реферат скачать
 

Деньги и денежные системы. Денежный рынок

масштабом цен, что даже нашло отражение в названии некоторых денежных

единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт серебра). Однако в

ходе исторического развития масштаб цен постепенно обособлялся от весового

содержания монет. Это было связано с порчей монет (т.е. уменьшением веса

или пробы монеты при сохранении ее прежней номинальной стоимости, которое

предпринималось государством в условиях металлического денежного обращения

с целью получения дохода в государственную казну), их снашиванием,

переходом к чеканке монет из более дешевых металлов вместо дорогих (медных

вместо серебряных). С прекращением размена кредитных денег на золото

официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл. И, наконец, в

результате валютной реформы 1976-1978 гг. (на основе Ямайского соглашения)

официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц были отменены.

В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для

соизмерения стоимостей товаров посредством цены. Виды денежных знаков. В

настоящее время ни в одной стране нет системы металлического обращения.

Основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты

(банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и

разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране.

Банкноты (банковские билеты) - это вид денежных знаков, законное платежное

средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Появление банкнот

было обусловлено развитием рыночных отношений в целом и кредитных в

частности. Впервые банкноты были выпущены в обращение в конце XVII в.

Центральные банки выпускали банкноты на основе учета (покупки) частных

коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями

обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении

центрального банка. Двойное обеспечение придавало "классическим" банкнотам

высокую устойчивость и надежность. Выпущенные банкноты регулярно

возвращались в центральный банк при наступлении срока платежа по учтенному

векселю, а также при предъявлении их владельцами к размену на золото, так

как в период золотого стандарта производился свободный размен банкнот на

драгоценный металл. После мирового кризиса 1929-1933 гг. размен банкнот на

золото был окончательно прекращен. В современных условиях ни в одной стране

банкноты не размениваются на благородный металл. Банкноты выпускаются

строго определенного достоинства: в США обращаются банкноты в 1, 5, 10, 20,

50, 100 долларов, в Великобритании - 1, 5, 10 и 20 фунтов стерлингов, во

Франции - 10, 50, 100 и 500 франков, в России - 5, 10, 50 и 100 рублей.

Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно

государственным казначейством - министерством финансов или специальным

государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного

дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от

банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото

или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими

билетами и банкнотами практически стерлась. Разменная монета - слиток

металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты

чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты

соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в

качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки.

Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и

обращения, неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков.

Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и

использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их

эмиссии. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из

обращения) в государствах исторически осуществляли: центральный

(эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских

билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного

обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный

исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки

(казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В

настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от

их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное

обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани

между кредитными и бумажными деньгами. И те, и другие являются

обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке

страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты).

Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия

банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе

кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций,

связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В

результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения

остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или

потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов. В

экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95%

осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной

массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот

(наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот

связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммерческих банков,

государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо

увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия

осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих

банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер

государственного воздействия по достижению соответствия количества денег

объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно

развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е.

установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в

обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные

банки.

2 Денежный рынок.

Сеть институтов , обеспечивающих взаимодействие

предложения и спроса на деньги , обычно называется денежным рынком . Однако

использовать этот термин следует с оговорками. Дело в том , что термин

> означает рынок краткосрочных высоколиквидных ценных

бумаг. Во-вторых , следует подчеркнуть , что деньги , > и

> в том же смысле , что продаются и покупаются товары . При

сделках на рынке денег , деньги обмениваются на другие ликвидные активы по

альтернативной стоимости , измеренной в единицах номинальной нормы процента

. Как и на любом ином рынке , равновесие на денежном рынке имеет место в

пересечении кривых спроса и предложения . Равновесие на рынке денег

означает , равенство количества денег , которые агенты хотят сохранить в

своих портфелях активов , количеству денег , предлагаемому Центральными

банками , при осуществлении текущей денежно-кредитной политики .

