реферат скачать
 

Деньги и денежные реформы в России

СССР с последующими серьезными изменениями в политической системе,

созданной Сталиным. Стартовым этапом этой волны в экономике можно считать

проведение денежной реформы в декабре 1947 г. Денежная реформа и

одновременная отмена карточной системы проводились с учетом опыта реформы

1922-1924 гг. Тщательная подготовка к ней началась уже в 1943 г., когда

Сталин поставил эту задачу перед тогдашним министром финансов. Денежная

реформа строилась на следующих основаниях:

старые неполноценные деньги, находившиеся в обращении, обменивались на

новые полноценные образца 1947 г. Все наличные деньги, имевшиеся у

населения, государственных, кооперативных и общественных предприятий,

организаций и учреждений, колхозов обменивались из расчета 10 р. старых

денег на 1 р. новых. Разменная монета обмену не подлежала и оставалась в

обращении по номиналу. В сберегательных кассах была произведена переоценка

вкладов и текущих счетов населения на день выпуска новых денег по такому

принципу: вклады в размере до 3 тыс. р. оставались без изменения в

номинальной сумме, т. е. переоценивались рубль за рубль; по вкладам,

превышавшим указанную сумму, во вклад зачислялись: первые 3 тыс. р.;

следующая сумма, не превышающая 10 тыс. р., определялась из расчета за 3 р.

старых денег— 2 р. новых, а остальная сумма вклада, превышающая 10 тыс. р.,

была переоценена в соотношении 2 р. старых денег на 1 р. новых.

Переоценивались и денежные средства, находившиеся на расчетных и текущих

счетах кооперативных предприятий и организаций, колхозов. Их средства

определялись из расчета: за 5 р. старых денег — 4р. новых.

Выделим несколько существенных особенностей денежной реформы 1947 г. Во-

первых, она отменила параллельное существование двух систем цен: твердых,

гарантированных государством и реализуемых по карточкам, и рыночных,

зависящих от соотношений спроса и предложения.

Во-вторых, денежная реформа по характеру проведения была нацелена на

защиту экономических интересов низко-доходной части населения, нанося

одновременно удар по спекулянтам и «теневой экономике». Отметим и такую

любопытную деталь. То, что от ее проведения в наибольшем выигрыше оказались

держатели вкладов в государственные сберегательные кассы, надолго заложило

привычку у основной массы населения хранить свои денежные накопления в

сберегательных вкладах. Этим был создан устойчивый и постоянный источник

инвестиционной активности государства.

Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на 15

лет (до конца 50-х гг.) удалось сохранять товарно-денежную

сбалансированность и в целом обеспечить стабильность цен. Периодом

внедрения различных хозяйственных нововведений, в содержании которых

нарастала рыночная ориентация, стали 50 - 60-е гг. Выделим в их проведении

несколько этапов и характерных черт.

Начальная попытка реформирования была связана с ослаблением

централизованного управления народным хозяйством, что объяснялось отказом

от преимущественно принудительных методов хозяйствования с опорой на

насилие и репрессии, который произошел после смерти Сталина и смены

политического курса в стране в 1953-1955 гг. Инициатором первого этапа

хозяйственных преобразований был Г. М. Маленков. Он предложил пересмотреть

соотношение в темпах развития тяжелой и легкой промышленности, выдвинул

задачу развивать массовое жилищное строительство. Сельскохозяйственный

налог был снижен с 1952 г. по 1954 г. почти в два раза. В эти же годы

осуществлялся первый этап децентрализации управления народным хозяйством с

передачей функций текущего руководства хозяйственной деятельностью

министерствам и самим предприятиям.

Серьезная попытка изменения механизма управления произошла в 1957 г.

уже при Н. С. Хрущеве, и она связана с переходом от отраслевого к

территориальному принципу управления народным хозяйством. В этом году были

ликвидированы все общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские

министерства хозяйственного профиля и вместо них сформировано 105

экономических районов, управление промышленностью и строительством которых

возлагалось на Советы народного хозяйства.

Экономическое положение внутри страны на рубеже 50-60-х гг. оставалось

достаточно напряженным. Стала более заметной инфляция. Первым шагом к

решению проблемы в этом направлении была денежная реформа. С 1 января 1961

года в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег производился в

пропорции 10:1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата.

Следующим шагом можно считать решение правительства о всеобщем снижении

тарифных расценок в промышленности примерно на 30 %. Эти решения вызвали

недовольство и привели к стихийным выступлениям рабочих. Самое крупное из

них было в Новочеркасске, где власти вывели против рабочих танки и

применили оружие. Десятки человек погибли, 9 человек были приговорены к

смертной казни, множество людей приговорены к различным срокам заключения.

