реферат скачать
 

Ценообразование

не ликвидирует, с одной стороны, вполне реального дефицита многих видов

продовольствия и промышленных товаров, а с другой стороны—монополизма

производителей, складывающегося десятилетиями. При монополии производителей

и обостряющихся трудностях с материально-техническим обеспечением

производства, закрытием предприятий по экологическим причинам

сбалансированность во многих случаях будет достигаться за счет сокращения

выпуска продукции и соответствующего роста цен. Собственно говоря, такое

положение было в Польше, похожие процессы происходили в Венгрии, Болгарии.

Поэтому и этот вариант был практически неприемлем.

В письмах, приходивших в органы ценообразования, выступлениях ряда

специалистов встречалось и такое предложение — перейти во внутреннем

ценообразовании полностью на мировые цены. Логика здесь такая: рынка у нас

пока нет и в ближайшее время его создать не удастся, так что реальных

рыночных цен у нас не будет; с другой стороны, административные методы

ценообразования себя дискредитировали. Поэтому целесообразно использовать у

нас цены мирового рынка, которые лучше считывают потребительскую ценность

товаров, сравнительную эффективность производства разных видов продукции.

При переходе на мировые цены исходя из курса рубля ситуация будет

следующая. Все добывающие отрасли получат сверхприбыль, которая при единой

системе налогообложения позволит иметь огромный финансовый резерв в этих

отраслях. Большинство других отраслей будет иметь прибыль, однако ее размер

станет недостаточен для обеспечения их самофинансирования. В то же время

электронная промышленность и ряд подотраслей легкой и пищевой

промышленности, сельского хозяйства будут убыточными. То есть и в этом

случае переход на мировые цены никак не способствует работе отраслей

народного хозяйства в рыночных условиях.

Суть практически принятой в 1990 году программы реформы ценообразования

состоит в трех ключевых положениях.

Первое. Все цены представляют взаимоувязанную систему различных видов цен:

оптовых, закупочных и розничных цен, и пересматривать их надо взаимосвязано

и. в основном, одновременно.

Второе. Учитывая, что на первом этапе государственный сектор будет занимать

ведущие позиции в экономике, вполне естественно, что большая часть цен

устанавливается государственными органами ценообразования. Поэтому возможен

и целесообразен единовременный пересмотр цен с целью ликвидации наиболее

острых деформаций в системе и приведение цен в соответствие со сложившимся

уровнем общественно необходимых затрат и в определенной мере с пропорциями

мировых цен.

Третье. Пересмотр цен создает условия для развития важнейшего принципа

товарно-денежных отношений, их эквивалентности и перехода к рыночным

методам ценообразования. Начиная с 1991—1992 гг. на базе новых цен

проводился комплекс мер по разгосударствлению политики цен, переносу центра

тяжести на предприятия, их саморазвитию на основе активизации роли цен. При

этом исходили из того, что в регулируемой рыночной экономике будут

применяться: государственные фиксированные цены и тарифы; регулируемые цены

и тарифы; договорные цены и тарифы

Либерализация цен в россии и ее последствия.

К сожалению, при проведении реформ не был тщательно разработан конкретный

механизм трансформации плановой экономики в рыночную. Попытка повышения

эффективности работы аграрно-промышленного комплекса в производстве овощей

и фруктов и улучшения снабжения ими промышленных центров путем введения в

1985 г. договорных цен на закупаемые овощи и фрукты не оправдала себя.

Более того - возросли закупочные и розничные цены на овощи и фрукты. После

принятия Закона о предприятии договорные цены стали применяться более

широко и в отраслях промышленности. Однако это также вызывало рост цен, и

прежде всего на продукцию машиностроения. В сырьевых отраслях

промышленности, в которых действовали фиксированные цены, пришлось

устанавливать к ним специальные доплаты, чтобы не допустить убыточности

производства продукции.

Поскольку основные направления перехода к рыночной экономике, которые были

приняты в 1991 г., не содержали в себе механизма трансформации плановой

экономики в рыночную, позволяющего реально и эффективно произвести эти

преобразования, опасность полной единовременной либерализации цен и ее

неприемлемость в сложившихся в то время условиях представлялись достаточно

ясными. Они не замедлили проявиться: сформировался механизм монопольного

ценообразования, рост цен стал oпережaть увеличение доходов населения, что

привело к сокращению платежеспособного спроса, а за ним и производства.