Предположим , что равновесие при заданном денежном

предложении денег имеет место при номинальной норме процента равной 10% ,

тогда при процентной ставке 8% сохраняется альтернативная стоимость

хранения денег и хозяйственные агенты начнут продавать свои альтернативные

деньгам активы -также , как облигации - стремились увеличить свои денежные

сбережения в их чистом виде . Поступая таким образом , они понижают

рыночные цены на эти виды активов , и вместе с тем , увеличивают общий

доход от рыночных продаж. Если предположить , что норма процента поднялась

до 12,5% , то хозяйственные агенты предпочли бы держать меньшую сумму в

форме денег из общей величины своих портфелей активов , хотя существовали

бы денежные резервы . Они могли бы быть активизированы расширением

масштабов кредитных операций посредством предложений заемщикам более

привлекательной нормы ссудного процента .

Пересечение кривых предложений и спроса на рынке денег

указывает точку равновесия рынка , в которой хозяйственные агенты желают

хранить в своих портфелях активов как раз то количество денег , которое

способна предложить банковская система при проведении текущей кредитно-

денежной политики . Если норма процента превышает уровень равновесия ,

хозяйственные агенты не захотят держать в своих портфелях то количество

денег , которое в этот момент предлагается банковской системой . Действия

, предпринятые хозяйственными агентами и банками с целью приспособления

своих портфелей активов к изменившимся условиям , понижают норму процента

до достижения равновесного положения , и наоборот .

Для осуществления определенной денежно-кредитной

политики необходимо проведение измерения денежной массы . Однако

измерение количества денег - весьма непростое дело . Проблема состоит в том

, что в современной экономике различные виды активов одновременно в той или

иной форме выполняют все функции денег. Поэтому не имеется четких

оснований для того , чтобы провести границу для, того чтобы повести границу

между собственно деньгами и другими ликвидными активами . Наряду с уже

упоминавшимся агрегатом М1 , необходимо выделить параметр М2 , который

включает в себя несколько видов активов , являющимися ликвидными средствами

накопления .

Поддержание предложения денег в стране на таком уровне

чтобы, не вызвать ни экономический спад , ни инфляцию, является функцией

центральных банков (Федеральной резервной системы в США) . Воздействуя на

экономику посредством расширения ими сокращения обьема денежной массы

(предложения денег) эти органы осуществляют кредитно-денежную (монитарную)

политику .

Цель кредитно-денежной политики состоит в том , чтобы

создать на денежном рынке условия для того , чтобы в экономике постоянно

существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития

, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров , услуг ,

рабочих мест . С другой стороны центробанки должны следить , чтобы в

обращении не оказалось слишком много денег и кредитов , потому что такие

излишки всегда приводили к инфляции .

На пути осуществления кредитно-денежной политики

существуют сложности. Например , когда объем денежной массы увеличивается и

в обращение поступает больше денег , то они дешевеют и банки могут снизить

процентную ставку по кредитам. Но растущее предложение денег на рынке может

повлечь за собой увеличение расходов и тем самым повысить уровень инфляции

. В периоды инфляции те деньги , которые заемщики выплачивают кредиторам ,

имеют более низкую покупательную способность , чем те , которые были , в

свое время взяты в долг . Чтобы компенсировать потерю покупательной

способности , кредиторы должны добавить определенный процент

(соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам , которые они назначили бы

в другой ситуации . Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной

массы , то фактически может привести к повышению процентных ставок .

Для проведения монетарной политики в условиях США

Федеральная резервная система располагает четырьмя основными инструментами

:

--- изменение уровня резервных требований ;

--- изменение процентных ставок , которые должны платить банки , беря

кредиты у центрального института (учетная ставка)

--- покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых

рынках)

--- определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный

контроль) .

Принципиальный механизм этих требований представлен на схеме .

| Для увеличения ИНСТРУМЕНТЫ Для |

|сокращения |

|денежной массы |

|денежной массы |

| |

| Уменьшить Резервные требования Увеличить |

| Снизить Учетная ставка |

|Повысить |

| Покупать Операции на |

|Продавать |

| открытом рынке |

| Ослабить Выборочный |

|Усилить |

| кредитный |

| контроль |

Составлено по : Современный бизнес .С.268.

