реферат скачать
 

Экономическая теория

4. Удлинение продолжительности экономического цикла.

5. Асинхронность.

А: 1, 2, 4. Б: 3, 4, 5. В: 1, 3, 4. Г:

3, 5. Д: 2, 4, 5.

17. Для экономических кризисов 1970-90-х гг. было характерно:

1. Синхронность.

2. Стагфляция.

3. Сравнительно небольшая глубина падения производства.

4. Удлинение продолжительности экономического цикла.

5. Асинхронность.

А: 1, 2, 4. Б: 3, 4, 5. В: 1, 2, 4. Г: 3,

5. Д: 2, 4, 5.

18. Согласно кейнсианской теории, антикризисная политика включает в себя:

1. Ограничение денежной массы в обращении.

2. Ограничение дефицита бюджета.

3. Ужесточение сбора налогов.

4. Рост государственных расходов.

Сокращение расходов бюджета.

19. В чем сущность экономического кризиса в России в 1990-е гг. и каковы

основные факторы его углубления ?

20. Что является основой выхода экономики из кризиса, в том числе -

применительно к кризису в российской экономике ?

Тема 21. Основы государственного регулирования экономики

21.1. Управление и регулирование в экономических процессах

Под управлением в экономических процессах понимается воздействие на

экономический субъект, направляющее его на достижение определенной цели.

Под регулированием - воздействие на условия, в которых экономический

субъект осуществляет свою деятельность, вынуждающее его вносить в нее

определенные изменения. Оба указанных вида воздействия обладают

целенаправленностью и довольно близки друг к другу по своему содержанию.

Нередко в научной литературе управление рассматривается как частный случай

регулирования и, наоборот, регулирование - как разновидность управления.

Кроме известного совпадения этих понятий, они содержат и различие. Когда

говорят об управлении в узком смысле слова, то имеют в виду прямое

(директивное) указание управляемому субъекту действий, которые он должен

выполнять. А когда речь идет о регулировании в узком смысле, то

предполагается косвенное (опосредствованное) воздействие на субъект - не в

виде прямых указаний, а через воздействие на условия, в которых хозяйствует

субъект.

В современном обществе имеют место две основные формы связи между

экономическими субъектами:

1) Товарная форма связи. Она означает, что экономические субъекты

противостоят друг другу как обособленные собственники средств производства

и товаропроизводители, как продавцы и покупатели товаров. В условиях

товарной формы связи целенаправленное воздействие одного субъекта на

другого выступает главным образом в форме косвенного регулирования.

Регулирование могут осуществлять: монополии - на рынке определенного

товаров, государство - по отношению ко всем предприятиям.

2) Планомерная (непосредственно общественная) форма связи. Она означает

согласованные действия участников производственного процесса, направленные

на достижение одной цели.

Охота на мамонта в первобытной общине уже являлась планомерной формой

связи: одни рыли яму, другие создавали шум и гнали мамонта, третьи его

убивали и т. п. Вообще непосредственно общественная форма связи появилась

раньше товарной. Она имела место не только в общине, но и при рабовладении

и феодализме. Например, строительство египетских пирамид, или городских

крепостей, замков, дворцов, ирригационных сооружений и т. п.; все это -

разновидности планомерной формы связи.

Создав крупное машинное производство, капитализм превратил планомерность

во всеобщую форму организации производства на предприятии. На современном

предприятии все работники трудятся согласованно для достижения одной цели -

своевременного выпуска продукции определенного качества. В процессе

производства они не обмениваются товарами и не относятся друг к другу как

обособленные собственники средств производства.

Планомерной форме связи соответствует прямое управление участниками

производственного процесса. Оно объективно необходимо для обеспечения

согласованности и единой целенаправленности действий работников.

C развитием капитализма происходит расширение планомерной формы связи (на

основе концентрации и централизации капитала), в то же время господствующей

формой остается товарная форма. Образование монополий и установление их

господства в экономике приводит к тому, что рынок становится регулируемым.

К этому добавляется развитие государственного регулирования экономики. В

результате в экономике появляются элементы народнохозяйственной

планомерности, хотя по своему характеру она остается товарным хозяйством. В

социалистическом обществе планомерность охватывает экономику в целом, хотя

в ней и сохраняются элементы товарной формы связи. Поэтому в

социалистической экономике государство не регулирует экономику, а прямо

управляет производством.

Основным содержанием прямого управления является планирование, а

косвенного регулирования - программирование.

План - это намеченный способ получения определенного результата. Он

включает в себя: - планируемый результат (цель); - срок достижения

результата; - необходимые ресурсы и способы их достижения; -

последовательность действий, обеспечивающих получение результата в

установленный срок; - указание исполнителей конкретных действий и задания

им. В отличие от прогноза, который выражает представления о будущем, план

является руководством к действиям и носит директивный (обязательный для

выполнения) характер.

