реферат скачать
 

Экономическая теория

фонды; средства бюджета и внебюджетных фондов; денежная эмиссия и др. Столь

же разнообразны и направления расходования финансовых ресурсов. При этом

то, что для одних субъектов экономики является расходом финансов, - для

других выступает как их поступления.

Функции финансов:

1) Обслуживание процесса воспроизводства. Бесперебойное поступление

денежных средств является необходимым условием непрерывности процесса

воспроизводства.

2) Распределительная. Посредством финансовых потоков происходит

распределение и перераспределение совокупного общественного продукта.

3) Контрольная. Финансовые показатели в концентрированной форме выражают

соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности. Контролируя

финансы, можно контролировать всю хозяйственную деятельность в целом.

4) Стимулирующая. Финансовый механизм стимулирует экономических субъектов

к тем или иным действиям. Важно, чтобы он направлял их на повышение

эффективности общественного производства.

Финансовый рынок - это рынок ценных бумаг и ссудного капитала.

Посредством его осуществляется функционирование кредитной системы и в

значительной мере - движение финансовых потоков в капиталистической

экономике. В социалистической экономике финансовый рынок отсутствует,

поскольку в ней нет рынка капитала.

15.2. Государственные финансы

Государственные финансы включают в себя централизованные финансы и

финансы государственных (муниципальных) предприятий. Централизованные

финансы формируются и распределяются органами государственной власти и

местного самоуправления. Они складываются из общегосударственных финансов,

финансов регионов и территорий. В нашей стране это - федеральные финансы,

финансы субъектов федерации и местные финансы (городов, районов).

Главным элементом централизованных финансов является бюджет. Бюджет

включает в себя бюджеты разных уровней (государства в целом, регионов,

территорий), которые имеют определенную независимость друг от друга.

Совокупность бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.

Кроме того, к централизованным финансам относятся внебюджетные фонды

(имеющие целевое назначение) и государственный (муниципальный) кредит

(займы).

Централизованные государственные финансы предназначены для

перераспределения денежных средств в целях удовлетворения ряда общественных

потребностей (финансирование обороны, правоохранительных органов, бюджетных

организаций, социального обеспечения, различных государственных и

муниципальных программ).

Они формируются за счет доходов государства и других поступлений.

К доходам государства относятся: налоги, платежи в бюджет и во

внебюджетные фонды, средства от приватизации имущества, доходы от

государственных кредитов, от взимания штрафных санкций, конфискации

имущества. Доходами государства не являются средства от размещения

государственных займов и денежная эмиссия, хотя они также могут

использоваться для финансирования его расходов.

Расходы государства делятся на две основные части: трансферты (денежные

выплаты - пособия, пенсии, дотации) и расходы на покупку товаров и услуг.

Употребление термина “трансферт” означает, что эти денежные суммы

государство только перераспределяет между разными членами общества, а не

приобретает на них какие-либо товары или услуги на рынке.

Посредством системы государственных финансов в развитых капиталистических

странах в настоящее время перераспределяется от 35 (США) до 61 (Швеция)

процента валового национального продукта.

Превышение расходов государства над его доходами называется дефицитом

государственных финансов. Поскольку недостаток денег во внебюджетных фондах

или у государственных предприятий финансируется из бюджета, то дефицит

государственных финансов выступает в форме дефицита бюджета

(общегосударственного или регионального, территориального).

Дефицит бюджета финансируется двумя основными способами: 1) за счет

увеличения государственного (муниципального) долга (внутреннего или

внешнего); 2) за счет денежной эмиссии. В настоящее время дефицит бюджета

имеет место во всех развитых странах. Его уровень обычно не превышает 5 %

валового внутреннего продукта, хотя при определенных условиях он может быть

и выше.

15.3. Налоговая система

Главным источником доходов государства являются налоги, в число которых

обычно включаются и платежи во внебюджетные фонды, поскольку они, как и

налоги, носят обязательный характер.

Налоги выполняют две основные функции:

1) Фискальную, то есть обеспечивают поступление средств для

финансирования государственных расходов.

