реферат скачать
 

Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства

Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства

Московский государственный университет леса

Международная школа управления и бизнеса

Кафедра Экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Макроэкономика"

Т Е М А:

"Экономическая теория налогообложения и налоговая политика

государства"

Выполнил: Суханов Д.А. .

группа: МБ-23 .

Проверил: доцент Винокурова Т.К.

МОСКВА 2000г.

План

Введение....................................................................

............................................3

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной

экономики...................................................................

...........................................4

1.1. Сущность

налогов.....................................................................

......................4

1.2. Функции

налогов.....................................................................

.......................6

1.3. Виды

налогов.....................................................................

.............................8

II. Налоговая система

России......................................................................

........10

2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым

рынком......................................................................

...........................10

2.2. Структура действующей налоговой системы Российской

Федерации.........18

III. Необходимость и пути реформирования налоговой системы

РФ..................20

3.1. Реформа налоговой системы. Часть вторая Налогового кодекса

РФ...........20

3.2. Мнение российских

экономистов.................................................................

.25

Заключение..................................................................

.........................................26

Список используемой

литературы..................................................................

.....28

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует

на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной

экономики любое государство широко использует налоговую политику в

качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом

управления экономикой в условиях рынка.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит

эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным

предметом дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её

очевидна, т.к. любому человеку рано или поздно придётся столкнуться с

выплатой налогов и/или подачей налоговой декларации, тем более, если он

собирается заниматься частным предпринимательством или создавать свою

фирму.

В наши дни ведётся активная разработка налогового кодекса Российской

Федерации, первая часть которого вступила в силу с 01.01.99, а вторую

планируется ввести с 1 января 2001 года. Здесь приведены мнения некоторых

российских ученых-экономистов относительно нового налогового кодекса.

На данный момент существует масса всевозможной литературы по

налогообложению, такой как изданные конспекты лекций, учебные пособия, а

так же множество периодических изданий, например журналы «Эксперт»,

«Консультант плюс», «Главный бухгалтер», «Всё о налогах», «Бухгалтерский

учёт» и т.п. При написании курсовой работы за базу было взято учебное

пособие - Налоги Д.Г. Черника[1].

Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ,

выявление основных её противоречий и путей их решения. Так же для сравнения

в этой работе приведена налоговая система одной из наиболее экономически

развитых стран мира.

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной

экономики

1. Сущность налога

Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с

существованием и функционированием государства.

Первый сущностный признак налога - отношение власти и подчинения. В

отношении налогов это означает, что субъект налога не может отказаться от

выполнения возложенной на него обязанности - внесения оклада налога в

бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие

санкции (штраф, лишение свободы и др.).

Второй признак налогов - смена собственника. С помощью налогов доля

частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при

этом образуется централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Налоги

поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Этим налоги

отличаются от сборов, в процессе которых образуются целевые денежные фонды.

Например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды

образования, курортный сбор и т.д.

Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность,

т. е. налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при

этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных

операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами,

ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот

признак отличает налоги от пошлин (субъект пошлины получает право на

осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров),

получает какое-либо свидетельство, документ).

Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд

соцстраха, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости) не

относятся к налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы

вносятся на определенные цели, возвратны и при этом не поступают в

бюджетный фонд.

Для изучения каждого налога необходимо выделить его элементы:

- субъект налога;

- носитель налога;

- объект налога;

- источник налога;

- единица (масштаб) обложения;

- ставка налога;

- оклад налога;

- налоговый период;

- налоговая квота (бремя налога);

- налоговая льгота;

- налоговая политика;

- налоговый кадастр;

- система налогов.

Субъект налога - лицо, на которое законом возложена обязанность

уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может

перекладываться на другое лицо.

Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из

собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога,

а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают

только тогда, когда существуют условия для его переложения. Пример -

косвенный налог: субъект налога - производитель или продавец товара,

носитель - потребитель товара.

Объект налога - имущество или доход, которые облагаются налогом. Объекты

налога многообразны: недвижимое имущество, движимое имущество, предметы

потребления, доходы.

Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог.

Единица (масштаб) налога - часть налога, принятая за основу для

исчисления размера налога. Например, по подоходному налогу - один рубль

дохода; по земельному налогу - единица измерения площади.

Ставка налога - размер налога, установленный на единицу налога. Ставка

может устанавливаться в абсолютных суммах (р.) ил и в процентах.

