реферат скачать
 

Экономическая теория

хотя и считается важной, но все же рассматривается не как первостепенная.

3) Программирование экономики - разработка и реализация государственных

программ, охватывающих решение какой-либо проблемы, ту или иную сферу

общественной жизни или экономику в целом.

В США, например, ежегодно утверждается около 300 государственных

программ, затрагивающих образование, здравоохранение, экологию, оборону,

науку, социальное обеспечение, помощь сельскому хозяйству и др. Для

реализации программ выделяются бюджетные средства, предусматривается

система различных льгот, определяются фирмы - генеральные подрядчики для

выполнения крупных госзаказов и т. п.

В Японии программирование осуществляется в виде индикативного

планирования экономики. Оно включает утверждение контрольных цифр плана

(планы разрабатываются на 10-15 лет, на 5 лет и на 1 год), составление

межотраслевого баланса по 2000 наименованиям продукции, расчет плановых

объемов производства и уровней цен по каждому из них, разработку системы

экономических стимулов, заинтересовывающих негосударственные предприятия в

выполнении плановых показателей. Плановые задания являются обязательными

только для государственного сектора, а для негосударственных предприятий

они носят рекомендательный характер. Индикативное планирование применяется

и в других странах (Франция, Ю. Корея).

4) Промышленная политика - целенаправленная деятельность государства,

направленная на осуществление структурных сдвигов в экономике, техническое

перевооружение производства, повышение конкурентоспособности национального

производства. Она осуществляется главным образом с помощью государственных

программ.

5) Регулирование монополий. Эта форма государственного регулирования

включает в себя контроль за образованием монополий на товарных рынках и

ограничение монополистической деятельности. В каждой стране установлены

критерии выявления монополий. За основу берется доля предприятий в общем

объеме продаж товара на данном рынке. Государство может запретить

образование монополии, если это ведет к ухудшению ситуации на рынке, то

есть наносит ущерб партнерам монополии. Если же предприятия, образующие

монополию, докажут, что она не ведет к отрицательным последствиям, то ее

формирование не запрещается (что, как правило, и бывает). В качестве мер по

борьбе с монополистической деятельностью используются в основном

регулирование цен на продукцию монополистов и контроль за соблюдением ими

стандартов качества продукции.

6) Регулирование трудовых отношений, доходов, занятости, социальное

регулирование. Во всех развитых странах государство, как уже говорилось,

регулирует минимальную заработную плату. Кроме того, оно устанавливает

максимальную продолжительность рабочей недели, ограничения на сверхурочные

работы, минимальную продолжительность отпусков, требования к технике

безопасности и условиям труда, правила приема и увольнения работников и др.

вопросы, относящиеся к трудовому законодательству. Как уже говорилось,

государство формирует социальные фонды для оказания помощи малоимущим и

нетрудоспособным членам общества. В США доля затрат государства на

социальные программы возросла с 4 % ВНП в 1930-е гг. до 18 % ВНП в конце

1980-х гг.

Во всех развитых государствах, как уже говорилось, имеется

государственная служба занятости, задачами которой являются: - регистрация

безработных, оказание им помощи в трудоустройстве и переподготовке; - сбор

информации о вакансиях, стимулирование создания новых рабочих мест,

приостановка массовых увольнений; - выплата пособий по безработице.

7)Регулирование цен. Доля регулируемых цен в развитых капиталистических

странах составляет 25-40 %. В большинстве стран цены регулируются на

топливно-энергетические ресурсы, продукцию металлургии и лесного комплекса,

услуги транспорта, коммунальные услуги, сельхозпродукцию, базовую продукцию

машиностроения. Круг регулируемых цен может расширяться в зависимости от

сложившейся ситуации. Регулированием может быть охвачено и 100 % цен.

Например, в США в начале 1970-х гг. все цены были заморожены примерно на

три года. Замораживание цен использовалось и во Франции в конце 1980-х гг.

Степень вмешательства государства в ценообразование определяется темпами

инфляции. Уровень инфляции в 3-5 % в год считается допустимым, а в 13-15 %

в год - опасным для экономики, требующим чрезвычайных мер.

