реферат скачать
 

Экономические проблемы развивающихся стран

освободившихся стран, я считаю научно-техническую отсталость. Решение задач

ускорения темпов экономического роста и повышения уровня экономического

развития бывших колоний определяется прежде всего модернизацией

производства на основе современной техники и технологии. В результате

полного отсутствия в этих странах национальной научно-технической

инфраструктуры и квалифицированных кадров сложились отношения их научно-

технологической зависимости от стран – лидеров НТП. По оценкам голландского

экономиста Я.Тинбергена, ни в одной области неравенство между развитыми и

развивающимися странами не проявляется столь сильно, как в области научных

исследований и уровня технологии.

По формам получения новых технологий среди развивающихся стран можно

выделить несколько групп. Для азиатских стран основную роль играет импорт

машин и оборудования, для латиноамериканских стран выше значение

иностранных прямых капиталовложений. Для многих африканских и наименее

развитых стран в целом технологическое сотрудничество в форме даров

выступает основным источникам поступления технологии.

Быстрое развитие научно-технического прогресса и сокращение притока

новой технологии во многие развивающиеся страны расширили разрыв между

развитыми и развивающимися странами. Иностранные инвестиции, являющиеся

основным инструментом передачи технологических новшеств, концентрируются в

наиболее продвинувшихся в экономическом отношении странах, в наименее

развитых странах ТНК предпочитают использовать не акционерные формы

участия. Импорт технологии, стимулирующей экономический рост, требует не

только необходимых финансовых средств, но и подготовленной рабочей силы,

возможностей использовать импортную технологию. В этом отношении

способности большинства развивающихся стран ограничены.

Освоения достижений НТП требовало создания многоотраслевых рыночных

структур, интегрированных в мировое хозяйство, и прежде всего

индустриализации во взаимодействии с обновлением других сфер общественной

жизни.

Индустриализация развивающихся стран начиналась с промышленного

импортозамещения, т.е. создавались отрасли обрабатывающей промышленности

для вытеснения с местных рынков импортных изделий, оплачиваемых выручкой от

сырьевого и продовольственного экспорта.

В 50-е годы сложилась благоприятная для развивающихся стран

конъюнктура на мировых сырьевых рынках, обусловленная послевоенной

реконструкцией экономики стран в Европе и войной в Корее. В результате

высокая динамика иностранных валютных поступлений способствовал импорту

оборудования и ускоряла становление исходных индустриальных структур.

Важную роль в индустриализации развивающихся стран играло

государство, которое, во–первых, определяло основные параметры и цели

индустриализации, а также средства их достижения; во-вторых, способствовало

развитию экономической и социальной инфраструктуры; в-третьих, осуществляло

масштабное промышленное предпринимательство; в-четвертых, оказывало

разнообразное содействие частному национальному предпринимательству.

В этот период возобладало естественное стремление защитить свои

национальные хозяйства от разорительной конкуренции извне, создать

собственный промышленный и финансовый потенциал, ограничить доступ в страну

«эксплуататорского» капитала ТНК. Развивающиеся страны начали объединять

свои усилия в целях осуществления стратегии «коллективной опоры на

собственные силы».

В 60-70 годы в Латинской Америке, Африке и Азии возникло более трех

десятков зон свободной торговли, таможенных союзов или общих рынков по типу

Европейского сообщества. На деле такая стратегия обернулась консервацией

слаборазвитости, технологической и культурной отсталости и дальнейшем

углублением отставания от промышленно развитых стран.

Дело в том, что первая фаза индустриализации, направленной на

импортозамещение, привела к созданию предприятий текстильной, швейной,

кожевенно-обувной, деревообрабатывающей, мебельной и других отраслей

промышленности, производящих потребительские товары кратко- и

среднесрочного пользования. Эти отрасли по технико-экономическим параметрам

в основном соответствовали возможностям и потребностям слаборазвитых

экономик. В них использовались относительно простые трудоинтенсивные

технологии, практически не требующие сложной системы смежных производств по

выпуску исходных и вспомогательных материалов.

