реферат скачать
 

Экономическая роль банковской системы в общественном производстве. Денежно-кредитная политика

Экономическая роль банковской системы в общественном производстве. Денежно-кредитная политика

Содержание

| | | |стр. |

|Введение …………………………………………………………………… |3 |

| | | | |

|1 |Банковская система России………………………………………. |5 |

| | |Оценка ситуации……………………………………………... |5 |

| | |Предложение правительству………………………………… |6 |

| | |Советы банкам………………………………………………... |8 |

| | |Банки и рынки………………………………………………… |9 |

| | |Регулирование и надзор за деятельностью банков………… |10 |

| | | |

|2 |Банковский кризис………………………………………………… |14 |

| | | | |

|3 |Цели денежно-кредитной политики…………………………….. |18 |

| | |Иерархическая структура, задачи, цели…………………….. |18 |

| | |Тактические цели и LM-кривая……………………………... |18 |

| | |Гибкая денежно-кредитная политика сопряженная с гибким | |

| | |ценообразованием…………………………………… |20 |

| | |Промежуточные цели в периоды экономического роста….. |20 |

| | |Темпы роста денежной массы……………………………….. |22 |

| | |Номинальный объем производства…………………………. |23 |

| | |Уровень цен…………………………………………………... |25 |

| | | | |

|5 |Денежно-кредитная политика: свод регламентирующих | |

| |правил………………………………………………......................... |27 |

| | |Проблемы, связанные с экономическим прогнозом и | |

| | |задержками в реакции экономической системы…………… |28 |

| | |Политическая проблема «свободного» денежно-кредитного | |

| | |регулирования…………………………………... |29 |

| | |Позиция Федеральной Резервной Системы………………… |30 |

| | | | |

|5 |Денежно-кредитная политика, фискальная политика и дефицит | |

| |бюджета…………………………………………………... |31 |

| | |Дефицит бюджета и государственный долг………………... |31 |

| | |Дефицит бюджета и общественные правила проведения | |

| | |денежно-кредитной политики……………………………….. |32 |

| | |Дефицит бюджета и гибкая денежно-кредитная политика... |33 |

| | | | |

|6 |Выводы…………………………………………………………….... |34 |

| | | | |

|7 |Применение денежно-кредитной политики в России………… |35 |

| | | | |

|Заключение……………………………………………………………....... |39 |

|Список используемой |40 |

|литературы…………………............................... | |

ВВЕДЕНИЕ

Готовность банковской системы и денежно-кредитного механизма страны

содействовать переходу экономики от кризиса через депрессию к оживлению и

подъему - один из ключевых вопросов российской экономики в ближайшей

перспективе. В свою очередь, эта готовность переориентироваться с

инфляционно спекулятивного курса на курс инвестиции, на обслуживание

отраслей, способных к росту производства товаров и услуг, зависит от

слаженности действий государства и банков. Эффективность воздействия

государственных институтов на финансово-экономический климат, в котором

работают российские банки, приобретает первостепенное значение

Банковский сектор России в сравнении с другими отраслями смог не

только адаптироваться к структурной перестройке экономики, но и радикально

обновиться в ходе реформ. За последние годы сформировались основы

двухуровневой банковской системы. Появилась группа сильных частых

коммерческих банков, способных работать в национальном масштабе и на

уровне, близком к международному. Не в последнюю очередь они подталкивают и

бывшие спецбанки, унаследовавшие государственно-бюрократический стиль

работы, к переходу в режим реального рынка и конкуренции.

Нынешняя банковская система, как и многие другие секторы экономики, -

продукт стремительного раскручивания частной инициативы при попытках

государственно-бюрократической машины регулировать этот процесс исходя из

унаследованного от прежних времен правила меньше свободы - больше порядка.