Методы, используемые для регулирования цен, разнообразны. Их можно

разделить на три группы:

а) Прямое регулирование - установление (или утверждение) цен

государством, порядка расчета цен, предельных уровней цен, ограничение

частей цены (прибыли, торговой наценки) и т. п.

б) На основе соглашений между государством и фирмами (цены

государственных закупок и заказов, договоры между государством и фирмами по

поддержанию уровня цен в обмен на определенные льготы (со стороны

государства)).

в) Косвенное регулирование - с помощью налогов и дотаций, товарных

интервенций, внешнеторгового регулирования, стимулирования создания

альтернативных производств и т. п.

Об антиинфляционной политике см. также тему 16.

8) Контроль за качеством продукции и охрана окружающей среды. Государство

устанавливает стандарты качества многих товаров, прежде всего -

продовольственных товаров, алкогольной продукции, других товаров народного

потребления; контролирует содержание вредных веществ в них. Государство

лицензирует производство и продажу медикаментов, устанавливает предельно

допустимые концентрации и предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ

в промышленных отходах. Нарушители государственных стандартов подвергаются

наказанию, вплоть до закрытия предприятия. Разрабатываются и осуществляются

различные экологические программы, финансируемые государством.

9) Регулирование внешнеэкономических отношений. Данная форма будет

рассмотрена в следующей теме.

В социалистической экономике, как уже говорилось, государство главным

образом выполняет функцию не регулирования экономики, а управления ею.

Соответственно этому иными являются и применяемые им методы:

1) Государственное планирование экономики (не индикативное, а

директивное). Оно служит центральным звеном управления экономикой.

Государственное планирование не означает, что сверху планируется все,

вплоть до гвоздя. Составление государственного плана - сложная процедура, в

которой участвуют все предприятия и органы управления разных уровней.

Планирование идет и “сверху-вниз” и “снизу-вверх”; что необходимо, с одной

стороны, для обеспечения согласованности и единой целенаправленности

действий всех звеньев производства, а с другой, - для отыскания и

вовлечения всех резервов повышения эффективности производства.

Государственный план включает только обобщенные показатели, детали

отношений между предприятиями согласовываются ими самими при заключении

договоров.

2) Централизованное распределение ресурсов и продуктов. Оно выступает

прежде всего в форме централизованного материально-технического снабжения,

закрепляющего потребителей ресурсов и продукции (на основе их заявок) за

производителями в целях обеспечения наиболее рациональных связей в народном

хозяйстве, а также в форме централизованного снабжения товарами народного

потребления на основе заявок торговых организаций.

3) Государственное ценообразование. Оно не означает, что все цены

устанавливаются “наверху”. Центральные органы ценообразования устанавливают

(утверждают) цены лишь по наиболее важным видам ресурсов и продукции. Цены

на многие виды товаров устанавливаются (утверждаются) отраслевыми и

территориальными органами государства и самими предприятиями. Государство

лишь определяет порядок установления цен и контролирует его соблюдение. До

середины 1950-х г. г. в СССР, например, планировалось ежегодное снижение

цен на основе планового сокращения затрат. С 1947 по 1953 г. г. уровень цен

благодаря этому был понижен более чем в 2 раза. При этом государственный

бюджет был бездефицитен, а денежная масса была сбалансирована с товарной,

то есть отсутствовал дефицит и товаров, и денег. Позднее эта политика была

заменена политикой стабильных цен, что привело к их отрыву от стоимости; а

с середины 1960-х г. г. создание затратного хозяйственного механизма

породило тенденцию к росту цен.

4) Государственная стандартизация продукции и контроль за соблюдением

стандартов, природоохранная политика.

5) Государственная регламентация трудовых отношений, финансирование

социальной сферы и социального обеспечения, гарантия права на труд.

6) Государственная монополия в кредитной сфере, о чем говорилось в теме

12.

7) Государственная монополия внешней торговли и валютных операций с целью

подчинения их общегосударственным интересам.

Из перечисленных функций видно, что роль социалистического государства в

экономике намного выше, чем капиталистического, хотя в выполняемых ими

функциях есть немало сходного.