Однако попытки создать промышленное производство товаров

долговременного пользования и необходимой для их изготовления промежуточной

продукции в большинстве стран закончились провалом. Такие отрасли, как

нефтехимия, металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, где

производится основная масса исходных конструкционных материалов, являются

капиталоемкими, рассчитаны на большой объем производства и, следовательно,

на емкий рынок. Если объемы производства не достигают определенного

минимума, то издержки производства увеличиваются. На емкие рынки рассчитано

и большинство отраслей, выпускающих машиностроительную продукцию

производственного и потребительского назначения.

Созданные интеграционные объединения развивающихся стран не

способствовали в силу разных причин формированию общего рынка, и отрасли

промышленности, рассчитанные на массовое производство, оказались в условиях

ограниченной емкости отдельно взятых рынков.

Промышленные мощности зачастую не только уступали оптимальным

размерам, но и недоиспользовались, что обуславливало потери в экономии на

масштабах, увеличение удельной капиталоемкости производства, низкую

эффективность промышленности и неконкурентоспособность основной массы

товаров. Снижающаяся капиталоотдача сдерживала накопление.

Даже в наиболее крупных развивающихся странах платежеспособный спрос

на промышленные товары долговременного пользования с избытком покрывался

продукцией одного или нескольких предприятий. Это приводило к монополизации

и сговору о разделе рынка. В результате вздутые цены на промышленные

изделия и отсутствие конкуренции лишали молодую индустрию стимулов к

технологическим и организационным инновациям и обрекали ее на прозябание. К

тому же потребность в импорте, несмотря на повышение доли местного

производства в потреблении промышленных товаров, не только не уменьшалась,

но и возросла, прежде всего за счет импортного сырья и полуфабрикатов для

изготовления ранее импортировавшихся изделий. Так в Пакистане и Таиланде

отношение импортируемой промежуточной продукции для выпуска потребительских

товаров к импорту таких изделий с начала 50-х до конца 60-х годов возросло

более чем в 5,2 раза, в Бирме – в 5,5, на Филиппинах – в 7,9, в Индии – 1,8

раза. 1

Экспорт традиционных видов сырья и продовольствия из бывших колоний в

этот период развивался медленно, чему препятствовали усиливавшаяся

конкуренция между экспортерами и начавшийся в 70-е годы переход в этих

странах к материало- и энергосберегающим технологиям.

Разрыв между ростом импортных и экспортных ресурсов привел к

неизбежному увеличению внешних займов и помощи. Их 2приток стал непременным

условием не только расширенного, но во многих странах и простого

воспроизводства. Задолженность стран третьего мира в сумме достигла 1,7

трлн.2 долл. и сохраняет тенденцию к дальнейшему росту. На погашение

внешнего долга и уплату процентов по нему уходит примерно половина всех

новых внешних финансовых поступлений в развивающиеся страны.

Таким образом, политика опоры на собственные силы, стратегия

имортозамещения, жестокий протекционизм и значительная роль государства в

экономике большинства развивающихся стран не оправдали надежд.

Другая модель ориентировано но экспорт национальной промышленной

продукции, завоевание позиций на внешнем рынке. Отсюда ее название –

экспортоориентированная индустриализация. Она основана на открытости

экономики, активном участии в международном разделении труда, использовании

мировой торговли для увеличения финансовых ресурсов страны и модернизации

структуры хозяйства.

Это направление индустриализации оказало сильное влияние на стратегию

развития в третьем мире благодаря успехам четыре азиатских тигров (Гонконг,

Сингапур, Тайваня, Южной Кореи), не имея богатых природных ресурсов,

сделали ставку на экспорт готовой продукции, используя дешевую рабочую

силу. Экономическому подъему во многом способствовали тесные экономические

связи с Японией на основе модели «летящие гуси». Суть последней состояла в

том, что страна-лидер (в данном случае Япония) через свои инвестиции, а

также новые технологии, опыт менеджмента и маркетинга приобщила их

современному производству, расширяя экспортные возможности.

