реферат скачать
 

Экономическая теория

и “встроенные стабилизаторы”.

Дискреционная финансовая политика состоит в изменении налоговой системы,

расходов бюджета и системы социальных выплат. Такие изменения могут

вноситься только законодательными органами власти и не могут быть слишком

частыми, иначе в экономику будет вноситься хаос и неразбериха. Отсюда и

название этих мер - “дискреционная политика”, то есть политика,

предполагающая не непрерывные изменения, а дискретные, совершаемые один раз

за более или менее продолжительные отрезки времени.

“Встроенные стабилизаторы” означают установление такой зависимости

доходов и расходов государства, системы социальных выплат от величины

национального дохода, при которой они автоматически расширяют совокупный

спрос при экономическом спаде и сдерживают его рост при развитии инфляции.

Необходимость “встроенных стабилизаторов” объясняется тем, что для

применения мер дискреционной политики необходимо вначале точно установить,

что происходит в экономике: спад или “перегрев”. Это требует определенного

времени, создает лаг запаздывания между наступлением явления и реакцией на

него со стороны государственных органов. Далее необходимо разработать

проект мер, обсудить и утвердить их в законодательных органах, что еще

больше увеличивает указанный лаг. После утверждения мер требуются

конкретные инструкции по их практической реализации.

В результате лаг запаздывания может стать настолько длительным, что за

это время характер явлений в экономике изменится: спад сменится подъемом,

или подъем - спадом. И принятые меры вместо того, чтобы препятствовать

спаду, будут усугублять инфляционный “перегрев”, или наоборот, усиливать

спад вместо “охлаждения” инфляции.

Согласно кейнсианской теории, для поддержания занятости и экономического

роста необходим хронический дефицит государственного бюджета. Он вызывает

некоторый уровень инфляции и рост государственного долга. Все это является

платой за обеспечение занятости и экономический рост. Один из

представителей кейнсианского направления, английский экономист А.Филлипс,

изучая зависимость между уровнем безработицы и уровнем инфляции, сделал

вывод о том, что она носит обратный характер, и выразил ее с помощью

кривой, которая получила его имя (кривая Филлипса).

В реальной практике развитых капиталистических стран действительно имеет

место хроническая инфляция и рост государственного долга. Так, долг

правительства США увеличился с 256,9 млрд. долл. в 1950 г. до 2600,8 млрд.

долл. в 1988г., и сегодня превышает 3 триллиона долларов, то есть

составляет порядка 11000 долл. на каждого жителя этой страны.(9, т.1,с.367-

370( .

Однако главные оппоненты кейнсианцев - монетаристы подвергают сомнению

наличие обратной зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы,

ссылаясь на те факты, когда эти параметры росли и падали параллельно. Они

отрицают возможность сокращения безработицы и повышения темпов роста

экономики при помощи финансовой политики государства, считая, что в

экономике имеют место “естественный” уровень занятости и “естественный”

рост, которые государство не в состоянии увеличить, а может лишь уменьшить

благодаря своей непродуманной финансовой политике.

Монетаристы в своих рассуждениях исходят из следующей основной формулы:

[pic]; где: М – спрос на деньги, Т – число сделок, р – средняя цена

одной сделки, v – средняя скорость обращения сделок (число сделок,

обслуживаемое денежной единицей).

Они считают, что параметр Т, выражающий объем реального валового

национального продукта, растет естественным темпом в 2-5 % в год. Скорость

обращения денег стабильна. Поэтому для обеспечения стабильности цен,

отсутствия инфляции в экономике необходимо поддерживать стабильность

денежной массы в обращении. Отсюда монетаристы делают вывод о том, что

главная задача финансовой политики государства - обеспечение стабильности

денежной массы в обращении (ее рост на 2-5% в год). А одним из условий

этого является бездефицитность государственного бюджета, или, по крайней

мере, сведение дефицита бюджета к минимуму.

Оппоненты монетаристов возражают на это ссылками на тот факт, что

скорость обращения денег в действительности не обладает стабильностью.

Противниками монетаристов приводятся и такие аргументы:

Рост цен возможен и при стабильной денежной массе – за счет, например,

уменьшения объемов продаж, расширения коммерческого кредита, увеличения

скорости обращения денег.

