реферат скачать
 

Частное предпринимательство в XIX веке

сооружать предприятия, в отличие от мельниц пореформенного периода

размещавшиеся в городах и на железнодорожных станциях. Myкомолье

превращалось в Сибири в городе кую отрасль.

По данным управления Сибирской железной дороги, к 1910 г. вдоль магистрали

располагалось 90 паровых мельниц. Здесь, однако, не учтены мельницы,

расположившиеся вдоль Забайкальской железной дороги. Особенно быстро

мукомольная отрасль развивалась в Западной Сибири, в уездах Курганском,

Омском, Томском, Барнаульском. Крупнейшими центрами производства муки стали

города Курган, Омск, Новониколаевск, село Камень-на-Оби Барнаульского

уезда.

К сожалению, ни губернская, ни ведомственная статистика не дают точной

картины развития производства в Сибири. К тому же, до 1914г. здесь не было

фабрично-заводской инспекции, отсутствовали, как известно, ч земства.

Документы строительного отдела Томского губернского управления

свидетельствуют, что на территории губернии действовало большое число

паровых мельниц, открытых без разрешения губернского начальства. После

проведения железной дороги перестало быть редкостью и появления

крестьянских паровых мельниц. И все же мучной рынок в еще большей мере, чем

в пореформенный период, зависел от работы крупных предприятий. А

концентрация производства в отрасли становилась довольно высокой. Так,

промышленная перепись 1906 г. зарегистрировала в Сибири 68 паровых мельниц.

(Разумеется, учет этот весьма неполон). Их сумма производства составила

12,3 млн. руб, При этом на долю мельниц с суммой производства в 0,5 млн.

руб. и выше пришлось 70% стоимости выпущенной продукции. Число крупных

предприятий особенно заметно увеличилось в период предвоенного

экономического подъема.

По энерговооруженности мукомольная промышленность в Сибири оказалась одной

из наиболее передовых. В 1908 г. на ее долю пришлась треть паровых

двигателей всей обрабатывающей промышленности региона, а в 1912 г. - 40%.

На некоторых мельницах применялась и электроэнергия -как в производственном

процессе, так и для освещения. Ряд предприятий располагал собственными

железнодорожными подъездными путями, а мельница томских купцов Гороховых в

с. Бердском (под Новониколаевском) была соединена с пристанью электрической

канатной дорогой. Многие новые мельницы размещались в многоэтажных

корпусах. Фирма “Антон Эрлангер и K" открыла в Томске и Новониколаевске

собственные склады, приблизившись таким образом к сибирским заказчикам,

способствовала оснащению предприятий самой современной техникой

Мучная столица

Самым крупным центром мукомольного производства Сибири в начале XX в. стал

Новониколаевск (ныне Новосибирск) лучивший статус города к 1903 году. Само

его возникновение непосредственно связано с появлением Сибирской железной

дороги. Вокруг возводившегося железнодорожного моста Обь стал интенсивно

расти поселок, в котором в 1903с. проживало 22 тыс. человек. В 1917-м его

население превысило уже 100 тысяч. Молодой город стремительно превращался в

крупнейший транспортный и торговый центр Сибири, впрочем,

оставаясь безъуездным городом Томского округа. Именно сюда с верховьев Оби

и с Алтая поступала масса зерна, масла и прочих продуктов сельского

хозяйства. Грузы доставлялись водным путем для перегрузки в железнодорожные

вагоны.

В 1901 г. торговый дом «Т.С. Лобастов, U.С. Корольков и К"» построил первую

в Новониколаевске крупную мельницу с названием «Ново-Николаевское крупчато-

мукомольное товарищество». Для нее было сооружено 5-этажное деревянное

здание, мельница располагала железнодорожными подъездными путями. В

оборудование мельницы входили 15 вальцовых станков, паровые машины

мощностью в 350 л.с. Основной капитал составлял 315 тыс. руб., с 1910 г. -

545 тыс. руб. (запасной -102 тыс. руб.). Суточный размол зерна достигал 3-4

тыс. пуд., годовой - полутора миллионов пудов. Основателями торгового дома

и мельницы были крупные предприниматели в первом поколении, выходцы из

крестьян-торговцев - Лобастов из Барнаульского уезда и Корольков из

Буйского. Распорядителем же стал переселившийся в Новониколаевск

барнаульский купец 2-й гильдии А. Зорин, дела которого, судя по всему, шли

под

Новониколаевск стал притягательным центром для предприимчивых людей ил

разных уездов Сибири и Европейской России. Одним из первых в 90-е годы

перенес сюда центр своей деятельности известный по всей Сибири купец 1-ой

гильдии, владелец мукомольной мельницы, торговец хлебом и мануфактурой граф

Жернаков из небольшого городка Колыван. За ним последовали барнаульские

купцы Маштаковы, Суриковы. В целом в составе Новониколаевской буржуазии

оказалось немало выходцев с Алтая, как из числа гильдейских купцов, так и

крестьян.