На основании обследования 40 развивающихся стран Всемирный банк

выявила, что в 1963-1973 гг. большая часть этих стран придерживалась

имортозамещения, в 1973-1985 гг. их число несколько снизилось, а с конца 80-

х гг. и особенно в 90-е быстро растет число развивающихся стран, в первую

очередь в Азииатско-Тихоокеанском регионе, проводящих политику

стимулирования экспорта.

Экологические проблемы развивающихся стран

Значительную остроту не рубеже тысячелетий в развивающихся странах

приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые

могут стать не только причиной политической нестабильности во многих

регионах мира, но и источником экологической и эпидемиологической опасности

для всего населения Земли.

Демографический взрыв в развивающихся странах, обусловленный

преодолением массового голода и улучшением питания в результате

приобретения национальной независимости, привели к резкому росту населения

в этих странах. Если за период 1950-1996 гг. население развитых стран

увеличилось в 1,5раза, то в развивающихся странах – в 2,7 раза, в том числе

в Африке и Латинской Америке – в три, в Азии – в 2,5 раза. В итоге их доля

в обшей численности жителей Земли выросла за последние полвека с 2/3 до

4/5.1 Правда за последние десятилетия темпы роста населения в развивающихся

странах замедлились. Так, в Индии число детей, рожденных в течении жизни

матери, снизилось с шести в 60-е годы до 3,8 ребенка в 90-е годы, в

Индонезии и Бразилии - соответственно с 6,2 до двух детей.

В результате роста населения сокращается площадь сельскохозяйственных

угодий на душу и интенсивность обработки земли, а это приводит к истощению

плодородия почвы, сокращению продуктивности и выведению земель из

сельскохозяйственного оборота, превращение их в пустыни и полупустыни. С

1970 г., в Африке и Азии площадь пустынь увеличилась на 120 млн. га., резко

ухудшилось состояние почв в странах Латинской Америки.

Использование примитивных орудий труда приводит к тому, что

африканский крестьянин выращивает не более 600 кг зерна, тогда как

американский фермер – не менее 80 т.

Ускоренная эрозия почв связана также с сокращением лесного покрова

планеты. За период 1991 –1995 гг. средний объем вырубки лесов в бассейне

Амазонки составлял около 126 км, в год, при этом не проводилась никаких

серьезных восстановительных работ. А ведь амазонские леса – наиболее

значимых источник кислорода для всей земной атмосферы.

Темпы вырубки лесов Восточной Азии составляет ежегодно 1,4%.

Наибольшие вырубки приходится на Индонезию, где сегодня вырубается 12 тыс.

кв. км. Лесов в год против 5,5 тыс. кв. км. в середине 70-х годов. Все

больший урон лесами развивающихся стран наносят лесные пожары.

Перемещение экологически опасных производств из развитых в

развивающиеся страны сопровождается загрязнением почвы, воды и атмосферы.

Использование угля и других низкоэффективных источников энергии приводит к

повышенному содержанию углекислоты в атмосфере планеты, что является одной

из важнейших причин глобального потепления климата.

Многие развивающиеся страны участвуют в производстве веществ,

способствующих разрушению озонового слоя в атмосфере Земли. После

подписания Монреальского протокола, направленного на сокращение и

последующие прекращение производства таких веществ, страны ЕС, Япония и

СССР в 10 раз сократили их производство. США полностью перестали

производить эти вещества. При этом Китай стал лидером производя почти 91

тыс. т.(более чем все развитые страны и Россия), значительно выросло

производство этих веществ в Южной Корее, Мексике, Малайзии, Индонезии и в

Индии.

Безусловно, проблемы связанные с загрязнением окружающей среды, можно

эффективно решать с помощью технических средств, но для этого необходимы

большие капитальные затраты. На поддержание экосистем развивающихся стран в

их нынешнем состоянии требуется около 125 млрд. долл. в год на протяжении

не менее 20 лет, тогда как вся сумма ассигнований по всем программам помощи

развитых стран развивающимся в начале 90-х годов не превышала 55 млрд.