Программа отличается от плана тем, что, как правило, не обладает всеми

чертами плана: - не носит директивного характера, а является рекомендацией;

- или выражает способ решения отдельной проблемы, не охватывая

производственный процесс в целом, все его стороны; - не содержит конкретных

сроков и исполнителей и т. п. Это следует из того, что программа является

инструментом регулирования, а не управления. Хотя, разумеется, и в

управлении могут использоваться программы как исходный материал для

составления плана. Можно сказать, что план строится на основе программ,

путем их взаимной увязки, согласования с возможностями производства,

определения сроков выполнения и исполнителей и т. д. С другой стороны,

термин “планирование” может использоваться и в регулировании. В этом случае

говорят об индикативном планировании, которое носит рекомендательный

характер и не принимает формы прямых заданий.

Планирование включает в себя составление и утверждение плана, доведение

его до исполнителей, организацию его выполнения, контроль выполнения и

корректировку плана в процессе его выполнения. Планирование - это

сердцевина управления предприятием или экономикой в целом (в плановой

экономике).

Программирование означает составление программ, разработку системы мер по

их осуществлению (меры косвенного воздействия), контроль за реализацией,

корректировку в процессе выполнения.

Функции, выполняемые управлением (регулированием), делятся на два вида:

1) не зависящие от характера собственности на средства производства; 2)

обусловленные характером этой собственности.

К функциям первого вида относятся:

- сбор информации;

- обработка информации;

- прогнозирование;

- принятие решений;

- организация выполнения решений;

- контроль выполнения решений.

К функциям второго вида относятся:

- обеспечение присвоения прибавочного продукта собственником средств

производства (дохода от собственности);

- обеспечение приоритета интересов собственника средств производства при

принятии хозяйственных решений;

- согласование интересов работников с интересами собственника средств

производства, стимулирование их к наиболее полной реализации последних.

На основе углубления общественного разделения труда, роста разнообразия

видов деятельности, производимых товаров и услуг, концентрации и

централизации капитала и других форм обобществления производства происходит

развитие и отношений управления.

Его основными тенденциями являются:

- рост объема управленческих операций;

- рост доли занятых в сфере управления (в США, например, более половины

всех занятых в экономике относятся к работникам управления);

- развитие технической оснащенности управления, средств связи,

информатизация отношений, повышение доступности информации и возможностей

ее обработки;

- развитие, с одной стороны, самоуправления, саморегулирования

предприятий и их подразделений; а с другой - элементов централизованного

планового управления экономикой (со стороны государственно-

монополистического механизма).

21.2. Государственно-монополистический капитализм. Роль государства в

современной экономике

Государство - это особый аппарат принуждения. Он обеспечивает соблюдение

всеми членами общества определенных правил, суть которых - функционирование

определенных отношений собственности. Государство охраняет существующие в

обществе отношения собственности и поэтому служит интересам экономически

господствующего класса - собственника основной части средств производства.

На разных этапах развития общества государство играло разную роль в

экономике.

В современной капиталистической экономике оно является наиболее

могущественным субъектом экономических отношений. Это обусловлено тем, что

современное капиталистическое общество находится на стадии государственно-

монополистического капитализма.

Государственно-монополистический капитализм означает сращивание силы

монополий с силой государства в единый хозяйственный механизм. Он

предполагает образование капиталистических монополий и установление их

господства в экономике, то есть превращение капитализма свободной

конкуренции в монополистический капитализм.

Для него характерно:

- сращивание монополистического промышленного и монополистического

банковского капитала и образование финансового капитала и финансовой

олигархии;

- более быстрое развитие вывоза капитала за границу по сравнению с

развитием мировой торговли;

- образование международных союзов капиталистов (международных

монополий), делящих мировые рынки;

- борьба за передел мира между группами развитых капиталистических стран.

Непосредственными причинами сращивания силы монополий и силы государства

в единый механизм являются:

- выход производительных сил за рамки частной собственности на средства

производства, что выражается в невозможности обеспечения основных условий

общественного воспроизводства, удовлетворения ряда жизненно важных

общественных потребностей только на основе частной собственности;

- усиление конкуренции между монополиями разных капиталистических

государств в мировой экономике;

- обострение борьбы между группами капиталистических стран за мировое

господство.

Основные функции государства в современной капиталистической экономике:

- обеспечение необходимых условий сбалансированного общественного

воспроизводства и экономического роста (занятости, рационального

использования природных ресурсов, структурных сдвигов в экономике,

рыночного равновесия, поддержка ряда отраслей и т. д.);

- обеспечение удовлетворения ряда общественных потребностей (в

образовании. здравоохранении, развитии науки и культуры, социальном

обеспечении и др.);

- защита интересов национального капитала в международном экономическом

соперничестве.

Основные формы, в которых выражается роль государства в современной

капиталистической экономике:

1) Государственная собственность. Она выступает в виде собственности

государства на природные ресурсы, государственного сектора экономики

(производственные предприятия и учреждения непроизводственной сферы), а

также в виде доли государства в капитале предприятий. Доля государства в

суммарном капитале различна для разных стран. В целом она колеблется от 10

до 50 %. Наибольшее значение она имеет в ряде западноевропейских стран

(Италия, Франция, Англия). В собственности государства могут находиться

предприятия жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, энергетики,

добывающей промышленности, машиностроения и др.