2) Регулирующую. С помощью налогов государство оказывает воздействие на

экономические процессы: способствует расширению одних видов деятельности и

затрудняет другие, влияет на уровень цен и объемы продаж товаров и услуг,

на эффективность использования ресурсов, регулирует соотношение в уровнях

конечных доходов населения.

C налогами связаны следующие понятия:

- Налоговая база - объект налогообложения. Ею могут быть: доходы (прибыль

предприятий, доходы граждан, от операций с ценными бумагами и т. п.);

стоимость определенных товаров; определенные виды деятельности;

используемые ресурсы; имущество и его передача и др.

- Налоговая ставка - уровень налогообложения определенного объекта. Она

имеет форму денежной величины или процента от стоимости налоговой базы.

- Налоговые льготы: - необлагаемый минимум; - изъятие элементов налоговой

базы; освобождение от налога; - понижение ставки; - налоговый кредит т др.

Основные виды налогов:

1) Общие (предназначены для финансирования расходов бюджета независимо от

конкретного направления этих расходов) и специальные (платежи во

внебюджетные фонды или в бюджет, имеющие специальное целевое назначение).

2) Прямые (взимаются прямо из доходов юридических или физических лиц) и

косвенные (включаются в цену товаров в виде надбавки к издержкам и прибыли;

фактически оплачиваются покупателями, но не прямо, а посредством покупки

товаров).

3) С юридических лиц и с физических лиц.

4) Общегосударственные, региональные и местные. В России: федеральные;

субъектов федерации; местные. Отнесение налогов к тому или другому уровню

определяется не тем, в бюджет какого уровня они поступают; а тем, какой

уровень определяет размеры налогообложения.

Общий уровень налогов определяется в конечном счете размерами

государственных расходов, потребностями в финансировании бюджетной сферы и

измеряется отношением суммы налогов к валовому национальному продукту. Его

величина на начало 1990-х г. г. в развитых странах колебалась в пределах:

США, Япония, Швейцария - 30-35 %; Италия, Великобритания, Германия, Канада,

Финляндия - 36-40 %; Австрия, Франция, Бельгия - 41-45 %; Норвегия,

Голландия - 46-50%; Дания, Швеция - 51-56 %. В среднем по развитым

капиталистическим странам - 38,4 %; по странам ЕЭС - 40,8 %.

Для налоговых систем развитых капиталистических стран характерно, что

налоги на прибыль предприятий в сумме в 2-3 раза ниже суммы подоходных

налогов с населения, а сумма последних, как правило, не превосходит суммы

косвенных налогов. Отчисления на социальное страхование в сумме также

превышают сумму налогов на прибыль предприятий (в 1-4 раза). Они

выплачиваются как предприятиями, так и самими работниками. В целом объем

налогов с физических лиц выше, чем с юридических.

Согласно теории экономики предложения (А. Лаффер), объем налоговых

поступлений зависит от общего уровня налоговой ставки (отношения налогов к

добавленной стоимости). При ее повышении, начиная с нуля и до 100 %, объем

налоговых поступлений вначале растет, достигает максимально возможной

величины, а затем при дальнейшем увеличении налоговой ставки он падает до

нуля. Иначе говоря, при стопроцентном (или близком к нему) изъятии

добавленной стоимости у предприятий полностью исчезают всякие мотивы

хозяйственной деятельности. Оптимальной ставкой налогов в соответствии с

этой концепцией является та, при которой достигается максимум налоговых

сборов. Она составляет 30-40 % добавленной стоимости. При увеличении уровня

налогообложения выше этой ставки происходит уменьшение деловой активности и

сокращение суммы налоговых поступлений. Данная концепция в настоящее время

взята на вооружение во многих капиталистических странах.

Основные направления государственных расходов - финансирование оборонных

программ, социальных (социальные выплаты, образование, здравоохранение),

научно-исследовательских и природоохранных, дотации сельскому хозяйству и

другим отраслям, содержание государственного аппарата.

15.4. Реформа финансовой системы России в 1990-х г. г.

Финансовая систем СССР перед началом рыночной реформы обладала следующими

чертами:

- Преобладание государственных финансов, поскольку основная масса

предприятий были государственными.