долл.

Таким образом, деградация окружающей среды развивающихся стран в

ближайшей перспективе будет продолжаться.

Социальные проблемы развивающихся стран

Более высокие темпы экономического роста в развивающихся странах по

сравнению с развитыми на протяжении последних десятилетий способствовали

постоянному сокращения между ними по экономическим показателям.

Однако этот разрыв все еще разителен. Среднедушевой объем ВВП и

промышленной продукции в развивающихся странах составляет 15% от уровня

развитых стран, а по объему сельскохозяйственной продукции – около 50%.[1]

На основе паритета покупательных способностей валют в долл. (1995

г.), рассчитанных Б. Болотиным, среднедушевой объем ВВП у 67-68%

населения Земли не превышал 20% от уровня развитых стран.2.Поэтому проблема

бедности и углубления дифференциации населения, развивающихся стран по

уровню среднедушевых доходов остается острейшей социальной проблемой этих

государств на рубеже веков. Так, в большинстве развитых странах коэффициент

Джини, применяемый для оценки неравномерности распределения совокупных

доходов общества, составляет от 0,32 до 0,39. А в большинстве развивающихся

стран он превышает 0,50.

Вместе с тем правительственная верхушка в беднейших странах имеет

чрезмерно высокие доходы. В 1992 г. по данным журнала Forbes, в

государствах с низкими и средними доходами проживали 62 миллиардера, а уже

через год из было 88. В Заире, где сосредоточено до 60% мировых

месторождений кобальта и магния, в начале 1997 г. 80% населения были

безработными, промышленные мощности были загружены менее чем на 10%.

Инфляция превышала 8000% в годовом исчислении, а президент республики

Мобуту Сесе Секо обладал состоянием, оцениваемым более чем в 9 млрд. долл.

|Регионы мира |Ожидаемая |Грамотность |Калорийность |Энергопотреб|

| |продолжитете|взрослого |дневного рациона |ление на |

| |льность |населения |питания |душу |

| |жизни | | |населения |

| |1960 |1994г |1970г |1994г |1965г |1994г |1971 |1994 |

|Латинская |81 |94 |73 |87 |83 |88 |14,1 |20,8 |

|Америка | | | | | | | | |

|Восточная Азия |70 |93 |… |… |70 |88 |6,9 |16,4 |

|Юго-Восточная |66 |87 |66 |87 |70 |81 |3,4 |11 |

|Азия | | | | | | | | |

|Арабские страны |66 |85 |30 |57 |71 |91 |7,8 |29 |

|Африка Южнее |58 |68 |27 |56 |75 |67 |6 |2,8 |

|Сахары | | | | | | | | |

|Все |67 |84 |43 |64 |72 |82 |6,1 |12,7 |

|развивающиеся | | | | | | | | |

|страны | | | | | | | | |

|Наименее |57 |68 |32 |50 |72 |66 |1,0 |1,1 |

|развитые страны | | | | | | | | |

|Источник: Human Development Report 1996 N.Y., 1996, p.p.210,213; 1997, р.р |

К середине 90-х годов примерно 20 развивающихся стран, где проживало

1834 млн. чел., или 41,6% всего населения третьего мира, постепенно

приближались к развитым странам по уровню ВВП на душу населения. Это страны

Юго-Восточной и Южной Азии, Латинской Америки. В 19 развивающихся странах с

населением 227 млн. чел. (5,2% населения развивающегося мира) люди стали

жить хуже. Остальные 53,2% населения третьего мира проживают в 59

государствах, где жизненный уровень повышается, но пока недостаточными

темпами для того, чтобы сократить разрыв с развитыми странами.

Одним из главных путей преодоления разрыва в уровне развития и

повышения благосостояния, как показала практика последних десятилетий,

является либерализация внешнеэкономической деятельности.

