реферат скачать
 

Денежно-кредитная политика государства

дальнейшее более существенное снижение скорости обращения денег. В то же

время доля наиболее ликвидного компонента денежной массы - наличных денег -

сохраняется на высоком уровне (около 36 % в агрегате М2), а в отдельные

периоды резко возрастает вследствие неравномерного расходования бюджетных

средств на социальную сферу.

По итогам первых семи месяцев 2001 года денежный мультипликатор

несколько увеличился, что было обусловлено прежде всего изменением по

сравнению с прошлым годом уровня ликвидности банковской системы. Значение

денежного мультипликатора, рассчитанного по широкой денежной базе, на

1.08.01 составило 1,74 по сравнению с 1,59 на начало 2001 года. В динамике

денежного мультипликатора основным фактором, сдерживающим его увеличение,

оставалось, так же как и в прошлом году, сохранение значительной доли

наличных денег.

Как и в других странах, в России преобладающие монетарные условия

определялись не только политикой Банка России, но и взаимодействием мер

денежно-кредитной политики с решениями участников финансового рынка.

Сохраняющийся в 2001 году экономический рост и определенное снижение

кредитных рисков, несмотря на достаточно высокие темпы инфляции,

наблюдавшиеся в январе - июне в условиях стабильной ставки рефинансирования

ЦБ РФ, привели к некоторому снижению процентных ставок по кредитам,

предоставленным коммерческими банками предприятиям и организациям.

Средневзвешенная ставка по кредитам юридическим лицам (включая Сбербанк

России) сроком до 1 года снижалась с 18,6 % в январе до 17,5-18,0 % в

апреле - июне текущего года. При этом снижение процентных ставок не носило

абсолютно устойчивый характер, например, в мае и июле 2001 года по

сравнению с предыдущими месяцами средневзвешенная ставка по кредитам

юридическим лицам сроком до года возрастала.

Таким образом, анализ состояния денежной сферы за 2001 год

свидетельствует об адекватности проводимой в 2001 году денежно-кредитной

политики поставленным на этот год целям и задачам. С учетом складывающихся

тенденций в динамике спроса на деньги можно ожидать, что в целом за год

рост денежной массы не выйдет за пределы прогнозного диапазона.

В целях обеспечения соответствия между спросом на деньги и денежным

предложением Банк России использовал имеющиеся в его распоряжении

инструменты денежно-кредитной политики для воздействия на ликвидность

банковской системы.

Возобновлению операций Банка России на открытом рынке с собственными

облигациями в первом полугодии текущего года препятствовали законодательные

ограничения, а проведению операций с государственными облигациями -

отсутствие в портфеле Банка России государственных ценных бумаг,

пользующихся спросом со стороны участников рынка. Поэтому операции Банка

России на открытом рынке ограничивались валютными интервенциями.

Операции на открытом рынке с облигациями Банка России, а также с

государственными ценными бумагами (в случае принятия Правительством

Российской Федерации решения о переоформлении достаточной части их портфеля

у Банка России в облигации с рыночными характеристиками) позволят расширить

круг рыночных инструментов денежно-кредитной политики как для стерилизации,

так и для временного пополнения банковской ликвидности.

3.2 Цели денежно-кредитной политики на 2002 год

Главной задачей для Банка России в среднесрочной перспективе остается

плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень

инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция

предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать

осуществлению последовательных шагов в направлении снижения

макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформированных

в предшествующие периоды, улучшения ожиданий, обеспечения роста сбережений

и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговременного

экономического роста. Снижение инфляции в 2002 году во многом зависит и от

того, насколько Правительству Российской Федерации удастся не допустить

превышения запланированного уровня непроцентных бюджетных расходов и

неравномерности в осуществлении мер структурной политики и расходовании

бюджетных средств.

Проведение мер по снижению инфляции будет поддерживать экономический

рост и способствовать созданию условий для увеличения занятости и доходов

населения, как это предусмотрено в Программах экономического развития

страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу и проекте федерального

бюджета на 2002 год.