Этот алгоритм появился еще в ходе «перестройки», когда высшая власть

декларировала очередную экономическую свободу создание кооперативов,

предоставление предприятиям права самостоятельно вести внешнеторговую

деятельность. Но затем предпринимались попытки (часто с опозданием)

подчинить выходящий из-под контроля процесс методами запретов и блокирующих

бюрократических процедур Последние опирались не на закон, а на мнение

чиновника, наделенного властью и мыслящего в границах планового хозяйства.

Не только политика, но и финансовая стабилизация - это искусство

возможного. Не может быть ни рыночной экономики в целом, ни здорового

банковского сектора в особенности без обуздания инфляции и восстановления у

национальной валюты признаков реальных денег. Нельзя было ожидать от

коммерческих банков цивилизованной работы без упорядочения государством

кредитно-денежной и финансовой систем страны на основе четких «правил игры»

(включая банковский надзор и контроль), устанавливаемых опять же

государством (законы, регулирующие механизмы, предсказуемость действий

правительства и Центрального банка).

Эффективность любой экономики определяется двумя составляющими

созидательной и предприимчивой силой частных лиц, а также гибкостью

хозяйственного механизма, регулируемого государством. Однако государство -

это не только законодательная база и регулирующие инструменты, и не только

«верхи», но и клерки, госбюрократия, которые доводят управленческие решения

до экономических субъектов.

В условиях слабой конституционно-законодательной базы ход реформ и

состояние экономики и общества предопределяют не государственные

регулирующие институты и их естественно предопределенные функции, а люди,

их возглавляющие и «населяющие».

Речь, таким образом, идет не о курсе экономической политики, а о

выборе инструментов, об интенсивности и последовательности их применения.

На более раннем этапе связывание избыточной денежной массы через более

эффективную блокировку централизованных кредитов (выпуск облигаций того же

сберегательного займа хотя бы на год раньше), расчистка завалов

регулирующих (отменяющих, дополняющих и нередко противоречащих друг другу)

постановлений и распоряжений (список мер этим, конечно, не исчерпан)

укрепили бы доверие и к рублю, и к государственной власти, подготовив почву

для ослабления инфляционных ожиданий у предприниматели и банков, а также у

населения.

1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ

По состоянию на 23 мая 2000 г. Ассоциация российских банков (АРБ)

насчитывала 653 члена (540 кредитных организаций) с общей суммой уставных

капиталов банков 99,1 млрд. руб. Ассоциация объединяет 75% банков и

филиалов банков России, которым принадлежит свыше 75% уставных капиталов

кредитных организаций и свыше 80% активов банковской системы России.

Членами Ассоциации являются все ЗО самых крупных российских банков.

Состояние банковской системы можно охарактеризовать как переход от

неустойчивого положения в начале прошлого года к относительной стабилизации

в настоящее время.

Оценка ситуации

После IX съезда Совет Ассоциации российских банков и вся банковская

система решали важнейшую проблему - преодоления наиболее острых форм

кризиса: утраты капиталов, ликвидности, неплатежей и массового оттока

вкладов. Сегодня можно сказать, что в большинстве банков успешно идет

восстановление капитала, ликвидности и доверия населения.

Собственный капитал всех действующих банков России за 1999 г. вырос

полтора раза и составил 145,0 млрд. руб. При этом капитал региональных

банков увеличился в три раза и достиг в номинальном выражении

предкризисного уровня. По имеющимся расчетам, к концу 2000 г. капитал

банков достигнет предкризисного уровня в реальном исчислении. За прошлый

год присутствие иностранного капитала в банковском бизнесе увеличилось

более чем в два раза, доля нерезидентов в совокупном уставном капитале

действующих кредитных организаций возросла с 6.4 до 14%.

Активы банков выросли за 1999 г. с 1038 млрд. руб. до1583 млрд. руб.,

или более чем в полтора раза, а региональных банков - в два раза. Кредитные

вложения также увеличились и составили на 1 мая с.г. 625 млрд. руб., в том

числе кредиты, предоставленные предприятиям и организациям, - 512 млрд.

руб.