Первый инструмент предполагает , что все банки и

финансовые институты создают резервы , то есть откладывали определенную

сумму денег , равную какой то процентной доле их депозитов . Доля депозитов

, которую банки должны откладывать в качестве резервов , называется

резервными требованиями.

Если центральный институт приходит к выводу , что

отдельные потребители и фирмы слишком много покупают и что инфляция

набирает силу, он повышает резервные требования . Когда они возрастут , то

банки не смогут выдавать по -прежнему ссуды своим клиентам и наоборот .

Банки могут взять дополнительные средства для

кредитования своих клиентов , взяв деньги в долг у регионального отделения

центробанка , который в фигуральном смысле играет роль банкира банков .

Процентная ставка по кредитам , которая устанавливается в этом случае ,

называется учетной (дисконтной) ставкой . Такие дисконтные операции

привлекают банки , когда они могут взимать со своих клиентов еще более

высокий процент за кредиты .

Значит , если центральный институт считает необходимым ,

чтобы выдавалось больше кредитов , то он снижает учетную ставку и наоборот

. В целом считается , что воздействие процентной ставки на экономику ведет

к тому что усиливается экономический рост . Так , снижение средней ставки

на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3

процента .

Операции на открытом рынке осуществляются посредством

купли-продажи государственных облигаций , которые предусматривают

обязательство выплатить долг с процентами . Поскольку в подобном случае

государственные облигации может купить любой желающий , эта практика

получила наименование операции на открытом рынке .

Если центральный финансовый институт опасается инфляции

и хочет уменьшить обьем денег в обращении , то он продает государственные

облигации банкам и населению . Деньги , полученные за облигации могут

немедленно изыматься из оборота . И наоборот , когда этот институт вновь

собирается стимулировать оживление в экономике , государство выкупает

свои облигации ,и подобным образом в экономику поступает довольно большое

дополнительное количество наличности . По мере увеличения предложения денег

снижается процентная ставка , и компании берут кредиты в больших обьемах ,

что расширяет для них возможности роста и усиливает конкуренцию между ними

.

Между отдельными секторами рыночной экономической

системы существует кругооборот (замкнутый поток ) доходов и продуктов . В

нем в качестве некоей жидкости вращаются деньги . Зависимость между

деньгами и кругооборотом выражается уравнением обмена :

МV = Py , где М - количество денег , находящихся в

обращении , V - скорость обращения денег (среднегодовое количество раз ,

когда каждая денежная единица используется для приобретения готовых товаров

) , P - уровень цен ( рассчитывается по отношению к базовому годовому

значению , равному 1 ) , у - реальный доход , то есть доход

расчитанный с учетом , влияния инфляции .

Задачи денежных рынков состоят в том , чтобы

переправлять сбережения из рук тех экономических единиц , которые

зарабатывают больше чем тратят , в руки единиц которые тратят больше чем

зарабатывают . На этих рынках функционируют прямые каналы финансирования ,

по которым средства переходят непосредственно к заемщикам в обмен на акции

и долговые обязательства , или косвенные , где средства проходят через

финансовых посредников - банки , взаимные фонды , страховые компании .

Фактически сегодня существует несколько теорий

функционирования денежного рынка . Одной из них является монетаристская

теория денежного рынка М.Фридмана и А.Шварца . В то время как в

экономической мысли возобладало мнение , что деньги это не главное в

экономике , то М.Фридман сделал другой вывод : во-первых , эта теория

рассматривает скорость обращения денег как переменную величину , а не

константу . Во-вторых , монитарная теория допускает несовпадение между

денежной массой , показателями валового национального продукта и абсолютным

уровнем цен . Основная рекомендация в стратегии денежно-кредитной политики

монетаристской теории состоит в смягчении негативных моментов в течении

делового цикла и центральные финансовые институты должны проводить в жизнь

постоянно предсказуемую денежную политику. Постоянный рост денежной массы

находящейся в обращении , примерно равный трехпроцентному уровню роста

реального обьема производства , характерному для долгосрочных временных

интервалов , представляет собой научную с точки зрения большинства

монетаристов денежную политику .