Этот процесс в российской экономике продолжается. В рыночной экономике

такое явление определяется как недопустимое, а цены, при которых начинается

сокращение платежеспособного спроса и объемов производства, рассматриваются

как запретительные.

Уже в феврале 1992 г. по сравнению с соответствующим периодом 1991 г. цены

выросли в 11 раз, розничный товарооборот сократился на 46 пунктов,

производство продукции промышленности упало на 12 пунктов. В первом

квартале 1992 г. по сравнению с тем же периодом 1991 г. оптовые цены

выросли в 13 раз, товарооборот сократился на 51 пункт, объем производства

снизился на 13 пунктов.

Равновесие сформировалось на самом начальном этапе либерализации цен, когда

уровень цен 1991 г. был превышен примерно в 2 раза. Однако рыночный

механизм не включился. Рост цен не стимулировал увеличение объемов

производства, как это происходит в нормальной рыночной экономике. В то же

время повышение цен обусловило резкое падение объемов платежеспособного

спроса.

Иначе говоря, сложился механизм подавления платежеспособного спроса и

следующего за ним снижения объемов производства. Поскольку существует

определенное запаздывание в реакции производителя на снижение спроса, то

возникли неплатежи между предприятиями, так как произведенный товар не

всегда может быть реализован на конечной стадии процесса воспроизводства.

В либерализацию цен (с 1 января 1992 г.) была заложена идея достижения

сбалансированности спроса и предложения и последующего включения рыночного

механизма. Предполагалось, что в результате отпуска цен должен произойти

одномоментный их рост, а затем наступит период стабилизации, но этого не

произошло и не могло произойти, так как не были учтены и выполнены условия,

необходимые для перевода плановой экономики в рыночную через одномоментную

либерализацию цен, которая, прежде всего, предполагает насыщение товарного

рынка и недопущение роста цен.

В условиях, когда после либерализации цен предложение превысило спрос и

предприятия не смогли реализовать произведенную продукцию, возникли два

возможных пути поведения производителей: предприятия снижают издержки и

цены и тем самым увеличивают спрос на свою продукцию или сокращают объем

производства. Движение по первому пути предполагало разработку и внедрение

достижении научно-технического прогресса, однако предприятия не имели такой

возможности, поэтому события стали развиваться по второму пути.

В силу законов экономики, когда спрос на конечную продукцию упал, отрасли,

выпускающие промежуточную продукцию, еще не чувствовали давления

снижающегося спроса и продолжали повышать цены. Этому способствовало также

то обстоятельство, что продукция этих отраслей поставлялась на экспорт.

Резкий рост потребительских цен обусловил необходимость повышения

заработной платы. Вследствие этого сформировалась спираль повышения цен на

продукцию производителей и их влияния на рост издержек производства.

Основную причину инфляции следует искать в монопольном характере

ценообразования, поскольку именно этот фактор обусловливает рост цен, а

количество денежной массы в обращении ускоряет или замедляет этот процесс,

но в последнем случае усиливаются темпы снижения объемов производства. В

рыночной экономике монополист стремится максимизировать свою прибыль,

компенсировать возросшие издержки производства повышением цен. В условиях,

сложившихся в российской экономике, предприятия вынуждены повышать цены в

связи с постепенным ростом издержек из-за роста цен на потребляемые ресурсы

Без введения ценового регулирования они не приведут к положительным

результатам. Это обстоятельство для многих не кажется столь очевидным, как

последствия жесткой кредитно-денежной политики. Увеличение денежной массы

сильно подталкивает инфляцию, но вопреки ожиданиям не приводит к

стабилизации производства, сдерживает столь необходимые процессы его

структурной перестройки. В то же время снижение темпов роста денежной

массы, существенно не влияя на динамику цен, вызывает резкий спад

производства, усиливает напряженность финансового состояния предприятий.

В коллапсирующей экономике, где не действуют законы стоимости, спроса и

предложения, а ценообразование имеет монопольный характер, соотношение цен

носит искаженный характер и не отражает реальных затрат общественного труда

на производство продукции. Рост же цен, сокращая объем платежеспособного

спроса, не стимулирует увеличение объема.

Ценообразование и регулирование цен в зарубежных странах.

Изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяет понять ее

закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании

ценового механизма в России в период перехода ее экономики к рынку.

В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран

претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных

товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую

хозяйственную систему страши различные экономические уклады.

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики

используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде

законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования

цен.

