реферат скачать
 

Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

В первую очередь, мероприятия по регулированию потребительского рынка

должны быть направлены на оздоровление финансового положения местных

предприятий, и, следовательно, стабилизацию доходной части бюджетов, без

наполнения которых практически невозможно решение социальных проблем данных

муниципальных структур. Так, в части осуществления мер протекционизма по

отношению к местным товаропроизводителям должно быть запланировано:

- принятие на уровне администрации области, администраций городов и районов

решений о предоставлении льгот по налогам, тарифам на коммунальные услуги

предприятиям торговли, у которых в объеме реализации удельный вес местных

товаров превышает определенный уровень;

- реализация проекта «местные продукты», предусматривающего организацию

продажи на комиссионных началах на крупных предприятиях торговли с

большой пропускной способностью товаров высокого качества и в самом

широком ассортименте, производимых ведущими местными предприятиями

пищевой и перерабатывающей промышленности;

- приоритетное выделение инвестиций из местного бюджета (инвестиционного

фонда) для осуществления проектов, обеспечивающих повышение

конкурентоспособности продукции местных предприятий (улучшение товарного

вида, фасовки, упаковки, качества);

- открытие специализированных торговых предприятий по реализации

промышленных товаров, выпускаемых местными предприятиями, предусмотрев

возможность организации оптовой и мелкооптовой продажи товаров;

- предоставление налоговых льгот предприятиям промышленности, увеличивающим

объем реализации продукции (при условии сохранения объема платежей в

бюджет на уровне предшествующего периода);

- разработка и утверждение мероприятий по ограничению ввоза на территорию

муниципальных структур алкогольной продукции (при условии ее местного

производства).

В части создания нормальной конкурентной среды, защиты от

недобросовестной конкуренции, борьбы с теневым оборотом программа должна

акцентировать внимание на следующих направлениях:

- ужесточение контроля за качеством товаров, вытеснением с потребительского

рынка товаров сомнительного происхождения (без сертификатов соответствия,

фальсифицированных и т.п.);

- разработка и принятие комплекса мер по упорядочению торговли на вещевых и

продовольственных рынках;

- разработка предложений по применению дифференцированных ставок местных

налогов, лицензионных сборов, тарифов к мелким предприятиям торговли,

общественного питания, которые по сравнению с крупными предприятиями

объективно имеют более высокий уровень издержек обращения, но выполняют

важную социальную функцию по обеспечению населения товарами первой

необходимости;

- координация деятельности на территории муниципальных структур

Государственной налоговой инспекции, Управления федеральной налоговой

полиции, управлений внутренних дел, Госторгинспекции по борьбе с теневым

оборотом, обеспечению исполнения законодательства об обязательном

применении контрольно-кассовых машин;

- осуществление комплекса мер по наведению порядка на рынке алкогольной

продукции.

В части регулирования цен на основные продукты питания целесообразно

предусмотреть в программе следующие мероприятия:

- создание муниципального продовольственного фонда с финансированием

закупок из бюджета, что дает возможность устанавливать минимальные цены

на хлеб для всего населения данной территории и на основные продукты

питания, поставляемые учреждениям социальной сферы (при этом закупки

целесообразно осуществлять через муниципальную продовольственную

корпорацию);

- создание в рамках муниципального продовольственного фонда резерва товаров

для проведения товарных интервенций для подавления всплесков цен в случае

их возникновения;

- кредитование в отдельных случаях закупок крупных оптовых партий

продовольствия для проведения товарных интервенций через государственные

структуры, контролируемые мэрией;

- снижение цен на продукты питания для учреждений социальной сферы за счет

организации прямых поставок от товаропроизводителей (без участия

посредников) по системе взаимозачетов (через городской бюджет) и через

вексельное обращение.

В качестве реализации мер государственной поддержки предприятий

торговли и общественного питания, осуществляющих социально значимые функции

целесообразно на муниципальном уровне осуществление следующих мероприятий:

- компенсация за счет средств бюджета убытков магазинов потребительской

кооперации от торговли хлебом и другими товарами первой необходимости в

отдаленных и малонаселенных пунктах;

- предоставление налоговых льгот торговым организациям, обслуживающим

сельское население;

- льготное кредитование сезонных закупок и завоза товаров в сельскую

местность.

В целях создания системы гарантированных заказов и стабильных

потребителей для сельхозтоваропроизводителей и предприятий перерабатывающей

промышленности муниципальных структур в программе должно быть

предусмотрено:

- -заключение долгосрочных договоров с организациями и учреждениями

Министерства обороны, МВД Российской Федерации на поставку продовольствия

с условием авансирования закупок;

- создание в муниципальных образованиях системы централизованных закупок

продовольствия у собственных товаропроизводителей для местных бюджетных

организаций через муниципальную продовольственную корпорацию, не допуская

распыления средств по бюджетным учреждениям, что значительно снижает

эффективность их использования;

- подготовка предложений по расширению закупок в муниципальный

продовольственный фонд в целях повышения роли этого фонда в снабжении

населения муниципальных структур и регулирования цен.

