реферат скачать
 

Денежная система

местных банковских и предпринимательских кругов.

ФРС имеет две взаимосвязанные функции. Первая заключается в

упорядочении деятельности банков и в оздоровлении банковской системы. Эта

работа по преимуществу осуществляется усилиями региональных Федеральных

резервных банков. В частности, ФРС контролирует финансовое состояние

каждого банка страны и помогает облегчить проведение зачета взаимных

банковских требований. Кроме того, ФРС выполняет роль «банка банков», то

есть предоставляет кредиты тем банкам, которые в них нуждаются. Когда

банки, оказавшиеся в трудном финансовом положении, испытывают недостаток

наличных денег, ФРС действует в роли кредитора в последней инстанции, то

есть кредитора для тех, кто не может получить заем где-нибудь в другом

месте.

Вторая, и более важная функция ФРС — контроль за количеством денег в

экономике, которое называется также предложением денег. Совокупность

решений в отношении предложения денег составляет суть денежно-кредитной

политики. В ФРС подобные решения принимаются Комитетом по операциям на

открытом рынке.

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке

Комитет по операциям на открытом рынке Федеральной резервной системы

(ФКООР) состоит из 7 членов Совета управляющих и 5 из 12 президентов

региональных банков. (На каждом заседании ФКООР присутствуют все 12

президентов, но только 5 из них имеют право голоса. Через определенный

период времени осуществляется ротация президентов региональных банков,

обладающих правом голоса. Единственное исключение — президент Нью-Йоркского

регионального банка, так как Нью-Йорк традиционно является финансовым

центром США, а также потому, что все покупки и продажи государственных

облигаций проводятся на торговой площадке этого банка.) На заседаниях

ФКООР, которые проводятся в Вашингтоне один раз в шесть недель, обсуждается

состояние экономики и рассматриваются вопросы изменения денежно-кредитной

политики.

Решения, принимаемые ФКООР, позволяют Центральному банку увеличивать

или уменьшать количество долларов в американской экономике. Говоря образным

языком, ФРС может напечатать долларовые банкноты и разбросать их над

страной с вертолета или использовать мощнейший пылесос для вытягивания

долларов из бумажников населения. Хотя на практике действия Центрального

банка по регулированию предложения денег носят более сложный характер, наш

пример с вертолетом и пылесосом в первом приближении дает достаточно

адекватное представление о значении денежно-кредитной политики.

В этой главе мы еще обсудим, каким образом ФРС непосредственно

изменяет предложение денег, однако сейчас следует отметить, что ее главный

инструмент — операции на открытом рынке, то есть покупка и продажа

государственных облигаций. (Напомним, что государственные облигации

представляют собой ценные бумаги, удостоверяющие задолженность государства

перед их держателями). Когда ФКООР решает увеличить предложение денег,

Центральный банк печатает доллары и использует их для покупки

государственных облигаций у населения на финансовых рынках. После

проведения необходимых сделок новые доллары переходят в руки населения. Эта

операция ФРС на открытом рынке приводит к увеличению предложения денег.

Напротив, когда ФКООР принимает решение об уменьшении количества денег, ФРС

продает государственные облигации населению. Доллары, вырученные от продажи

облигаций на открытом рынке, изымаются из оборота, что приводит к снижению

предложения денег.

ФРС — исключительно важный экономический институт. Один из Десяти

принципов экономикc гласит, что, когда правительство печатает слишком много

денег, цены в экономике возрастают (гл. 1). Другой Принцип утверждает, что

в краткосрочной перспективе общество должно сделать выбор между инфляцией и

безработицей. Влияние ФКООР как раз и основано на действии этих принципов.

В силу многих причин, с которыми мы более полно познакомимся в следующих

главах, решения, принимаемые ФКООР, оказывают значительное воздействие на

темпы инфляции в долгосрочном плане, уровни безработицы и производства в

краткосрочном периоде. Поэтому не случайно председателя Центрального банка

называют второй по значимости фигурой в США.

Банки и предложения денег

В предыдущих параграфах мы узнали, что такое деньги, и познакомились с

тем, как ФРС контролирует их предложение путем продажи или покупки

государственных облигаций на открытом рынке. Хотя такое объяснение

регулирования количества денег вполне корректно, оно не является полным. В

частности, оно не учитывает главенствующую роль банков в денежной системе.

Вспомним, что количество денег, которым вы располагаете, включает в

себя как наличность (банкноты в вашем бумажнике и монеты в кармане), так и

содержимое ваших вкладов до востребования (состояние вашего текущего

счета). Так как вклады до востребования хранятся в банках, поведение этих

институтов оказывает значительное воздействие на количество открываемых и

закрываемых счетов, а значит, и на предложение денег. В этом разделе главы

мы узнаем, как банки влияют на количество денег и как они усложняют работу

ФРС по контролю за денежной массой.

