реферат скачать
 

Ценообразование

Ценообразование

Ценообразование

Содержание работы:

Введение. 3

Система ценообразования. 4

Сущность цены и ее функции. 4

Системы и виды цен. 9

Реформирование системы ценообразования в россии. 14

Способы перехода к рыночному ценообразованию. 14

Либерализация цен в россии и ее последствия. 21

Ценообразование и регулирование цен в зарубежных странах. 23

Заключение. 25

Список литературы: 27

Введение.

Особое место в системе рыночной экономики занимают цены, ценообразование,

ценовая политика. Цена представляет собой экономическую категорию,

означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель

готов купить товар.

Цена — экономическое понятие, существование и важность которого никому не

надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится

наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне

воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни

других людей.

Высокая цена означает, что вещь дорогая, и ее покупка требует больших

денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на

карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность

представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную,

социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи

товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая

производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание

услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и

изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не только

личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо

меньше известны обывателю.

Далеко не все знают, что в экономике применяются десятки миллионов цен, что

под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая

оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные,

государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и

ряд других.

Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной,

рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-

разному. В соответствии с коммунистической чисто распределительной

доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без

цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же

время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные

возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности

намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В

директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор,

инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они

образуют часть системы саморегулирования.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие

части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина,

динамика изменения и, с другой — ценообразование как способ, правила

установления, формирования новых цен и изменения действующих.

Ценообразование, с которым люди . гч.комы гораздо меньше, чем с ценами,

выступает активной, задающей частью всего Ценового механизма. Оно,

собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование

от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в

своем единстве ценовой механизм.

Изучению данных вопросов и посвящена данная работа.

Система ценообразования.

Сущность цены и ее функции.

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная

категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные,

экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и

объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и

тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные

структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена

товара на деньги.

Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет

статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок,

входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в

социально-экономическую статистику. Известны два основных источника

информации по ценам. Первым является наблюдение за изменениями цен тарифов

на потребительском рынке, которое проводится с 1992 года специальной

службой при Госкомстате РФ. Эта служба занимается сбором и обработкой

данных о розничной торговле, объеме производства, обследованием покупок,

используя данные статистики производства, налогов и торговой статистики.

Вторым важным источником информации являются бюджетные обследования как

одна из форм выборочного статистического исследования доходов, расходов и

потребления населения. На основании этих источников рассчитывается индекс

потребительских цен (ИПЦ) (который иногда называют индексом стоимости

жизни) по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг.

Методология расчета является единой для многих стран, что позволяет

производить международные сопоставления ИПЦ. Сложились уже и альтернативные

службы статистики цен.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую

играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и

предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию,

степень конкурентности на рынке и т. д.);

- маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется

воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка,

покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В

качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и

являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и

соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель

конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и

предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент

образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения.

Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на

инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту

привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения,

влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных

доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие

конкурентной борьбы.

Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций,

характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь

в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости

от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены.

Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в

экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене

удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить,

какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за

проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству

обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену

весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество

продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем

величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы,

труда, измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в

сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем

возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые.

Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при

сопоставлении не только денежной ценности, но И полезности товаров.

Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя

показатели количества и качества товаров в материально-вещественном

выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели,

измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным

инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном

комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует

о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую

сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также

учитывать затраты на производство продукции.

Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов

анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели

в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в

качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной

экономике цены — это основной инструмент уравновешивания спроса и

предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров

на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом

характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и

является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о

функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных,

то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует

выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции

насильно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая

искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным

средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане —

регулирования экономики.

Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности

за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его

ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства

недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного

товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые

отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших

отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция

использовалась государством для воздействия на структуру производства и

получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены,

государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей,

предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому

советская номенклатура приобретала блага для себя и своих семей по «своим»,

льготным ценам в специальных закрытых «распределителях». Да и вообще лучший

способ искусственной государственной поддержки людей, предприятий,

отраслей, территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют

завышенные цены, а как для покупателей — заниженные. Тем самым, правда,

создаются перекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими

субъектами, возникают конфликты и на экономической, и на социальной почве.

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением

связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень

жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная

реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В

бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди

считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен

заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие,

неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура

потребления.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства

страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли

инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между

странами.

Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую

функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов

производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи.

Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать

доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию,

товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в

рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в

первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество,

и цену, а во втором — только цену. Эта особенность очень ярко показала себя

после раскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям

закона предложения.

Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями в

своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач

осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать

все функции не представляется возможным.

В этом смысле, говоря о рациональных и тем более оптимальных ценах, следует

иметь в виду определяющие функции и такое их сочетание, при котором функции

реализуются в необходимой степени. В рыночной экономике цены разгружены от

ряда функций, например плановой, и используются в основном как чисто

рыночные регуляторы и стимуляторы, подлинно воплощающие денежное

содержание. Пока сохраняется стремление возложить на цену весь груз функций

экономического регулирования, попытки создать эффективный ценовой механизм

вряд ли окажутся плодотворными.

Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов

спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном

порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные»,

«справедливые» Цены, нарушая объективные экономические законы,

хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением

дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью,

принудительным распределением.

Переход от государственных цен к рыночным не может и не должен быть

мгновенным, поэтому нельзя полностью избежать регулятивного воздействия

государства на цены, ценовой механизм, ценовую политику.

Системы и виды цен.

Цены классифицируют по различным направлениям.

По сферам товарного обслуживания:

- оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах

продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между

отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии

разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют

посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые

организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках

поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

- розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в

основном населению) в ограниченном количестве;

- закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у

сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли

(например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские

тарифы).

По способу отражения транспортных расходов:

- цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и

разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта

магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на

остальной путь покрывает покупатель;

- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта

назначения.

По формам продаж:

- контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между

продавцом и покупателем;

- биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу.

Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки

(скидки) за качество, удаленность от места поставки;

- цены ярмарок и выставок (часто льготные);

- аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые

цены и продажные).

Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:

1. С повышением цены (товар продают по цене, наиболее высокой из

предложенных покупателями);

2. Вейлинговые торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате

стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет

устраивающую его цену);

3. С подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует

возможность сравнения с запросами других покупателей.

По стадиям продажи:

- цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец

желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных

цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который

корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров

(машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации

об уровне цен на рынке;

- цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или

номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем

дохода общества или общим уровнем цен.

По степени регулирования:

- жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-

командной экономики);

- регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах,

устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного

социального назначения);

- свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в

соответствии с конъюнктурой рынка).

По степени устойчивости во времени:

- твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;

- подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки,

если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в

контракте источнику;

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.