В 1905 г. в Новониколаевске возникла самая большая мукомольная фабрика

Сибири - «Алтайская фабрично-промышленная компания». Основателями этого

товарищества стали царицынские купцы Туркины и иркутский купец И. Кулаев.

Основной капитал составлял 450 тыс. руб., в 1907 г. увеличившийся до 800

тыс. руб. Мощность трех работавших на фабрике паровых двигателей превышала

900 л.с., размер суточного размола зерна достигал 7-8 тыс. пудов. 240

рабочих трудились там в три смены, по 8 часов каждая. Продукцию

товарищество сбывало в основном в Восточной Сибири, в Иркутске имело

макаронную фабрику.

В 1914 г. «Алтайская фабрично-промышленная компания» была преобразована из

товарищества в акционерное общество с основным капиталом в 1 млн. руб.

Контрольный пакет акций находился в руках Н. Туркина, одновременно

являвшегося и директором-распорядителем, и А. Кагана - в прошлом двинского

купца 1-й гильдии. Часть акций общества приобрел Русско-Азиатский банк, его

представители входили и в правление акционерного об-

щества. В годы Первой мировой войны «Алтайская фабрично-промышленная

компания» получила крупные заказы от интендантства, основной капитал

общества возрос до 2 млн. руб., а производство муки достигло 3 млн пуд. в

год.

Головную производительность свыше миллиона пудов имели и некоторые другие

мельницы Новониколаевска: Луканина, Родзннекого, 4 Южно-Алтайское

мукомольное товарищество». В 1912 г. 8 крупчатных мельниц города произвели

продукции на 7,4 млн руб. (при средних ценах на крупчатку, составлявших в

Новониколаевске и Томске с 1900 по 1909 г. от 1 руб. 30 коп. до 1 руб. 40

коп. за пуд, а с 1910 по 1914 г. -от 1 руб. 50 коп. до 1 руб. 60 коп.). Ряд

мельниц размещался в пригородах. Крупнейшая из них, в с. Бердском,

принадлежавшая Гороховым, перемалывала в 1,2 -1,5 млн пуд. зерна. Причем

сама мельница возникла еще в середине XIX в. н была старше Ноюниколаевска.

Исследователи особо выделяют такой факт в истории мукомольной

промышленности города, как создание в 1914 г. синдиката, в который вошли

три наиболее крупные мукомольные компании: «Алтайская фабрично-

промышленная», Ново-Николаевское крупчато-мукомольное товарищество» и

4Южно-Алтайское мукомольное товарищество». Все три компании пользовались

покровительством со стороны местных отделений банков, открывших им кредиты.

По масштабам производства, техническому уровню, формам организации капитала

мукомольная промышленность Новониколаевска в Сибири была наиболее

передовой. Думается, Новоннколаевск того времени можно отнести к

значительным центрам не только сибирского, но и общероссийского мукомолья.

Как и во второй половине минувшего века, в начале XX столетия высокое

качество продукции сибирских мельниц находило широкое признание. Многие из

них были участниками региональных, всероссийских и международных выставок.

Сибиряки же придавали особое значение качеству хлеба, да и кухня

традиционно была здесь мучной, при малом потреблении картофеля. Еще одна

особенность сибирского потребительского рынка и рациона питания жителей,

особенно крестьян-старожилов, - преобладание белого хлеба и весьма

незначительное потребление черного. Известно распространенное в тот период

высказывание сибиряков-старожилов: «Мы, • сибирские, белый хлеб едим, да в

сапогах ходим, а вы, расейские, черный хлеб едите, да в лаптях ходите»...

Из истории Российских выставок

Год 1831-и. Шесть залов Большого Кремлевского Дворца были предоставлены для

выставки промышленных товаров с высочайшего соизволения императора Николая

I Первую Московскую выставку отечественной промышленности торгово-

промышленные круги подготовили за две недели. Там было все: от станков, на

которых производили гобелены и делали ковры, до изящных рисунков и

скульптур художественно-промышленных и рисовальных школ и училищ. Николай I

был настолько поражен, что дал обед в честь экспонентов. Каждый третий

участник выставки получил награду «За состояние производства и за влияние

на жизнь страны», а лучшие мастера — денежные вознаграждения.

