реферат скачать
 

Денежная система и её элементы. Законы денежного обращения

. приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен осуществлялись на

основе официально согласованных странами — членами МВФ валютных

паритетов (соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в

официальном порядке), выраженных в золоте и в долларах США; эти

паритеты были стабильными, их изменение могло производиться только с

санкции МВФ при определенных условиях и на практике происходило

сравнительно редко;

. рыночные курсы валют не должны были отклоняться от фиксированных

долларовых паритетов этих валют более чем на 1%, т.е. все валюты

жестко привязывались к доллару;

. обратимые национальные валюты свободно обменивались на валютных рынках

на доллары и одна на другую по курсам, которые могли колебаться в

указанных выше пределах; на базе свободной обратимости производились

многосторонние расчеты между странами;

. межгосударственное регулирование валютных отношений стран осуществлял

МВФ; он обеспечивал соблюдение странами-участницами официальных

валютных паритетов, курсов и свободной обратимости валют;

. в целях смягчения кризиса отдельных валют государства прибегали в

необходимых случаях к взаимопомощи, которая осуществлялась путем

предоставления странами друг другу через механизм МВФ и другими путями

кредитов в иностранной валюте для финансирования дефицитов платежных

балансов.

Таким образом, Бреттон-Вудсская валютная система представляла собой

систему межгосударственного золотодевизного стандарта—по существу, золото-

долларового стандарта. В 50— 60-е годы она способствовала расширению

международного торгового оборота, а также росту промышленного производства.

В 70-е годы в связи с ослаблением позиций США на внешнем рынке в

результате сокращения золотых запасов страны мировая денежная система,

основанная на использовании доллара как эталона Ценности всех денежных

единиц, потерпела крах. С 1 августа 1971 г. был прекращен обмен доллара на

золото, отменена официально долларовая цена золота, роль резервных валют

стали выполнять марка ФРГ и японская иена, а также СДР[3] и ЭКЮ[4].

С крушением Бреттон-Вудсской валютной системы в начале 70-х годов

снова предпринимались попытки обосновать необходимость восстановления

золотого стандарта. В частности, экс-президент США Р. Рейган во время

предвыборной борьбы считал возможным возврат к золотому стандарту. Будучи

избранным президентом в январе 1981 г., он создал специальную комиссию по

данной проблеме, которая, однако, сочла введение золотого стандарта

нецелесообразным.

На смену Бреттон-Вудсской денежной системе пришла Ямайская денежная

система, оформленная Соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка)

в 1976 г. После ратификации странами этого Соглашения в апреле 1978 г. были

внесены изменения в Устав МВФ. Новая денежная система характеризовалась

следующими чертами:

. мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствования в МВФ —

СДР, которые становились международной счетной единицей;

. доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных

резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при

расчетах условной стоимости СДР;

. юридически была завершена демонетизация золота, т. е. утрата золотом

денежных функций, отмена его официальной цены; однако золото

оставалось резервом государства и использовалось для приобретения

ключевых денежных единиц других стран.

I.2 Элементы денежной системы

Прежде, чем назвать элементы денежных, следует указать по каким

принципам строится современная денежная система рыночного типа. Рассмотрим

их:

. Принцип централизованного управления денежной системой. Этот

принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном

административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели

управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства,

которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их

филиалами во всех регионах разных стран.

Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики

характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные

методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда

государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие

условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие

юридические лица принимать нужные государству решения.

• Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что

как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и

его составных частей подготавливаются не как директивные планы,

обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их

выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться.

Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет,

который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за

выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство

финансов страны.

• Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип

заключается в том, что денежная система должна быть организована таким

образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой -

расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных

средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит,

недостаточное обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость

денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис.

Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих

развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота

необходимой массой денежных средств и др.

• Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим

принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в

хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками

кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран,

денежные знаки в оборот не должны поступать.

• Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В

условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются

находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и

другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными

бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание

денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

• Принцип неподчиненности центрального банка правительству и

подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание

устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной

задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы

существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач

начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость

денежного оборота будет нарушена.

В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую

текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически

отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать

преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

• Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке

кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой

имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать

правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования

под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности,

принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные

бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации).

Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для

покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым

стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование

данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники

поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

• Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного

регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не

должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного

регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен

использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть

не удается.

• Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через

банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать

постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за

отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля

является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов

организации как наличного, так и безналичного оборотов.

• Принцип функционирования исключительно национальной валюты на

территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за

товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной

валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории

страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но

использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей

за рубежом, а также помещения во вклады в банки.

Принципы построения денежной системы отражаются в элементах денежной

системы или во всей их совокупности и влияют на них. Рассмотрим эти

элементы:

Денежная единица — это установленный в законодательном порядке

денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.

Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части. В

большинстве стран в настоящее время действует десятичная система деления.

Так, 1 доллар США равен 100 центам, английский фунт стерлингов равен 100

пенсам, 1 российский рубль равен 100 копейкам.

