реферат скачать
 

Дефицит Госбюджета и проблема его сбалансированности

Дефицит Госбюджета и проблема его сбалансированности

Содержание:

Государственный бюджет 2

Расходная и доходная статьи государственного бюджета. 3

Структура доходной статьи Федерального бюджета РФ на 1999 год. 4

Структура расходной статьи Федерального бюджета РФ на 1999 год. 6

Бюджетный дефицит. 7

Причины возникновения бюджетных дефицитов. 8

Показатели и проблемы количественной оценки. 9

Расчет бюджетного дефицита 10

Возможные последствия крупных дефицитов. 12

Методы борьбы с крупными дефицитами и ростом государственного долга. 13

Борьба с бюджетным дефицитом 13

Список используемой литературы: 17

Государственный бюджет

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и

источников их финансового покрытия.

За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция,

значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает

влияние на экономику.

Государственный бюджет взаимодействует с различными финансовыми

фондами более мелкого масштаба. При необходимости, государственный бюджет

оказывает так называемую «помощь». Она сводится к тому, что денежные

средства передаются из государственного бюджета муниципальным финансовым

фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным

фондам.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным

органом – Государственной Думой.

В качестве примера основных приоритетов бюджетной политики можно

привести первую статью из Федерального Бюджета на 1999 год.

«Статья 1. Установить в качестве основных целей экономической политики

на 1999 год:

. преодоление последствий происшедшего в 1998 году финансового кризиса,

поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования

реального сектора экономики;

. прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста во втором

полугодии 1999 года;

. стабилизацию кредитно-денежной системы и курса рубля;

. снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для

производственного инвестирования, повышение уровня собираемости налогов;

. осуществление реструктуризации государственного долга Российской

Федерации с учетом достигнутых договоренностей с кредиторами;

. минимизацию государственных заимствований Российской Федерации на

финансовых рынках и сокращение дефицита федерального бюджета;

. снижение неплатежей, сокращение неденежных форм расчетов, в том числе с

использованием бартера;

. полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального

бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской

Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных

фондов;

. полное исполнение государством своих обязательств, предусмотренных

федеральным бюджетом;

. обеспечение превышения доходов федерального бюджета на 1999 год над его

расходами (за исключением расходов на обслуживание государственного долга

Российской Федерации) в сумме не менее 65,5 млрд. рублей, или 1,64

процента валового внутреннего продукта.»[1]

Расходная и доходная статьи государственного бюджета.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и

взаимодополняющих статей: доходной и расходной.

Доходная статья – показывает, откуда поступают денежные средства для

финансирования деятельности государства.

Расходная статья – показывает, куда (на какие цели) направляются

государственные деньги.

«Статья 2. Утвердить федеральный бюджет на 1999 год по расходам в

сумме 575046,6 млн. рублей и по доходам в сумме 473676,1 млн. рублей исходя

из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 4000 млрд.

рублей и уровня инфляции 30,0 процента (декабрь 1999 года к декабрю 1998

года).

Установить предельный размер дефицита федерального бюджета на 1999 год

в сумме 101370,5 млн. рублей, или 2,54 процента объема валового внутреннего

продукта.»[2]

Очевидно, что величина государственного бюджета, как и его структура,

для каждой страны индивидуальна. Все это определяется экономическим

потенциалом страны, масштабностью страны, ролью государства в экономике.

Ниже приведена примерная структура бюджетных расходов и доходов стран с

рыночной экономикой.

|Примерная структура бюджетных расходов и доходов и доля |% |

|отдельных статей в Государственном бюджете стран с | |

|рыночной экономикой. | |

|РАСХОДЫ | |

|Затраты на социальные услуги: здравоохранение, |40-50 |

|образование, социальные пособия, субсидии бюджетам | |

|местных властей на эти цели. | |

|Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в |10-20 |

|инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, | |

|субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление | |

|государственных программ. | |

|Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней |10-20 |

|политики, включая содержание дипломатических служб и | |

|займы иностранным государствам. | |

|Административно-управленческие расходы: содержание |5-10 |

|правительственных органов, полиции, юстиции и др. | |

|Платежи по государственному долгу |7-8 |

|ДОХОДЫ | |

|Налоги (в т.ч. акцизные сборы и таможенные пошлины, |75-85 |

|гербовый сбор) | |

|Неналоговые поступления: доходы от государственной |5-8 |

|собственности, государственной торговли | |

|Взносы в государственные фонды социального страхования, |10-12 |

|пенсионный, страхования от безработицы. | |

Структура расходов Государственного бюджета оказывает регулирующее

воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и

региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на

мировых рынках.

Структура доходной статьи Федерального бюджета РФ на 1999 год.

«Статья 11. Установить, что доходы федерального бюджета на 1999 год

формируются за счет:

> налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным

ставкам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

> подоходного налога с физических лиц - по установленным ставкам в

соответствии с законодательством Российской Федерации;

> налога на игорный бизнес - по установленным ставкам в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

> налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые

(выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, - в I

квартале 1999 года в размере 75 процентов доходов, а с 1 апреля 1999 года

в размере 85 процентов доходов;

> налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию

Российской Федерации, а также на драгоценные металлы и драгоценные камни,

отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных

камней Российской Федерации, - в размере 100 процентов доходов;

> акцизов на нефть (включая стабилизированный газовый конденсат), природный

газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех

видов сырья (за исключением пищевого) - в размере 100 процентов доходов;

> акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные

изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской

Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

> акцизов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, - в

размере 100 процентов доходов;

> лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

> налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,

выраженных в иностранной валюте, - в размере 60 процентов доходов;

> единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности -

по нормативам, установленным в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

> налога на операции с ценными бумагами - в размере 100 процентов доходов;

> платежей за пользование недрами - по нормативам, установленным в

соответствии с законодательством Российской Федерации;

> платежей за пользование лесным фондом - в размере 40 процентов доходов;

> платы за пользование водными объектами - в размере 40 процентов доходов;

> земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли

сельскохозяйственного назначения в частях, аккумулируемых в федеральном

бюджете для финансирования централизованных мероприятий;

> платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ,

размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду

- в размере 10 процентов доходов;

> таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей, доходов

от внешнеэкономической деятельности - в размере 100 процентов доходов;

> государственной пошлины - в соответствии с законодательством Российской

Федерации;

> дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, а также

доходов от сдачи в аренду федерального имущества;

> прибыли Центрального банка Российской Федерации;

> консульского сбора, взимаемого на территории Российской Федерации, в

рублевом исчислении;

> прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в

федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

В доходы федерального бюджета на 1999 год включаются средства

целевых бюджетных фондов:

> Федерального дорожного фонда Российской Федерации;

> Федерального экологического фонда Российской Федерации;

> Государственного фонда борьбы с преступностью;

> Фонда развития таможенной системы Российской Федерации;

> Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

> Федерального фонда воспроизводства минерально - сырьевой базы;

> Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов;

> Федерального фонда Министерства Российской Федерации по налогам и сборам

и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

> Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных

биологических ресурсов.»[3]

Структура расходной статьи Федерального бюджета РФ на 1999 год.

«РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 1999 ГОД ПО РАЗДЕЛАМ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»[4]

(тыс. рублей)

|ВСЕГО |575 046 573,4 |

|ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ |13 747 334,3 |

|СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ |4 847 586,0 |

|МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |36 594 330,0 |

|НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |93 702 465,1 |

|ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ |51 324 470,1 |

|БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА | |

|ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО - |11 634 490,4 |

|ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ | |

|ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО |14 582 849,4 |

|СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО |9 283 600,0 |

|ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ |2 903 984,9 |

|РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ | |

|ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА |902 096,0 |

|ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ |7 345 086,8 |

|ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ | |

|ОБРАЗОВАНИЕ |20 866 253,2 |

|КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ |3 062 090,4 |

|СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |2 086 682,1 |

|ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |10 238 539,5 |

|СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |41 870 655,6 |

|ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА |166 844 355,2 |

|ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ |97 353,0 |

|ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ |43 444 400,0 |

|УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ВЫПОЛНЕНИЕ |1 735 800,4 |

|МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ | |

|МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ |450 000,0 |

|ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА |2 976 276,0 |

|ПРОЧИЕ РАСХОДЫ |-9 532 380,6 |

|ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ |44 038 255,6 |

Правительство любой страны старается сделать так, чтобы расходная

статья равнялась доходной. Реально это, разумеется, не так, расходная

статья превышает доходную. Такая ситуация называется бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – это сумма превышения за каждый данный год расходов

Федеральным правительством над его доходами.

К сожалению, в отечественной экономической науке до недавних пор

превалировал сугубо отрицательный взгляд на бюджетный дефицит; он

рассматривался как крайне отрицательное свойство, присущее, якобы, лишь

бюджетам западных стран. В литературе утверждалось, что в нашей экономике с

ее планомерным развитием бюджетный дефицит не может существовать.

Отсутствие глубоких научных разработок о причинах, допустимом пределе и

социально-экономических последствиях бюджетного дефицита, сравнительно

низкая общая финансовая культура привели к тому, что прежние экономические

ведомства страны оказались неподготовленными к управлению бюджетным

дефицитом.

Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита 90-х годов

явились:

. низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой

результативностью внешнеэкономических связей.

. нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить

не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и

огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную)

развивающимся странам.

. неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать

его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Важным фактором дестабилизации финансового состояния хозяйства страны,

снижения государственных доходов и роста бюджетного дефицита явилась

финансовая система страны.

Резкое увеличение бюджетного дефицита привело к нарастанию

инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство

систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Нарастание

инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги (т.н.

видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворительного

платежеспособного спроса (подавленная, т.е. скрытая инфляция). Нарастание

инфляционных процессов существенно снижает жизненный уровень населения,

ведет к обострению социальной напряженности.

Стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов путем

сбалансированности государственного бюджета – это сегодня одна из главных

задач.

При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во

многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими

темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджета.

Причины возникновения бюджетных дефицитов.

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения

государственного долга являются:

V увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода

стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое

финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде

ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не

прибегать к ужесточению налогообложения;

V циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;

V дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных

государственных вложений в развитие экономики.

V дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал,

неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность

правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом

случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не

только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих

политических решений.

V сокращение налогов в целях стимулирования экономики;

V усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с

проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения

государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;

V повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в

результате:

. увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и

здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля

пожилого населения)

. увеличения государственных расходов на образование и создание новых

рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого

населения)

Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с

устойчивыми, а главное – эффективными международными связями бюджетный

дефицит (конечно, в разумных пределах) не страшен. Поскольку в долг жили и

продолжают жить многие экономически развитые государства. Правда, при этом

количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма

полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться

тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков,

сопровождаться сокращением социальных программ.

Показатели и проблемы количественной оценки.

Количественная оценка бюджетного дефицита объективно усложняется

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.