Оклад налога - сумма налога, взятая со всего объекта налога за

определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и

сроки его внесения в бюджетный фонд.

Налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога. Налоговая квота

отражает тяжесть налогового бремени, так как показывает, какую часть

доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в целом.

Налоговая льгота - снижение размера налогообложения.

Налоговая политика - меры в области налогов, направленные на достижение

каких-либо целей.

Налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности.

Система налогов - перечень предусмотренных налогов и обязательных

платежей, взимаемых в государстве.

1.2. Функции налогов

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и

функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

Развитие налоговых систем исторически определили четыре основные его

функции:

1. Фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов

2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики

3. Социальная функция - поддержание социального равновесия путем изменения

соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания

неравенства между ними

4. Стимулирующая функция.

Во всех государствах налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию

— изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания

государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной

сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения

культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения

должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие

учебные заведения и т.п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части

государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно

сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в

экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись —

регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая

экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику,

не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется,

какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни

были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования

принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-

экономическими методами — путем применения отлаженной системы

налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,

выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т.п. Центральное

место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя

налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,

вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для

ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует

решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. При помощи налогов

в государственном бюджете собираются средства, направляемые затем на

решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и

социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых

программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов

государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,

доходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной

инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с

длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады,

добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях

значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие

сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно

отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный

социальный характер. Налоговая система, построенная соответствующим

образом, позволяет придать рыночной экономике социальную направленность,

как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается

путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления

значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного

или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной

защите.

Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и

санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа

рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает

взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства,

вкладываемые в развитие, освобождаются от налогообложения полностью или

частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического

прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма

прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию,

расширение производства товаров народного потребления, оборудование для

производства продуктов питания и ряда других освобождается от

налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих

развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-

исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и

тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти

затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли.

Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от

налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь —

включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный

характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

1.3. Виды налогов

Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов

подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым

свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия

перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к

доходам землевладельца. Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя

из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и

используется для оценки степени переложения налогового бремени на

потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль предприятий и

организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на

имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым

служат основанием для обложения.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Они

взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на

добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы

(облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные

пошлины.

Федеративное устройство государства определяет организацию бюджетной

системы, включающую совокупность бюджетов разных уровней. В федеративном

государстве (США, ФРГ, РФ и др.) бюджетная система представлена

федеральным, региональным и местным уровнями. В налоговом законодательстве

широкое распространение получила статусная классификация налогов.

В первой части Налогового кодекса РФ, действующей с 1 января 1999 г.,

установлен закрытый перечень налогов и сборов. Он включает 16 федеральных,

7 региональных и 5 местных налогов и сборов[2]. Приведем этот перечень.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

. налог на добавленную стоимость;

. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального

сырья;

. налог на прибыль (доход) организаций;

. налог на доходы от капитала;

. подоходный налог с физических лиц;

. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

. государственная пошлина;

. таможенная пошлина и таможенные сборы;

. налог на пользование недрами;

. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

. сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами;

. лесной налог;

. водный налог;

. экологический налог;

. федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы включают:

. налог на имущество организаций;

. налог на недвижимость;

. дорожный налог;

. транспортный налог;

. налог с продаж;

. налог на игорный бизнес;

. региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на

территории соответствующего субъекта РФ налогов на имущество и земельного

налога.

К местным налогам и сборам относятся:

. земельный налог;

. налог на имущество физических лиц;

. налог на рекламу;

. налог на наследование или дарение;

. местные лицензионные сборы.

В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается свыше

50 налогов разных уровней.

II. Налоговая система России

2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым

рынком

В качестве примера рассмотрим налоговую систему США. Один из авторов

Декларации независимости США Б. Франклин произнес такую фразу: в жизни нет

ничего неизбежного, кроме смерти и налогов. С тех пор налоговая система США

совершенствовалась, принимала все более разветвленный характер,

способствовала развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто

фискальным, но и выступает в качестве инструмента регулирования развития

экономики. Основным звеном в финансовой системе США является бюджет

федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные

поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится

примерно 70% доходов и расходов.

Но и местные органы управления обладают значительными собственными

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.