реферат скачать
 

Денежно-кредитная политика: понятие, цели, основные концепции

на межбанковских торгах, а также обеспечивает так называемый "валютный

коридор", т.е. гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной

валюты по отношению к рублю. Официальный курс иностранных валют, выраженный

в рублях, еженедельно публикуется Центральным банком Российской Федерации в

печати и официальных изданиях.

Защита рубля обеспечивается и такими мерами, как выпуск денежных

купюр, обладающих "средствами защиты", т.е. признаками, позволяющими

избежать их подделки фальшивомонетчиками. Средством защиты рубля является

установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из

обращения поврежденных и ветхих денежных купюр и пр.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией Центральный

банк Российской Федерации осуществляет свою основную функцию - защиту и

обеспечение устойчивости рубля - независимо от других органов

государственной власти. Это означает, что оперативная деятельность

Центрального банка Российской Федерации осуществляется им самостоятельно и

вмешательство в нее других государственных органов недопустимо.

В целях гарантии независимости Центрального банка Российской

Федерации Конституция установила весьма сложный порядок назначения на

должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка. В

соответствии с п. "г" ст. 83 Конституции РФ кандидатуру для назначения на

должность Председателя Центрального банка в Государственную Думу

представляет Президент Российской Федерации. Он же ставит перед

Государственной Думой и вопрос об освобождении Председателя Центрального

банка от должности. Само же назначение на должность и освобождение от

должности производятся Государственной Думой (п. "в" ст. 103 Конституции).

Федеральным законом РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О

Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» определены цели

деятельности Банка России:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной

системы. (ст.3 ).

Нормами статьи 4 Закона определены функции Банк России, среди которых

одними из первых названы следующие:

. Центральный банк России, во взаимодействии с Правительством Российской

Федерации, разрабатывает и проводит единую государственную денежно -

кредитную политику;

. Центральный Банк монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и

организует наличное денежное обращение;

Глава VIII Федерального закона РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от

10.01.2003) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»

полностью посвящена денежно-кредитной политики. Содержание главы VIII

Закона приведено в Приложении №1. к настоящей работе.

Основными инструментами и методами денежно - кредитной политики Банка

России, в соответствии с нормами статьи 35 главы VIII Закона являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России

(резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Автор подробно остановился на содержании только тех статей главы VIII

Закона, содержание которых не отражено в информации, рассмотренной ранее в

тексте настоящей работы.

Нормами статьи 36 Закона предусмотрено, что «…Банк России регулирует

общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами

единой государственной денежно - кредитной политики…»

«…Банк России может устанавливать одну или несколько процентных

ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без

фиксации процентной ставки…». (Статья 37 Закона).

Нормами статьи 39 Закона установлено, что «…Под операциями на

открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских

векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг,

облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными

бумагами с совершением позднее обратной сделки…».

«…Под валютными интервенциями Банка России понимается купля - продажа

Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс

рубля и на суммарный спрос и предложение денег...» (Статья 41 Закона).

Согласно статье 42 Закона «…Банк России может устанавливать ориентиры

роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных

направлений единой государственной денежно - кредитной политики…».

«…Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается

установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение

кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в

равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных

случаях в целях проведения единой государственной денежно - кредитной

политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

(Статья 43 Закона).

«…Банк России в целях реализации денежно - кредитной политики может

от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых

среди кредитных организаций. (Статья 44 Закона).

В Статье 45 Закона определен порядок подготовки и содержание

специального документа, регламентирующего и определяющего денежно-кредитную

политику Центрального Банка России на предстоящий год.

«…Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в

Государственную Думу проект основных направлений единой государственной

денежно - кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря -

основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на

предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной

денежно - кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации

и в Правительство Российской Федерации.

Основные направления единой государственной денежно - кредитной

политики на предстоящий год включают следующие положения:

. концептуальные принципы, лежащие в основе денежно - кредитной

политики, проводимой Банком России;

. краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

. прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно - кредитной

политики в текущем году;

. количественный анализ причин отклонения от целей денежно - кредитной

политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив

достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

. сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития

экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на

нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым

сценарием;

. прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации

на предстоящий год;

. целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно - кредитной

политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая

интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы,

процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

. основные показатели денежной программы на предстоящий год;

. варианты применения инструментов и методов денежно - кредитной

политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных

сценариях экономической конъюнктуры;

. план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию

банковской системы Российской Федерации, банковского надзора,

финансовых рынков и платежной системы…».

2.2. Иные нормативно – правовые акты, регламентирующие денежно-кредитную

политику государство на среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Общие положения и направления денежно-кредитной политики государства

на среднесрочную перспективу излагаются в документах Правительства РФ,

носящих название «Программа социально-экономического развития Российской на

среднесрочную перспективу». В июле 2001 года была утверждена Программа

социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную

перспективу (2002 - 2004 годы) (утв. Распоряжением Правительства РФ N 910-р

от 10 июля 2001 г.).