Простой пример 100 % банковского резервирования

Чтобы лучше понять, как банки влияют на предложение денег, представим

ситуацию, когда в экономике нет ни одного кредитного института. В этом

случае наличность — единственная форма денег. Предположим для

определенности, что ее общее количество составляет $ 100. Тогда предложение

денег также будет равно $100.

Теперь представим, что где-то открылся банк, который мы назовем Первым

национальным банком. Допустим, что на первых порах он выполняет только

депозитарные функции, то есть принимает вклады, но не выдает ссуды. Будем

считать, что цель его деятельности заключается в предоставлении населению

надежного хранилища средств. Всякий раз, когда вкладчик приносит деньги в

банк, они хранятся в нем до тех пор, пока он не заберет их назад лично или

не выпишет на них чек. Сумма денежных средств, привлеченных банком, но не

выданных им в виде ссуд, называется резервами. В нашей модели все вклады

сохраняются в виде резервов, поэтому мы можем говорить о 100-процентном

банковском резервировании.

В этом случае финансовое состояние Первого национального банка можно

представить с помощью упрощенного балансового отчета, отражающего изменения

в активах и пассивах банка. Вот как будет выглядеть балансовый отчет

Первого национального банка, когда вся сумма денег в экономике, равная $

100, размещается на его вкладах:

ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК

|Активы, в $ |Пассивы, в $ |

| | |

|Резервы |Вклады |

|100,00 |100,00 |

В левой части балансового отчета отражены активы банка в количестве $

100 (резервы, которые находятся в его хранилищах). В правой части — пассивы

в сумме $ 100 (деньги, которые он должен своим вкладчикам). Обратите

внимание на то, что активы в точности равны пассивам.

Чему равно предложение денег в такой экономике? До открытия банка оно

составляло $ 100, которые находились в виде наличных денег у населения.

После открытия банка и приема вкладов от населения предложение денег

составило те же $ 100, но находящихся на вкладах до востребования. (Теперь

в обращении нет наличных денег, так как все они хранятся в банке). Каждый

банковский вклад уменьшает количество наличных денег ровно настолько,

насколько увеличивается сумма вкладов до востребования, оставляя при этом

предложение денег без изменения. Таким образом, если банки держат все

денежные средства в резерве, они не влияют на предложение денег.

Системы частичного

банковского резервирования и создание денег

Со временем владельцы Первого национального банка могут пересмотреть

свою политику 100-процентного банковского резервирования, посчитав, что

нецелесообразно оставлять деньги в банковских хранилищах без движения.

Почему бы не попробовать дать часть из них взаймы? Семьи, покупающие новые

дома, фирмы, строящие новые фабрики, студенты, оплачивающие обучение в

колледже, с удовольствием согласились бы заплатить определенный процент за

пользование ссудой. Разумеется, Первый национальный банк должен сохранить

часть резервов на случай, если его вкладчики захотят снять со счетов свои

деньги. Но если объем новых вкладов примерно соответствует объему изымаемых

средств, банк имеет возможность держать в резерве только часть полученных

сумм. В этом случае Первый национальный банк переходит к системе так

называемого частичного банковского резервирования.

Предположим, что банк принял решение, что его резервы будут составлять

10 % суммы вкладов, а остальная их часть начнет наконец-то «работать». В

этом случае норма резервов — доля общей суммы вкладов, сохраняемая в

резервах, составит 10 %. Теперь рассмотрим новый балансовый отчет нашего

банка.

ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК

|Активы, в $ |Пассивы, в $ |

| | |

|Резервы |Вклады |

|10,00 |100,00 |

|Кредиты | |

|90,00 | |

Пассивы Первого национального банка по-прежнему составляют $ 100, так

как выданные кредиты не изменили его обязательств перед вкладчиками. Однако

теперь у банка появилось два вида активов: $ 10 резервов в его сейфах и $

90 кредитов. (Кредиты являются обязательствами людей, получивших ссуды, но

для банка они представляют собой активы, так как заемщики обязаны их

вернуть.) В итоге активы банка по-прежнему равны его пассивам.

Теперь рассмотрим, что произошло с предложением денег. Пока банк не

выдавал кредиты, количество денег составляло $ 100 на банковских счетах.