Среднегодовые показатели роста открытости, внешнего торгового

оборота, ВВП и доходов на душу населения в пяти регионах мира в 1991-

1995 гг. (%)

| Регионы |Внешнето| |Темпы |Население |Внешнеторг|ВВП на |Потре|

| |рговый |ВВП |открывания | |овый |душу |блени|

| |оборот | | | |оборот на |населен|е на |

| | | | | |душу |ия |душу |

| | | | | |населения | |насел|

| | | | | | | |ения |

|Восточная Азия* | |8,5 |3,9 | 1,6 |10,8 | 6,9| |

| |12,4 | | | | | |5,6 |

|Южная Азия** | 7,3|5,1 |2,2 | 2,2 |5,1 | | |

| | | | | | |2,9 |2,4 |

|Латинская | 6,6|2,4 |4,2 | 2,0|4,6 | | |

|Америка | | | | | |0,4 |0,8 |

|Ближний Восток и| 3,5|2,0 |1,5 | 2,9|0,6 | | |

|Северная Африка | | | | | |-0,9 |-1,0 |

|Африка южнее | 1,76|1,7 |1,06 | 2,9 |-1,1 | | |

|Сахары | | | | | |-1,2 |-1,5 |

|*Вьетнам, Китай, Индонезия, Южная Корея, Малайзия, Мьянма, Папуа Новая Гвинея, |

|Таиланд, Филиппины. |

|** Бангладеш, Индия, Непал, Шри-Ланка, Пакистан |

|Источник: МЭиМО, 1998. №9. – С.8. |

Данные этой таблицы показывают, что чем выше темпы роста

внешнеторгового оборота и степень открытости национальной экономики, тем

выше темпы валового продукта и потребления на душу населения. Правда, в

Латинской Америке темпы роста валового продукта и потребления при высокой

скорости роста внешнеторгового оборота и «открывания» экономики

относительно медленные, что объясняется сохранением там диктаторских

режимов и отсутствием гарантий прав частной собственности.

На динамику роста среднедушевых доходов существенно воздействуют

темпы прироста населения, особенно в наименее развитых странах Южнее

Сахары.

К середине 90-х годов в среде экономистов и политиков развитых стран

получило распространенное мнение о том, что проблема бедности в

развивающихся странах не может быть решена только экономическими методами,

так как финансовая помощь развитых стран и международных организаций

зачастую способствует укреплению наиболее реакционных политических режимов

и умножению богатств правящей верхушки. Поэтому в последние годы

общественное мнение по поводу оказания финансовой помощи наименее развитым

странам изменилось. Если в конце 70-х – начале 80-х годов 88% граждан

развитых стран поддерживали предоставление помощи развивающимся странам, то

с конца 80-х годов сторонников оказания помощи стало уменьшатся. В течение

первой половины 90-х годов все страны резко снизили объемы предоставляемой

наименее развитым странам помощи.

Сокращается не только финансовая помощь, но и продовольственная помощь

беднейшим странам: объем выделяемого на эти цели зерна только между 1991 и

1994гг. снизился более чем вдвое, а продовольственная помощь Африке

сократилось с 1983 г. почти в два раза.

Решение проблемы бедности в развивающихся странах предполагает

широкое содействие развитых стран в снижении внешней задолженности,

создания благоприятного внешнеторгового климата, а также оказание прямой

финансовой и технологической поддержке.

Внешняя задолженность

Острейшей проблемой развивающихся стран в начале нового тысячелетия

остается внешняя задолженность.

В последние десятилетия, особенно в 90-е годы 20 века, наблюдалось

систематическое снижение цен на сырьевые товары. С 1980 по 1996 г.

рассчитываемый МВФ индекс цен по 30 позициям сырьевых товаров упал, по

меньшей мере, на 74%. Только в 1998г. цены на нефть снизились почти на 35%,

а общий индекс цен на минеральные ресурсы – 22%. К тому же сократились

объемы поставляемого в развитые страны сырья и энергоносителей из

развивающихся стран в связи с освоением ресурсо- и энергосберегающих

технологий в развитых странах.