При этом доля профессионально занятых управлением в общей численности

экономически активного населения в социалистической экономике намного ниже,

чем в капиталистической. Это вызвано тем, что централизация функций

управления в социалистической экономике позволяет выполнять их значительно

меньшим числом людей.

Так, в 1988 г. доля работников управления всех уровней в СССР составляла

около 12 % всех занятых в экономике, а в США - около 55 %. (К работникам

управления здесь отнесены не только работники государственного аппарата, но

и управленцы на предприятиях, в организациях, учреждениях). Не случайно,

что при переходе к рыночной экономике доля занятых управлением в России

резко возросла и продолжает расти, несмотря на то, что реформаторы обещали

сократить число управленцев.

21.4. Изменение роли государства в экономике России

До рыночной реформы в СССР была плановая социалистическая экономика. В

1940-60-е г. г. она развивалась наиболее высокими темпами в мире. Однако

созданный в середине 1960-х г. г. затратный хозяйственный механизм привел к

развитию негативных тенденций, которые особенно усилились к началу 1980-х

г. г. Стала остро необходимой реформа системы управления экономикой.

Тогда были возможны два альтернативных варианта ее реформирования: 1)

замена затратного хозяйственного механизма системой планирования и

стимулирования экономии общественного труда (повышения эффективности

производства) на основе общественной собственности на средства

производства; 2) слом системы государственного управления экономикой и

переход к рыночной (капиталистической) экономике.

В экономической науке разгорелись дискуссии. Сторонники первого из

указанных направления разработали конкретные практические рекомендации по

налаживанию антизатратного хозяйственного механизма. Они были апробированы

на ряде предприятий, в том числе - ленинградском ПО “Светлана”,

машиностроительных заводах Барнаула. Их практическое применение дало

высокие результаты, оно позволило добиться невиданных прежде результатов -

стабильного роста производительности труда более чем на 10 % ежегодно,

значительного удешевления изделий без ущерба для их качества. Казалось бы,

было ясно, что делать дальше.

Однако в партийном руководстве (Горбачев, Рыжков, Лукьянов, Яковлев и

др.) взяла верх линия на переход к рыночной экономике. Перестройка явилась

первым этапом, за которым последовал кардинальный рывок в рынок 1992 г.

Социализм был заменен государственно-монополистическим капитализмом.

Соответственно этому изменилась и экономическая роль государства. Путем

приватизации был разрушен общественный характер собственности.

Государственная собственность в современной России занимает примерно такой

же удельный вес в капитале, что и в среднем по развитым капиталистическим

странам.

Государство перестало быть распорядителем общенародной собственности и

выполнять функцию управления экономикой. Были упразднены государственное

планирование, ценообразование, централизованное распределение ресурсов и

продуктов, государственная монополия внешней торговли и валютных операций,

монополия государства в кредитной сфере, резко снижена его роль в трудовых

отношениях, социальном обеспечении и других сферах деятельности.

Теперь государство выполняет лишь функцию регулирования экономики и, как

и в других капиталистических странах, продает и покупает товары на рынке,

перераспределяет часть ВНП через систему финансов и т. д.

В основе экономической политики российского государства с 1992 г. лежит

монетаристская концепция. Согласно этой концепции, российское правительство

главную задачу видит в стабилизации денежной массы в обращении. Это

достигается с помощью политики дорогих денег и жесткой финансовой политики.

Причем правительство в стремлении сдержать рост денежной массы не

останавливается перед невыплатой заработной платы бюджетникам, неоплатой

выполненных предприятиями государственных заказов, невыдачей

предусмотренных законом дотаций селу и т. д.

Результатом такой политики уже стало сокращение производства наполовину,

разрушение социальной сферы и другие кризисные явления. Тем не менее

денежная масса растет быстрее, чем хотелось бы правительству, и около 40-50

% ее прироста уходит в теневую экономику. Продолжается инфляция.

Характерным явлением реформы государственного управления является

постоянное разбухание численности госаппарата. Уже весной 1994 г. по

признанию В. Черномырдина численность аппарата государственных органов

России была на 30% больше численности всего государственного аппарата

бывшего СССР. С тех пор она не уменьшилась.

