реферат скачать
 

Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства

уровням бюджетной системы принимать решения по отдельным вопросам взимания

налогов соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей

компетенции. Например, местные органы власти имеют право распоряжаться

частью федеральных налогов (НДС, НСП и д.р.), но они не могут изменять по

своему усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов.

Из этого следует, что уровни налоговой системы не совпадают с уровнями

бюджетной системы. То есть доходы федерального бюджета формируются только

за счёт федеральных налогов (не считая неналоговых поступлений), а в

региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные

налоги. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении местных бюджетов:

кроме закрепленных за ними местных налогов они включают в себя

соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Итак, федеральные налоги устанавливаются законодательными актами

Российской Федерации и взимаются на всей её территории. Ставки федеральных

налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ, в отдельных случаях -

Правительством РФ (таможенные пошлины, акцизы на отдельные виды

минерального сырья и т.д.). Льготы по федеральным налогам могут

устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы

законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут

вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их

бюджеты. Обоснование права на льготу возлагается на налогоплательщика.

Региональные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ

и действуют на территории соответствующих регионов.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и

органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих

городов, районов или иных административно-территориальных образований.

Часть местных налогов должны применяться на всей территории России

(земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с

лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью); другая часть налогов

вводится по решению органов местного самоуправления (налог с продаж, налог

на рекламу и др.).

Органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного

самоуправления имеют право самостоятельно устанавливать и прекращать

действие региональных и местных налогов, изменять их ставки, предоставлять

налоговые льготы.[8]

Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции

органов власти, но и по признаку переложимости - прямые и косвенные; по

источнику уплаты - налоги, относимые на увеличение цены товара, на

себестоимость продукции, на чистую прибыль; по периодичности взимания -

регулярные и нерегулярные.

Также стоит отметить, что налогоплательщики несут ответственность за

правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

III. Необходимость и пути реформирования налоговой системы РФ

3.1. Реформа налоговой системы. Часть вторая Налогового кодекса РФ

В целях проведения эффективной социально-экономической политики налоговая

система России требует модернизации.

Основными задачами налоговой реформы на ближайший 2001 год являются:

существенное снижение налоговой нагрузки, упрощение налоговой системы и

совершенствование системы сбора налогов.

Снижение налогового бремени можно достигнуть, прежде всего, за счёт

уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, устранения оборотных налогов и

изменений в правилах расчёта базы налогообложения прибыли.

Упрощения налоговой системы планируется осуществить с помощью

установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного

налога, введения единого социального налога и отмены множества

второстепенных налогов. Вместе с упрощением налоговой системы и снижением

налогового бремени достаточно внимательно планируется пересмотр налоговых

льгот. Конечно, речь не идет о том, что налоговых льгот в принципе не

должно быть. Безусловно, должны существовать некоторые социальные льготы,

но в ограниченном количестве.

Совершенствование системы сбора налогов основывается на сокращении

возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном

повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании

единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

Важнейшим событием последних месяцев явилось рассмотрение и принятие

Федеральным собранием РФ второй части Налогового кодекса Российской

Федерации, которая реально позволит внести существенные изменения в

налоговую систему России.

Согласно Федеральному закону “О введении в действие части второй

Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации о налогах” с первого января

2001г. вводятся в действие следующие главы части второй Кодекса: гл. 22

“Акцизы”, гл. 23 “Налог на доходы физических лиц”, гл. 24 “Единый

социальный налог”. Одновременно установлено, что федеральные налоги и

другие нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не

вошедшие в перечень утративших силу, действуют в части, не противоречащей

части второй Кодекса, и подлежат приведению с ней в соответствие.[9]

Единый социальный налог включён в перечень федеральных налогов и сборов.

Объектом налогообложения для работодателей являются выплаты, вознаграждения

и иные доходы, начисляемые работникам. Для индивидуальных предпринимателей,

адвокатов, глав крестьянских и фермерских хозяйств объектом налогообложения

являются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов,

связанных с их извлечением.

Единый социальный налог зачисляется в Пенсионный фонд РФ, Фонд

социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования

РФ.