2) Перераспределение государством валового национального продукта через

финансовую систему. Как уже говорилось в теме 11, в развитых

капиталистических странах в настоящее время государство перераспределяет от

35 до 61 % валового национального продукта. Средства идут на финансирование

различных программ, направленных на удовлетворение общественных

потребностей, обеспечение сбалансированности и роста экономики.

3) Покупка и продажа государством товаров (ресурсов, продукции, услуг,

ценных бумаг). Государство является крупнейшим покупателем и продавцом на

внутреннем рынке развитых капиталистических стран, с объемом операций

которого не может сравниться ни одна из промышленных монополий.

4) Государственное регулирование экономики, о чем речь пойдет ниже.

Роль государства в современной экономике оценивается разными концепциями

по-разному.

Неоклассическая теория считает, что государство выполняет те функции,

которые не в состоянии выполнить рынок, и поэтому современная экономика

является не чисто капиталистической, а смешанной, социально

ориентированной. Близкое к такому понимание роли государства и в

кейнсианской теории.

С точки зрения марксистской теории, происходящие в капиталистической

экономике процессы свидетельствуют о том, что современные производительные

силы требуют перехода к планомерной организации экономики на основе

общественной собственности на средства производства и созрели для такого

перехода. Такой переход дает обществу возможность сознательного

использования экономических законов, подчинения экономики общественным

интересам, рационального использования ресурсов, повсеместного внедрения

передовых достижений науки и техники, то есть позволяет ускорить

общественный прогресс. В. И. Ленин считал, что между государственно-

монополистическим капитализмом и социализмом никаких переходных ступеней

нет, поскольку имеются все материальные предпосылки социализма. Для

перехода к социализму требуется только одно: переход монополий в

собственность всего народа и обращение их на пользу всего народа (с помощью

социалистического государства).

В социалистическом обществе государство приобретает новую экономическую

роль. Оно выступает как распорядитель общенародной собственности, в которой

находится основная часть средств производства. Государство распределяет

основную массу ресурсов и продуктов, которые также принадлежат обществу.

Оно выполняет функцию прямого управления в планомерно организованной

экономике.

21.3. Формы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики в современных капиталистических

странах осуществляется в разнообразных формах. Основными из них являются

следующие:

1) Финансовая политика государства - совокупность мер по организации

формирования, распределения и использования государственных финансов. Она

включает налоговую, бюджетную политику и политику в отношении

государственного долга.

В настоящее время имеются разные концепции финансовой политики.

Кейнсианская концепция считает наиболее важным инструментом воздействия

на экономику с целью обеспечения полной занятости и стабильного роста. В

период кризиса, согласно этой концепции, государство должно увеличивать

свои расходы для обеспечения эффективного рыночного спроса, уровень налогов

должен снижаться, социальных выплат - расти. Наиболее стимулирующей мерой в

краткосрочном периоде является финансирование прироста государственных

расходов за счет денежной эмиссии. В период перегрева экономики государство

должно действовать в противоположном направлении - сокращать расходы и

социальные выплаты, увеличивать налоги, ограничивать рост денежной массы.

Кейнсианцы считают, что для полной занятости и экономического роста

необходим определенный уровень дефицита бюджета, рост государственного

долга и умеренная инфляция.

С точки зрения монетаристской концепции, финансовая политика государства

имеет менее важное значение по сравнению с кредитно-денежной политикой. Ее

главная задача - свести к минимуму дефицит бюджета (в основном за счет

урезания социальных программ, которые рассматриваются как излишние,

поскольку, защищая граждан, снижают их экономическую активность), не

допускать избытка денег в обращении. Кейнсианские методы рассматриваются

как создающие инфляцию и нестабильность в экономике.

Теория экономики предложения усматривает основную задачу финансовой

политики в стимулировании роста совокупного предложения с помощью

оптимизации налоговой системы. Кроме снижения общего уровня налогового

бремени, изменения объектов и ставок налогообложения, она предлагает

сократить до минимума социальные программы и другие расходы бюджета.

В реальной практике используются методы, рекомендуемые разными

концепциями. В США, например, до конца 1970-х г. г. преобладал кейнсианский

подход, затем - на короткий срок - монетаристский, в 1980-е г. г. - подход

теории экономики предложения. Позднее вновь стала повышаться роль

кейнсианской теории.

2) Кредитно-денежная политика - регулирование государством объема и

структуры денежной массы и кредитных операций. Основными ее видами

являются: политика дорогих денег и политика дешевых денег.

Первая направлена на ограничение и сжатие денежной массы. Для этого

сокращается государственное кредитование экономики и эмиссия денег,

повышается учетная ставка по кредитам Центрального банка (что повышает

общую ставку процента), увеличивается норма обязательных резервов для

коммерческих банков, продажа ценных бумаг растет по сравнению с их

погашением и др.

Политика дешевых денег направлена, наоборот, на расширение денежной массы

и означает применение мер, противоположных политике дорогих денег.

Наиболее важной считают кредитно-денежную политику монетаристы. Они

полагают, что ее главной задачей является стабилизация количества денег в

обращении (прирост денежной массы на 2-5 % в год). В других концепциях она,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.