

иностранные товары понизятся. Поэтому налог на импорт ложится на

иностранных покупателей.

Какие же налоги предпочтительнее – прямые или косвенные? В пользу косвенных

налогов говорит то, что они собираются в удобное для плательщика время. К

тому же величину прямых налогов трудно определить, потому что трудно

определить величину доходов или расходов. Выход из этого положения был уже

представлен выше и заключался во взимании налога с домов. Но потребности

государства превосходят сумму, которую можно собрать таким образом. К тому

же налог на дома, как и любой другой налог не лишён изъянов, и нельзя

усиливать их влияние, полагаясь лишь на один налог. С другой стороны,

косвенные налоги тоже содержат ряд неудобств. Самое главное из них

заключается в том, что косвенные налоги трудно переложить на кокой-то

отдельный класс, он в равной степени ложится как на бедных, таки на

богатых. Поэтому нельзя определённо сказать, какой налог предпочтительнее,

государству нужно найти оптимальную комбинацию этих налогов. Для

эффективного взимания налогов следует придерживаться следующих правил. Во-

первых, следует получать максимальный доход от предметов роскоши, которые

потакают тщеславию и человеческим слабостям. Во-вторых, брать налог по

возможности с потребителя, а не с производителя, так как в последнем случае

повышение цен может превысить величину налога. В-третьих, брать налог с

учётом положения плательщика. В четвёртых, налогом следует облагать лишь

узкий круг товаров, чтобы сократить издержки по их сбору. В-пятых, налог не

должен быть очень большим, чтобы не прекращать потребление товара.

Помимо прямых и косвенных налогов существуют налоги, которые нельзя отнести

ни к одному виду налогов. Таковыми являются налоги на договоры. Эти налоги,

считает Милль, вредны, так как некоторые сделки следует поощрять с целью

наилучшего распределения производительных сил страны, вместо того, чтобы

делать им преграды. Вредны также налоги на связь, потому что они мешают

связям между регионами; налоги на газеты, потому что газеты являются для

некоторых людей единственным источником познаний; налоги на

судопроизводство, так как они поощряют несправедливость; и другие подобные

налоги. К налогам третьего типа относятся кроме выше перечисленных налоги,

собираемые для строительства дорог, мостов и т.п. Милль считает, что

местные власти сами должны строить такие объекты, а налог собирать за

пользование ими. Когда налоги покроют затраты и принесут некоторый процент,

то налоги должны быть отменены.

Таковы основные принципы налогообложения. Рассмотрим теперь ситуацию, когда

государство получает средства не путём сбора налогов, а путём займа денег у

населения. Если государство берёт деньги взаймы, то оно изымает капитал из

обращения, следовательно, снижает зарплату рабочим. Это равносильно

обложению рабочих налогом. Но если заём берётся за границей, то такие

неприятные последствия будут отсутствовать. Так же они будут отсутствовать,

если взаймы берётся капитал, который не может быть сбережён или

использован. Это возможно, когда прибыль достигла своего минимума и

дополнительный капитал направляется за границу. Для государства выгодно

изымать этот излишек. Но для этого нужно установить, достигла ли страна

стационарного состояния. Показателем этого является ставка процента. Если

государство делает заём и ставка процента не изменилась, то это значит,

заём поглотил излишек капитала. Если же ставка процента увеличилась, то это

значит, что государство выступает конкурентом в борьбе за получение прибыли

и этот капитал можно было бы вложить в другое дело. Значит, государство

изъяло сверх излишка.

Рассмотрим теперь последствия выполнения государством своих функций. Защита

собственности и личности имеет однозначные последствия. Если кто-то уверен,

что он получит то, что заработал, то он будет работать с наибольшей

отдачей. Защита собственности и личности порождает ряд побочных вопросов,

например, вопрос о судопроизводстве. Система правосудия должна быть

неподкупной, все законы в ней должны быть ясными и однозначными, не

содержать проволочек в процессе судопроизводства. Несовершенство

законодательства ложится бременем в первую очередь на тел, кто связан с

недвижимой собственностью. Здесь особо важны вопросы о наследстве и

договорах. Относительно наследства свобода должна ограничиваться двумя

условиями. Во-первых, государство должно получать с наследства средства на

содержание этого наследства в случае несостоятельности наследника, и, во-

вторых, наследство не должно превышать среднего состояния. Если завещание

отсутствует, то государство должно обеспечивать справедливый раздел

имущества, причём за родственниками не должно признаваться никаких прав. От

принципа справедливого раздела имущества те или иные народы отклоняются.