Приведенные выше данные подтверждают постепенную адаптацию банков к

новым условиям деятельности - укрепляются позиции банков, повышается их

роль в экономике. Безусловно, оздоровление банковской системы

непосредственно связано с оживлением экономики: рост промышленного

производства за 1999 г. составил 8,1%, за первый квартал 2000 г. - 11,9%;

инвестиции в основной капитал за первый квартал с. г. выросли на 5,9%.

Вместе с тем говорить о полном оздоровлении кредитной системы пока еще

не приходится:

. значительное количество банков являются проблемными и имеют

отрицательное значение капитала (52 млрд. руб.);

. совокупный объем капиталов банков недостаточен для масштабного

обслуживания экономики;

. активы банков в реальном исчислении не достигли докризисных

размеров;

. кредиты банков не занимают должного места в развитии реального

сектора экономики;

. экономическая среда для банковского бизнеса оставляет желать

лучшего.

Количество действующих кредитных организаций сократилось с 2600 до

1333, отозваны лицензии у 145 банков (в том числе у трети крупнейших

банков), закрыто 578 филиалов. В ряде административных районов не осталось

ни одного банковского учреждения, даже филиалов Сбербанка.

Интересы национальной экономики требуют значительной капитализации

банковской системы в максимально сжатые сроки, ибо отсутствие крепкой,

работоспособной банковской системы может серьезно осложнить процесс

экономического роста. Именно поэтому все государства предпринимают

радикальные оперативные меры по восстановлению банковской системы,

затрачивая на это значительные средства. Россия вряд ли может быть здесь

исключением, тем более что банковский кризис возник в основном по вине

государства. Участие правительства и ЦБ РФ в оздоровлении банковской

системы крайне недостаточное.

Обычно последствия банковского кризиса преодолеваются антикризисными

мерами и программой реструктуризации. Пока можно говорить только о

частичных мерах, имея в виду усилия ЦБ РФ и первые обнадеживающие шаги

агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Что касается

рекапитализации, то она фактически проводится банками без помощи

государства. Безусловно, банки как коммерческие структуры не ждут «манны

небесной», Но процесс укрепления банковской системы может растянуться на

долгие годы, с чем, по нашему мнению, не должно соглашаться само

государство.

В этой связи мы надеемся, что в программе правительства и Банка России

задачи укрепления банковской системы страны станут важнейшим направлением

экономической политики государства.

Предложения правительству

В числе первоочередных мер, по мнению АРБ, должны быть следующие.

1. Правительству и ЦБ РФ следует вернуться к программе реструктуризации

банковской системы с учетом сегодняшнего ее состояния, имея в виду ее

ускоренную рекапитализацию, в том числе за счет выделения дополнительных

ресурсов для этой цели; снижения налоговой нагрузки на банки, в первую

очередь путем установления ставки налога на прибыль в таком же размере, как

для предприятий; сокращения налогооблагаемой базы и отнесения на расходы

банков затрат по созданию ряда резервов; отмены взимания некоторых налогов

с оборота и др.; стимулирования направления прибыли на увеличение

капиталов, необходимо отменить налог на покупку наличной иностранной валюты

банками и населением.

2. Принять Концепцию развития банковской системы на ближайшую

перспективу. Концепция должна отражать:

. государственную заинтересованность в укреплении позиций

национальной банковской системы России, учитывая масштабы ее

территории и экономики;

. многоукладность банковской системы, понимая под ней многообразие

способов формирования капиталов и сфер деятельности банков.

Основу банковской системы должны составлять акционерные и частные

кредитные организации;

. создание равных конкурентных условий;

. усиление роли и возможностей региональных банков, так как именно

регионы имеют возможности для развития производительных сил

страны;

. ускорение перехода коммерческих банков на международные стандарты

бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

3. Увеличить объемы рефинансирования Банком России коммерческих банков,

в том числе за счет предоставления стабилизационных ссуд, изменения порядка

предоставления ломбардных кредитов с тем, чтобы он был, приемлем для

банков, внедрения операций по переучету векселей.