В связи с этим предусмотрено четыре шкалы регрессивного

налогообложения[10]:

. для всех налогоплательщиков — 35,6%, в том числе:

Пенсионный фонд — 28%, Фонд социального страхования — 4%, фонды

обязательного медицинского страхования — 3,6%;

. для сельхозтоваропроизводителей — 26,1%, в том числе:

Пенсионный фонд — 20,6%, Фонд социального страхования — 2,9%, фонды

обязательного медицинского страхования — 2,6%;

. для индивидуальных предпринимателей — 22,8%, в том числе:

Пенсионный фонд — 19,2%, фонды обязательного медицинского страхования —

3,6%;

. для адвокатов — 17,6%, в том числе:

Пенсионный фонд - 14%, фонды обязательного медицинского страхования —

3,6%.

Кроме этого в НК закреплены следующие ставки единого социального налога

для всех налогоплательщиков:

Если средняя заработная плата работника на предприятии больше 50000

рублей в год, без 10% самых высокооплачиваемых, то:[11]

- если з/п работника больше 100000 рублей в год, налог составит 35,6%

- если з/п работника больше 300000 рублей в год, то налог составит 10%

- если з/п работника больше 600000 рублей в год, то налог составит 5%, а

через два года 2%.

Существуют и льготы по данному налогу для отдельных организаций. Так,

освобождаются от уплаты налога организации любых организационно-правовых

форм с сумм доходов, не превышающих 100000 руб. в течение года, начисленных

работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

Ожидается, что введение единого социального налога станет существенным

стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда

работников.

Также предусматривается ввести с 01.01.01 налог на доходы физических лиц

с единой ставкой в размере 13% (гл. 23 НК РФ).

Для доходов, которые имеют "нетрудовое" происхождение (выигрыши в

лотерею, страховые выплаты по договорам добровольного страхования и т.д.),

установлена повышенная налоговая ставка в размере 35%.

Ставка налога в размере 30% предусмотрена для доходов, получаемых

физическими лицами, проживающими за пределами РФ, от дивидендов и доходов.

Определена система четких и носящих всеобщий характер, социальных,

имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Стандартные вычеты

различны в зависимости от категории налогоплательщиков и получаемых ими

доходов. Указанные вычеты предусматриваются для чернобыльцев, инвалидов

Великой Отечественной войны, блокадников, одиноких родителей, опекунов и

других мало защищенных категорий граждан.

В рамках социальных вычетов предлагается уменьшение облагаемого дохода на

такие социальные расходы, как оплата лечения, медицинского обслуживания и

стоимости лекарств, а также оплата обучения в средних и высших учебных

заведениях, как самого налогоплательщика, так и его детей.

Имущественные налоговые вычеты имеют ограничения. Налогоплательщик имеет

право на имущественные налоговые вычеты в сумме, израсходованной им на

новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или

квартиры, в размере произведенных расходов, но этот вычет не может

превышать 600000 руб. в год.

Вычет при продаже имущества также ограничен. Имущественный налоговый

вычет может составлять сумму, полученную от продажи жилых домов, квартир,

дач, садовых домиков и земельных участков, находящихся в собственности

продавца не менее 5 лет, не более 1000000 руб., а от продажи иного

имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет,

— не более 125000 руб.

При реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг вместо

использования права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик может

уменьшить сумму общего дохода от их реализации на сумму произведенных им и

документально подтвержденных расходов на приобретение указанных ценных

бумаг.

На профессиональные налоговые вычеты имеют право физические лица,

осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной

практикой.

В законе приводится перечень доходов, освобождаемых от налогообложения. К

ним относятся государственные пособия (прежде всего пособия по безработице,

беременности, родам), государственные пенсии, вознаграждения донорам за

сданную донорскую кровь, алименты, получаемые налогоплательщиками.

Принятие единой ставки налога на доходы физических лиц позволит

отказаться от необходимости составления и предоставления в налоговые органы

декларации о доходах основной массе физических лиц.

В рамках проводимых налоговых преобразований ставки акцизов на бензин и

табачные изделия были существенно увеличены; отменён налог на реализацию

горюче-смазочных материалов.

Главой 21 части второй НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на

добавленную стоимость помимо организаций становятся и индивидуальные

предприниматели. Приводится определение места реализации товаров, в

качестве отдельного объекта налогообложения выделяется выполнение

строительно-монтажных работ для собственного потребления.

