реферат скачать
 

Движение трудовых ресурсов

2. 1995 г. Задачи этого этапа - привлечение инвестиций в промышленность и

сельское хозяйство. Создание рынка недвижимости, постепенная приватизация

здравоохранения и социальной сферы, создание цивилизованного рынка ценных

бумаг. Но российская приватизация не создала предпосылок для роста

эффективности производства, возникновения конкурентной среды, т.к. зачастую

предприятия передавались в частную собственность по заниженным ценам, кроме

того, возникли неконтролируемые социальные процессы в обществе (углубление

расслоения общества).

3. Жесткая кредитно-денежная политика, направленная на регулирование

денежной массы и проводимая в основном за счет внешних заимствований

(необходимо подчеркнуть, что внимание российской экономической науки и

управления было направлено на оздоровление финансов через финансы).

Кредитно-денежная политика тем жестче, чем меньше отношение денежной массы

к ВВП (10-12%) [18], что фактически выражается в нехватке денег в

экономике. Чрезмерно жесткая финансовая политика действительно позволила

затормозить инфляцию, но в то же время вызвала бюджетный кризис, т.к. из-за

нехватки денег в экономике снизилось поступление налогов, сократилась

налогооблагаемая база вследствие того, что субъекты экономики перешли в

теневой сектор за счет использования не облагаемых налогами платежных

средств - валюта, вексели, наличные рубли, казначейские обязательства. Все

бюджетные проблемы решались за счет ГКО, ради снижения текущей инфляции

через ГКО в бюджет откачивалась основная часть инвестиционных ресурсов, что

тормозило развитие народного хозяйства. В 1998 г. результатом такой

политики стало банкротство государство, ущерб от пирамиды государственного

долга составил 400 млрд. руб. [10].

В условиях нехватки денег усилились противоречия между финансовым и

промышленным капиталом. Финансовый капитал получил стратегическое

преимущество в первую очередь за счет обслуживания бюджетных счетов.

Налоговое бремя, лежащее преимущественно на реальном секторе экономики,

также обеспечивает укрепление позиций финансового и подавление

производственного капитала. В результате произошло подавление реального

сектора экономики, сужение возможности сохранения наличного

производственного капитала.

В результате осуществления реформ вышеуказанными способами экономика

России приобрела следующие черты:

1.наличие одного мощного и связанного с природными богатствами источника

валютных поступлений;

2.формирование из тех, кто причастен к этому источнику слоя сверхбогатой

элиты, которая служит опорой власти и срастается с ней;

3.удержание основной массы населения в состоянии малой обеспеченности.

Необходимо также более подробно описать последствия проводимой

экономической реконструкции. Несомненно, что реформы способствовали

продвижению экономики к рынку, что и было их конечной целью. Из

положительных итогов реконструкции можно выделить следующие: демонтаж

основных элементов административно-командной системы, проведение

приватизации, возникновение индивидуальной и акционерной формы

собственности, либерализация хозяйственной деятельности предприятий,

внешнеэкономических операций; были сняты ограничения с фонда оплаты труда,

запреты на совместительство, в стране начал складываться рынок труда. Но в

то же время нельзя не упомянуть многочисленные отрицательные явления:

1.Кризис инвестиций. В 1992-1994 гг. объем инвестиций уменьшился вдвое, в

1995 г. - еще на 13%, утечка капитала за границу составляет 10-12 млрд.

долларов в год [19], что обусловлено высокими рисками, налоговым

прессингом, экономической и политической нестабильностью. В бюджете 1996 г.

в производственную сферу планировалось направить 20% ресурсов. Объем

вложений в основной капитал в 1997 г. составил 25% от уровня 1991 г.[41].