4. Федеральным и региональным органам власти совместно с банками

определить взаимовыгодные меры по стимулированию направления банковского

капитала в реальный сектор экономики — снижение стоимости кредитов и

кредитных рисков, координация программ по развитию региональных экономик с

возможностями привлечения для этого кредитов банков, облегчение местного

налогового бремени, изменение очередности платежей по возврату ссуд,

совершенствование Банком России экономических нормативов.

5. Принять законодательные акты о гарантировании вкладов граждан и

внести необходимые изменения в закон о реструктуризации кредитных

организаций.

6. Продолжить тенденцию к ремонетизации реального сектора.

7. Привлечь для реструктуризации банковской системы средства

международных банков и финансовых организаций.

23 декабря 1999 г. правительство приняло Постановление № 1425 «О

внесении изменений в соглашение между Российской Федерацией и МБРР»,

предусматривающее использование части средств займа на совершенствование

банковского регулирования в размере до 10 млн. дол. и на мероприятия по

реструктуризации банковской системы, осуществляемые АРКО, в размере до 35

млн. дол. Но эти деньги вряд ли пойдут на увеличение капиталов банков,

которые проходят реструктуризацию.

Беспокоясь о том, что реструктуризация и особенно рекапитализация

банковской системы проходят медленно, Совет Ассоциации обратился в январе

с. г. к В. В. Путину с рядом предложений по решению этих проблем. В. В.

Путин поручил Банку России подготовить предложения о дополнительных мерах

по капитализации кредитных организаций.

И все же важнейшими факторами укрепления банковской системы остаются

усилия самих банков, их учредителей и акционеров, компетентное управление

активами и пассивами, повышение рентабельности.

Рекапитализация непосредственно связана с получением прибыли. Сказать,

что в этой области для банковского бизнеса сложилась самая благоприятная

обстановка, было бы слишком смело. Почти 40% промышленных предприятий

убыточны, и в силу этого реальный сектор сложно кредитовать. Предоставление

услуг населению также затруднено в связи с его низкими доходами.

Советы банкам

На что в этих условиях целесообразно ориентироваться?

1. Подходить к кредитованию промышленности не с позиции перестраховки и

отказа, а путем комплексного анализа работы предприятий находить методы

установления кредитных отношений с ними. В этой связи мы хотели бы

напомнить о Постановлении правительства РФ от 12.11.99 г. № 1249,

определяющем порядок предоставления государственных гарантий при выдаче

кредитов на осуществление крупных проектов, в соответствии с которым

Минэкономики РФ проводит анализ и отбор высокоэффективных инвестиционных

объектов.

2. Первоочередной задачей является организация кредитования

производства, модернизация оборудования предприятий, финансирование

быстроокупаемых проектов, которые непосредственно связаны с инновациями и

являются высокоэффективными.

Обратить особое внимание на лизинговые и факторинговые операции. Они

привлекательны как для крупных предприятий, так и для малого и среднего

бизнеса, особенно в регионах. Лизинговые платежи предприятия могут включать

в стоимость продукции, использование лизингового оборудования сокращает

налог на имущество и освобождает от вложения крупных средств в основные

фонды.

3. Расширять кредитные отношения с населением. Хотя доходы граждан

невелики, однако отдельные группы населения способны получать и погашать

кредиты, оплачивать другие банковские услуги. Эти вопросы целесообразно

решать совместно с руководителями предприятий — клиентами коммерческих

банков, которые располагают более полной информацией о возможностях своих

работников.

4. Главное же направление - расширять круг услуг, оказываемых клиентам.

Эта задача должна постоянно находиться в центре внимания банков.

В 1999 г. наметился перелом во взаимоотношениях банков с экономикой.

Кредитные вложения возросли в полтора раза и составили 512 млрд. руб. Кроме

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.