- Централизованное планирование финансов. Сводный финансовый план был

составной частью единого народнохозяйственного плана и включал в себя

финансовые планы предприятий, организаций, учреждений, министерств и

ведомств, бюджеты республик, областей и местных Советов,

общегосударственный бюджет. Все его части были взаимоувязаны с показателями

производственной деятельности, движением ресурсов и продуктов. Основные

показатели финансовых планов предприятий утверждались вышестоящими органами

государственного управления. Задачей финансового планирования было

обеспечение всесторонней сбалансированности материальных и финансовых

потоков в народном хозяйстве, необходимой для бесперебойности общественного

воспроизводства и достижения конечных целей государственного плана.

- Наряду с финансовым планированием, финансовые отношения регулировались

государством с помощью установления правил финансовых расчетов; финансовых

нормативов, определявших образование и распределение денежных фондов на

предприятиях; нормативов отчислений в бюджет и т. д.

- Госбанк СССР и контрольно-ревизионные органы осуществляли жесткий

контроль за соблюдением финансовой дисциплины. Монопольное положение

Госбанка позволяло ему не проводить платежи предприятий, нарушавшие

финансовую дисциплину, и в принудительном порядке осуществлять обязательные

платежи.

- Все доходы государства шли в государственный бюджет СССР. Верховный

Совет СССР выделял средства, идущие на финансирование общесоюзных программ,

и средства в бюджеты союзных республик. Республиканские Советы распределяли

выделенные им средства между областями, областные Советы - между городами и

районами. Распределение бюджетных средств происходило на основе единого

народнохозяйственного плана, который включал в себя задания по развитию

страны в целом, ее регионов и территорий и разрабатывался с учетом реальных

потребностей этого развития. Через государственный бюджет

перераспределялось около 45-50 % валового национального продукта.

- В доходах бюджета доля прямых налогов с населения была незначительной

(около 7 %). Основная масса доходов поступала в форме отчислений из прибыли

предприятий и косвенных налогов. Отчисления из прибыли предприятий зависели

от объема и качества используемых ими ресурсов. Поэтому их уровень был

индивидуальным для каждого предприятия. Основной формой косвенных налогов

был налог с оборота. Он включался в цены только определенных видов товаров,

по разным ставкам. Налог с оборота использовался для регулирования цен и

служил источником дотаций по тем видам продукции, где государственные цены

были ниже стоимости.

- При недостатке доходов государства для финансирования плановых расходов

бюджета применялись внутренние государственные займы.

Создание в середине 1960-х г. г. в советской экономике затратного

хозяйственного механизма привело к развитию негативных тенденций, в том

числе и в финансовой сфере. Появился и стал расти дефицит государственного

бюджета, в силу углубления диспропорции между товарной и денежной массами

усиливалась необеспеченность финансов материальными ресурсами и продуктами.

Нарастали несбалансированность и сбои в процессе общественного

воспроизводства, разрушавшие его планомерность. Стала развиваться теневая

экономика.

В ходе рыночной реформы финансовая система России подверглась коренному

изменению:

1) Резко сократилась доля государственных финансов в экономике за счет

приватизации значительной части государственных предприятий.

2) Произошла реорганизация государственных финансов. Вместо единого

государственного бюджета была создана целая система централизованных

финансов, разделенная по уровням (федерация - субъект федерации - город,

район). Каждый из уровней получил автономные источники денежных

поступлений, которые за ним закреплены, и перешел на своего рода

самофинансирование. В качестве таких источников выступают соответствующие

налоги или определенные доли налогов, платежи за ресурсы и др. Правда,

сохраняется и ограниченная финансовая помощь со стороны федерации ряду ее

субъектов, а субъектов федерации - некоторым районам и городам.

3) Значительно повысилась доля негосударственных финансов. Создана целая

сеть негосударственных финансово-кредитных институтов. Государственное

планирование финансов упразднено, вместо него образован финансовый рынок

(рынок ценных бумаг и ссудного капитала). Роль государства в финансовой

системе в принципе стала такой же, как в капиталистической экономике. Это -

перераспределение части валового национального продукта через систему

государственных финансов и регулирование финансовой системы в целом.