Недоинвестирование стало одной из причин спада производства. Крупнейшим

инвестором является государство, но финансирование централизованных

капитальных вложений является дефицитной статьей и осуществляется по мере

поступления доходов, в основном на 50% от плана [19]. Высокая скорость

обращения денег в экономике (8-10 оборотов в год) [19] свидетельствует о

том, что деньги крутятся между сферой обращения и финансовым рынком, не

попадая в производство. За 9 месяцев 1998 г. объем инвестиций снизился на

6,8 % по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. [8]

2.Общий спад производства за 1992-1995 гг. составил более 50%, в сельском

хозяйстве - 40%, в промышленности - 60% [41], в 1995 г. по сравнению с

1994 г. темп спада- 4%, в сельском хозяйстве - 10-12%, в легкой

промышленности - 32%; увеличился объем производства в черной металлургии на

10%, химической и нефтехимической промышленности на 11%. В 1996 г. спад

производства составил 4% [20]. В настоящее время 50% предприятий убыточны,

рентабельность индустрии 5,2%. Задолженность предприятий огромна, в 1997 г.

она составила 17,7% ВВП [41]. Спад продолжился и в 1998 г. - в сентябре он

составил 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. [13].

Вследствие вышеуказанных явлений российский рынок был наводнен импортными

товарами, зачастую весьма низкого качества, что и вызвало резкий скачок цен

на рынке потребительских товаров начиная с августа 1998 г. вследствие роста

курса доллара.

3.Значительное ухудшение положения населения, включая ухудшение

демографической ситуации - с 1992 г. происходит сокращение рождаемости,

уменьшение продолжительности жизни, рост смертности. Обесценение сбережений

граждан в 1992 г. в объеме годового федерального бюджета, утрата 20 трлн.

руб. в финансовых пирамидах [10], резкое снижение реально выплаченной

заработной платы, падение уровня жизни, уровень безработицы составляет 10%,

расслоение общества, при котором 10% сверхбогатых людей располагают 80%

ресурсов. В результате кризиса августа 1998 г. реальные доходы населения в

октябре уменьшились на 26,9% по сравнению с августом. Доля населения с

доходами ниже прожиточного минимума в октябре составила более 30% [11].

Рост цен на потребительские товары за период с августа 1998 г. по февраль

1999г. составил около 300%.

4.Переориентация экономики на обслуживание экспортных отраслей и

естественных монополий, которая произошла в 1992-1994 гг. в результате

структурной перестройки экономики. Таким образом Россия стала зависеть от

мировых цен на сырье, произошел межотраслевой перелив ресурсов, что привело

к усилению региональной и социальной дифференциации. В остальных отраслях

экономики имеет место преобладание устаревших неконкурентоспособных

технологий, низкое качество менеджмента.

5.Криминализация государства и общества, произошедшая вследствие расширения

сектора теневой экономики, который составляет около 40% экономики России.

Этому способствовала также жесткая кредитно-денежная политика, т.к.

нехватка денег обеспечила влиятельность видов бизнеса, связанных с

наличными деньгами и поэтому потенциально наиболее криминальных.

6.Рост государственного долга. В 1992-1996 гг. государственный долг

увеличился на 77 млрд. долларов, в 1996 г. он составил 127,4 млрд. долларов

[18], в 1999 г. на его обслуживание необходимо направить 17,5 млрд.

долларов, что составляет 87,5 % федерального бюджета.

За годы экономической реконструкции не были осуществлены намеченные

реформы: аграрная, военная, реформы жилищно-коммунального хозяйства,

социальной сферы, судебной системы, правоохранительных органов. Фактически

мы имеем кризисы во всех областях жизни общества. По мнению ряда

экономистов, мы имеем дело не с экономической реконструкцией, т.к. нет

программы реформ в научно-практическом понимании, а вместо этого проводится

эксперимент, предусматривающий спад производства и падение уровня жизни

народа. За годы экономической реконструкции остались неизменны вялость

экономики и бедность большей части населения, черты нашего общества и

экономики - коррумпированность, мафиозность, бюрократизм. Россия так и не

вступила в стабилизационный этап переходного периода. В начале 1995 г.

завершился спад производства, началось депрессивное развитие, которое

закончилось кризисом и банкротством страны в августе 1998 г.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что экономическая

реконструкция в России происходит в течение последних 15 лет, но до сих пор

принесла мало положительных результатов.

Все перечисленные выше процессы не могли не оказывать влияние на

складывающийся рынок труда. В следующем разделе мы рассмотрим понятие

"рынок труда" и его формирование в условиях экономической реконструкции.