Поскольку в соответствии с указанными программами в 2002 году будет

продолжаться активное проведение структурных реформ, которые приведут к

повышению цен и тарифов на товары, являющиеся базовыми для индекса

потребительских цен, эта тенденция в краткосрочном аспекте требует

активного участия Правительства Российской Федерации в действиях по

ограничению инфляции, включая формирование за счет получаемых в 2001 и 2002

годах дополнительных доходов федерального бюджета финансового резерва.

Денежно-кредитная политика на предстоящий год, как и в текущем году,

формируется и будет проводиться на основе двух базовых принципов. Первый -

это продолжение применения элементов метода целевой инфляции. Второй -

использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира

денежно-кредитной политики.

Первый базовый принцип исходит из признания того, что в настоящее

время в России не существует ни одного показателя, чья взаимосвязь с

конечной целью денежно-кредитной политики была бы стабильной, надежной и

достаточно предсказуемой. Поэтому Банк России для достижения конечных целей

денежно-кредитной политики будет анализировать и учитывать широкий спектр

показателей и их влияние на инфляцию.

Второй базовый принцип формирования и проведения денежно-кредитной

политики на 2002 год состоит в использовании агрегата денежной массы М2,

как монетарного индикатора, с некоторым краткосрочным временным лагом

оказывающего влияние на инфляцию.

В последние годы в России не наблюдается тесной корреляции динамики

показателя М2 и инфляции. В этой связи роль М2 в анализе и оценке

инфляционных процессов заметно снижается. Однако в условиях недостаточного

развития финансовых рынков анализ динамики денежного агрегата М2 является

полезным для оценки текущих монетарных условий, инфляционных ожиданий и

будущей инфляции.

В российских экономических условиях в настоящее время наиболее

целесообразно использование именно этих принципов. Несмотря на усиление

значения процентных ставок в реализации денежно-кредитной политики, Банк

России не может использовать краткосрочные процентные ставки в качестве

ориентира при ее проведении в связи с недостаточной развитостью финансовых

рынков и ограниченной ролью кредита в финансировании экономики. В

дальнейшем в среднесрочной перспективе при сохранении режима плавающего

валютного курса возможно повышение роли процентных ставок как в

формировании, так и в реализации денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитное регулирование направлено на достижение равновесия

между денежным предложением и спросом на деньги. Однако перспективная

оценка последнего все более усложняется. В частности, это связано с

различной длительностью и неустойчивыми временными лагами между динамикой

отдельных компонентов денежной массы и ростом цен, неопределенностью

инфляционных и девальвационных ожиданий, влияющих на использование

экономическими агентами финансовых инструментов в национальной и

иностранной валютах.

Спрос на деньги в 2002 году будет формироваться в основном на базе

тенденций, сложившихся в 2000-2001 годах, а также под воздействием

предполагаемых Правительством Российской Федерации мер бюджетной и

структурной политики. Прежде всего важное значение будут иметь такие

факторы, как сокращение уровня налогов, которое может способствовать росту

располагаемых доходов юридических и физических лиц, проводимая государством

политика доходов, которая оказывает воздействие на постепенный рост доли

доходов домашних хозяйств в ВВП и увеличение нормы сбережения в денежных

доходах населения, возможность роста спроса на рублевые активы в условиях

дальнейшего укрепления реального обменного курса рубля при сохранении

сильного платежного баланса, степень активизации кредитной деятельности и

роста организованных сбережений населения, увеличение потребности в

денежных средствах для обслуживания транзакций и другие.