Предприниматели и ремесленники почувствовали, что они нужны государству.

Год 1836-й. Император утвердил государственный план проведения губернских

выставок. К каждой такой выставке Министерство финансов России издавало

подробные историко-статистические обзоры отечественной промышленности с

целью отметить «успехи в той или другой области русского творчества и

труда, облегчить ознакомление с представленными на выставку предметами,

дать руководящую нить среди огромного количества и разнообразия

экспонатов». По результатам выставок публиковались «списки экспонатов,

удостоенных похвальных наград». Продукция наилучшего качества отмечалась

наивысшей наградой — правом изображения Государственного герба на товарном

знаке производителя, а образцы работ поступали в Музей Департамента

мануфактур. Это было самой большой гордостью для производителя.

Свидетельство создало о большом государном признании Награды присуждались

«за весьма чистую отделку, новейший фасон доступные цены», «застояние

производства и влияние на жизнь страны», «за национальную самобытность к а

также е условиях огромного государства «не столько по достоинству товара,

сколько с возникновению и существованию в отдаленном праве Помимо права

изображения государственного герба России выставки награждаются дипломами

I, II, III. разряда, Золотой. Серебреной, Бронзовой медалями и почетными

грамотами Никто не оставался незамеченным. Гордость за свое дело не

позволяла предпринимателям на следующую выставку привозить те же товары.

Надо было удивить чем-то новым.

Год 1851-й. Россия впервые принимает участие в Международной промышленной

выставке в Лондоне, девизом которой были слова: «Пусть все народы работают

совместно над великим делом — совершенствованием человечества». После

Лондона были всемирные выставки в Париже, Чикаго. Филадельфии. И отовсюду

Россия привозила Гран-при Участие российских деловых людей во всемирных

выставках и международных ярмарках принесло нашему отечеству заслуженную

славу и всеобщее признание.

Год 1882-й. В Москве на Ходынском поле открылась одна из крупнейших

отечественных художественно-промышленных выставок, о которой критик В. В.

Стасов сказал: «Нынешняя всероссийская выставка — одна из самых блестящих,

какие мне случалось видеть. Я даже думаю, что из всех русских выставок,

какие только у нас до сих пор бывали, эта самая капитальная и самая

великолепная выставка». Вся Россия — даже отдаленные провинции —

представила образцы своих местных изделий

Предприниматели ревниво относились к оформлению своих экспонатов и целых

павильонов. Среди частных сооружений выделялись богатством отделки

павильоны купца Ланина и известного промышленника, фабриканта

отечественного фарфора — Кузнецова.

Внимание публики привлекала витрина железоделательного завода П. А.

Губонина и К° К середине XIX веча русские металлы, особенно русское железо,

заслужили себе первенство своими отличными качествами, но выделка этого

материала долго еще оставляла желать лучшего и значительно уступала выделке

английского и шведского железа, так что много и много лет существовало в

высшей степени ненормальное и невыгодное для России положение, в котором

наше железо в грубом виде шло по дешевым ценам на иностранные заводы и

возвращалось к нам обратно уже дорогим и снабженным английскими и другими

клеймами. Убыточность такого хозяйства трудно определить — так она

громадна, она выражалась даже не в миллионных, а в миллиардных цифрах. Но с

конца 50-х годов прошлого века картина нашей горнозаводской промышленности

стала меняться Россия приступила к постройке своей колоссальной сети

железных дорог, акционерная компания обязана была обращаться к своим

заводам и, открыв громадный спрос, усилив этим производительность,

подвинула вперед и технику производства. Русские рельсы, русское листовое и

штучное железо к последней четверти прошлого столетия не только стало

наравне с иностранным, но даже значительно перещеголяло это иностранное и

быстро вытеснило его со своих рынков. Выделанное оусское железо перешло

пределы своего отечества, оно появилось не только на российских, но и на

всех выставках, заслужило там пальму первенства, оно потребовалось там уже

не как сырой грубый материал, как прежде, а уже обработанным, выкованным,

готовым предметом железо-строительного дела.

Отдел изобразительного искусства, насчитывающий около 950 произведений,

стал значительным событием в художественной жизни России. Здесь

экспонировались произведения таких замечательных русских художников, как К.

П. Брюллов, В. М Васнецов, В. В. Верещагин, И. Е. Репин и др.

