реферат скачать
 

Экономическая интеграция

и его возможностях для каждого, вступившего в это объединение в надежде

обеспечения высоких социальных стандартов и стабильных гарантий процветания

для своей страны. В то время как в странах Европейского Союза в 1992—1996

гг. валовой внутренний продукт рос на 1—2% в год, в странах СНГ —

уменьшался в среднем на 10% в год.

Анализ показывает, что по уровню валового внутреннего продукта и

валового национального продукта на душу населения Россия сопоставима с

Уругваем, где соответствующие показатели составили 6070 и 3470 долл.,

Панамой — 5600 и 2470 долл., Бразилией — 5240 и 2810 долл. соответственно,

а в России 6140 и 2820 долл. Другие страны бывшего СССР находятся далеко

позади от показателей уровня ВВП и ВНП на душу населения в России, хотя, в

настоящее время экономика Казахстана заметно выросла по сравнению с

Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Общество этих стран сегодня

оказалось за критической чертой национальной безопасности, которую в

геополитическом плане можно охарактеризовать как «закритическую».

Так, например, по объему внутреннего валового продукта как основному

показателю экономического развития, Россия в 10 раз уступает США, в 5 раз —

Китаю, вдвое — Германии и Индии.[1]

На пути интеграции развивающихся стран всего мира можно выделить

четыре основных препятствия:

1. Интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что

сдерживает процесс интеграции; отсюда следует, что необходимы

структурные изменения;

1. Не развита инфраструктура;

2. Различия уровней и потенциалов развития;

3. Политическая нестабильность.

Экономическая интеграция центрально-азиатских государств, в том

числе в рамках Центрально-азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС), идет

очень медленно. Основной причиной низких темпов интеграционных процессов в

странах Центрально-азиатского региона и странах бывшего СССР является

"слабая взаимодополняемость" экономик государств, ориентированных, в

основном, на экспорт сырьевых материалов, которые нередко конкурируют между

собой на внешних рынках, что тормозит региональную торговлю. Нехватка

капитала в центрально-азиатских республиках не позволяет им также развивать

активное сотрудничество в актуальной для них инвестиционной сфере.

Нельзя и не сказать о том, что с момента развала Советского Союза,

за сравнительно длительный промежуток времени было подписано много

документов, которые теоретически способствуют развитию отношений между

странами, развитию экономик. Но все подписанные документы на практике

ничего не значат и как мы видим интеграционные процессы протекают очень

медленными темпами.

Например: Более чем сто договоров, подписанных между Украиной и

Белоруссией, в том числе те, которые были ратифицированы Верховной Радой,

как сообщил спикер парламента Александр Ткаченко, оказывается, "не

работают".

Другой сдерживающий фактор - проведение странами разной

экономической стратегии. Если Казахстан и Кыргызстан осуществляют политику

ускоренных рыночных реформ, то в Узбекистане и, особенно, в Туркменистане

до сих пор сохраняются многие элементы экономики советского периода, что

существенно затрудняет выработку "единых правил" ведения взаимной торговли.

В этой связи в ближайшие несколько лет экономическое сближение республик

будет происходить в замедленном темпе. Однако этот процесс значительно

ускорится после выхода стран региона из экономического кризиса.

В настоящее время индустрия многих стран СНГ работает лишь на 10%

своих мощностей. Проблемы, с которыми сталкиваются страны, одинаковы на

всем постсоветском пространстве и решать их гораздо проще, объединив свои

усилия в рамках СНГ. И, по-видимому, не случайно, что в настоящее время

идет поиск новых путей взаимоотношений.

Решить проблемы экономической интеграции стран, не так легко как

кажется. Казалось бы, для преодоления всех барьеров нужно решить 4 основных

проблемы экономической интеграции, проблемы, также характерные тому или

иному региону или стране, в результате чего решаются все противоречия.

Однако это не так, нужно создавать и соблюдать соглашения, договора, нужно

учитывать геополитическое положение страны, экономическое развитие и

главное-желание к объединению в единый механизм.