При этом необходимо учитывать возможные противоречивые тенденции в

динамике скорости обращения денег. С одной стороны, можно ожидать

продолжения в предстоящем году процесса повышения степени монетизации

расчетов, но уже в объективно меньших, чем раньше, масштабах (по данным на

июнь текущего года расчеты денежными средствами крупнейших российских

налогоплательщиков и организаций монополистов в промышленности в общем

объеме оплаченной продукции составляли 77,3 %, а в аналогичный период 2000

года - 67,7 %). В то же время изменение характера зависимости между

скоростью инфляционных процессов и темпами роста денежной массы при условии

необратимого снижения инфляции дает возможность, как показывает мировой

опыт, более интенсивно насыщать экономику деньгами. С другой стороны,

несмотря на рост располагаемых денежных доходов населения и укрепление

рубля в реальном выражении, в краткосрочном аспекте не следует рассчитывать

на существенное увеличение организованных сбережений населения, особенно на

длинные сроки, вследствие недостаточно высокой степени доверия к банковской

системе, отсутствия системы гарантирования вкладов, низких процентных

ставок по банковским депозитам. Поэтому степень снижения скорости обращения

денег в 2002 году может быть несколько меньшей по сравнению с текущим

годом.

С учетом анализа влияния указанных факторов и тенденций в соответствии

с макроэкономическими целями и прогнозами спрос на деньги (по агрегату М2)

в 2002 году, по оценке Банка России, возрастет на 24-28 %.

Банк России будет ориентироваться на расчетные параметры роста

денежного агрегата М2, но при этом считает возможным выход за эти границы в

силу существенной неопределенности в развитии экономической ситуации.

Отклонение фактического увеличения денежной массы от прогнозных

количественных ориентиров в краткосрочном периоде не означает немедленной

автоматической корректировки политики без тщательного анализа причин

отклонений, предполагаемой длительности влияния вызвавших их факторов и

состояния остальных экономических индикаторов.

В 2002 году Банк России продолжит применение операционной процедуры

денежно-кредитной политики, базирующейся на контроле за ростом денежного

предложения. При этом регулирование ликвидности банковской системы будет

осуществляться при активном использовании рыночных методов. Банк России

будет учитывать как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе

банковской системы на резервы, и при необходимости уровень ликвидности

банковской системы будет оперативно корректироваться в случаях как

недостатка, так и появления тенденции к накоплению свободных банковских

резервов, что будет способствовать сглаживанию резких колебаний процентных

ставок на денежном рынке и снятию давления на валютный рынок.

Формированию денежной массы в объемах, необходимых для удовлетворения

экономически обоснованного спроса на национальную валюту, будет

способствовать продолжение в 2002 году тенденции к увеличению денежного

мультипликатора.

Расширение кредитной активности банков, поддерживаемое растущим

спросом экономики на кредитные ресурсы, требует от кредитных организаций

тщательного мониторинга рисков, обусловленных этим процессом. Достаточно

частым последствием резкого расширения кредитной эмиссии банков без

должного контроля за рисками на стадии экономического роста в различных

странах бывает рост невозвратов по кредитам и убытков в следующей фазе

экономического цикла. В этой связи российские банки должны уделять

постоянное внимание качеству выдаваемых ссуд и формированию соответствующих

резервов для покрытия рисков. Со своей стороны Банк России будет продолжать

совершенствование режима пруденциального надзора за банками и мониторинг

уровня банковских рисков.

Покажем условия повышения эффективности денежно-кредитной политики.

Влияние бюджетных факторов

Повышение эффективности денежно-кредитной политики во многом зависит

от действий Правительства Российской Федерации в бюджетной сфере.

В последние годы стабильность макроэкономической ситуации,

существенный экономический рост и политика строгой экономии государственных

расходов привели к заметной стабилизации системы государственных финансов.

В ближайшее время важной целью формирования бюджетов является установление

такого уровня государственных расходов, который позволял бы уменьшать

государственный долг в условиях снижения налогового бремени и более

медленного экономического роста.

В 2002 году потребуется дальнейшее усиление фискальной позиции

федерального Правительства в такой степени, чтобы осуществить долговые

платежи своевременно и в полном объеме, на фоне постепенного ослабления

факторов, способствующих росту государственных доходов, так как бремя

обслуживания внешнего долга все еще является существенным с

макроэкономической точки зрения. В связи с этим необходимо формирование

финансового резерва для оптимизации состояния бюджетной сферы с учетом

предстоящего графика обслуживания внешнего долга.