Методологический аспект ценообразования в развитых странах состоит в

выработке государственными органами общих принципов, методов и нормативов

установления цен. Кроме принятия решения по стратегическим и тактическим

вопросам государственные органы берут на себя функцию введения конкретных

цен на товары и услуги, имеющие дня национальной экономики решающее

значение. Наряду с прямым установлением и регулированием цен

государственные органы осуществляют и контроль за ними. Сфера

контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего

объема выпускаемой продукции.

Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является

попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-

финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы

способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. с.

через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В

зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит

антикризисный и антиинфляционный характер.

Прежде всего следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а

напротив, повышает роль государства в осуществлении политики

ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в

воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями

оптимальных решений по ценам, оказании им методологической и методической

помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию. Цели

государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить

инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита,

резкого подорожания сырья и топлива, монополизма производителей,

способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей

на внедрение достижений НТП. Важной задачей при этом является получение

определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного

минимума на достаточном уровне, обеспечение возможности приобретения в

оптимальном количестве товаров первой необходимости.

Меры воздействия государства на производителей могут быть как прямыми

(установление определенных правил ценообразования), так и косвенными (через

такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда,

налогообложение). Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в

сферах гран спорта, связи, электроэнергетики, водоснабжения и т. д. Среди

прямых методов государственного регулирования необходимо назвать прежде

всего административное установление цен. Косвенные меры направлены на

изменение конъюнктуры, создание определенного режима в области

финансирования, валютных и налоговых операций, и в конечном счете - на

установление оптимального соотношения между спросом и предложением на

рынке.

На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние

факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение

страны в мировом разделении груда.

Таким образом, государство в цивилизованных странах не устраняется от

контроля за ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного

регулирования цен, причем решает эти задачи разнообразными методами, с

учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой стране.

Заключение.

Изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяет понять ее

закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании

ценового механизма в России в период перехода ее экономики к рынку.

В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран

претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных

товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую

хозяйственную систему страши различные экономические уклады.

История подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто

рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа.

Особенность последней состоит в том, что она представляет собой систему,

объединяющую на условиях равноправия государственный и негосударственный

секторы, причем государственные органы создают эффективную систему

регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночною

саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений входят

подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного, налогового и

ценового регулирования, главная цель которого состоит в поддержании баланса

спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.

Одной из важнейших задач государства является обеспечение такого

соотношения монополии и конкуренции, которое не приводит к разрушительным

последствиям в экономике. Эта задача решается с помощью антимонопольного

законодательства, впервые принятого в США в конце прошлого столетия.

Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия,

направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или

горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т. д.

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики

используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде

законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования

цен.

Методологический аспект ценообразования в развитых странах состоит в

выработке государственными органами общих принципов, методов и нормативов

установления цен. Кроме принятия решения по стратегическим и тактическим

вопросам государственные органы берут на себя функцию введения конкретных

цен на товары и услуги, имеющие дня национальной экономики решающее

значение. Наряду с прямым установлением и регулированием цен

государственные органы осуществляют и контроль за ними. Сфера

контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего

объема выпускаемой продукции.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие

навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики

ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для

перестройки отечественного ценообразования.

Список литературы:

О таможенном тарифе. Закон РФ от 16.04.1993 г. раздел III ст.12 раздел IV

ст.18-24

Борисов Е.Ф. Экономическая теория Хрестоматия М. Высшая школа 1995

Дерябин А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования М.

Политиздат 1989

Инфляция: ценообразование и денежное обращение М. ИМЭМО РАН 1994

Казаков А.П. Минаева Н.В. Экономика. М. ЦИПККАП 1996

Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории М. Владос 1996

Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг М. М.О. 1993

Лорин А.Н. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности промышленной

фирмы М. Международные отношения 1993

Певший Ф.М. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М. М.О. 1993

Проблемы развития механизма ценообразования, колл. авторов М. НИИ по

ценообразованию 1990

Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии М.

Международные отношения 1993

Рузавин Г.И, Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики/Под ред. Г.И. Рузавина

М. Банки и биржи 1994

Рюмин В.П. Как рассчитать цену на научно-техническую продукцию М. Финансы и

статистика 1993

Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону

издательство Феникс 1996

Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования

цен (тарифов). От 28.02.95 № 221.

Усатов И. А. Цена и ценообразование в условиях перехода к рыночной

экономике М. 1995

Финансовые известия, №5-7 1996.

Ценообразование и рынок под ред. Салижманова И.K. М. Финстатинформ, колл.

авторов М. Прогресс 1992

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.