В результате в развивающихся странах возникли отрицательные сальдо

внешнеторгового баланса, хронические дефициты государственных бюджетов,

обусловившие необходимость внешних долгосрочных заимствований и

наращивание внешней задолженности. Если в 1974 г. общий объем долга

развивающихся стран составлял 135 млрд. долл., то к 1981 г. он достиг 751

млрд., а в начале 90-х годов – 1935 млрд. долл. После этого наступила

некоторая стабилизация (между 2,1 и 2,3 трлн. долл.), прерванная финансовым

кризисом 1997 г. Наиболее быстрыми темпами росли долги самых бедных стран.

Выплата процентов по внешнему долгу поглощает значительную часть

экспортной выручки: в Бразилии на эти цели использовано в 1995 г. 37,9%

экспортных валютный поступлений, в Мексике – 24,2%, в Аргентине – 34,7%, в

Венесуэле – 21,7%.1

Утечка национального дохода в виде процентов по внешней

задолженности приводит к снижению темпов экономического роста, развитию

инфляционных процессов и следовательно, к усугублению долгового бремени,

снижению уровня жизни значительной части неселения и нарастанию социальной

и политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90-

е годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. В частности,

в 1982 г. Мексика объявила дефолт по внешнему долгу.

В 1997 и 1998 гг. западные страны начали осуществлять прогрмму

списания большей части долгов беднейшимх стран и их последушей

ресрукруризации. Предлогается, например, списать внешнюю задолженность

Мозамбика на 85-90%, Уганды, Мали, Гайаны, Мавритании – на 3/4 с

последующим оформлением новых обязательств в виде облигаций и новых ценных

бумаг.

Реструктуризация внешних долгов развивающихся стран предусматривает

перевод части долга в долгосрочные облигации стран-должников, продажу

просроченных долгов ниже их номинальной стоимости, а также передачу в

собственность кредиторам акций государственных предприятий.

Однако принятые в 80-е – 90-е годы меры по снижению и

реструктуризации внешних долгов развивающихся стран не уменьшили остроту

проблемы долгового бремени. Падение цен на нефть, продолжавшееся вплоть до

второй половины 1999 г., и на другие ресурсы, а также отсутствие

внутреннего механизма модернизации наиболее отсталых экономик сводили на

нет условия по преодолению долгового кризиса развивающихся стран.

Характерным явлением в 90-е годы стало превышение платежей

развивающихся стран по старым долгам над поступлением в эти государства

финансовых ресурсов. Так, в 1994 г. сумма возвращенных кредитов и процентов

по ним развивающихся стран составила 169,5 млрд. долл. по основному долгу и

85 млрд. долл., а сумма текущих заимствований – 16,7 млрд. долл. В 1995 г.

развивающиеся страны выплатили за рубеж 128 млрд. долл. по основному долгу

и 85 млрд. долл. в виде процентов, тогда как получили прямых инвестиций на

сумму 90 млрд. долл. и в виде помощи – 64 млрд. долл., т.е. на 59 млрд.

долл. меньше.

Проблема внешней задолженности усугубляется ошибками на внутренней

политике развивающихся государств. Политическая нестабильность в ряде стран

приводит к бегству из них национального капитала, в результате значительная

часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала,

покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих

режимов. Так, в 1970-1988 гг. африканские страны получили более 300 млрд.

долл. в виде иностранной помощи, но большая часть этих средств пошла на

строительство аэропортов, офисных помещений, новых столиц, и на покупку

вооружения. А ведь размер этой помощи для некоторых стран, например,

Танзании, составляет от 3 до 5 размеров их ВВП.

В связи с нерациональным использованием значительной доли финансовых

ресурсов развивающимися странами отношения развитых стран к предоставлению

финансовой помощи третьему миру стало меняться. В последние годы размеры

этой помощи уменьшаются.

Таким образом, решение проблемы внешней задолженности можно

обеспечить не только помощью развитых стран в реструктуризации долгов, но

проведением странами-должниками режима жесткой реализации условий для

притока новых инвестиций.