Планируемый впервые Правительством в 2002 году профицит федерального

бюджета (1,6 % к ВВП) не является основанием для смягчения денежной

политики, поскольку достаточно высоким остается уровень инфляции.

Правительство Российской Федерации предусматривает направить профицит

федерального бюджета на погашение государственного долга в объеме 68,6

млрд. рублей и на образование в составе источников финансирования дефицита

федерального бюджета финансового резерва - в объеме 109,7 млрд. рублей.

Для обеспечения макроэкономической стабильности и достижения цели по

инфляции важным является:

. недопущение превышения запланированного уровня непроцентных расходов;

. обеспечение равномерного в течение года финансирования расходов бюджетов

и использования их бюджетополучателями для исключения краткосрочных

всплесков инфляции;

. формирование финансового резерва для поддержания бюджетной ликвидности в

перспективе. Финансовый резерв, аккумулирующий дополнительные доходы

государства от экспорта в период благоприятной внешнеэкономической

конъюнктуры, позволит осуществить выплаты по внешнему долгу, способствуя

тем самым стерилизации денежной ликвидности.

Повышению эффективности денежно-кредитной политики в 2002 году будет

также способствовать завершение переходного этапа реализации Концепции

функционирования единого счета федерального казначейства Минфина России по

учету доходов и средств федерального бюджета и проведение необходимой

работы по подготовке завершающего этапа реализации этой Концепции, а также

активизация процесса перехода исполнения бюджетов субъектов Российской

Федерации и местных бюджетов на казначейскую систему.

На предстоящие три года прогнозируется сохранение понижательного

тренда долга федерального Правительства. Политика в отношении внешнего

долга будет направлена на ежегодное сокращение его основной суммы, что

будет приводить к уменьшению процентных платежей по нему. На внутреннем

рынке в следующем году Министерство финансов Российской Федерации в рамках

политики рефинансирования долга планирует привлечь несколько больше

средств, чем требуется для погашения основной суммы долга. Возможно, это

будет способствовать преодолению стагнации на рынке государственных ценных

бумаг. В то же время Министерство финансов Российской Федерации не берет на

себя достаточных обязательств в ближайшее время расплатиться по погашению

долга в иностранной валюте перед Центральным банком Российской Федерации и

предусматривает переоформление на рыночных условиях неликвидных

государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле Банка России, лишь в

незначительном объеме относительно общей величины этого портфеля. С точки

зрения обеспечения макроэкономической стабильности Банк России считает

важным в условиях ожидаемого профицита федерального бюджета направлять

часть дополнительных доходов на досрочное погашение задолженности

Правительства РФ перед Банком России, что будет способствовать созданию

благоприятных предпосылок для устойчивого макроэкономического развития в

среднесрочной перспективе.

Таким образом, в целях повышения эффективности проведения денежно-

кредитной политики в 2002 году целесообразно осуществление ряда мер в

области управления государственным долгом:

. переоформить облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом,

принадлежащие Банку России на 1 января 2002 года, в сумме до 30,0 млрд.

рублей в государственные ценные бумаги с выплатой купонного дохода,

соответствующего ставкам на организованном рынке ценных бумаг, или

досрочно погасить указанные ценные бумаги;

. в целях уменьшения задолженности Минфина России перед Банком России

Минфину досрочно выкупить ОФЗ-ПД, принадлежащие Банку России, в объеме до

3,0 млрд. рублей;

. погасить векселя Минфина России, принадлежащие Банку России, срок выкупа

которых наступает в 2002 году, и уплатить по ним проценты;

. погасить соответствующую часть задолженности по средствам в иностранной

валюте, предоставленным Банком России Минфину России через Внешэкономбанк

для осуществления платежей по погашению и обслуживанию государственного

внешнего долга Российской Федерации;

. осуществлять своевременную уплату купонных доходов по облигациям

внутреннего государственного валютного займа и государственного валютного

займа 1999 года.

Развитие банковского сектора

Основной целью дальнейшего реформирования банковского сектора является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.