В части развития рыночной инфраструктуры и создания системы

цивилизованных посредников целесообразно проведение следующих мер:

- участие в создании в районах области заготовительно-сбытовых кооперативов

по реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки;

- участие в создании межрегионального оптового продовольственного рынка;

- организация муниципальной продовольственной корпорации с собственной

материально-технической базой (складские помещения и торговые площади)

для осуществления непосредственных закупок не только у крупных, но и у

мелких товаропроизводителей, а также для организации мелкооптовой

торговли;

- создание Торгово-сервисного дома на принципах акционерного общества с

равным долевым участием жителей муниципальных структур;

- воссоздание на новых принципах заготовительной системы потребительской

кооперации: а) при недостатке оборотных средств организация закупок

сельхозпродукции у населения с расчетами по схеме натурального обмена в

форме встречных поставок промышленных товаров; б) интеграция

заготовительных организаций потребкооперации с межрегиональным оптовым

продовольственным рынком; в) создание организациями потребительской

кооперации совместно с сельскими хозяйствами кооперативов по переработке

и сбыту сельхозпродукции, закупаемой у населения;

- организация на территории муниципальных структур интегрированных структур

оптовых посредников и создание торгово-финансовых групп;

- содействие развитию местной Торгово-промышленной палаты.

В качестве активных мероприятий по продвижению местных товаров на

внутреннем и внешнем рынках в муниципальной экономической программе могут

быть запланированы:

- проведение местных, областных, межрегиональных, международных выставок-

ярмарок продукции и товаров;

- проведение розничных торговых ярмарок под девизом «город - селу» и «село

- городу»;

- организация выставочно-торгового центра;

- создание постоянно действующей выставки товаров местных

товаропроизводителей;

- издание и рассылка каталога продукции, выпускаемой местными

предприятиями;

- заключение соглашений с администрациями республик, краев и областей

России об экономическом сотрудничестве и организация на их основе

товарообмена;

- изучение и внедрение новых технологий продвижения товаров в условиях

неплатежей юридических лиц и низкой платежеспособности населения

(внедрение пластиковых кредитных карточек, систем натуральных выплат

заработной платы, пенсий, совмещенных со взаимозачетами с внебюджетными

фондами и бюджетом, комиссионная торговля для товаропроизводителей и

т.д.).

С целью организации внешнеэкономических связей целесообразно

проведение ряда мероприятий:

- развитие внешнеэкономических связей в увязке с состоянием внутреннего

рынка и проблемой поддержки местных товаропроизводителей;

- сдерживание попыток иностранных фирм и их представительств по захвату

внутреннего рынка готовых изделий муниципальных структур, особенно

продуктов питания и товаров массового спроса;

- поддержка, в первую очередь, контактов с фирмами, имеющими интерес по

закупке в муниципальном образовании готовых изделий, полуфабрикатов,

сырья и материалов;

- отдавать приоритет привлечению иностранных инвестиций и созданию

совместных предприятий в сфере производства.

В плане организации на территории муниципальных структур маркетинговой

деятельности в программе может быть отражено:

- объединение банков коммерческой информации муниципального информационно-

аналитического центра, областного (городского) комитета по статистике,

информационно-консультационного центра областного управления сельского

хозяйства, межрегионального оптового продовольственного рынка и

обеспечение доступа к этим банкам данных субъектов потребительского рынка

на определенных условиях;

- совершенствование технологии ведения местного реестра товаров и

организация обмена реестрами с другими муниципальными образованиями и

регионами России (на основе заключенных соглашений);

- организация муниципального центра по оказанию маркетинговых услуг

предприятиям на базе муниципального информационно-аналитического центра,

учредителем которого является местная администрация;

- создание системы мониторинга потребительского рынка муниципальной

структуры;

- организация обмена маркетинговой информацией с городами-партнерами в

зарубежных странах, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве.

Целесообразность использования в механизме местного самоуправления

подобных программ доказывается практикой. Так, в Москве создан фонд

поддержки гарантированного снабжения населения жизненно необходимыми

товарами. Таким образом, программный метод начинает использоваться в

практике осуществления социально-экономической политики муниципалитетов. И

чем более проработанными, конкретными станут местные программы, тем

большего насыщения потребительского рынка удастся добиться, что позволит

повысить уровень качества жизни населения муниципальной структуры.

3.2 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР

Проводимая в России экономическая реформа создает благоприятные

условия для развития маркетинга и рыночных отношений в целом. Наряду с

государственным сектором возникают предприятия различных форм

собственности, формируется конкурентная среда, создаются условия для

стабилизации и подъема деятельности целого ряда хозяйствующих субъектов.

Существенные различия природных, демографических, экономических и

других территориальных условий обрекают на неудачу дальнейшее

унифицированное реформирование экономики, которое в начале преобразований

исходило главным образом из центра и было ориентировано на некоторые

средние условия. Эффективным механизмом корректировки общей стратегии

применительно к специфике ряда регионов и муниципальных структур является

широкое использование маркетинговых подходов.[5] Последовательное их

применение позволяет учесть специфику муниципальных структур в проведении

структурной, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и социальной

политики; децентрализовать процесс управления реформами с переносом ряда

направлений на местный уровень. Расширение, углубление и развертывание

маркетинга в сферу реформирования экономики на современном этапе позволяет

ввести новую его категорию - «муниципальный маркетинг».