- Невозможно точно определить, сколько денег находится в обращении.

Невозможно обеспечить требуемое количество денег в обращении ввиду того,

что на него влияет множество не полностью контролируемых государством

факторов: банковская активность, валютный обмен, спрос на деньги и др.

Представители теории экономики предложения главную задачу финансовой

политики государства видят в стимулировании совокупного предложения.

Основным средством этого, по их мнению, является налоговая система. Для

оценки уровня налогов ими используется показатель средней (эффективной)

налоговой ставки, равной отношению суммы налогов к полному доходу (то есть

доходу без вычетов налогов). Один из теоретиков указанного направления

А.Лаффер сделал вывод, что с повышением средней налоговой ставки происходит

вначале рост суммы налогов, а затем ее снижение. Это является следствием

того, что, начиная с некоторого уровня, рост налоговой ставки вызывает все

большее сокращение объемов производства, а при налоговой ставке в 100 %

производство вообще прекратится. А.Лаффер выразил зависимость между средней

налоговой ставкой и суммой налоговых сборов с помощью кривой, которая

получила его имя (кривая Лаффера). Она изображена на рис. 2. Оптимальной

налоговой ставкой, по мнению сторонников теории экономики предложения,

является та, при которой достигаются наибольший объем производства и

максимальная сумма налоговых сборов. Она находится в интервале 30-40 %

полного дохода (на графике обозначена точкой Е). При меньшей ставке будут

недостаточными доходы государства, а при большей – занижен уровень

производства. Кроме того, сторонники теории экономики предложения считают,

что необходимо сокращать финансирование государственных расходов за счет

роста государственного долга, чтобы не было оттока инвестиций из

производственной сферы. Это предполагает политику сбалансированного бюджета

и сокращение государственных расходов. В социалистической экономике

финансовая политика рассматривается как одно из средств планомерной

организации народного хозяйства. Она строится на финансовом планировании.

Финансовые планы составляются на каждом предприятии, в каждой организации,

учреждении. Они согласуются между собой и объединяются в единый финансовый

план, утверждаемый государством. Основная задача финансового планирования –

обеспечение бесперебойности, пропорциональности и эффективности

общественного воспроизводства и достижение плановых целей в намеченные

сроки. Для социалистической экономики характерна бездефицитность

государственного бюджета. Даже в годы Великой Отечественной войны, начиная

с 1943 г., государственный бюджет СССР сводился без дефицита. Превышение

расходов бюджета над его доходами в нашей стране появилось и стало

хроническим с конца 1960-х гг., то есть с момента создания затратного

хозяйственного механизма, о котором говорилось выше.

16.3. Кредитно-денежная политика

Под кредитно-денежной политикой понимается регулирование государством

объема и структуры денежной массы и кредитных операций. Цели кредитно-

денежной политики определяются общей политикой государства по регулированию

экономики. Обычно ими являются: обеспечение устойчивости денежной системы,

сбалансированности экономики, преодоление кризисных явлений, стабилизация

экономического роста, повышение уровня занятости и т.п.

Различают прямые и косвенные методы кредитно-денежной политики.

К прямым методам относятся:

Планирование денежного обращения и кредита. Этот метод является основным в

социалистической экономике. Его применение означает планирование денежных

потоков в народном хозяйстве, в том числе: межотраслевых, межрегиональных,

доходов и расходов населения, кассовых операций отделений государственного

банка и т.д., а также планирование кредита, который выступает в основном в

форме банковского кредита. Планирование денежного обращения и кредита

образуют составную часть единого народнохозяйственного планирования. Оно

осуществляется для обеспечения материально-финансовой сбалансированности

экономики и выполнения в срок основных плановых заданий.

В капиталистической экономике государство планирует лишь некоторые

показатели, касающиеся денежного обращения и кредита. Это прежде всего:

размер денежной эмиссии, объем централизованных кредитов народному

хозяйству, государственные займы и ряд других.

Установление правил деятельности финансово-кредитных институтов, порядка

осуществления финансово-кредитных операций, контроль за их соблюдением,

санкции за их нарушение.

Наложение ограничений на деятельность финансово-кредитных институтов,

определение обязательных требований к ней, выдача лицензий (разрешений) на

тот или иной вид деятельности.