Экономические отношения с Россией

Экономические отношения между Россией и развивающимися государствами

осложнены комплексом проблем, как унаследованных от бывшего СССР, так и

возникших после его распада. Негативную роль сыграл крах советской модели

развития, прежде популярной во многих этих странах. Военно-техническое

сотрудничество, которое играло важную роль во взаимоотношениях СССР с рядом

развивающихся стран, обернулись огромными потерями: поставки военной

техники осуществлялись в кредит либо безвозмездно, на них приходиться

основная часть из 150 млрд. долл. задолженности зарубежных стран перед

Россией. Но многие развивающиеся страны вообще не признают своих долгов.

Куба, например, аргументирует свой отказ от урегулирования долгов

России тем, что в связи с прекращением Россией в одностороннем порядке

двусторонних экономических отношений экономика острова понесла существенные

потери. На кубе осталось около 600 незавершенных объектов, под которые

выдавались советские кредиты. По мнению кубинских специалистов, отказ от

продолжения экономической помощи стал чуть ли не основной причиной спада

производства на 40-50% . В результате внезапно прерванных связей в 1989-

1992 гг. и с учетом последующих «потерянных» лет Куба «выставляет иск» на

15 млрд. долл. Тем самым кубинская сторона фактически стремиться к

«нулевому варианту», т.е. списанию до 90% всех долгов и развитию отношений

практически с «чистого листа».

В процессе реструктуризации задолженности некоторых развивающихся стран

списывалась ее значительная часть. Размер такого списания составил у

Нигерии 68%, Анголы-70%, Перу-87%, Никарагуа-90%.Прямое погашение

задолженности осуществляли лишь некоторые российские должники, причем

объемы таких платежей были значительно ниже оригинальных графиков выплат.

Так, в 1992-2000 гг. Россия должна была получить из развивающихся стран в

погашении долга почти 96 млрд. долл., или по 5-15 млрд. долл. ежегодно.

Однако реальные выплаты за весь этот период составили менее 16 млрд. долл.

Наибольший объем платежей пришелся на 1996-1997 гг., когда с рядом

должников были урегулированы вопросы взаимных расчетов. В целом наблюдалась

тенденция к снижению размеров поступлений в счет долга.

Платежи иностранных государств в погашение их задолженности России

в 1992-2000 гг. (млрд. долл.)

| |1992|1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998|1999|2000 |

|График погашения |14,2|13,0 |14,1 |13,4 |12,4 |14,0 |8,4 |6,5 |5,0 |

|Фактические |2,1 |1,5 |1,3 |1,6 |2,9 |3,4 |0,9 |0,65|0,9 |

|выплаты | | | | | | | | | |

|Просрочено |12,1|11,5 |12,8 |10,5 |9,5 |9,3 |7,5 |Н,Д,|Н,Д, |

|Перенесено |- |- |- |1,2 |0,1 |1,3 |- |Н.Д.|Н.Д. |

|Доля выплат от |14,8|11,5 |9,2 |11,9 |23,4 |24,2 |10,7|19,0|17 |

|Срочных | | | | | | | | | |

|обязательств, % | | | | | | | | | |

Реальный результат был получен по вьетнамскому долгу. В сентябре 2000

года в Москве было заключено соглашение об урегулировании задолженности

Вьетнама. Оно предусматривает выплату Вьетнамом 1,7 млрд. долл. (из 10

млрд. долл.) в течении 23 лет при списании остальной части долга. Девяносто

процентов выплат предполагается осуществлять в форме концессий, товарных

поставок и услуг.

Но не всех наших должников устраивают такие условия. Так, не нашли

понимания сделанные во время прошлогодних визитов президента России в

Монголию и на Кубу предложения о реструктуризации долга этих стран (мы

предлагали 70% долга списать, а оставшиеся выплачивать в течении

длительного периода времени поставками традиционных экспортных товаров;

предусматривалась также возможность погашения долга за счет обмена на

собственность, инвестиции, оплаты аренды земли и недвижимости и т.п.)1

Российский экспорт сырья нередко вызывает негативную реакцию со

стороны развивающихся стран, поскольку часто осуществляется по более низким

в сравнении с мировыми ценами и однотипен с их сырьевым экспортом.