4) Осуществлена реформа налоговой системы. Системы индивидуальных

платежей в бюджет, зависящих от ресурсов предприятий, заменена одинаковым

порядком налогообложения всех предприятий. Отменен и налог с оборота.

Появилось множество новых налогов, в результате число налогов многократно

возросло. К новым налогам относятся: налог на прибыль, налог на добавленную

стоимость, на имущество предприятий и физических лиц, акцизы, таможенные

пошлины, на операции с ценными бумагами, платежи в различные внебюджетные

фонды и многие другие. Расширился и круг объектов налогообложения. Все

налоги разделены на три уровня: федеральные налоги, субъектов федерации,

местные.

В настоящее время основными налогами с предприятий являются:

- Налог на прибыль. Объект налогообложения - облагаемая прибыль. В целях

стимулирования соответствующих видов деятельности в облагаемую прибыль не

включается часть прибыли, расходуемая на техническое перевооружение

предприятия, научные исследования и опытно-конструкторские разработки,

содержание социальной сферы, помощь сельскому хозяйству, благотворительную

деятельность и др.

- Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения - добавленная

стоимость (разность между денежной выручкой предприятия и материальными

затратами). Для производителей и переработчиков сельскохозяйственной

продукции установлена ставка НДС, которая в два раза меньше основной

ставки.

- Акцизы. Установлены только по определенным видам продукции (винно-

водочные, табачные, ювелирные изделия, предметы роскоши, автомобили и

запчасти к ним и др.).

- Таможенные (импортные и экспортные) пошлины.

- Отчисления на социальные нужды, в дорожные фонды.

- Налог на имущество предприятий.

- Земельный налог.

- Платежи за природные ресурсы.

Основной налог с физических лиц - подоходный налог. Введен

дифференцированный подход к его исчислению (необлагаемый минимум и

возрастание налоговых ставок с возрастанием величины дохода). Кроме него,

население уплачивает налог с транспортных средств; земельный налог; налог с

имущества; налог с имущества, передаваемого в порядке дарения и

наследования.

В ходе реформы налоговой системы были созданы новые налоговые службы -

налоговая инспекция и налоговая полиция. Штат аппарата, контролирующего

сбор налогов, резко увеличился. Однако в налоговой системе имеется немало

нерешенных проблем.

В целом российская налоговая система в настоящее время отличается от

налоговых систем развитых капиталистических стран более низкой долей

налогов с физических лиц в общей сумме налогов и более высокой долей

налогов с предприятий. Если российское предприятие не пользуется налоговыми

льготами, не несет штрафных санкций за просрочку налоговых платежей и

полностью выплачивает все установленные налоги, то в среднем оно отдает

государству 56-57% созданной добавленной стоимости. Это выше, чем налоговое

бремя, возложенное на предприятия в большинстве развитых стран. Такой

уровень налогообложения, особенно в условиях экономического кризиса,

затрудняет осуществление производственных капиталовложений и весь процесс

воспроизводства в целом. Не случайно, что все предприятия легальной

экономики находятся сейчас в тяжелом финансовом положении, а теневики, не

платящие налогов, процветают.

Политика правительства направлена на снижение налогового бремени

предприятий и повышение уровня налогообложения населения, но ее реализация

наталкивается на крайне низкий уровень доходов большинства россиян. Поэтому

оно пытается провести ее в скрытой форме (жилищно-коммунальная реформа,

пенсионная реформа означают сокращение социальных выплат населению, что

равносильно увеличению налогов), а также идет на сокращение расходов

бюджета. Взят курс также на снижение ставок налогов с предприятий при

одновременном сокращении налоговых льгот им и расширении объектов

налогообложения.

Особенностью налоговой системы России является и высокий уровень теневой

экономики (около 40 %), уходящей от выплаты налогов. Собираемость налогов

из года в год снижается, несмотря на все усилия налоговых служб. Причина

кроется прежде всего в углублении экономического кризиса, а также в

неотлаженности работы государственного аппарата, который должен был в

сжатые сроки перейти от прежних методов государственного управления

плановым хозяйством к принципиально иным методам регулирования рыночной

экономики.

Доля собранных налогов в валовом национальном продукте снизилась с 45-50%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.