реферат скачать
 

Экономические системы

конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности

составляющих ее элементов.

2.3.1 Модели смешанной экономики

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и

стандартизации.

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели

смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными

коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и

государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и

постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов:

уровня и характера материально-технической базы, исторических и

геополитических условий формирования общественного устройства, национальных

и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-

политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило,

может доминировать та или иная сторона параметров.

Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель,

предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-

конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень

социальной дифференциации.

Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая

расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной

инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием

многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В

германской экономической модели государство не устанавливает экономические

цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст

надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации

экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском

обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых

возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных

частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер

по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства -

обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной

справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых

норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не

выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание

государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной

экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях

представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного

интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и

децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие

обеспечивается активной государственной политикой поддержания

конкуренции;

- социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом

вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как

достижение относительного равенства требует энергичной социальной

политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между

группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие

государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном

строительстве;

- антициклическое регулирование;

- стимулирование технологических и организационных инноваций;

- проведение структурной политики;

- защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской

модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной

экономики, первым из которых является органическое единство рынка и

государства.

Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма,

в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с

активной ролью государственного регулирования в сферах программирования

экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической

политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит

государству место верховной социально-экономической силы. Демократически

избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по

регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что

концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и

"скандинавским социализмом" на практике стираются.

Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-

регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная

система хозяйства".

2.3.2. Характеристика смешанной системы хозяйства

Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства

направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы,

экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается

как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами

социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной

справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости -

отражается в понятии "социальное рыночное хозяйство". Рыночное хозяйство

олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей

покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе

производства и торговли, свободе соревнования.

Расширение функций государства в современном обществе при сохранении

рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено

возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие

фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно

решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление

социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников

экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и

состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество

экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами.

Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в

целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние

окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной

сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща

сильная социальная направленность.

Термин "социальный" означает:

1). "что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности,

т.е. благодаря тому, что оно создает экономические предпосылки

"благосостояния для всех", и представляет экономические свободы,

ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит

социальный характер;

2). что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы

к социально нежелательным результатам или же результаты свободного

экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно

ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными".

Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на

выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя

широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:

. обеспечение экономического роста и экономической стабильности;

. социальная обеспеченность и социальная справедливость;

. содействие конкуренции;

. обеспечение политической стабильности.

В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный

механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в

рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же

время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным

регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к

требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития

получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой

продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а

также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных

потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно

сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым

моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством

создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные

затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в

соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также

оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и

услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным

потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе

стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то

же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей

происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных

и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях

НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы

«Эврика», «Эсприт» и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта

решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется

выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством

для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем

образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации,

совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с

бедностью» в настоящее время направляется не менее 30—40% всех

государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной

экономикой.

2.4. Административно-командная система

Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в

ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита»,

«административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д.

Представляется, что наиболее полно системе нерыночного хозяйства отвечает

название «командно-административная система». Экономической основой

анализируемой системы является директивное (централизованное) планирование.

Все и вся определяющий центр материализует свою политическую волю в виде

экономических планов. В экономике господствует государственная

собственность. Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку

директив по регионам, отраслям, отдельным производителям, включая и

сельское хозяйство. Непременным элементом системы является административная

коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию

трудовой частной собственности, насильственное объединение частных

товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые

централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и

власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание

доводится до каждого субъекта планирования

2.4.1. Механизм принятия экономических планов

Отдельно нужно сказать о механизме принятия экономических планов в

командно-административной системе. План принимается на высшем форуме

правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, что

освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных структур

общества и является одним из главных признаков тоталитаризма. После этого

контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может

осуществляться на основе административно-уголовной и партийной

ответственности.

Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для

производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых

административным центром страны. Общий центр определяет не только объем

выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.

Элементарный анализ показывает, что сделать это даже приблизительно, хотя

бы по небольшой группе производителей, невозможно. А если страна

располагает большим производственным потенциалом, то сама мысль о

директивном планировании заставляет задуматься об абсурдности таких планов.

Руководящий центр является безраздельным, т. е. абсолютно монопольным

собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях. Подобная

экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит только к одному

результату — производители могут работать, не взирая на качество продукции.

Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны

экономически и административно друг с другом. Потребители лишены права

выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что

им выделено производителем по воле центра (см. рис. 2). Принцип

соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей

принятые политические и идеологические решения.

2.4.2 Факторные доходы

В рыночной экономике факторные доходы (заработная плата, процент, прибыль,

земельная рента) выполняют роль стимулом, способствующих наиболее

эффективному распределению ресурсов.

В командной системе заработная плата не является рычагом эффективного

распределения труда в силу жесткого декретирования ее государством вне

зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат —

отсутствие стимула к производительному труду (механизм установления

заработной платы будет рассмотрен далее в связи с мотивизацией труда и

принуждением).

Процентная ставка не может служить в командной экономике средством

эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования,

хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой

эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из

идеологических и политических приоритетов правящего центра.

Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой

цене, а, следовательно, неизбежно расточительное их использование.

В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и

землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными

ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

В директивной экономике в принципе невозможно существование такой

категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и

разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор

промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все

они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все

эти предприятия находятся в собственности государства.

В практике неконкурентной системы экономики отсутствует состояние

предельной фирмы а также нет предприятия, получающего квазиренту или

фирмы-банкрота. В результате убыточные предприятия — на дотации, прибыльные

— переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма

определения эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей

роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия

необходимости эффективной работы. Основная цель — выполнение плановой

директивы.

В условиях командной системы так называемый хозрасчет носит формальный

характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном

порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы,

вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым

демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля

центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными

платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром.

Экономические потребности предприятия формируются и удовлетворяются

центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую

систему, является исключительной монополией государства, и эта система

неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Если к этому

добавить принадлежность председателя правления Госбанка к высшей партийно-

административной управленческой элите, то картина социалистической

экономики выглядит вполне зримо. Кредитные рычаги, возможность получения

кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание

задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к

финансовому укреплению центральной власти.

2.4.3 Бюджетное ограничение

Предприятия в любой хозяйственной системе стремятся смягчить жесткое

бюджетное ограничение. Отчасти это удается сделать и в условиях рыночной

экономики; монопольная власть на рынке позволяет фирме в той или иной

степени диктовать цены; обращение к кредиту позволяет смягчить условия

пункта 4 и т.д., но заметим, что и в этих обстоятельствах бюджетное

ограничение рыночной фирмы остается почти жестким: кредит всегда

предоставляется на жестких условиях и только в том случае, если есть

гарантии его возврата, да и в области ценообразования монополии всегда

ограничены платежеспособным спросом покупателей.

Важно отметить, что предприятия, стремясь выполнить плановую директиву,

сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного

ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его

денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия

за определенный период. Существует несколько факторов, придающих бюджетному

ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер:

1. Экзогенные цены. Это означает, что предприятие является не

«ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и

отдельная фирма не в состоянии повлиять на закупочные цены или на цены,

по которым реализуется продукция.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.