реферат скачать
 

Денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитная политика государства

Содержание

Введение 5

Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики 10

1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики

различными экономическими школами 10

1.1.1 Неоклассическая школа 10

1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования 12

1.1.3 Монетаристская количественная теория денег 17

1.2 Механизм и инструменты воздействия Центрального банка

на предложение денег в экономике 21

1.2.1 Механизм кредитной эмиссии 21

1.2.2 Формы и инструменты регулирования предложения денег 24

1.3. Цели и эффективность денежно-кредитной политики 28

1.3.1 Система целей денежно-кредитной политики 28

1.3.2 Промежуточные цели в различных концепциях

денежно-кредитного регулирования 29

1.3.3 Противоречивость денежно-кредитного регулирования 32

1.3.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль 36

Глава 2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России 39

2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику 39

2.2 Особенности российской банковской системы 40

2.3 Специфика целей денежно-кредитной политики 43

2.4 Противоречивость денежно-кредитной политики 90-х гг. 46

2.5 Методы и инструменты 52

2.6 Особенности послекризисной денежно-кредитной политики 56

Глава 3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI в. 60

3.1 Цели и результаты денежно-кредитной политики в 2001 году 60

3.2 Цели денежно-кредитной политики на 2002 год 64

Заключение 74

Библиографический список 79

Приложение 1. 81

ВВЕДЕНИЕ

В современной рыночной экономике существует немало социально-

экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного

вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная

система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности,

в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде

нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только

при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда

использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм

государственного регулирования экономики.

Рынок — это не экономическая система в целом, а лишь один из

механизмов координации повеления экономических субъектов. Этот механизм

никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он

использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась

и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма

опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать

принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме

смешанных, не существует.

В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в

функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по

масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику, по

готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство

государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими

факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и

представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется

таким понятием, как менталитет.

Независимо от специфики экономического, культурного, национально-

исторического развития разных стран, в которых более или менее успешно

функционирует смешанная экономика, независимо от экономических теорий,

которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль

государства в них может быть представлена следующими важнейшими

экономическими функциями:

. разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и

социального климата, способствующих эффективному функционированию

рыночной экономики;

. поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;

. перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего

на обеспечение социальных гарантии и защиту нуждающихся в ней различных

общественных групп;

. регулирование распределения ресурсов для изменения структуры

национального продукта;

. стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а

также стимулирование экономического роста;

. предпринимательская деятельность.

Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и

облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой — на

корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая

нейтрализацию ее негативных сторон.

Представленный перечень экономических функций государства

свидетельствует, что его экономическая роль отнюдь не сводится к

руководству государственным сектором экономики, т. е. к предпринимательской

деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником

которых оно является. Экономическая роль государства предполагает его

деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как

единой системы. Следовательно, разгосударствление и приватизация, как

правило, означающие количественное сокращение государственного сектора

экономики, может сопровождаться как ослаблением регулирующей роли

государства, так и ее усилением и расширением выполняемых им экономических

функций.

В процессе перехода от тотального огосударствленного хозяйства к

смешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и

направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого

воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного

регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И

хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной

мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при

анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.

Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики

при их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику

государства; под ней понимается «совокупность мер экономического

регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение

устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику

инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические

последствия» [20, c. 302]. Рассмотрению основополагающих аспектов данных

методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.

Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не

является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими

регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной

деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого

предпринимательства и т.д.). Однако комплексное решение указанных задач

содержит в значительной степени и административные меры регулирования,

поэтому детальное рассмотрение этих разделов в работе не предусматривается.

Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим

обстоятельством. Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт

реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно

после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и

методах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные

разногласия в стане экономистов наблюдаются не только по поводу

предлагаемых для реализации мер, но даже в оценке существующего положения

дел. Так, наряду с мнением, что проводимая государством денежно-кредитная

политика с 1995 г. была крайне жесткой, но эффективной, а причины падения

рубля оказались чисто психологическими [22, c. 24], высказывалось

убеждение, что именно проводимый Центральным Банком курс оказался в итоге

провальным. В качестве подтверждения обычно приводится статистика, которую

можно назвать вопиющей: кризису лета 1998 г. предшествовало громадное

сокращение чистых валютных резервов на 14,6 млрд. долл., причем на 7,9

млрд. – с мая по август 1998 г. [25, c. 24]. Такая политика денежных

властей многими авторами напрямую называется безответственной.