Возможности сбыта в развивающихся странах российской готовой промышленной

продукции подчас ограничены из-за устаревшей номенклатуры предлагаемых

товаров и технологической несовместимости с мировыми стандартами. В то же

время энергетическое и нефтяное оборудование, авиационная гражданская

техника, продукция аэрокосмического комплекса, некоторые другие виды

товаров российского производства перспективны для расширения торговли с

развивающимися странами.

Россия заинтересована как в укреплении сложившихся экономических

связей с традиционными партнерами, например, с Индией, так и в обретении

новых среди развивающихся стран. Некоторые положительные сдвиги наметились

в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Вступление

России в АТЭС в качестве полноправного члена улучшает возможность

хозяйственных контактов в этом динамичном регионе.

Заключение

1.Развивающиеся страны – особая категория государств, сохраняющих,

хотя и в разной степени, определенные общие признаки социально-

экономического отставания, в том числе многоукладность хозяйства,

традиционные формы собственности и общественных институтов, низкую

производительность общественного труда.

2. В ходе социально-экономического развития эта общность претерпевает

существенные изменения, усиливается расслоение на подгруппы.

3.Различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и

воздействие мирового хозяйства способствуют дифференциации развивающихся

стран.

4.Социально-экономические стратегии развивающихся стран ставят целью

преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных структур,

изменение позиции в международном разделении труда, интеграцию в мировое

хозяйство. Методом достижения этих целей в большинстве развивающихся стран

стала индустриализация по двум основным моделям – импортозамещающая и

экспортоориентированной.

5.Социально-экономические процессы в развивающихся странах в

возрастающей степени формируются под воздействием мирового хозяйства. Это в

первую очередь связано с импульсами научно-технического прогресса,

распространяющимися от развитых к развивающимися странам, растущим

значением мировой торговли, а также активностью ТНК.

6.Значительную остроту на рубеже тысячелетий в развивающихся странах

приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые

могут стать не только причиной политической нестабильности во многих

регионах, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для

всего населения Земли.

7.Нехватка внутренних ресурсов, спад цен на основные сырьевые

экспортные товары, рост неопротекционизма со стороны развитых стран,

затрудняющий расширение экспорта развивающихся стран, усиливают

необходимость внешних заимствований.

8.Поступления средств по межгосударственным программам помощи

развитию и от международных финансовых организации, привлечение частного

иностранного капитала расширяют финансовые и технические ресурсы

развивающихся стран. В то же время ограниченная эффективность использования

заемных средств и растущие выплаты по внешней задолженности стали

постоянным фактором, осложняющим социально-экономическое положение.

Список использованной литературы

1. Мировая экономика. И.П.Николаевой. Москва. 2000г.

2. Мировая экономика. В.К.Ломакин. Москва. 2000г.

3. Мировая экономика. С.Б.Шлихтер.С.Л.Лебедев.Курс лекций. 1998г. с.31.

4. Вопросы экономики. 1997. №10. С.120

5. МЭиМО. 1998. №7, №9, №10., 1999. №1.С.17.

6. The Economist. 1997. April. 26. P.122.

7. Эксперт. 12февраля. 2001 №6.

8. Human Development Report 1996. N.Y., 1996, p.p.210, 213; 1997, р.р. 225,

228.

-----------------------

2 МЭиМО.1998. №9. – С.12.

1 Вопросы экономики 1997. №10. – С.120.

1 МЭиМО. 1999. №1. – С.17.

2 С.Б,Шлихтер, С.Л.Лебедева. Мировая экономика. Курс лекций. 1998. – С.31.

21 МЭиМО, 1998. №10. – С.6.

[1] МЭиМО,1998,№7. – с.44.

2 МЭиМО,1998, №9. –С.15.

1 The Economist. 1997. April,26.P. 122.

1 Эксперт. 12 февраля 2001г. №6. С.49-50.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.