С введением второй части НК РФ отменяются следующие федеральные налоги:

налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой

налог, которые практически не были установлены. Из перечня федеральных

налогов исключается сбор за пограничное оформление и гербовый сбор.

Вторая часть налогового кодекса не будет введена в один день, этому

свидетельствует высказывание одного из основных разработчиков НК РФ Сергея

Шаталова: “Мы не предполагаем ввести новую налоговую систему сразу с 1

января 2001 года. Вместо большого одномоментного скачка переход в новую

налоговую реальность будет эволюционным процессом, растянутым на три-четыре

года. Многие важные решения будут приниматься поэтапно”.[12]

На втором этапе (2002—2003 гг.) Правительством РФ предлагается отменить

налог с продаж, налог на покупку иностранной валюты, отчисления на

воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налог на имущество предприятий,

физических лиц, а также земельный налог предлагается заменить налогом на

недвижимость.

Конечно, Налоговый кодекс не будет идеальным документом на все времена.

Как показывает опыт, в том числе и зарубежный, налоговое законодательство —

одно из самых подвижных элементов экономики. Даже в тех государствах, где

действуют Налоговые кодексы, ежегодно принимается множество поправок к

налоговому законодательству, что связано, прежде всего, с изменением

налоговой политики государства.

3.2. Мнение российских экономистов

На заседании правительства глава кабинета министров Михаил Касьянов

сообщил, что собираемость налогов растет медленнее ВВП России. По мнению

Касьянова, эффективность сбора налогов необходимо увеличить до конца года,

когда в действие вступит новый Налоговый кодекс.

В своём заявлении Касьянов высказывает, что правительство демонстрирует

непонимание того, что налоги образуются не только от роста объёмов продаж,

а, прежде всего от полученных предприятиями или физическими лицами доходов.

Трудно, например, требовать уплаты налога на прибыль от компании, которая

для захвата рынка проводит распродажи товаров по сниженным ценам. В этом

случае объемы ее продаж будут расти что, в конечном итоге, приведет к

увеличению и ВВП России, но налогов она платить не будет.

Последствия заявления Касьянова можно предугадать уже сегодня. Во-первых,

российские компании до конца года, видимо, ждут неоднократные и усиленные

налоговые рейды, которые, по мнению Касьянова, должны увеличить

собираемость налогов.

Более долгосрочная перспектива выглядит куда хуже. Внимание Касьянова к

собираемости налогов — весьма тревожный симптом. Если правительство не

справится с эффективностью их собираемости в 2001 году, то ему придется

пересматривать ставки налогов, которые в новом Налоговом кодексе уменьшены

по сравнению с ныне действующими нормами.

И тогда, соответственно, вся налоговая реформа потеряет смысл для

правительства и уж тем более для честных бизнесменов, решивших «открыться»

государству и платить налоги вместо того, чтобы, по российской традиции,

прятать прибыль. Таким предприятиям и бизнесменам придется платить налогов

больше, чем всем остальным.

Пока, правда, правительство не объявляло о том, какие методы сбора

налогов будут им применяться в будущем. Однако, учитывая общий тон реформы

исполнительной власти, изменений статуса Центробанка, Налоговой реформы и

других законодательных инициатив, можно не сомневаться, что в отношении

сбора налогов будут применены радикальные методы.

Приказано повысить собираемость налогов — значит надо повысить любой

ценой.[13]

Заключение

В первой главе курсовой работы я описал систему налогообложения: виды,

сущность и функции налогов, основные элементы и типы налогообложения.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены налоговая система Российской

Федерации, а так же налоговая система одной из самых экономически развитых

стран мира – Соединённых Штатов Америки. Рассмотрены различные органы

власти и налоги, собираемые в их бюджеты в налоговых системах обеих стран.

Третья глава заключается в выявлении противоречий, недостатков и путей их

реформирования в налоговой системе Российского Государства. Здесь я

попытался раскрыть основные задачи налоговой реформы, изменения в

налогообложении, которые вступят в силу с принятием второй части Налогового

кодекса Российской Федерации. Так же в этой главе приведено мнение одного

из российских экономистов о возможных проблемах, связанных с общим

понижением налогового бремени и интенсификацией сбора налогов.

