реферат скачать
 

Экономическая сущность и роль государственного бюджета

дефицита.

Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в

зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики

после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же

время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются

на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за

счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных

программ).

Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

. спад общественного производства

. рост предельных издержек общественного производства

. массовый выпуск «пустых» денег

. излишне, неоправданно раздутые социальные программы

. возросшие затраты на финансирование ВПК

. оборот «теневого» капитала в огромных масштабах

. возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные

непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной

продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении

правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия

дефицита бюджета – это государственные займы и усиление налогообложения.

Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть и третий

способ – это печатанье денег.

Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым

«отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса,

безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами

экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает

способность к самодвижению и поступательному развитию. Следует отметить

что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо

четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой

системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит

бюджета.

2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной

политики.

В экономической теории различают несколько концептуальных подходов к

проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно

сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет

считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном

рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние

бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени

эффективность фискальной политики государства, антициклическую,

стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку,

допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы.

Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления

автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет,

правительство должно: либо повысит ставки налогов, либо сократить

государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако

следствие всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного

спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий как стремление ежегодно

балансировать бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при

повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые

поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над

расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки

налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать

сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть

сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция

предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и

одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой

концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того

чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает

расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего

инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает

правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может

быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким

образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и

одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в

несколько лет.

Особая проблема, возникающая в данной концепции - это то, спады и

подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и

продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться

коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в

этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода

процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных

финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов

является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом

достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться

как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции

второстепенной проблемой, так как:

1. Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет

автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а

макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост,

следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

2. При определенных правах правительства в установлении налогов и создания

денег способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.

3. Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным

долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело

утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдержать

относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по

сравнению с бедной нацией.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики,

ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного

хозяйства страны. Такая политика предполагает:

. Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного

потенциала страны;

. Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его

покрытия;

. Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный

экономический эффект.

Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную

величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики

бюджетного дефицита, крупный дефицит приводит к значительным отрицательным

последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

2.3 Государственный долг.

Нарастание бюджетного дефицита в экономики приводит к появлению и

росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный

период бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это же время

положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний

государственный долг.

Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам,

организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна

должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги,

чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор

обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и

предоставляется кредит.

Внутренний долг государства, т.е. долг своему населению, приводит,

прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и

услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в

экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых,

государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-

вторых, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно

без анализа величины государственного долга. Необходимо так же с другой

стороны, для оценки величины государственного долга исследование роста

бюджетного дефицита.

Существует много различных мнений в отношении к бюджетному дефициту и

государственному долгу. Кейнсианцы, например, рискнули заявить, что

увеличение государственных расходов, приводящие к дефициту бюджета, в

период спада производства может привести к стабилизации экономики. Но и

сейчас многие экономисты считают рост государственного дефицита и долга

недопустимым при любых условиях.

2.4 Избыток бюджета.

Избыток бюджета – это превышение доходов федерального правительства

над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный

избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный избыток и

бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся

расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И

государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только

непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но и косвенное

воздействие, влияя на объем производства и доходы.

[pic], где

BS – бюджетный избыток

t – налоговая ставка

Y – выпуск (производство, доход)

G – государственные закупки

TR – трансфертные платежи

Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов

сокращает бюджетный избыток на сумму расходов, но оно часто компенсирует

это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах,

вызванного увеличением в совокупном спросе.

Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей

государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный

избыток, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем

первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет

к снижению уровня доходов.

Избыток бюджета при допущении полной занятости – это такой избыток

бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в

состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления

фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного

избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности.

Бюджетный избыток при допущении полной занятости предусматривает средства

оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой

активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать

уровень избытка или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях

полной занятости. Формула для избытка бюджета при допущении полной

занятости имеет следующий вид:

[pic], где

BS* - это избыток бюджета в условиях полной занятости

Y* - доход при полной занятости

Разница между фактическим бюджетным избытком и бюджетным избытком при

полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на

присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной

занятости, бюджетный избыток при полной занятости будет превышать

фактический избыток (возможно также, что при объемах производства ниже

уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат объединения

эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый

и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по

величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать

какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является

ошибочным. Почему?

Предположим, что объем государственных закупок увеличивается от нуля до

100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а

показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти

сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно

прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц.

Однако – и этот пункт является здесь ключевым – сокращение располагаемого

дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75 * 100),

т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого

дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном

уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных

закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов). Итак,

при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый

прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот

прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4,

помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции

в 1000 единиц.

На рисунке показано, как влияние со стороны возросших государственных

расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает

кривую АД вверх, в положение АД1

[pic]

Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100

единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов.

Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы

координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь

выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и

налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4*25).

Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня

доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора:

мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне

доходов.

Данный пример является хорошей иллюстрацией особого варианта фискальной

политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги

и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом

случае мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора

сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост

правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом

налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.

Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того,

чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных

расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на

величину этого прироста, в то время как прирост налогов, как только что

могли видеть в приведенном примере, сокращает уровень потребительского

спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе,

действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно,

являются причиной роста выпуска продукции.

При неизменном данном уровне инвестицией результат действия

мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Как и

предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора

сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это

означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину

прироста правительственных расходов.

Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики

Казахстан.

3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета

Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием

централизованного фонда денежных средств государства, происходит

посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они

выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории

объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное

назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными

средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с

общегосударственными потребностями.

Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений

осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в

конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом

государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы

формирования доходов и осуществления расходов.

Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные

им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики

Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и

поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.

Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной

классификации и включает семь частей:

I. Доходы.

II. Полученные официальные трансферты (гранты).

III. Погашение кредитов, выданных из бюджета.

IV. Расходы.

V. Кредитование.

VI. Дефицита (профицита) бюджета.

VII. Финансирование (дефицита (использование профицита) бюджета).

В спою очередь доходы подразделяются на:

. налоговые поступления;

. неналоговые поступления;

. доходы от операции с капиталом.

Эти три основные категории бюджетных поступлений дополняются частью (и

одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть

средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления

(текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за

границы на безвозвратной основе (гранты).

Категория погашение кредитов, выданных из бюджета представляет собой

поступления денежных средств со стороны государственных хозяйствующих

субъектов по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе -

кредитования в предыдущие периоды (годы).

Во второй части - расходы отражаются расходы по основным функциональным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.