Уместно отметить, что это событие в Новочеркасске всячески замалчивалось, и

подробности расстрела были опубликованы в газетах уже в конце 80-х годов.

Наконец, в 1964-1965 гг. началась хозяйственная реформа в СССР, главным

вдохновителем которой был А. Н. Косыгин и которая должна была обеспечить

существенный сдвиг экономической системы в переходе к рыночному механизму

хозяйствования за счет расширения хозяйственной самостоятельности и

ответственности, ориентации производственных единиц на получение прибыли и

создание экономической заинтересованности в улучшении производственных

результатов.

От попыток реформ к кризису командно-бюрократической системы

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере

экономики ощущалась необходимость скорейших реформ.

В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК было принято постановление «Об

улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и

усилении экономического стимулирования промышленного производства», в

соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа. Было

решено упразднить совнархозы и вернуться к отраслевому принципу управления.

Были вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства по

отраслям промышленности.

Предполагалось улучшить систему оплаты труда, увязать ее не только с

централизованным повышением тарифных ставок, но и с материальным

стимулированием работников за счет использования части доходов предприятия,

увязать оплату труда с общими итогами работы. На предприятиях за счет

прибыли разрешалось создавать фонды экономического стимулирования:

материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного

строительства и фонд развития производства. За счет этих фондов можно было

премировать работников в соответствии с трудовыми показателями, строить

жилье и учреждения культурно-бытового назначения, расширять производство.

Это означало, что предприятиям предоставлялась оперативно-хозяйственная

самостоятельность (в установленных пределах), что они должны работать на

принципах окупаемости, рентабельности, материальной заинтересованности и

материальной ответственности за достигнутые результаты, в условиях

денежного контроля со стороны государства за использованием материальных,

финансовых и трудовых ресурсов.

Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост.

Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась по

ряду важнейших экономический показателей выполненной. Но уже в ходе её

осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате

которых к началу 70-х её сущность оказалась искажена настолько, что она

фактически перестала действовать.

От предприятий постоянно требовали увеличения производственных

показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия возможности

делать чего-либо кроме выполнения плана любой ценой. Планировалась вся

номенклатура изделий ( по стране более 20 млн. ), показатели,

себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные

вливания в экономику. Существующая система глушила всю инициативу снизу и

сверху. Трудовые коллективы не были заинтересованы во внедрении новой

техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах

работы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно

новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет, а в развитых

индустриальных странах этот срок не превышал нескольких лет.

В результате реформ 50-60 гг. удалось поддерживать достаточно высокий

динамический потенциал советской экономики. При этом улучшились показатели

эффективности производства, быстро возрастал производственный потенциал.

Еще одним важным позитивным результатом экономического развития

рассматриваемого периода стало обеспечение длительного устойчивого роста

жизненного уровня населения.

Вместе с тем экономическое реформирование социалистической системы

хозяйствования в направлении расширения товарно-денежных отношений

столкнулось с непредвиденными противоречиями и трудностями, ограничениями и

издержками. Появились и другие факторы, значение которых со временем могло

возрастать. И здесь на первое место надо поставить втягивание нашей страны

в гонку вооружений, которая выкачивала из экономики огромные ресурсы,

тормозя одновременно рыночное движение народного хозяйства.

Экономическое развитие Советского Союза

в середине 60-х - начале 80-х гг.

В 1967 г. было реализовано такое экономическое мероприятие, как

введение государственной аттестации продукции с присвоением Знака качества.

Однако надежды, возлагавшиеся на быстрое улучшение положения дел в

экономике, не сбывались. Хозяйственная реформа не получила своего

дальнейшего логического развития, не реализовались ее основные принципы.

Прежде всего не удалось установить отношений взаимной ответственности между

органами, принимающими и выполняющими решения.

Становилось ясно: для того, чтобы двинуться вперед, необходимо

демонтировать отжившую свой век малоэффективную хозяйственно-политическую

систему и заменить ее современной.

К началу 70-х гг. в экономике еще ощущалось дыхание реформы 1965 г., но

уже было ясно, что она постепенно сворачивается.

Робкой попыткой улучшить дела в экономике была реформа 1979 г.

Декларировалось стремление покончить с “валом” введением такого показателя,

как нормативно-чистая продукция. Этот показатель не учитывал бы якобы

стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, а лишь фиксировал вновь

созданную стоимость. По идее это могло бы стимулировать рост технического

уровня продукции, ее качества, ликвидировало бы ее деление на выгодную и

невыгодную. Все это шло в русле модернизации административно-командной.