1.3.Понятие "рынок труда", формирование рынка труда в условиях

экономической реконструкции

1.3.1. Понятие о рынке труда, регулирование рынка труда

С 1992 г. в России одновременно с формированием рыночной экономики

идет формирование рынка труда, возникают учреждения рынка труда - центры

занятости, биржи труда, агентства по найму персонала, задачами которых

являются трудоустройство желающих работать, создание новых рабочих мест,

переподготовка и подготовка кадров.

Рынок труда - место, где происходит купля-продажа труда, при

этом работник юридически свободен и может по своему усмотрению

распоряжаться своими способностями к труду - рабочей силой. Также можно

дать еще одно определение рынка труда - это механизм согласования цены и

условий труда между работодателями и наемными работниками, это составляющая

рыночной экономики, выполняющая функции механизма распределения и

перераспределения труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам

деятельности [50].

Работник вынужден продавать свой труд, если он не имеет всего

необходимого для ведения своего хозяйства как источника получения всех

нужных для жизни средств. Чтобы продать труд, нужен его покупатель -

предприниматель, имеющий все необходимое для ведения своего хозяйства, но

нуждающийся в привлечении других работников. При этом спрос на труд

характеризуется суммарной численностью занятых и вакантных рабочих мест.

Взаимодействие спроса на рабочую силу и предложения способности к труду

складывается под влиянием экономической и социально-политической ситуации,

движения цены рабочей силы (оплаты труда), уровня душевого потребления и

формирует конъюнктуру рынка труда.

Конъюнктура рынка труда может быть:

1.равновесная с полной занятостью;

2.хронически трудоизбыточная;

3.хронически трудодефицитная.

Наемный работник и предприниматель юридически равноправные лица. При

этом наемный работник продает временное использование своего труда, сделка

юридически фиксируется трудовым договором, содержащим взаимные права и

обязанности.

Существуют потенциальный и циркулирующий рынок труда. Потенциальный

рынок труда - та часть занятого в сфере домашнего хозяйства, армии, учебных

заведениях населения, которая формируется как предназначенная потенциально

для последующего его вступления на рынок в качестве продавца своего труда.

Циркулирующий рынок труда - сфера купли - продажи труда, в которой продавец

постоянно перемещается между предприятиями (циркулируя между ними) в

поисках покупателя.

Формирование рынка труда предполагает:

1.создание механизма пропорционального распределения и перераспределения

ресурсов рабочего времени согласно потребностям общества;

2.удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов

экономически активного населения и обеспечение национальной экономики

нужными кадрами;

3.достижение полной и максимально беспрерывной занятости с учетом

потребности в гибком графике работы.

Из упомянутого выше следует, что для нормального функционирования

рынка труда необходимо соблюдение следующих условий:

1.оплата, соответствующая образованию, квалификации, качеству труда;

2.минимальная заработная плата должна обеспечивать уровень жизни выше

прожиточного минимума;

3.рабочие места должны отвечать требованиям техники безопасности и

экономическим нормативам;

4.наличие конкуренции рабочей силы;

5.работодатель и работник равны перед законом;

6.наличие структур, для организации взаимодействия работодателя и

работника.

Рынок труда подлежит регулированию. Регулирование - поддержание

общественных условий, при которых купля продажа труда становится

необходимой, т.е. должны поддерживаться необходимые условия для

непрерывного пополнения рынка труда новыми наемными работниками взамен

выбывающих по естественным и социальным причинам. Регулирование также

подразумевает [35]:

-поддержание работоспособности наемных работников, не допуская снижения

стоимости их жизни ниже черты бедности, на уровне которой невозможно

поддержание нормальной работоспособности;

-недопущение чрезмерного увеличения продолжительности рабочего дня и

интенсивности труда, изнуряющих наемных работников до состояния деградации;

-обеспечение равновесия между занятостью и безработицей;

-соблюдение необходимого соответствия между номинальной (денежной) и

реальной заработной платой;

-поддержание стабильности покупательной способности денежной единицы;

-обоснование дифференциации трудовых доходов наемных работников в

зависимости от их профессионально-квалификационных, деловых, человеческих

качеств, трудолюбия, добросовестности. То есть, регулирование означает

поддержание существования, выживания в различных условиях, обеспечение

равновесия составных частей и соответствия с другими структурами экономики.