Однако, когда Первый национальный банк приступил к выдаче ссуд, предложение

денег увеличилось. Вкладчики по-прежнему имеют на счетах до востребования $

100, но теперь и заемщики имеют на руках $ 90 наличными. Общее количество

денег (равное сумме наличных денег и средств на вкладах до востребования)

составляет $ 190. Таким образом, когда банки держат в резерве только часть

имеющихся у них денежных средств в форме вкладов, они создают деньги.

На первый взгляд создание новых денег за счет использования частичного

банковского резервирования может показаться невероятным, поскольку

создается впечатление, что банк делает доллары буквально из воздуха. Чтобы

сделать механизм такого чудесного создания денег более понятным, заметим,

что, когда Первый национальный банк дает кредиты из своих резервов и

увеличивает количество денег, он не «производит» никаких материальных

ценностей. Получение кредитов означает появление у заемщиков наличных

денег, а значит, и возможности приобретения товаров и услуг. Однако при

этом они не становятся богаче, так как деньги берутся ими в долг. Другими

словами, в то время как банк «выбрасывает» в обращение количество денег,

увеличиваются и обязательства его заемщиков. Результат данного процесса

создания денег выражается в повышении ликвидности экономики в том смысле,

что в ней появляется больше средств обращения, однако уровень богатства не

изменяется.

Денежный мультипликатор

В создании новых денег желает принять участие не только Первый

национальный банк, но и другие кредитные институты. Предположим, что клиент

Первого национального использует ссуду в $ 90 на покупку товаров, продавец

которых размещает полученную выручку во Втором национальном банке.

Рассмотрим балансовый отчет этого банка:

ВТОРОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК

|Активы, в $ |Пассивы, в $ |

| | |

|Резервы |Вклады |

|9,00 |90,00 |

|Кредиты | |

|81,00 | |

После открытия вклада пассивы банка составят $ 90. Если Второй

национальный банк также имеет резервную норму 10 %, он сохранит $ 9 активов

в резерве, а $ 81 направит на выдачу кредитов. Таким образом банк создаст

дополнительно $ 81. Если эта сумма в результате окажется размещенной на

вкладах Третьего национального банка, который также имеет резервную норму

10 %, банк оставит в резерве $8,1 и выдаст кредитов на $ 72,90. Ниже

приведен балансовый отчет Третьего национального банка:

ТРЕТИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК

|Активы, в $ |Пассивы, в $ |

| | |

|Резервы |Вклады |

|8,1 |81,00 |

|Кредиты | |

|72,90 | |

Этот процесс может продолжаться и дальше. Каждый раз, когда деньги

поступают на вклады, а затем выдаются в виде кредитов, их количество

увеличивается.

Сколько же денег было создано в рассмотренной нами экономике? Давайте

подведем итог:

|Исходный вклад |= $ 100,00 |

|Кредит Первого банка |= $ 90,00 [ = 0,9 x $ |

| |100,00] |

|Кредит Второго банка |= $ 81,00 [ = 0,9 x $ |

| |90,00] |

|Кредит Третьего банка |= $ 72,90 [ = 0,9 x $ |

| |81,00] |

|( |( |

|( |( |

|( |( |

|Общее предложение денег = $ 1000,00 |

Оказывается, что хотя этот процесс может продолжаться сколь угодно

долго, он не приводит к образованию неограниченного количества денег. Если

вы просуммируете последовательность чисел предыдущего примера, вы

обнаружите, что из $ 100 исходного резерва образовалась $ 1000. Количество

денег, производимое банковской системой из каждого доллара резервов,

называется денежным мультипликатором. В нашей гипотетической экономике, в

которой из $ 100 резервов образовалась $ 1000, денежный мультипликатор

равен 10.

Что определяет величину денежного мультипликатора? Ответ на этот

вопрос несложен: величина денежного мультипликатора обратна значению

резервной нормы. Если обозначить буквой R норму резервов всех банков данной

экономики, то из каждого доллара резервов в ней образуется 1/R долларов. В

нашем примере R = 1/10, значит, денежный мультипликатор равен 10.

Финансовые инструменты денежного контроля ФРС

Как нам известно, одна из обязанностей ФРС — осуществление контроля за

количеством обращающихся в экономике денег. Теперь, когда мы узнали о

влиянии на предложение денег частичного банковского резервирования, нам

будет легче понять, как ФРС справляется со своими функциями. Так как

система частичного банковского резервирования позволяет кредитным

институтам создавать новые деньги, контроль ФРС за предложением денег не

может быть непосредственным. Когда ФРС собирается изменить предложение

денег, она должна учитывать, во что в итоге трансформируется ее решение с

учетом поведения банковской системы.

Для осуществления денежного контроля ФРС обычно использует три вида

финансовых инструментов: операции на открытом рынке, установление нормы

обязательных резервов и учетную ставку. Рассмотрим каждый из них.

Операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке ФРС состоят в

покупке и продаже государственных облигаций. Для увеличения предложения

денег Центральный банк дает своим агентам указание на покупку облигаций у

населения. Средства, выплачиваемые ФРС за приобретенные облигации,

увеличивают количество денег, находящихся в обращении. Часть из них

остается в наличной форме, а часть поступает на банковские вклады. При этом

каждый доллар, который обращается в наличной форме, увеличивает предложение

денег также ровно на $ 1. Каждый доллар, помещенный на банковский депозит,

увеличивает предложение денег в гораздо большей степени, поскольку он

приводит к росту резервов и, таким образом, к увеличению количества денег,

создаваемых банковской системой.

Если ФРС считает необходимым уменьшить предложение, она продает

государственные облигации населению, которое оплачивает их наличными

деньгами и за счет средств на банковских вкладах, непосредственно снижая

количество денег, находящихся в обращении. Кроме того, поскольку население

снимает деньги со своих счетов, размеры банковских резервов уменьшаются и

банки ограничивают объем кредитов, что непосредственно влияет на процесс

создания новых денег.

Проведение операций на открытом рынке не представляет особых

сложностей. Фактически операции купли-продажи государственных облигаций,

проводимые Центральным банком, во многом сходны со сделками, которые

осуществляют индивиды с принадлежащими им ценными бумагами. (Разумеется,

когда облигации продает или покупает частное лицо, деньги просто переходят

из одних рук в другие, но их общее, находящееся в обращении количество

остается неизменным.) Помимо этого, ФРС использует операции на открытом

рынке для изменения предложения денег на большую или малую величину в любой

день и без изменения существующего законодательства. Поэтому этот

инструмент финансовой политики наиболее часто используется Центральным

банком.

Установление нормы обязательных резервов. Центральный банк имеет

возможность влиять на предложение денег с помощью установления нормы

обязательных резервов, регулирующей минимальную величину резервов, которую

должны образовывать кредитные институты из имеющихся у них вкладов. Норма

обязательных резервов определяет количество денег, которое создает

банковская система из каждого доллара своих резервов. Ее увеличение

означает, что банки должны ограничить выдачу кредитов из средств

вкладчиков, в результате чего растет резервная норма, уменьшается денежный

мультипликатор и предложение денег снижается. Напротив, уменьшение нормы

обязательных резервов приводит к снижению резервной нормы, росту значения

денежного мультипликатора и увеличению предложения денег.

Центральный банк довольно редко прибегает к изменению нормы

обязательных резервов, поскольку частое использование этого метода

негативно сказывается на состоянии банковской системы. Например, когда ФРС

увеличивает норму обязательных резервов, некоторые банки не имеют

возможности сразу исполнить это требование, даже если количество вкладов в

них не уменьшилось. В результате им приходится сокращать кредитование до

тех пор, пока их резервы не достигнут требуемого уровня.

Учетная ставка. Третий финансовый инструмент Центрального банка —

учетная ставка — ставка процента, по которой ФРС выдает кредиты банкам.

Банк занимает деньги у ФРС, когда его резервы не соответствуют

установленным требованиям в случаях, когда было выдано слишком много

кредитов или когда вкладчики банка в массовом порядке начинают изымать

средства со своих счетов. Если Центральный банк выдает такую ссуду, резервы

банковской системы в целом становятся больше, чем раньше, что позволяет ей

увеличить предложение денег.

ФРС имеет возможность корректировать предложение денег с помощью

изменения учетной ставки. Чем она выше, тем менее охотно банки берут ссуды

у ФРС для пополнения резервов. Таким образом, повышение учетной ставки

снижает объемы резервов банковской системы, что, в свою очередь, приводит к

уменьшению предложения денег. Напротив, при понижении учетной ставки банки

охотно занимают деньги у ФРС, что приводит к росту резервов и увеличению

количества денег в обращении.

Центральный банк использует учетную ставку не только для регулирования

предложения денег, но и для помощи финансовым учреждениям, испытывающим

временные трудности. Например, когда в 1984 г. появились слухи о том, что

Continental Illinois National Bank выдал несколько кредитов, возврат

которых вызывает большие сомнения, вкладчики банка начали активно забирать

из него свои деньги. В качестве одной из мер по спасению Continental

Illinois ФРС выступила в качестве последнего кредитора в критической

ситуации и ссудила банку свыше $ 5 млрд. Подобным образом, во время

биржевого кризиса 19 октября 1987 г., многие брокерские фирмы с Уолл-стрит

испытывали значительную нехватку денежных средств ввиду возросшего объема

продаваемых акций. На следующее утро, перед началом биржевых торгов,

председатель ФРС Алан Грин-спен объявил, что она «готова служить источником

средств, необходимых для поддержания экономической и финансовой системы

страны». Многие экономисты считают, что действия А. Гринспена во время

биржевого кризиса позволило фондовому рынку избежать по-настоящему

серьезных потрясений.