Муниципальный маркетинг представляет собой новый, достаточно сложный,

многофункциональный и динамичный вид деятельности в сфере муниципальной

экономики. Решение на этом уровне всего комплекса сложных проблем

реформирования и развития экономики невозможно без его использования.

На мой взгляд, маркетинговая дисциплина не должна ограничиваться

проблемами одного предприятия в его окружении, а охватывать обменные

процессы и их последствия в рамках всего хозяйства.

Муниципальный маркетинг - это элемент системы рыночных отношений,

спроецированный не на микроуровень (уровень предприятий и фирм), а на

мезоуровень (муниципальные образования). Поэтому муниципальный маркетинг не

предполагает изучение рынка, спроса, цен на продукцию какого-либо

отдельного предприятия, а речь идет уже об изучении рынка, спроса, цен на

совокупную продукцию муниципальной структуры, реализацию всего его

потенциала как с точки зрения внутренних, так и внешних (за пределами его

территории) потребностей.

Поэтому муниципальный маркетинг в категориальном аспекте, с позиций

его специфики и главных функций призван обеспечить согласование локальных

экономических интересов и целей отдельных предприятий и фирм с

территориальными целями и интересами. Кроме того, занимая промежуточную

позицию между общенациональным маркетингом (маркетингом на макроуровне) и

маркетингом на микроуровне, муниципальный маркетинг должен обеспечить также

сочетание интересов и целей макро- и микроуровней. Таким образом,

муниципальный маркетинг должен обеспечить согласование интересов и целей

трех уровней отношений субъектов хозяйствования:

- интересов отдельных предприятий и фирм (микроуровень) и муниципальных

интересов (мезоуровень);

- интересов муниципальных (мезоуровень) и общенациональных (макроуровень);

- интересов общенациональных (макроуровень) и интересов отдельных фирм и

предприятий (микроуровень).

Целью муниципального маркетинга не является напрямую извлечение

максимальной прибыли. Основным его назначением должно стать обеспечение

высокого уровня качества жизни населения соответствующего муниципальной

структуры.[6]

Муниципальный маркетинг должен базироваться на использовании трех

основных принципов:

1. на тщательном учете потребностей населения муниципальных структур,

состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и

отдельных предприятий (фирм);

2. на создании условий для максимального приспособления (адаптации)

структуры экономики муниципальных структур к внутренним и внешним

факторам;

3. на активном лоббировании местных интересов и проведении «паблик

рилейшнз» муниципальных структур.

Особенностью муниципального маркетинга при формировании товарного

рынка в переходный период является его важнейшая роль в обеспечении

рациональной структуры и динамики соотношения между государственной и

рыночной системами распределения товаров и установление хозяйственных

связей.

Государственная система распределения и товародвижения являлась

типичной для всех городов и регионов нашей страны и характеризовалась

многоканальностью, многоступенчатостью, инерционностью, чрезмерной

централизацией. Многоступенчатость системы выражалась в необходимости

осуществления ежегодно повторяющихся циклов, включающих десятки

технологических связей между различными субъектами управления на различных

уровнях.

Механизм выдачи государственного заказа включал заявочную компанию,

распределение фондов, специфицирование выделенных фондов, выдачу лимитов,

групповых нарядов, оформление заказов-нарядов на поставку продукции,

заключение договоров. С момента подачи заявки потребителем, до заключения

им договора с поставщиком проходило не менее 9-11 месяцев, притом

требовалось заполнение более тридцати различных форм документов. Кроме

того, решение основной массы оперативных вопросов обеспечения конкретными

видами продукции являлось, как правило, прерогативой центральных органов.

Это приводило к многочисленным корректировкам. Каждая из них вызывала

дополнительный поток документов и их обработку по всей технологической

цепи, что не могло не сказаться на оперативности и качестве обеспечения

потребностей.

Рыночные каналы распределения можно представить в виде сети

коммерческо-посреднических предприятий или отдельных лиц, принимающих на

себя или способствующих передаче права собственности на конкретный товар

или услугу на пути от товаропроизводителя к потребителю.

Формируемые каналы распределения выполняют ряд важнейших функций

муниципального маркетинга:

1. Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для обеспечения

системы товародвижения муниципальных структур.

2. Установление контактов - налаживание и поддерживание связи

товаропроизводителей с потенциальными покупателями.

3. Приспособление товара - организация подготовки товара с максимальным

учетом требований покупателей.

4. Стимулирование продаж - создание и распространение рекламы товара.

5. Проведение переговоров - согласование цен и прочих условий для

последующего осуществления акта передачи собственности или владения.

6. Организация товародвижения - транспортировка и складирование товара.

7. Финансирование - изыскание и использование денежных средств для покрытия

издержек по функционированию канала.

8. Принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование

канала.

Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а

остальных три - завершению уже заключенных сделок.

Для эффективной организации системы муниципального маркетинга одной из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.