реферат скачать
 

Древнегреческие философы Платон и Аристотель об экономике

Древнегреческие философы Платон и Аристотель об экономике

Оглавление

I. Введение

3

II. 1.Условия формирования экономических

взглядов древнегреческих мыслителей

4

2. Платон

6

1. Жизнь Платона

6

2. Платон о государстве

7

3. «Государство» и «Законы»

9

3. Аристотель

13

1. Жизнь Аристотеля

13

2. Аристотель об обществе и государстве

14

3. Деньги и торговля в понимании Аристотеля 16

III. Заключение

18

Список использованной литературы

19

ВВЕДЕНИЕ

На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких

социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны

переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и

становление новых философских учений, поэтому представляет интерес

рассмотрение творчества античных философов Платона и Аристотеля, живших

в эпоху великих потрясений. Мир Платона и Аристотеля – это мир

крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи

Александра Македонского.

С этой точки зрения было бы интересно, изучая экономические

взгляды Платона и Аристотеля, проследить за тем, как бурные события

общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении

их экономических взглядов. Тем более, что свойственный этим двум

философам, а особенно Платону, антидогматизм и особенный стиль в

изложении взглядов позволяет не только ознакомиться с конечными

результатами их творческих исканий, но и проследить за ходом

мыслей и рассуждений.

Интерес к творчеству этих двух философов не ослабевает, и, быть

может, даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей,

живших две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.

Несомненно, рассказывать об Аристотеле и Платоне, как ученых, очень

непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени

отделяет их от нас. Быть может, что-то в их взглядах нам покажется

бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для

своего времени они были крупнейшими учеными, но следует учитывать, что

представления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно

отличаются от нашего мнения.

Условия формирования экономических

взглядов древнегреческих мыслителей.

Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции.

Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные

древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические

и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов этих

мыслителей.

Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий

древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием

нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на

древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развития

частной собственности на землю, на земельный участок, а основой

производственной ячейкой стали не громоздкие царские хозяйства или общинное

производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое

частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой

эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью.

Социальная структура полисов предполагала существование трех основных

классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов

самых разных категорий. Одной из важнейших особенностей социальной

структуры в греческих полисах было существование такой социальной

категории, как гражданский коллектив, т.е. совокупность полноправных

граждан данного полиса. К гражданам полиса принадлежали коренные жители,

проживающие в данной местности несколько поколений, владеющие

наследственным земельным участком, принимающие участие в деятельности

народных собраний и имеющие место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов.

Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантия

выполнение гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем

гражданским коллективом.

В Греции середины V в. до н.э. сформировалось экономическая система,

которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н.э. и

которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.

Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных

греческих полисов можно выделить два основных хозяйственных типа,

отличающихся по своей структуре.

Для первого типа полиса (аграрного) — было характерно абсолютное

преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.

Другой тип полиса можно условно определить как торгово-ремесленный, в

структуре которого роль ремесленного производства и торговли была

значительно выше, чем полисах первого типа.

Именно в полисах второго типа была создана ставшая классической

рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную

структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером

таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.). Полисы этого типа задавали

тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V

- IV вв. до н.э.

В целом сельское хозяйство Греции V - IV вв. до н.э. имело следующие

особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоемких интенсивных

культур (виноградарство, маслиноводство), внедрение рабского труда как

основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья как

нового типа организации сельскохозяйственного производства.

Следует отметить, что описанная структура крупного афинского

землевладения должна была переживать серьезный внутренний кризис по мере

того, как укреплялось правовое и имущественное положение афинского

гражданства, росло его самосознание, увеличивалось богатство афинского

полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза. Также упрочивалась

система афинской демократии с ее продуманной политикой материального

обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской жизни и

городского ремесла.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в

Греции V - IV вв. до н.э. в целом, не могла существовать без привлечения к

труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в

греческом обществе V - IV вв. до н.э. непрерывно возрастал.

Система классического рабства сформировалась в более или менее

законченном виде в развитых торгово-ремесленных полисах (Афины), в то время

как в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая структура отличалась

целым рядом особенностей. Наиболее ярким примером является афинское

общество, характеристика которого позволяет показать особенности социально-

классовой структуры торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в

историческом развитии древней Греции V - IV вв. до н.э.

Таким образом, экономические взгляды Платона и Аристотеля формировались

в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между

аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами,

между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно,

сильно отражалось в работах древнегреческих философов.

Платон

Жизнь Платона

В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в

Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии Платон.

Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными

аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего

рода.

Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встреча с Сократом

в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не

хватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей

жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным

путем внутреннего самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал

признанным философом.

В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа,

покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и

Египет. В 387 г. до н.э. Платон едет в Сицилию, где знакомится с тираном

Дионисием Старшим. По приказу Дионисия Платона, не пожелавшего льстить

тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для

продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему

свободу.

Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в живописном уголке

на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом, где

основал свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до

самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан

закрыл ее.