Налоговая система – это неотъемлемая часть рыночной экономики. Она

является основным инструментом, с помощью которого государство определяет

приоритеты социально-экономического развития и влияет на развитие

хозяйства. Исходя из этого, налоговая система РФ должна быть надёжной

составляющей российской экономики.

Исходя из собранного материала, я могу сделать вывод, что основными

проблемами нашей налоговой системы являются:

1) излишняя запутанность, наличие большого количества льгот для различных

категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства,

ускорения научно-технического прогресса, внедрения перспективных технологий

или увеличения выпуска товаров народного потребления;

2) чрезмерно высокие налоговые ставки – последствие упора сделанного на

чисто фискальную функцию налоговой системы, обирая налогоплательщика,

налоги душат его;

3) сокрытие доходов предприятиями и физическими лицами от налоговых

органов;

4) нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества

налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль в привлечении

инвестиций как отечественных, так и иностранных.

Очевидно, что все эти проблемы взаимосвязаны, поэтому необходимо их

совокупное решение, а именно упрощение налоговой системы, путём устранения

и объединения второстепенных и схожих налогов, снижение общих налоговых

ставок и повышение качества сбора налогов.

Все вышесказанное обуславливает объективную необходимость пристального

внимания к настоящему состоянию налогообложения. Необходим тщательный

пересмотр основ налогообложения с целью выведения налоговой системы на

оптимальный уровень. Налоги должны стать не только орудием обеспечения

сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного

хозяйства страны, способствовать структурно-техническому совершенствованию

производства.

Есть надежда, что готовая к принятию часть вторая Налогового кодекса РФ в

большей степени способна решить существующие проблемы. Хотя очевидно, что

законодательная власть бессильна без поддержки исполнительной власти, какие

бы проекты она не разрабатывала, необходим орган, заставляющий «играть»

людей по новым более приемлемым правилам.

Таким образом, совершенствование системы сбора налогов способствует

формированию устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы

налогообложения в фактор экономического роста.

Список используемой литературы

1. Автор, Налоговая эволюция, журнал «Эксперт», №8(221) 28 февраля, 2000

2. Винокурова Т.К., Конспект лекций по Макроэкономике, 2000

3. Журавлёв В.В., Савруков Н.Т. Государственный бюджет: Конспект лекций. –

Санкт-Петербург: Политехника, 2000

4. Наумова Н.Н., Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс: часть вторая,

журнал «Бухгалтерский учёт» №18, 2000

5. Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие – 4е изд., перераб. и доп. - М.:

Финансы и кредит, 2000

6. Черник Д.Г., Дадашева А.З. Налоговая система России. – М.: Экономика и

жизнь, 1999

7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят

Государственной Думой 19 июля 2000 года. Одобрен Советом Федерации 26

июля 2000 года http://www.mosnalog.ru/documents/taxlaw2.html

8. Степанов А. Налогам приказано собираться.

http://www.they.ru/print/naloprikaz.shtml

-----------------------

[1] Налоги: Учеб. Пособие/Под ред. Д.Г. Черника. – 4е изд., перераб. и доп.

– М.: Финансы и статистика, 2000

[2] Д.Г. Черник, А.З. Дадашева Налоговая система России. – М.: Экономика и

жизнь. 1999. – С.22 (В связи с тем, что изменения, внесённые в часть первую

НК после её принятия очень значительны, они не были помещены в этот

перечень)

[3] Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие. – М.: Финансы и кредит, С. 267.

[4] С. 268.

[5] С.272

[6] Д.Г. Черник Налоги, С.274

[7] Государственный бюджет: Конспект лекций/под ред. В.В. Журавлёва, Н.Т.

Саврукова. – Санкт-Петербург: Политехника, 2000, С.25

[8] Перечень налогов относящихся к федеральным, региональным или местным

налогам рассмотрен в параграфе 1.3 Виды налогов.

[9] Наумова Н.Н., Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс: часть

вторая, журнал «Бухгалтерский учёт» №18, 2000 С.31

[10] http://www.mosnalog.ru/documents/taxlaw2.html Статья 241. Ставки

налога

[11] Винокурова Т.К., Конспект лекций по Макроэкономике, 2000г.

[12] Автор, Налоговая эволюция, Эксперт, №8(221) 28 февраля 2000, с.34

[13] http://www.they.ru/print/naloprikaz.shtml Налогам приказано собираться

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.