Монетаризм это только одно из направлений анализа

денежного рынка . Важный вклад в развитие понимания его вопросов внесло

учение Д.М.Кейнса и его последователей , которое можно считать

альтернативой монетаризму .

Для теории изложенной Д.Кейнсом в научной работе “Общая

теория занятости , процента и денег”, важны взгляды о неэффективности

денежной политики и необходимости регуляции и стимулирования экономики

посредством изменения налоговой системы и структуры государственных

расходов . На сегодняшний день имеет место синтезирование , включающее

общие для обеих теорий элементов . Согласно современному кейнсианско-

неокласическому синтезу , денежно-кредитная политика и фискальная политика

, проводимая центральным правительством и его финансовыми институтами ,

предоставляет им значительные возможности в области контроля за наличным

ВНП . Между тем , этот новый подход не подтверждает уверенности способности

обеспечить процветания экономики и победить инфляционные процессы .

В начале 80-х годов приобрела значительное влияние

> , близкая к консервативному направлению ,

достаточно близко связанному с монетаризмом. Основная идея связана с тем

что надо увеличивать предложение , увеличивать уровень реального обьема

производства , посредством уменьшения предельных налоговых ставок , что

должно было бы преодолеть трехпроцентное ограничение , предложенное

монетаристами .

3. Формирование денежного рынка РБ.

На сегодняшний день главной особенностью денежной массы в Беларуси

является то, что около 50% ее составляет доллар и другая иностранная

валюта. А сохраняющаяся высокая степень интеграции иностранной валюты во

всю денежно-кредитную систему страны приводит к использованию валютного

курса в качестве критерия хозяйственной деятельности и средства тезаврации

даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это

негативно влияет на нашу денежную единицу - рубль, значительно ослабляет

его позиции по сравнению с другими денежными единицами. Рассмотрим

ситуацию, возникшую на денежном рынке в 1999 г. начале 2000 года. В 99 году

экономика Беларуси продолжила движение по очередному циклу инфляционного

развития. В первом полугодии денежная масса прирастала значительно быстрее,

нежели объемы производства в реальном секторе экономики, что привело к

превышению эффекта обесценивания активов над эффектом развития при

субсидирования производства. На денежном рынке наблюдается увеличение

разрыва между официальным и «параллельными» курсами твердой валюты. Быстрые

темпы девальвации национальной валюты на теневых рынках приводят к

существенному увеличению стоимости импортируемых сырьевых и

производственных ресурсов. Вообще в событиях, происходивших на внутреннем

валютном рынке в 1999 г. можно выделить два этапа, официальная

идеологическая база которых и соответственно методы регулирования

происходивших процессов принципиально различны.

На первом этапе, начало которому было положено с выдвижением П.

Прокоповича в вице-премьеры, а затем в председатели правления Нацбанка,

доминировали принципы «народнохозяйственной необходимости» Отрасли

экономики, в первую очередь сельское хозяйство и строительство жилья,

обеспечивалось необходимыми суммами эмиссионных денег практически по

первому требованию. С галопировавшей инфляцией, развивавшейся вследствие

постоянного превышения темпов роста рублевой денежной массы над валютной,

правительство настойчиво боролось административными методами. Ставка

рефинансирования, к которой привязываются процентные ставки по

кредитованию агропромышленного сектора, строительной отрасли и бюджетных

предприятий были и остаются хронически отрицательными, т.е. ниже темпов

инфляции в стране. В 1999 г. ставка рефинансирования менялась четыре раза:

20 января - от 48 до 60% годовых

1. апреля - от 82 до 90% годовых

25 ноября - от 90 до 110% годовых

15 декабря – от 110 до 120 %

При этом темпы инфляции в стране за год приближаются к 300 %-разница

очевидна. На валютном рынке действовали ограничения на расчеты

белорусскими рублями между резидентами и нерезидентами, введенные ещё в

1998 г. Сохранялся и продолжает оставаться заниженным в 2-3 раза

официальный курс белорусского рубля по отношению к твердым и ограниченно

конвертируемым валютам. Попытки наладить изъятие валюты по выгодному для

государства курсу приводят к постоянному изменению правил игры на

внутреннем внебиржевом валютном рынке. Его периодически открывали,

закрывали, ограничивали суммы сделок. Были периоды, когда для покупки одним

предприятием у другого суммы валют, превышающей 1000 единиц по одному

контракту, необходимо было получить соответствующее разрешение от

министерства, концерна, облисполкома, Мингорисполкома либо одного из

главных управлений Национального банка по областям Беларуси.