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и

кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация

поставленной цели требует решения следующих задач:

- изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу

представителями различных экономических школ;

- ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в частности

– с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики

последних лет;

- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на

ближайшую перспективу.

Постановка и последовательное решение данных задач определяет

структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.

Стоит отметить, что финансовые и кредитные методы государственного

регулирования экономики рассматриваются как в общих систематизированных

курсах по экономической теории, так и в специальных изданиях и

экономической периодике.

Несмотря на то, что в части учебных изданий проблема государственного

регулирования рассматривается вскользь, ряд авторов все же уделяют ей

серьезное значение. На этом фоне выделяется учебник под ред. Камаева В.Д.

([19]). Подробное теоретическое рассмотрение денежно-кредитного

регулирования сочетается в нем с глубоким анализом отечественной практики.

И все же наиболее полно рассматриваемые вопросы отражены в

специализированных изданиях (Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В., [2];

Кушлин В.И., Волгин Н.А., [4]). Особо здесь следует отметить коллективный

авторский труд «Государственное регулирование рыночной экономики» ([5]).

Книга посвящена важнейшим аспектам и инструментам макроэкономического

регулирования рыночной и переходной экономики, в частности – эволюцию и

новые тенденции денежно-кредитной политики государства.

Наконец, экономическая периодика позволяет оперировать в работе самыми

последними статистическими данными, а также критическим мнением ведущих

отечественных экономистов. В частности, при написании последней главы

работы в значительной степени использовался программный правительственный

документ – «Основные направления единой государственной денежно-кредитной

политики на 2002 год», опубликованный в ([29]).

Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика в настоящее время — одна из форм косвенного

воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических

представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на

основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены,

платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как

активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала

важнейшей частью макроанализа.

Теория денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории

изучающий воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние

экономики в целом.

Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том

числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического

значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и

Северной Америки не поразил разрушительный кризис.

1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики

различными экономическими школами

1.1.1 Неоклассическая школа

Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX —

начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и

саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость

широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы,

а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения

реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у

общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами,

производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами,

изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты

этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег

имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от

воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в

экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен.

Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в

модернизацию которой внес видный представитель математической школы И.

Фишер (1867 — 1947 гг.). В экономической теории хорошо известно

математическое уравнение обмена И. Фишера MV = PQ, где М — количество денег

в обращении. V— скорость обращения денег, Р — уровень цены. Q — уровень

реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует

предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги.

Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального

количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня

цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и

призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном

государственном бюджете, не допуская его дефицита.

Мировой экономический кризис 1929-—1933 гг. поставил под сомнение

основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала

возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной

экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег

и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась

неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с

безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств

стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в

ортодоксальную неоклассическую доктрину.

1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования

Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного

государственного вмешательства в рыночную экономику стала кит а Дж. Кей-нса

"Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел

настоящую революцию в .макроэкономике, радикально изменившую взгляды

экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная

экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние

равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором

фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и

значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

В отличие от классиков Дж. Кейнс считал[1], что экономика надолго

может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы,

поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует

механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость

и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.

Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной

занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что

правительство может воздействовать на состояние экономической активности,

используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для

изменения совокупного спроса[2].

В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится

инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта

мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди

важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс

выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки

получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост

процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень

планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и

занятость.

Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим образом:

рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к

росту инвестиций, а следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал

влияние процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством

которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот

почему анализ денежною рынка, где в результате взаимодействия спроса и

предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной

составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения

процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию

спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги —

один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть

активов в форме денег определяется так называемым предпочтением

ликвидности.

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных

величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что

считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый

элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения,

т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает

трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных

расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость

иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности.

Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше

номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди

вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных

средств.

Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на

деньги второго элемента — спекулятивного спроса, связанного с куплей-

продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено

тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.