В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает Сицилию, находящуюся во

власти "просвещенного" тирана Дионисия Младшего.

В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает.

Интерес к древнегреческому философу Платону, к его творчеству не

ослабевает, быть может, даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение

даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет

назад, интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается,

если этот человек - Платон. "... Платон - один из учителей человечества.

Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки,

что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что

такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек,

в чем трудности его исканий и свершений"[1], - писал В.Ф. Асмус. Итак,

значение мнения гениальнейшего афинского философа о важнейших человеческих

проблемах очевидно.

Платон о государстве

Возникновение государства Платон связывал с удовлетворением

повседневных интересов людей и с обменом. «Государство возникает, когда

каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждаются…

Оно возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих

нужд… Мы берём себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и

когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу

обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом… с

той мыслью, что этот обмен будет им ко благу»[2]- говорил Платон.

Платон, в сущности, определял государство как особую форму поселения

людей, которая возникает из необходимости взаимопомощи, удовлетворения

потребностей в пище и жилье, защите населения и его территории,

поддержания порядка внутри самого поселения. Таким образом, государство и

общество, у Платона пока еще не различаются.

Государство может существовать длительное время, в том случае, если оно

основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное

хождение. Платон уделил особое внимание деньгам, но, по-моему, так и не

понял их сущности. Платон отрицательно относился к функции денег в качестве

сокровища. Деньги имеют две функции: меры стоимости и средства обращения.

Они должны служить только для обмена. Платон требовал запретить куплю-

продажу в кредит, т.е. выступал против использования денег как средство

платежа.

Платон считал, что горожан надо наделять земельными наделами, но их

имущество не должно быть чрезмерным. Если стоимость имущества превысит

стоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству.

Запрещаются также ссуды под проценты и покупка товаров в кредит. Закон

должен устанавливать пределы колебания цен. Именно в таком государстве, где

выполняются эти правила, не будет ни богатых, ни бедных.

Наиболее значимым для нас стал труд Платона, посвященный

государственному строю. Подробно он занялся рассмотрением государственного

строя в 8 книге «Государства». Главная причина порчи общества, а вместе с

тем и государственного строя заключается в "господстве корыстных

интересов". В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет

все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения,

нарастания "корыстных интересов" в их строе.

1) Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты

"совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были

свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание

уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к

обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в

роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

2) Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на

богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно

беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории

Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3) Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность

бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития,

борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей

государственной системы – тирании.

4) Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно,

то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток

свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не

имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека – тирана.

Таким образом, можно сказать, что Платон классифицирует существующие

государственные формы на две большие группы:

1. Приемлемые государственные формы

2. Регрессивные, упадочные формы

В диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того

государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там

же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю

спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам

боги»[3].

«Государство» и «Законы»

Ключевое место концепции Платона занимает учение об идеальном

государстве. Модель такого исправленного и улучшенного человеческого

общества он строит в своем огромном сочинении «Государство». В этом

произведении десять частей, или книг, множество действующих лиц. Главное

лицо сочинения – Сократ. Рядом с ним родные братья Платона – Адимант и

Главкон, к которым постоянно обращается Сократ и которые создают видимость

беседы. Диалог между ними превращается в размышление Сократа об идеальном

государстве.

Идеальное государство – то, которое удовлетворяет требованию

справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в

обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства

и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. «Сейчас

мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но

не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кто-то в нем был

счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом»[4].

Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой

нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы,

которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе

данного им глубокого понимания действительности.

Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть,

бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от

внешних и внутренних врагов, поддержании порядка и спокойствия.

Третьи лишены всех этих качеств – они должны заниматься ремеслом,

пахать землю. Внутри этого низшего класса также существует четкое

разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по

собственной прихоти не может стать земледельцем.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главный принцип

устройства идеального государства – разделение труда, т.е. каждый должен

заниматься своим делом. Торговля необходима только потому, что она

обслуживает разделение труда внутри города и между городами.

Философы и воины не имеют никакой частной собственности и беспощадно

караются за хранение золота и серебра. Собственность – привилегия крестьян

и мастеровых, так как она сама по себе не мешает работать, но губительна

для тех, кто предан высоким размышлениям. В этом идеальном государстве нет

единой, замкнутой семьи. «Здесь совместные браки, и дети воспитываются на

общественный счет, зная, что их общий родитель – само государство, которому

они преданы с малых лет»[5]. По идее Платона, мужчины и женщины не должны

вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют

философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов

дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не

знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются

отцами всех детей, а все женщины – общими женами всех мужчин.

Видимо, Платон считал, что все бедствия людей происходят из-за

отсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошего начальства.

Все это наблюдается во время мира, напротив, во время войны существует и

единство, и порядок, и общая цель. Во время войны у людей много общего, и

они, благодаря порядку, мудрым начальникам могут добиться того, чего

невозможно сделать, живя, как заблагорассудится и занимаясь не своим

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.