Наименование денежной единицы складывается исторически. Однако в

некоторых случаях (например, в период революции) государство может

установить новое наименование денежной единицы. Так, во Франции, когда к

власти пришел Бонапарт Наполеон, который стал императором Наполеоном I,

было установлено такое наименование денежной единицы, как «наполендор». В

России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной

единицы: «рубль» и «червонец».

Масштаб цен — это средство выражения стоимости в денежных единицах,

техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный

товар — металл — выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой

весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной

единицы или ее кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в

законодательном порядке.

Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, что

даже нашло отражение в названии некоторых денежных единиц (например, фунт

стерлингов представлял собой фунт серебра). Однако в ходе исторического

развития масштаб цен постепенно обособлялся от весового содержания монет.

Это было связано с порчей монет (т. е. с уменьшением веса или пробы монеты

при сохранении ее прежней номинальной стоимости, которое предпринималось

государством в условиях металлического денежного обращения с целью

получения дохода в государственную казну), их снашиванием, переходом к

чеканке монет из более дешевых металлов вместо дорогих (медных вместо

серебряных).

С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб

цен утратил свой экономический смысл. И, наконец, в результате валютной

реформы 1976—1978 гг. (на основе Ямайского соглашения) официальная цена

золота и золотое содержание денежных единиц были отменены. В настоящее

время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей

товаров посредством цены.

Виды денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет системы

металлического обращения. Основными видами денежных знаков являются:

кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные

деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными

платежными средствами в стране.

Банкноты (банковские билеты) — это вид денежных знаков, законное

платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Появление

банкнот было обусловлено развитием рыночных отношений в целом и кредитных в

частности. Впервые банкноты были выпущены в обращение в конце XVII в.

Центральные банки выпускали банкноты на основе учета (покупки) частных

коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями

обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении

центрального банка. Двойное обеспечение придавало «классическим» банкнотам

высокую устойчивость и надежность. Выпущенные банкноты регулярно

возвращались в центральный банк при наступлении срока платежа по учтенному

векселю, а также при предъявлении их владельцами к размену на золото, так

как в период золотого стандарта производился свободный размен банкнот на

драгоценный металл. После мирового кризиса 1929—1933 гг. размен банкнот на

золото был окончательно прекращен. В современных условиях ни в одной стране

банкноты не размениваются на благородный металл.

Банкноты выпускаются строго определенного достоинства; в США

обращаются банкноты в 1, 5, 10, 20, 50, 100 долларов, в Великобритании — 1,

5, 10, 20 и 50 фунтов стерлингов, в России —5, 10, 50, 100, 500 и 1000

рублей. С 1 января 2002 г. введена в обращение наличная единая европейская

валюта евро достоинством; и 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро.

Казначейские билеты — бумажные деньги, выпускаемые непосредственно

государственным казначейством — министерством финансов или специальным

государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного

дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от

банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото

или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими

билетами и банкнотами практически стерлась.

Разменная монета — слиток металла, имеющий установленные законом

весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством,

причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала

(разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют

совершать любые мелкие покупки.

Эмиссионная система. Согласно одной точке зрения, денежная эмиссия –

это главным образом выпуск в обращение обязательств эмиссионного учреждения

(центрального банка) строго против узаконенного вида резервов.[5] В этом

определении эмитируемые деньги характеризуются в качестве обязательств

центрального банка. Другая точка зрения, представленная в экономической

литературе, исходит из того, что выпуск денег в обращение каждодневно

сочетается с изъятием их из обращения. Поэтому эмиссия понимается как такой

выпуск денег, который приводит к общему увеличению денежной массы,

находящейся в обороте.[6]

Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и

использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их

эмиссии.

Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из

обращения) в государствах исторически осуществляли:

. центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом

выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть

налично-денежного обращения;

. казначейство (министерство финансов или другой аналогичный

исполнительный орган), выпускающее мелко купюрные бумажно-денежные

знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов

металла).

В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков

независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют

денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой

грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются

обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке

страны, а некоторые валюты — даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты).

Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов.

Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в

процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций,

связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В

результате происходит увеличение денежной массы за счет увеличения как

остатка наличных денег, так и остатков платежных или потенциально возможных

платежных средств в сфере, безналичных расчетов. Поэтому можно также

сказать, что денежная эмиссия – это прирост денежной базы, представленной

суммой наличных денег в обращении и денег на счетах коммерческих банков в

Банке России.[7]

В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95%

осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной

массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот

(наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии.

Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства:

коммерческих банков, государственного" бюджета, государственного долга и т.

д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег.

Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования

эмиссионным банком коммерческих банков.

Денежное регулирование представляет собой комплекс мер

государственного воздействия по достижению соответствия количества денег

объективным потребностям экономического развития. Государство, стремясь к

ослаблению возможных циклических колебаний экономических процессов,

предпринимает меры к регулированию процесса производства, используя

денежную и кредитную системы, которые тесно взаимосвязаны, особенно в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.