В государственном аппарате России, по признанию Б. Ельцина и других

высокопоставленных чиновников, сейчас царит коррупция, которой неоднократно

объявлялась война, но - безрезультатно. Руководство США объявило рост

коррупции в государственном аппарате России угрожающим национальным

интересам США.

Экономика стала неуправляемой. Это значит, что ни одна из объявленных

правительством целей, (кроме обвальной приватизации), не была достигнута.

Россия находится в глубоком кризисе, выход из которого требует кардинальной

смены экономического курса и обновления всего государственного аппарата.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается управление от регулирования с точки зрения экономических

отношений и основного содержания ?

2. В чем различие между товарной и планомерной формами связи ?

3. Что происходит с планомерной формой связи с развитием

капиталистического производства?

4. Чем отличается план от программы? прогноза?

5. Чем отличается планирование от программирования?

6. Каковы два основных вида функций управления в экономических процессах? В

чем их содержание?

7. Каковы тенденции развития управления?

8. Что понимается под государством? Какие функции в обществе оно выполняет?

9. Что понимается под государственно-монополистическим капитализмом? Каковы

его характерные черты и какие факторы обусловливают его развитие?

10. Какие основные функции выполняет государство в современной экономике?

11. В каких формах выражается экономическая роль государства в современном

обществе?

12. Каковы основные формы государственного регулирования экономики?

13. В чем различие между кейнсианством и монетаризмом в трактовке роли

государства в экономике?

14. Чем отличается роль государства в социалистической экономике от его

роли в капиталистической экономике?

15. Почему доля работников управления, в том числе и государственного

аппарата, ниже в социалистической экономике, чем в капиталистической?

16. В чем отличие государственного управления экономикой от

государственного регулирования экономики ?

17. Чем отличается директивное планирование от индикативного?

18. В чем состоит изменение роли государства в экономике России в 1990-е

гг.?

19. Чем характеризуется современное состояние государственного

регулирования экономики в России?

20. Какова роль экономической политики российского правительства в развитии

экономического кризиса в 1990-х гг. ? Ответ обоснуйте.

Тема 22. Всемирное хозяйство

22.1. Всемирное хозяйство и его состав

Всемирное хозяйство - это совокупность национальных хозяйств стран мира и

экономических отношений между ними.

До недавнего времени в составе всемирного хозяйства выделялись три

основные группы государств: - развитые капиталистические страны; -

социалистические страны; - развивающиеся страны. Соотношение между ними в

1987 г. характеризуется данными таблицы 3.

Однако в 1980-90-е гг. социалистическая система в значительной мере

распалась, хотя и сохранился ряд социалистических государств (КНР, Куба,

КНДР, Вьетнам). В настоящее время доминирует иной принцип классификации

государств. Выделяют: - развитые капиталистические страны; - страны с

переходной

Таблиц а 3. Сравнение экономических показателей групп стран в 1987 г.

| |Доля в мировом |Доля в численности |Доля в |

|Вид государств |промышленном |населения мира, в % |территории, в|

| |производстве, в % | |% |

|Развитые | | | |

|капиталистические |53 |16,1 |13,2 |

|Социалистические |40 |31,8 |26,2 |

|Развивающиеся |7 |52,1 |61,6 |

экономикой (бывшие социалистические государства Восточной Европы и

республики бывшего СССР); - развивающиеся страны (к которым относят и

социалистические, а также Монголию).

Соотношения между основными группами стран по уровню развития экономики

характеризуются следующими показателями: см. таблицу 4.

В развитых капиталистических странах проживает около 832 млн. чел., а

средний ВВП на душу населения (в долларах США 1995 г.) - примерно 22490 (у

США - 27202).

В странах с переходной экономикой число жителей составляет около 400 млн.

чел., средний ВВП на душу населения - около 4000 (Россия в 1996 г. -

порядка 3900, а в 1990 г. - 7200).

Наконец, в развивающихся странах (включая КНР) проживает около 4400 млн.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.