реферат скачать
 

Денежно-кредитная политика: понятие, цели, основные концепции

(например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети

банкоматов и т.п.).

Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным

коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:

kM = PY

В такой записи это уравнение выражает зависимость номинального объема

ВНП от денежного предложения. То есть изменение количества денег в

обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального

ВНП или, иначе, объем производства в денежном выражении определяется

количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их

обращения.

Продолжая теоретические рассуждения, вспомним, от чего зависит

реальный объем производства. Его определяют имеющиеся на данный момент в

экономике факторы производства (заданная величина).

Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только

изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией

денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это

так, то и изменение уровня цен будет находиться также в определенной

зависимости от изменения денежного предложения.

В свою очередь, изменение уровня цен - это показатель темпа инфляции.

Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно

количественной теории денег, темп инфляции.

. Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным

объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а

непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и-выходные данные»

влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег.

скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм введя

промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех

ресурсов, которыми обладает индивидуум.

М. Фридмен отмечает, что каждый человек, привыкает к определенной

структуре своих активов: соотношению наличных денег и других видов активов.

При увеличении денежного предложения, привычное соотношение меняется и,

чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и

финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это

приводит к росту ВНП.

. Исходя из этого; М. Фридмен выдвинул «денежное правило»

сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно:

государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост

денежной массы в обращении. /Величина этого прироста определяется

уравнением М. Фридмена:

(М ( (Y + (Р

где

(М - среднегодовой темп приращения денег (в %) за длительный период;

(Y - среднегодовой темп прироста ВНП (в %) за длительный период;

(Р - среднегодовой темп ожидаемой инфляции (в %) (при подсчете

среднегодового темпа ожидаемой инфляции - из общего уровня инфляции

вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое

увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Именно такой

прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике.

В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5%

в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в

экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Денежное правило М. Фридмена легло в основу денежно-кредитной поли-

тики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х гг. Так

называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ог-

раничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым

результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год, был до-

стигнут темп роста ВНП на уровне 3-5% в год.

В завершение темы об основных концепциях денежно-кредитной политики

считаем необходимым отметить, что современные теоретические модели денежно-

кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в

котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном

периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский

подход. Вместе с тем, государство не отказывается в краткосрочном периоде

от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого

экономического маневрирования.

1.4. Инструменты денежно – кредитной политики

Рассмотрим теперь основные инструменты денежно-кредитной политики, с

помощью которой центральный банк осуществляет свою политику по отношению к

коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки

рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на

открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые

иные меры, носящие жесткий административный характер.

Тремя основными наиболее эффективными средствами осуществления денежно-

кредитной политики являются:

. операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;

. политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование

процента по займам коммерческих банков у центрального банка;

. изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой экономической практике основным

инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи

на открытом рынке государственных ценных бумаг центральный банк может

осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо

изымать их оттуда.

1.4.1.Операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно

совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Схема проведения этих операций такова:

. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной

массы в обращении, и центральный банк ставит задачу по

ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае

центральный банк начинает активно предлагать государственные

ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые

покупают правительственные ценные бумаги через специальных

дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг

увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по

ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность»

для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают

активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в

конечном счете к сокращению банковских резервов. Что, в свою

очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной

банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

. Предположим теперь, что на денежном рынке - недостаток денежных;

средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит

политику, ', направленную на расширение денежного предложения, а

именно: центральный банк начинает скупать правительственные

ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу.

Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные

ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а

процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные

бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки

начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что

приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с

учетом мультипликационного эффекта) - к увеличению денежного

предложения. При этом процентная ставка падает.

1.4.2. Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки

рефинансирования

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк

предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая

как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт) по

которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что

является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк.

Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении

кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков,

вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает

займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие

заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень

дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному

сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок

(ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики

центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является

главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в

сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Так при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях

уменьшения денежного предложения центральный банк устанавливает высокую

учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи

коммерческими банками государственных ценных бумаг, т.к. им становится

невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает

эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке

центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке

центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных

бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у

центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более

доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального

банка становится более эффективной.

1.4.3.Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков.

Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики

заключается в следующем:

. если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это

приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут

использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это

вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;

. при уменьшении нормы обязательных резервов происходит

мультипликационное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов,

занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым,

поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное

изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные

изменения в объеме банковских резервов и вызывать значительные изменения в

кредитной политике коммерческих банков.

Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в

качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики.

Выделяют две разновидности кредитно-денежной политики:

. Мягкая кредитно-денежная политика или политика "дешевых денег" ЦБ

направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и

снижение процентных ставок.

. Жесткая кредитно-денежная политика или политика "дорогих денег" носит

ограничительный (рестриктивный) характер, сдерживает рост денежной массы

и может быть использована в качестве противодействия инфляции.

К преимуществам денежно-кредитной политики следует отнести:

. быстроту и гибкость (предложение денег можно изменять без

законодательных процедур);

. независимость от политического давления (существует закон о ЦБ,

определяющий его функции и полномочия);

. "мягкость", определенная "деликатность" в реализации основных задач в

сравнении с официальной политикой.

1.4.4.Некоторые иные методы регулирования денежно-кредитной сферы.

Помимо экономических методов, посредством которых центральный банк

проводит денежно - кредитную политику, им могут использоваться в этой

области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных

ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой

количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от

рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является

прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные

ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в

неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь

своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и

средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики

сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы,

государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод

количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше,

а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать различные нормативы

(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на

необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала

коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального

размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.

Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые

оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать

на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства,

правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в

работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов

центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного

воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны

центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить

систематического характера, а применяться в порядке исключительно

вынужденных мер.

Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики,

государство также иногда использует второстепенное селективное

регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и

увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство

устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной

цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо

наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может

быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить

спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то

оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать

потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет

делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной

карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем

словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения,

просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству

общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны

предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда

увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры

столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

Часть II. Основные направления денежно-кредитной политики ЦБ России в

период с конца 90-ых годов 20 века по настоящее время.

2.1. Конституционная, законодательная основы денежно-кредитной политики ЦБ

России.

В соответствии с нормами статьи 75 Конституция Российской Федерации

«…Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия

осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.

Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются…

Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция

Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо

от других органов государственной власти…»

Содержание этой статьи Конституции направлено на регулирование ряда

важнейших вопросов денежно - финансовой системы в Российской Федерации.

В части первой данной статьи установлено, что денежной единицей в

Российской Федерации является рубль, право эмиссии которого, т.е. право

выпуска денежных средств в обращение, принадлежит только Центральному банку

Российской Федерации.

Это положение ст. 75 следует рассматривать в связи с п. "ж" ст. 71

Конституции, которым денежная эмиссия отнесена к ведению Российской

Федерации. Как представляется, понятие денежной эмиссии включает не только

выпуск денежных знаков, но и установление объема находящихся в обороте

денег.

В части второй ст. 75 Конституции установлено, что основной функцией

Центрального банка Российской Федерации являются защита и обеспечение

устойчивости рубля, что достигается целой совокупностью мер. Среди них

следует особо обратить внимание на то, что Центральному банку Российской

Федерации принадлежит право регулировать объем находящейся в обращении в

нашей стране денежной массы, что способствует поддержанию покупательной

способности рубля. Регулирование достигается чаще всего установлением

Центральным банком учетных ставок при выдаче кредитов, определением

валютных и рублевых нормативов для коммерческих банков и установлением в

них минимума обязательных резервов.

Средством обеспечения курса рубля является также регулирование

отношения рубля к иностранной валюте. Для этого Центральный банк Российской

Федерации использует в необходимых случаях свои резервы иностранной валюты

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.