Однако попытки поставить валютный рынок под полный контроль

государства не могли увенчаться полным успехом при наличии в стране

предприятий с негосударственной формой собственности и невозможности

обойтись без негосударственных предприятий России, Украины, Казахстана и

др. стран при поставках в Беларусь продукции т.н. критического импорта.

Надо было или полностью избавляться от частных предприятий в Беларуси, что

делается и до сих пор делается, или приступить к поиску иных вариантов.

На наличном рынке тенденции были те же. Однако ситуацию, сложившуюся

с обменом наличных валют, трудно или даже невозможно было аргументировать

интересами государства. Здесь прослеживались интересы несколько иного

свойства. Завышение курса белорусского рубля в обменных пунктах, к осени

приблизившееся к двукратному, привело к закрытию большинства обменных

пунктов и процветанию теневого рынка. Государство ежемесячно недополучало в

бюджет огромные суммы налогов, исчисляемые триллионами рублей. Помимо

этого, Нацбанк лишился практически единственного канала пополнения валютных

резервов, отсутствие которых лишает его возможности поддерживать

стабильность национальной валюты.

Отсутствие взаимопонимания с международными кредитными

организациями, в первую очередь МВФ, лишило Беларусь возможности

стабилизировать белорусский рубль за счет внешних источников. Все это не

могло не сказаться на общем состоянии белорусской экономики. У руководства

Национального банка и правительства появились мысли об ошибочности

принципов, на которых базируются методы регулирования валютного и

финансового рынков Беларуси.

К июню 1999 г. с участием специалистов Нацбанка, Минфина,

Минэкономики и привлеченных экспертов была разработана Концепция денежно-

кредитной политики на четвертый квартал 1999 и 2000 гг., которая вносит

серьезные изменения в методы стабилизации национальной валюты и

финансирования экономики. В её основе – комплекс мероприятий, реализация

которых, по мнению Нацбанка, позволит перейти к привязке национальной

валюты к одной из СКВ или корзине из нескольких валют, выходу на единый

курс, свободную конвертацию, отмену обязательной продажи части валютной

выручки на бирже и т.д. Получив одобрение «сверху», Нацбанк начал

реализацию мероприятий, заложенных в Концепции. Этот период можно назвать

вторым этапом развития ситуации на валютном рынке Беларуси. Либерализация

внебиржевого валютного рынка, ужесточение контроля над объемом денежной

массы, снятие ограничения курсов на наличном рынке вселили надежду на

улучшение экономической ситуации. Естественно не обошлось и без срывов. Так

в октябре темпы девальвации белорусского рубля составили 33%, став

рекордными в 1999 г. Уборка одного из самых скудных урожаев за последние

годы потребовала гигантских финансовых вливаний. Иных источников, кроме

эмиссии, не оказалось.

Мероприятия по либерализации валютного рынка, предпринятые в конце

ноября, и отсутствие факторов, стимулирующих инфляцию, позволили Нацбанку в

ноябре-декабре взять эмиссию под контроль и укрепить белорусский рубль.

Ключевым в данном вопросе стало разрешение на проведение операции по купле-

продаже иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке, изложенное в

постановлении правления Национального банка от 25 ноября № 25.11 «О

валютных операциях», которое сняло ограничение в 1000 единиц иностранной

валюты по одному контракту при покупке ее на внебиржевом рынке. До этого

момента действовавшее законодательство лишало большинство предприятий

возможности легально приобрести валюту вне биржи. Однако формирование курса

и далее основывается на рекомендациях Нацбанка. В 2000 году перед Нацбанком

и во многом перед правительством стоит задача по стабилизации национальной

валюты. И главная из них - отказ государства от столь массивного участия в

экономических процессах, какое наблюдается в настоящее время. Иначе все

остальные меры, направленные на укрепление белорусского рубля окажутся

временными и рано или поздно будут отменены в угоду государственным

интересам. Иных способов ни одна из развитых экономик мира не знает.