Проблема контроля за предложением денег

Три финансовых инструмента ФРС — операции на открытом рынке,

установление нормы обязательных резервов и изменение учетной ставки —

позволяют оказывать эффективное воздействие на предложение денег. Однако

контроль за количеством денег остается крайне сложной задачей. Дело в том,

что при ее решении Центральный банк сталкивается с двумя проблемами,

обусловленными тем, что большая часть предложения денег возникает в

результате действия системы частичного банковского резервирования.

Первая проблема состоит в том, что ФРС не контролирует размеры

средств, которые домашние хозяйства собираются держать на вкладах в банках.

Чем больше сумма вкладов населения, тем выше резервы банков и тем больше

денег генерирует банковская система. Проиллюстрируем эту мысль простым

примером. Допустим, что в какой-то день население внезапно утратило доверие

к банковской системе, решило снять со счетов свои средства и хранить их в

виде наличности. В этом случае резервы банковской системы и,

соответственно, предложение денег уменьшатся. Таким образом, снижение

предложения денег произойдет без вмешательства Центрального банка.

Вторая проблема состоит в том, что ФРС не контролирует объемы

выдаваемых банками ссуд. Средства, помещенные в банк, создают новые деньги

только при условии, что они выдаются в виде кредитов. Однако банки могут

иметь в резервах больше средств, чем это определено требованиями ФРС, то

есть обладать избыточными резервами. Чтобы лучше понять, как избыточные

резервы усложняют контроль за предложением денег, предположим, что банкиры,

обеспокоенные неблагоприятной экономической ситуацией, ведут себя более

осторожно: сократили предоставление ссуд и увеличили резервы. В результате

банковская система создает меньше денег, чем раньше, и предложение денег

уменьшится.

Поэтому там, где действует система частичного банковского

резервирования, количество денег в экономике зависит и от поведения

вкладчиков, и от действий банкиров. Так как ФРС не в состоянии достоверно

предсказать их поведение и существенно повлиять на их действия, она лишена

возможности осуществлять абсолютный контроль за предложением денег. Однако,

если ФРС будет проявлять постоянное внимание к этой проблеме, ее решение не

представляет особых сложностей. Центральный банк еженедельно собирает

сведения о вкладах и резервах банков и обладает достоверной информацией об

изменениях поведения вкладчиков и банкиров. Поэтому он имеет возможность

адекватно реагировать на происходящие процессы и поддерживать предложение

денег на близком к заданному им уровню.

Выводы.

. Под термином деньги понимаются активы, которые люди регулярно используют

при покупке товаров и услуг.

. Деньги выполняют три основные функции. Как средство обращения они

представляют собой форму товара, используемого при совершении сделок. В

качестве меры стоимости, они дают возможность регистрировать цены и

другие экономические параметры. Как средство накопления они обеспечивают

возможность переноса покупательной способности из настоящего в будущее.

. Товарные деньги, такие, как, например, золото, обладают внутренней

ценностью: они имеют цену даже если и не используются в качестве денег.

Декретированные или бумажные деньги, такие как долларовые банкноты,

являются деньгами без внутренней ценности: они не имеют никакой

стоимости, если не используются как деньги.

. В американской экономике деньги существуют в виде наличности и различных

видов банковских вкладов, например текущих счетов.

. Федеральная резервная система, играя роль Центрального банка США,

отвечает за регулирование денежной системы. ФРС контролирует предложение

денег прежде всего путем операций на открытом рынке: при покупке

государственных облигаций предложение денег растет, а при продаже

снижается. ФРМ имеет возможность изменять предложение денег, регулируя

резервные требования или учетную ставку.

. Когда банки выдают ссуды из средств, хранящихся на вкладах, они

увеличивают количество денег в экономике. В этом случае контроль со

стороны ФРС за предложением денег ограничен

Содержание:

1. Введение.

2. Роль и значение денег.

. Функции денег

. Виды денег

. Деньги в американской экономике

. Где же находится вся наличность?

3. Федеральная Резервная Система.

. Организация ФРС

. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке

4. Банки и предложение денег.

. Простой пример 100 % банковского резервирования

. Системы частичного банковского резервирования и создание денег

. Денежный мультипликатор

. Финансовые инструменты денежного контроля ФРС

. Проблема контроля за предложением денег

5. Выводы.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.