Методы, перечисленные в пунктах 2) и 3), применяются во всех странах,

хотя и в разных формах.

Косвенные методы:

1) Изменения в налогообложении финансово-кредитных операций.

Операции Центрального банка на финансовом рынке: с государственными ценными

бумагами, по учету векселей и т.п.

Изменение учетной ставки процента по кредитам Центрального банка (ставки

рефинансирования).

В капиталистической экономике основными инструментами кредитно-денежной

политики являются: обязательная резервная норма, устанавливаемая для

коммерческих банков; ставка рефинансирования; объемы выпуска (погашения)

государственных долговых обязательств (обычно – в форме облигаций).

Для сжатия денежной массы в целях сокращения совокупного

платежеспособного спроса и снижения темпов инфляции используется политика

“дорогих денег”. Она означает:

а) повышение обязательной резервной нормы;

б) повышение учетной ставки по кредитам Центрального банка (ставки

рефинансирования);

в) превышение выпуска государственных облигаций над их погашением.

Применение этой политики сужает возможности коммерческих банков в

расширении денежной базы, снижает спрос на ссуды, откачивает деньги из

обращения в обмен на облигации.

Для достижения противоположной цели – увеличения денежной массы и

совокупного платежеспособного спроса на рынке – используется политика

“дешевых денег”. Она предполагает:

а) снижение обязательной резервной нормы;

б) снижение учетной ставки по кредитам Центрального банка;

в) сокращение выпуска государственных облигаций по сравнению с их

погашением.

В результате расширяются возможности коммерческих банков по созданию

денег; увеличивается спрос на ссуды; в обращение накачиваются

дополнительные деньги.

Финансовая и кредитно-денежная политика рассматриваются современными

немарксистскими теориями как две главные формы государственного

регулирования экономики, в том числе – в борьбе с инфляцией.

16.4. Антиинфляционная политика в России в 1990-е гг.

В конце 1980-х гг. инфляция в СССР, которая была порождением затратного

хозяйственного механизма, приняла весьма ощутимые размеры. Она выступала

тогда в скрытой форме – как избыток денег в обращении при стабильности

государственных цен и вела к нарастанию дефицита товаров. Это привело к

введению карточного распределения ряда важнейших потребительских товаров

массового спроса (колбаса, масло, мыло).

Правительство СССР в 1991 г. попыталось изъять избыток денег из обращения

и сбалансировать бюджет путем повышения государственных розничных цен,

более значительного, чем рост денежных доходов населения. Был осуществлен

также обмен денежных знаков наиболее высокого достоинства (в 50 руб.) в

целях нанесения удара по теневой экономике. В случае успеха эти меры

позволили бы временно восстановить сбалансированность товарной и денежной

массы. Однако при сохранении затратного хозяйственного механизма через

некоторое время ситуация вновь стала бы прежней, то есть снова бы появился

и стал расти товарный дефицит.

Поэтому для кардинального решения проблемы инфляции в рамках

социалистического производства в тот период было необходимо заменить

затратный хозяйственный механизм системой планирования и стимулирования

экономии общественного труда и повышения эффективности производства, что

предлагалось многими советскими экономистами. Были подготовлены и

апробированы конкретные разработки, которые дали при их применении на

практике ощутимый экономический эффект. (См., напр.,(28(.)

Однако руководство страны не воспринимало такие рекомендации и не

собиралось их внедрять, поскольку видело выход из сложившейся ситуации в

постепенном переходе к “планово-рыночной” экономике. Вместе с тем и

упомянутые выше меры правительства СССР не дали никакого результата по той

причине, что тогдашнее руководство РСФСР в ответ на решение союзного центра

повысить государственные розничные цены прекратило перечисление средств в

союзный бюджет и пошло на увеличение пенсий и заработной платы на

территории РСФСР. В результате расходы союзного бюджета (оборона, Академия

наук, высшее образование и другие статьи) стали финансироваться в основном

за счет эмиссии. Несмотря на повышение цен, избыток денег в обращении резко

увеличился. Дефицит товаров приобрел характер товарного “голода”. Борьба

между союзным руководством и руководством России закончилась ликвидацией

Советского Союза.