Что же касается планов развития НацБанка РБ на 2001 г. , то его

денежно-кредитная политика следующая.

Политика валютного курса в 2001 году — центральный вопрос денежно-кредитной

политики. Исходя из масштабности внешнеэкономических связей Республики

Беларусь с Российской Федерацией, наиболее полно отвечает интересам

экономического развития Республики Беларусь политика привязки белорусского

рубля к российскому рублю, являющаяся продолжением проводимой в 2000 году

политики скользящей фиксации. Особое значение для реализации указанной

политики имеет ограничение темпов роста денежно-кредитных показателей и

прежде всего денежного предложения в белорусских рублях, а также

поддержание реальных процентных ставок на денежном рынке на положительном

уровне. Выполнение этих условий потребует значительного сближения

макроэкономических параметров в развитии экономик Республики Беларусь и

Российской Федерации. Проведение политики привязки к российскому рублю

также обусловливается созданием необходимых предпосылок для введения в

Союзном государстве Республики Беларусь и Российской Федерации единой

валюты. В связи с этим политика привязки к российскому рублю остается

задачей денежно-кредитной политики Республики Беларусь не только на 2001

год, но и на среднесрочную перспективу ? до ввода единой денежной единицы

Союзного государства. Основой ее осуществления должна стать фиксация

соотношения рыночного номинального курса белорусского рубля к российскому

рублю и его последующее поддержание на уровне, обеспечивающем в основном

стабильность реального курса белорусского рубля относительно российского.

Политика курсообразования будет осуществляться в режиме ползучей привязки

белорусского рубля к российскому рублю, предусматривающем ежеквартальное

установление центрального курса и пределов его колебаний (нижняя и верхняя

границы) и выход на заданный его уровень на конец 2001 года.

Непосредственным механизмом корректировки курса белорусского рубля к

российскому рублю будет изменение номинального курса белорусского рубля с

учетом разницы в темпах инфляции в Республике Беларусь и Российской

Федерации. Исходя из необходимости инициирования роста экспорта товаров и

услуг и сокращения их импорта (как важнейшего средства уменьшения

отрицательного сальдо торгового баланса Республики Беларусь за счет

снижения реального курса белорусского рубля), девальвацию обменного курса

белорусского рубля в 2001 году предполагается осуществлять по отношению к

российскому рублю на уровне 2 процентов в среднем за месяц, что равнозначно

снижению курса белорусского рубля к доллару США до 2,7 процента при

инфляции не более 2,5 процента в среднем за месяц.

Государственное регулирование валютного курса в 2001 году будет направлено

на установление и поддержание оптимального для экономики курса белорусского

рубля, способствующего урегулированию отрицательного сальдо внешней

торговли, росту экспорта товаров и услуг, накоплению золотовалютных

резервов государства, а также на противодействие спекулятивным атакам на

позиции белорусского рубля краткосрочными мероприятиями денежно-кредитной

политики, включая валютные интервенции. Действия Национального банка в

регулировании курса белорусского рубля в основном будут сводиться к

сглаживанию амплитуды колебаний курса белорусского рубля на краткосрочных

временных интервалах.

При проведении политики привязки курса белорусского рубля к российскому

рублю будет допускаться соответствующая гибкость в курсовой политике,

позволяющая учитывать макроэкономическую ситуацию и уровень золотовалютных

резервов государства.

Валютное регулирование будет совершенствоваться в рамках унификации

национальных законодательств и подходов к проведению валютной политики в

Республике Беларусь и Российской Федерации. При этом основными

направлениями станут повышение прозрачности валютного рынка и усиление

контроля за соблюдением участниками рынка валютного законодательства.