Хозяйственно-политические решения конца 70-х гг. как никогда страдали

внутренней несогласованностью. Механизм этот был настолько мощным, что в

1979-1982 гг. по сравнению с показателями 1978 г. объем произведенной

продукции в стране оказался уже абсолютно ниже примерно по 40% всех ее

видов. Становилось очевидным: экономика пришла к критическому положению,

нарастала разбалансированность.

Страна вплотную подходила к кризису всей социально-экономической

системы. Развернулась широчайшая пропаганда милитаризма, страна

подталкивалась к военным авантюрам, и Афганистан был лишь логическим

завершением этого. В воздухе витала идея политического реформирования.

Больную экономику “заботливые” руководители старались поднять на ноги

морализаторством, сводившимся к администрированию. Тем не менее, несмотря

на призывы к борьбе за качество и честь заводской марки, в основе оценки

деятельности коллективов, как в моральном, так и в материальном отношениях,

оставались пресловутые валовые показатели. Социально-экономическая ситуация

усугублялась.

Весьма сильным было стремление к предотвращению сползания к кризису, к

стабильности, достижение которой виделось, однако, не на путях постепенного

обновления основ политической и экономической жизни, а через решительное

вмешательство “сверху” в ход общественных процессов. Определяющим стало

настроение в пользу “сильной руки”, способной, как казалось многим,

оградить народ от всевластия бюрократии и нарастания социальной

несправедливости. В таких смутных ожиданиях перемен наступила осень 1982

года.

Кризис и денежные реформы страны в 91-98 гг.

В 1991-1993 годах в связи с политическими и инфляционными процессами и

распадом СССР были сначала заменены 50 и 100-рублевые купюры банковских

билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькими

причинами:

1. тем, что в бывших республиках СССР осталось много накоплений в советских

деньгах, и эти накопления будут увеличивать инфляцию в России

2. тем, что в стране обращается много фальшивых купюр крупного достоинства

3. тем, что необходимо изъять незаконные капиталы, которые хранятся опять

же в крупных купюрах.

После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1

января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и

цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро

расти.

После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1

января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и

цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро

расти.

Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной

массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного

коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г.

закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР

независим от исполнительной власти. ЦБР обязан обеспечивать стабильность

рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в

обращении.

Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть

привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению

валютной выручки. Уже в конце весны 1998г. правительство было вынуждено

резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это

решение означало конец достигнутой финансовой стабилизации, а последующий

дефолт привел к всплеску инфляции на 30 % в сентябре 1998 г. и разрушению

всей денежно-финансовой системы.

Самый неблагоприятный ход реформ – в сфере реального производства. Но

при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе

финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской

экономике.

Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодом

постсоциалистического реформирования в России и требует реализации более

продуманной и взвешенной стратегии преобразований. К особенностям развития

российской экономики в 1999-2000 гг. можно отнести следующее:

- девальвация российского рубля почти в 3 раза после кризиса 1998 г.

привела к эффекту импортозамещения;

- важнейшим фактором экономического роста в указанные годы стал рост

совокупного спроса;

- благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволили увеличить

доходную часть госбюджета.

Сложившаяся к настоящему времени социально-экономическая система России

характеризуется высокими административными барьерами, засильем и произволом

чиновничества. Не случайно для правительства РФ стала насущной разработка

системы мероприятий по дебюрократизации экономики.

Особо важную роль в обеспечении сбалансированного роста играет

промышленная политика. Ее целью является структурная перестройка экономики,

создание системы высокотехнологичных и конкурентоспособных производств и

переход к устойчивому росту. Для этого прежде всего необходимо восстановить

банковскую систему. Промышленную политику надо сочетать с продолжением

реформ налогово-бюджетной, банковской систем, использованием валютных и

других рычагов.

Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то можно ожидать

перехода к устойчивому росту в ближайшем будущем. Именно экономический рост

является основой для повышения благосостояния населения. В результате

сложатся условия для усиления социальной направленности российской

экономики с тем, чтобы к концу первого десятилетия ХХI века сформировать

основы социальной рыночной экономии и завершить тем самым переходный

период.

Список литературы

1. Тимошина Т.М. «Экономическая история России». Учебное пособие./ под

ред. проф. М.Н. Чепурина – М.: Информационно – издательский дом

«Филинъ», 1998

2. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское

хозяйство в XIX – XX вв. – СПб., 1999

3. Земцов И. Черненко. Советский Союз в канун перестройки. - Лондон.

1989.

4. Гусаков А.Д. "Очерки по денежному обращению России". – М.:

Госфиниздат, 1946

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.