Одна из крайностей в таком отклонении – право первородства. Это право

существовало во времена Милля и являлось пережитком феодализма. В защиту

права первородства приводилось два довода. Первый – незаработанные деньги

вредны в моральном плане, поэтому младшие дети выигрывают, не получив

наследства. Но не понятно, почему весь вред должен падать на старшего сына.

Второй довод – деление наследства на мелкие доли (в первую очередь это

касается земли) влечёт ухудшение его использования. Но это утверждение

гласит, что наследники будут действовать вразрез своим интересам. Раздел

имущества не обязательно означает раздел земли. Один наследник может

выплатить долю остальных, или наследство можно подать, а деньги поделить.

Право первородства не только бесполезно, но ещё и вредно. Благодаря этому

праву землевладельцы обычно беднеют. Крупный землевладелец склонен к

расточительству. К тому же право первородства предусматривает не только

передачу имущества, но и передачу долгов. Таким образам, из поколения в

поколения землевладельцы беднеют. Для ликвидации этих последствий прибегали

к учреждению заповедной собственности. Владелец только пользовался землёй,

он не мог передать долги, не мог продать эту землю. Вред от заповедной

собственности очевиден – тот, кто не умеет распоряжаться землёй, не может

передать её тому, кто умеет. Наилучший вариант – когда земля свободно

продаётся. Другая крайность в законе о наследстве – ограничение права

наследия обязательным разделом наследства на равные доли. Такой закон

ущемляет право дарения.

Следующая сфера, где государство должно установить ясные и справедливые

законы, - договоры. Здесь особое место занимает законодательство о

товариществах . Развитие промышленности требует увеличения капитала, что

часто возможно лишь при сложении капитала нескольких лиц. К тому же Милль

видел будущее за товариществами между рабочими и капиталистами, что должно

примирить эти два класса. Тем не менее, в обществе тех лет создавались

препятствия для создания таких товариществ. Чаще препятствия ставились

обществам с ограниченной ответственностью. Такие общества бывают двух

видов: анонимное общество (пайщики отвечают не больше подписанной суммы), и

коммандитное общество (за успех предприятия отвечает лишь один человек,

другие пайщики лишь вносят капитал). Все возражения, направленные против

этих обществ, призваны защищать права лиц, имеющих дело с товариществами.

Но никто не заставляет людей иметь дело с такими обществами. Противники

утверждают, что у членов обществ с ограниченной ответственностью нет

стимула осторожно вести дело. Но если в стране существует достаточная

гласность, то неудачи товариществ снижают инвестиции, и поэтому третьи лица

мало рискуют. С другой стороны, частные лица могут скрывать положение своих

дел и брать кредит, находясь на грани банкротства. Поэтому правительству

нужно не препятствовать образованию обществ с ограниченной

ответственностью, а способствовать расширению гласности.

Вопрос о товариществах влеч1т за собой ещё одну проблему. Должен ли нести

ответственность человек, не способный выполнить обязательства? Ответ на

этот вопрос зависит от многих факторов. В древности несостоятельных

должников жестоком карали. Постепенно стремление к человечности привело к

следующей крайности: тратить чужое богатство стало чуть ли не поощряться.

Милль считал, что таких крайностей быть не должно. Каждое банкротство

должно тщательно расследоваться. Если банкротство произошло в силу причин,

не зависящих от должника, то должник имеет право на снисхождение. Если

банкротство произошло благодаря человеческим слабостям, то должника

следует наказать, но не слишком жёстко. Если же должник обанкротился

умышленно, то он должен понести наказание по всей строгости закона.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.