В 2001 году будут созданы равные условия доступа агентов экономических

отношений ? резидентов Республики Беларусь на все сегменты валютного рынка,

включая ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа". В целях обеспечения

необходимого уровня предложения иностранной валюты в 2001 году сохраняется

институт обязательной продажи части валютной выручки на торгах ОАО

"Белорусская валютно-фондовая биржа". В то же время будет сужаться круг

предприятий, пользующихся льготами по обязательной продаже валютной

выручки. Наряду с этим будут сниматься ограничения на покупку иностранной

валюты физическими лицами в банках, на внебиржевые сделки с иностранной

валютой между уполномоченными банками и юридическими лицами и

индивидуальными предпринимателями, а также банками-резидентами и

нерезидентами Республики Беларусь (банки и юридические лица).

Реализация этих и других мер по либерализации валютного рынка создаст

необходимые условия для присоединения Республики Беларусь к статье VIII

Статей Соглашения МВФ. Обеспечение поддержания конвертируемости

белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса наряду с

предсказуемой динамикой обменного курса белорусского рубля положительно

скажется на структуре финансирования экспортно-импортных операций,

увеличивая долю расчетов в денежной форме. При этом расширится сфера

использования белорусского рубля во внешней торговле. Национальный банк

продолжит проведение мероприятий, направленных на дедолларизацию экономики

и сужение сферы обращения иностранной валюты на территории страны.

Реализация вышеуказанных мер валютной политики окажет позитивное влияние на

функционирование реального сектора экономики и приток капитала в экономику

страны, обеспечение равновесия платежного баланса.

Заключение. [pic]

Итак, деньги – важнейший элемент рыночной экономики. Товары приходят и

уходят с рынков, а деньги остаются и находятся в постоянном движении. Они

прошли долгий путь развития с древних времён до наших дней. Деньги имеют

ряд функций(Табл1,2). Стоимость денег обеспечивает в наши дни государство,

поскольку оно монополизировало выпуск денег.

Денежная система – исторически сложившаяся и законодательно закреплённая

форма организации денежного обращения в конкретной стране. Исторически

сложилось 2 системы: биметаллизм и монометаллизм. Однако современные

кредитно-денежные системы не предусматривают свободного обмена на золото и

др.

Денежный рынок – рынок, на котором продаётся и покупается товар-деньги.

Есть два основных теории функционирования этого рынка: кейнсианский и

монетаристский.

В Республике Беларусь самостоятельный денежный рынок начал формироваться

лишь в начале 90-х годов, после распада СССР с его плановой экономикой и

единым центром в Москве. Перед ним стоит ещё много трудностей в процессе

развития того, начало чего было положено в те годы. Нужно стабилизировать

курс рубля, провести дедолларизацию экономики. И самое главное, нужно так

повлиять на сознание белорусов, чтобы они начали доверять банкам и хранить

свои сбережения в них. Нужно создать такой рынок ценных бумаг, в котором

могли бы принимать участие все, без исключения, желающие заработать ДЕНЬГИ.

Список использованной литературы.

1. Л. Л. Любимов, И. В. Липсиц "Основы экономики", Москва

"Просвещение", 1994 г.

2. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л.Брю "Экономикс" т.1. Баку,

"Азербайджан", 1992 г.

3. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. "Теория рыночной экономики" т.1. ч.2.,

Москва, Соминтэк, 1992г.

4. Эдвин Дж. Долан "Деньги, банки и денежно-кредитная политика".

Санкт-Петербург "Санкт-Петербург Оркестр" 1994г.

5. "Деньги, кредит, банки". Справочное пособие. Под редакцией Г. И.

Кравцовой, 1994г.

6. Национальная экономическая газета, информбанк, Деньги (в. за 1999-

2001 г.)

7. Национальный реестр правовых актов. (за 1998-2000г.)

8. «Основы экономической теории», Минск . Под редакцией Клюни В.Л.

«Экоперспектива», 1997 г.

9. Официальный сайт НацБанка РБ. Раздел «Денежно-кредитная политика».

http://www.nbrb.by/ , 2001г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.