Теоретики перехода к рыночной экономике полагали, что скрытая инфляция и

товарный дефицит – неотъемлемые черты плановой экономики, хотя история

давала убедительные примеры, опровергавшие такие взгляды. Они видели

единственный путь решения проблемы инфляции в отмене государственного

ценообразования, то есть “либерализации” цен, и скачкообразной приватизации

государственных предприятий.

Следует отметить, что либерализация и приватизация были не чисто

российскими изобретениями. Их проведения требовал Международный валютный

фонд в обмен за предоставление кредитов России. Именно его требования были

положены в основу государственной политики России, которая началась с 1992

г. и получила название “шоковой терапии”. До этого аналогичная политика по

настоянию МВФ проводилась в ряде стран Латинской Америки и Польше. Она

строилась на монетаристской концепции, суть которой, как уже говорилось,

заключается в поддержании стабильного количества денег в обращении при

резком сужении государственного регулирования экономики.

В результате политики либерализации и приватизации скрытая инфляция

перешла в открытую. В 1992 г. цены выросли в 26,1 раза, в 1993 – в 9,4; в

1994 – в 3,2; в 1995 – в 2,3; в 1996 г. – в 1,24 раза. За 9 месяцев 1997

г. цены выросли еще на 12%. Таким образом, в 1992-96 гг. в России имела

место, хотя и затухающая, гиперинфляция, которая перешла в галопирующую

инфляцию в 1997 г. Такой масштаб роста цен вызвал значительное сокращение,

более чем в 2 раза, объема производства в стране, вверг экономику в

глубочайший экономический кризис.

Проводя политику либерализации и приватизации, правительство России в

борьбе с инфляцией делало ставку на жесткую финансовую политику и политику

“дорогих денег”. Она включала в себя:

– Ограничение дефицита бюджета путем сокращения государственных расходов и

социальных выплат, в том числе: неоплата выполненных предприятиями

государственных заказов, невыделение запланированных дотаций селу и

угольной промышленности, сокращение финансирования науки, образования и

медицины и т.п.

– Финансирование дефицита бюджета преимущественно за счет увеличения

государственного долга. Выпуск и продажа для этой цели постоянно растущего

объема государственных облигаций, в том числе – иностранным инвесторам.

Рост внешнего долга.

– Сокращение централизованных кредитов экономике. Размещение их на

конкурсной основе, в виде ломбардных кредитов.

–Установление высокой резервной нормы (15-18 %).

– Поддержание высокой учетной ставки по кредитам Центрального банка

(доходила до 210 % годовых).

– Ограничение денежной эмиссии.

Результатами такой политики стали:

– Возникновение и углубление кризиса платежей в экономике. Неплатежи на

осень 1997 г. превысили 600 триллионов руб.

– Многомесячные задержки с выплатой заработной платы. Задолженность по

заработной плате на осень 1997 г. составила 55 триллионов руб.

– Рост расходов бюджета на обслуживание государственного долга и нажива

спекулятивных финансово-кредитных структур за счет государственных

облигаций.

– Значительное сокращение реального финансирования социальной сферы и

нарастание разрушительных тенденций в ней. То же в отношении армии,

оборонной промышленности, аграрного комплекса страны.

–Утечка капитала за границу и в теневую экономику.

– Перекачка денег из реального сектора в сферу валютно-финансовых операций,

сокращение производственных инвестиций.

Таким образом, сбить темпы инфляции удалось за счет огромных

экономических потерь. Причем инфляция все еще сохраняется достаточно

высокой – на уровне галопирующей, а подъем производства после 6 лет спада

все еще не начался. Все это не позволяет оценить политику правительства как

отвечающую национальным интересам России.

Контрольные вопросы, тесты, задачи

1. Инфляция - это:

1. Снижение покупательной способности денег.

2. Необеспеченность бумажных денег золотовалютными резервами

государства.

3. Увеличение количества денег в обращении.

4. Снижение валютного курса национальной денежной единицы.

5. Избыток денег в обращении.

2. Каковы основные трактовки механизма современной инфляции?

3. Согласно марксистской теории:

1. Инфляция - это механизм перераспределения доходов в пользу капитала

за счет наемного труда.

2. Инфляция вызвана государственно-монополистическим механизмом

регулирования экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.