Выставка стала поистине национальным праздником, местом синтетического

взаимодействия искусств, и не только архитектуры, скульптуры, живописи,

садово-паркового ландшафта, но и музыки, театра, балета Серию концертов дал

симфонический оркестр под управлением А. Рубинштейна.

За 4 месяца работы выставки ее посетили более 1 миллиона человек

Интересна судьба уникального выставочного комплекса. Дважды, в 1885 и в

1891 году, в выставочных павильонах размещались: ремесленная и затем

французская; торгово-промышленная выставки. В 1894 году центральное

выставочное здание было разобрано и перевезено в Нижний Новгород для

следующей Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года.

Год 1896-й. 26 мая в Нижнем Новгороде одновременно с Нижегородской ярмаркой

состоялось торжественное открытие Всероссийской промышленной и

художественной выставки — шестнадцатой пс счету и крупнейшей в

дореволюционной России. Идея устройства этой выставки принадлежала видному

государственному деятелю министру финансов России С. Ю. Витте.

Финансирование осуществлялось из государственного бюджета. Расходы вдвое

превысили смету и составили 8817234 рубля 67 копеек Зна-чительная часть

денег ушла на сооружение выставочных павильонов в русском стиле разных эпох

и местностей Доходы от выставки не превысили 300000 рублей. Но благодаря

выставке в Нижнем Новгороде были проложены новые мостовые, расширено

водоснабжение, сооружены новый мост, новый, театс и новое здание Окружного

суда. пущен первый в России трамвай, путь которого пролегал от

железнодорожного вокзала к территории выставки. Вокруг выставки для

удобства посетителей была проложена электрическая дорога. Любознательные

граждане получили возможность познакомиться с самой молодой отраслью

промышленности — электротехникой, с достижениями добывающих отраслей,

сельского хозяйства, лесоводства, горного дела, с заводскими и фабричными

производствами, художественно-промышленными и кустарными изделиями.

Пивовары и виноделы не только демонстрировали свою продукцию, но и давали

попробовать. Некоторые павильоны были настолько художественно поданы, что

не наградить их за такую подачу было просто невозможно. Не были забыты и

такие сферы жизни общества, как благотворительность, народное образование и

искусство. В художественном отделе экспонировались работы русских

художников и скульпторов.

Проведение внутри российских ярмарок в Нижнем Новгороде, Архангельске,

Тюмени, Ирбите и других городах стимулировало развитие внутреннего рынка и

влияло на определение мировых цен на товары. Отечественные выставки на

протяжении всей своей истории являлись барометром состояния российской

промышленности, важным фактором ее экономического развития, проводились при

моральном, финансовом. организационного содействия государственных и

финансово-промышленных структур.

Год 1916-й. В этом году должна была состояться Всероссийская художественно-

промышленная выставка в Москве. Но в силу экономических и политических

условий провести ее не удалось.

Развитие тяжелой промышленности и заводчики

Пути развития России были предметом долгих дискуссий между "западниками" и

"почвенниками", выступавшими против индустриализации страны, за сохранение

традиционного крестьянского уклада жизни. Наиболее резонный ответ прозвучал

из уст Саввы Тимофеевича Морозова на Нижегородской ярмарке 1896 года: "У

нас много заботятся о хлебе, но мало о железе, а государство надо строить

на железных балках".

Эта мысль была высказана в конце XIX века, однако еще в середине века

российские предприниматели дали практический ответ, сосредоточив усилия на

развитии металлургии и машиностроения. Хотя горно-металлургическая

промышленность России была создана еще в XVIII веке усилиями таких

предпринимателей, как Демидовы, Строгановы, Яковлевы, Баташевы и другие, но

к началу XIX века позиции были во многом утеряны. Страна, которая прежде

экспортировала в год до 3 млн. пудов железа в Англию, испытывала

значительный недостаток черных и цветных металлов. Особенно потребности в

них возросли с началом железнодорожного строительства в России.

Среди тех предпринимателей, кто практически откликнулся на запросы

экономики, имена Н.И.Путилова, П.М.Обухова, Л.Нобеля, Бромеля, Дж.Юза и

других, о которых, однако, до сих пор известно было немного.

Большой интерес представляет яркая судьба Николая Ивановича Путилова (1820-

1880), инженера-предпринимателя. Выходец из мелкопоместного дворянства, он

получил образование в Морском корпусе, служил чиновником

кораблестроительного департамента. В период Крымской войны отличился тем,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.