Рынок труда может также саморегулироваться с помощью программы

занятости, социальной защиты безработных, финансово-кредитной политики,

которая создавала бы предприятиям выгодные условия вложения капиталов в

создание дополнительных рабочих мест.

Государство также может регулировать рыночный механизм посредством

налогообложения, законодательно, с помощью административно-командных

методов, опирающихся на принуждение государственной власти, ограничивающей

стихийный произвол рыночного механизма. Также государство предоставляет

социальные гарантии по безработице: пособие по безработице, помощь по

безработице, поддержание минимального прожиточного уровня доходов.

Влияние на рынок труда оказывают и профсоюзы, монополизируя продажу

труда, то есть, заменяя индивидуальную сделку купли-продажи труда

монопольно - коллективной сделкой, организуя рабочих и заключая с фирмой

коллективный договор, цель которого - выработка и закрепление в юридическом

документе взаимоприемлемых условий купли-продажи труда и занятости.

На рынок труда также влияют:

-явления природы, вызывающие массовые передвижения населения, войны,

военные действия;

-демографическая ситуация;

-общественные силы: забастовки, митинги, средства массовой информации,

обычаи, традиции, нравы.

1.3.2. Современное состояние рынка труда

Ранее в России обеспечивалась полная занятость путем создания новых

рабочих мест в результате экстенсивного развития экономики. Политика

занятости была приспособлена к интересам производства, темпам его роста,

структурным сдвигам, размещению производительных сил. Сегодня центр тяжести

переносится на качественное совершенствование рабочих мест и

перегруппировку трудовых ресурсов между сферами общественно-полезной

деятельности и отраслями народного хозяйства. Таким образом, преобразования

в сфере занятости предусматривают сокращение общих затрат труда на основе

роста его эффективности. К сожалению, необходимо отметить, что в нашем

обществе человек является орудием для решения экономических и политических

задач, социально-экономическая политика выдвигает крупные экономические

задачи, а социальные цели являются лишь политическими лозунгами и

удовлетворяются в той мере, как это позволяют оставшиеся средства. В

настоящее время необходимо разработать концепцию рынка труда и механизма

распределения общественного труда.

Какова же ситуация на рынке труда сегодня?

Прежде всего необходимо отметить, что выполняются не все условия

функционирования цивилизованного рынка труда, указанные выше, а именно: не

обеспечивается оплата, соответствующая образованию, квалификации, качеству

труда; минимальная заработная плата не обеспечивает уровень жизни выше

прожиточного минимума; не все рабочие места отвечают требованиям техники

безопасности и экономическим нормативам. Основные черты современного рынка

труда в России:

-темпы высвобождения персонала не соответствуют темпам спада производства,

что консервирует скрытую безработицу, за 1991-1996 гг. спад производства

составил 50%, а занятость снизилась на 23,2% [50];

-низкий уровень официальной безработицы, в службах занятости регистрируются

около 30% безработных [38];

-значительные масштабы скрытой безработицы;

-увеличение числа длительно безработных: в 1994 г. число ищущих работу

более одного года - 9% общего числа безработных, в 1996 г. - 15,7% [50];

-преобладание среди безработных доли женщин, хотя в последние годы

наметилась тенденция к ее сокращению;

-сформировалась трудоизбыточная конъюнктура рынка труда;

-по различным оценкам безработица в России составляет от 10 до 15%, при

этом нормальным считается уровень 5-7%.

Причинами указанных тенденций являются разгосударствление экономики,

снижение хозяйственной активности предприятий, снижение потребительского

спроса, рост импорта, что и вызвало сокращение рабочих мест.

Таким образом, на рынке труда сложилась достаточно сложная ситуация,

требующая пристального внимания со стороны государства.

Безусловно, в каждом регионе имеют место свои особенности рынка

труда, в следующем разделе мы рассмотрим его состояние в Тюменской области.

1.4. Особенности формирования рынка труда в Тюменской области

Региональные особенности рынка труда формируются под влиянием

разнообразных конкретных условий - демографическая ситуация, половозрастные

характеристики, производственные отношения, экономическая активность

демографических и этнических групп населения. Но так как экономика региона

является органичной частью национальной экономики, она функционирует по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.