В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых

Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором

заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках

Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В

основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования

общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении

товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-

кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики;

сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания

благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

За восемь лет существования договора об экономическом союзе, и

сотрудничестве, мало, что изменилось с момента его подписания. Хотя

государства понимают необходимость создания единого экономического

пространства, они не могут, объединится из-за таких факторов как, единая

налоговая и таможенная система, единая валюта, свободное перемещение

капиталов, услуг и рабочей силы. Эти вопросы должны решаться более

серьезно. Хотя в настоящее время и есть идеи объединения, они очень слабы,

и порой, кажется, что государства просто хотят, насладится своей

независимостью, тем самым тянут всю экономику на более низкий уровень.

Можно предположить, что государства просто еще не созрели для такого

объединения, но все же оно произойдет. Развитие экономического роста стран

идет, хоть и медленными темпами. Различие в развитии стран уже сейчас видно

«на лицо», так некоторые страны вырываются вперед и начинают развиваться

более быстрыми темпами по сравнению с другими странами. Так, например,

Россия, Белоруссия, Казахстан уже сейчас поднимаются на более высокий

уровень, чем Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан.

29 марта 1996 года Республика Беларусь, Республика Казахстан,

Кыргызская Республика и Российская Федерация подписали Договор об

углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Отмечая, что целью Договора является создание в перспективе Сообщества

интегрированных государств, стороны подтвердили свое участие в Содружестве

Независимых Государств и готовность осуществлять в его рамках

интеграционные процессы.

Позднее, 2 апреля 1996 года, Российская Федерация и Республика

Беларусь, подтверждая свое участие в СНГ и Договоре между Республикой

Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской

Федерацией, подписали Договор об образовании Сообщества, глубоко

интегрированного политически и экономически в целях объединения

материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема

экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и

духовного развития личности.

В феврале 1999 года к Договору вышеназванных государств об

углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта

1996 года и соглашениям о Таможенном союзе присоединилась Республика

Таджикистан.

Объективно мы подошли к выводу, что предпосылками становления и

развития международной экономической интеграции являются не только уровень

и степень международной специализации и разделения труда, характер

комбинирования и кооперирования производства и формирования общего рынка

реализации, единство границ и географического месторасположения, наличие

единой инфраструктуры рыночных отношений, но и достаточно схожие социально-

экономические условия, а также благоприятная законодательно-нормативная

база организационно-экономического оформления международного

интеграционного объединения.

Исторически практика интегрирования национальных экономик, капитала

и внутренних рынков объединяющихся государств развивается преимущественно

на основе, прежде всего, усиления ведущих, наиболее сильных национальных

монополий, банков, играющих решающую роль в международных компаниях, других

экономических и финансовых объединениях и представляющих интересы своих

правительств. Отсюда именно правительства этих стран определяют стратегию

экономического и политического интеграционного объединения. Что касается

западноевропейского интеграционного объединения, то именно правительства

США, Германии и Англии сегодня определяют не только стратегию

экономического и политического развития Европы, но и ее судьбу.

Экономическая интеграция стран Европейского Союза.

Рассматривая экономическую интеграцию, наиболее подходящим примером

успешного объединения и развития, пожалуй, следует назвать Европейское

Сообщество (ЕС).

Пройдя длительный исторический путь экономического сотрудничества,

страны Западной Европы вышли на новый рубеж. Они объединились в высшую

форму совместного экономического сотрудничества — интеграцию своих экономик

и рыночной инфраструктуры в форме западноевропейского регионального

Европейского Союза, регулируемого и контролируемого как государственными

органами власти каждого из субъектов этого сообщества, так и

межгосударственными (наднациональными) органами управления на основе

соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой

таможенной и валютной политике, едином законодательстве в рамках

Европарламента и других принципах интеграционного международного

сотрудничества.

Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) - объединение ряда

европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при

частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское

экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957

г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию,

Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания и

Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. В основе

экономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый

обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства,

свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный

платежный оборот. Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание

зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных

пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений.

Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по

отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый

"таможенный союз"). Реализация указанных выше принципов привела бы к

созданию в рамках ЕЭС единого рынка товаров и услуг, рабочей силы и

капитала. Однако на практике внутри ЕЭС существуют немаловажные

противоречия. Главным из них является наличие различных налоговых систем с

неодинаковыми налоговыми ставками, прежде всего в сфере налогов косвенных.