В августе 2003 года принята Программа социально-экономического

развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005

годы) (утв. Распоряжением Правительства РФ № 1163-р от 15 августа 2003 г.).

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на

среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной Распоряжением

Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163-р, указано,

что «Макроэкономические условия проведения реформ определяются прежде всего

кредитно-денежной, налогово-бюджетной политикой, а также ценовой (тарифной)

политикой в сфере естественных монополий…

Важнейшим элементом, создающим предпосылки для продолжения

институциональных реформ, является проведение стабильной кредитно-денежной

политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной валюты,

сокращение инфляции при одновременном создании благоприятных условий для

осуществления инвестиций в российскую экономику, успешного функционирования

отечественных предприятий…».

Главными целями денежно-кредитной политики на среднесрочную

перспективу, в соответствии с названным Распоряжением, являются:

1. Снижение уровня инфляции без ущерба для устойчивости экономического

роста.

Предполагается последовательное снижение темпов инфляции с 15

процентов в 2002 году до 5,5-7,5 процента в 2006 году.

Снижение инфляции должно быть обеспечено не только мерами денежно-кредитной

политики, но и мерами государственного контроля за проводимыми структурными

преобразованиями (в том числе тарифной политикой в сфере естественных

монополий).

2. Обеспечение устойчивости национальной валюты.

Динамика обменного курса рубля будет определяться как внешними

условиями, так и политикой Банка России, направленной на то, чтобы в

благоприятные для платежного баланса периоды темпы роста реального курса

рубля не превышали роста производительности труда, а в случае временного

ослабления платежного баланса не происходило значительной девальвации

рубля.

Кроме того, Программой предусмотрена необходимость осуществление мер,

связанных с:

Созданием условий для полной конвертируемости рубля;

Сочетанием контроля за исполнением основных параметров денежной

программы с более активным управлением ликвидностью банковской системы на

основе развития инструментов денежно-кредитного регулирования;

Постепенным переходом к более активному использованию процентной

политики для обеспечения макроэкономической стабильности;

Реализацией денежно-кредитной политики в условиях режима плавающего

валютного курса, позволяющего обеспечить соответствие курса рубля

фундаментальным экономическим факторам, поддерживать объем золотовалютных

резервов страны на необходимом уровне;

Сглаживанием неоправданно резких колебаний обменного курса на

внутреннем валютном рынке.

Приложение №1

Федеральный закон РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 10.01.2003)

«О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Глава VII. Денежно - кредитная политика

Статья 35. Основными инструментами и методами денежно - кредитной

политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России

(резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Статья 36. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов

в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно -

кредитной политики.

Статья 37. Банк России может устанавливать одну или несколько

процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную

политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на

рыночные процентные ставки.

Статья 38. Размер обязательных резервов в процентном отношении к

обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а

также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России

устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов

обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для

различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены

более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет

право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной

организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также

взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере,

установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму,

исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России,

действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке

России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление

банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной

организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии

(ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке,

установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними

нормативными актами Банка России.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее

обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается

в соответствии с нормативными актами Банка России.

Статья 39. Под операциями на открытом рынке понимаются купля -

продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций,

прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также

краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее

обратной сделки.

Статья 40. Под рефинансированием понимается кредитование Банком

России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком

России.

Статья 41. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля

- продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для

воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Статья 42. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или

нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений

единой государственной денежно - кредитной политики.

Статья 43. Под прямыми количественными ограничениями Банка России

понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и

проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в

равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных

случаях в целях проведения единой государственной денежно - кредитной

политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Статья 44. Банк России в целях реализации денежно - кредитной

политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых

и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России

всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об

очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между

максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и

суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из

действующего норматива обязательных резервов.

Статья 45. Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в

Государственную Думу проект основных направлений единой государственной

денежно - кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря -

основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на

предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной

денежно - кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации

и в Правительство Российской Федерации.

Основные направления единой государственной денежно - кредитной

политики на предстоящий год включают следующие положения:

концептуальные принципы, лежащие в основе денежно - кредитной

политики, проводимой Банком России;

краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно - кредитной

политики в текущем году;

количественный анализ причин отклонения от целей денежно - кредитной

политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив

достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития

экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть

и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации

на предстоящий год;

целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно - кредитной

политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные

показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок,

изменения золотовалютных резервов;

основные показатели денежной программы на предстоящий год;

варианты применения инструментов и методов денежно - кредитной

политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных

сценариях экономической конъюнктуры;

план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию

банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых

рынков и платежной системы.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой

государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год и принимает

соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой

федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.