Важным этапом в развитии "Общего рынка" явилось создание Европейской

валютной системы. Хотя в этом случае наиболее очевидно стремление

большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную независимую

валютную политику. Конечно, валютная и налоговая политика - ключевые звенья

суверенитета каждой страны, поэтому именно здесь хорошо просматривается

противоречие между стремлением к объединению Европы и желанием отдельных

стран сохранить по возможности в большей мере собственный суверенитет.

Кроме ЕЭС существует европейское объединение угля, и стали, а также

Европейское объединение по атомной энергии. Эти три объединения известны

под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует ряд наднациональных

органов, которые осуществляют руководство Европейским экономическим

сообществом: Совет министров (законодательный орган); Комиссия Европейских

сообществ (исполнительный орган); Европейский парламент (осуществляет

контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет); Суд Европейских

сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в его состав входят

главы правительств стран-членов ЕЭС); Европейское политическое

сотрудничество (комитет, в составе которого насчитывается 15 министров

иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ). Усиление роли

последнего органа свидетельствует о стремлении стран-участниц не только к

экономической, но и к политической интеграции. В настоящее время в состав

Европейского Сообщества входят 15 стран.

Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их

желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к

появлению идеи Европы "концентрических кругов" и Европы с “изменяемой

геометрией", и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако

наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о

присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993г. было

принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов

государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как

только будут в состоянии выполнить соответствующие требования.

Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и

восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое

влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Обосновывая свою

позицию, она аргументирует ее жизненной необходимостью распространения на

этот регион зоны стабильности, существующей в Западной Европе. О том же

говорят и выводы группы ученых из ряда европейских стран, которые

анализировали происходящие в Восточной Европе преобразования. Эксперты из

семи научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней

политике, пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части

континента, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться

чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти

новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления

националистических тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и

идеологических конфликтов.

Эта точка зрения широко распространена и в немецких средствах

массовой информации. "Поэтапная интеграция в западное экономическое

сообщество" и, наконец, членство проводящих реформы стран Восточной,

Центральной и Юго-Восточной Европы представляет собой единственную

возможность создания там надежного уклада рыночной экономики и демократии".

Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз

получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от

экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов,

которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских

политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая

растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский

тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не

только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в

этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и

восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим

следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная

Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро

развивающихся частей континента.

Существуют так называемые интегрированные программы, которые были

начаты в качестве эксперимента с 1979г. Основными целями интегрированных

программ является скоординированный подход к решению сходных проблем в

различных регионах. Так примером могут служить программы по

Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои

действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных

фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности

Основными источниками финансирования программ ЕС являются:

1. Европейский фонд валютного сотрудничества

2. Взаимное кредитование национальных ЦБ

Основными кредитными инструментами ЕС являются:

1. Валютные интервенции.

2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно

повторять через короткие промежутки времени).

3. Среднесрочное кредитование.

4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.

Платежный союз в СНГ учитываются элементы ЕВС.

Расширение ЕС на восток, безусловно, затронет интересы России, и

последствия могут быть для нее весьма неоднозначными, особенно в переходный

период. Оно будет еще больше способствовать переориентации экономики

ЦВЕ на рынке ЕС и сделает восточно- и центрально-европейские рынки

недоступными для российских товаров, несмотря на уже подписанные торговые

соглашения между Россией и ЕС. Это усугубит наши экономические трудности,

поскольку большая часть промышленной продукции бывшего Советского Союза шла

именно в эти страны, в результате Россия лишится возможности получения

средств, необходимых для технологического переоснащения

предприятий.

Не менее серьезной проблемой для России может стать расширение ЕС на

восток и в политическом плане. Присоединение стран Центральной и Восточной

Европы к общей внешней политике и политике безопасности ЕС, как это

предусматривается в дальнейшем, лишит Россию свободы дипломатического

маневра при решении сложных международных ситуаций, в которых могут быть

затронуты ее национальные интересы.

Выработка решений на уровне ЕС происходит по сути дела келейно и

выведена из-под контроля общественности входящих в него государств. А

поскольку решения принимаются совместно всеми правительствами, в конечном

счете, никто не несет ответственности за нерациональное расходование

миллиардов из бюджета ЕС, за его плохо организованную администрацию, за

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.