реферат скачать
 

Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края

млн руб. Таким образом, доходов, аккумулированных в краевой бюджет

оказалось недостаточно для финансирования запланированных расходов.

Финансирование учреждений производилось в меру фактического поступления

денежных средств в краевой бюджет. В первую очередь финансировались

защищенные статьи бюджета (основная доля пришлась на заработную плату – 70%-

90 %).

Финансирование по отраслям краевого бюджета складывалось следующим

образом.

Финансирование таких отраслей как государственное управление,

правоохранительные органы, охрана окружающей среды производилось только на

заработную плату в связи с недопоступлением средств в краевой бюджет.

На финансирование ЖКХ в отчетном году было направленно 70236 млн руб.

или 65,7% от планируемых расходов. В целях обеспечения реализации

мероприятий по подготовке этой отрасли к работе в зимних условиях были

образованы краевые фонды финансирования указанных мероприятий. В частности,

в течение 1995 года из фонда ЖКХ территориям края было выделено 26000

млн руб. Эти средства на конец года должны были возвратить администрации

территорий края с уплатой 40 % ставок за пользование ими.

На развитие сельского хозяйства в 1995 году было направленно 112604

млн руб., что составило лишь 59 % от годового плана. На оказание помощи

крестьянским (фермерским) хозяйствам направленно около 2000 млн руб. Для

обеспечения сельскохозяйственных производителей ГСМ был предоставлен

товарный кредит под гарантию краевого бюджета.

Социально-культурная сфера профинансирована в размере 349658 млн

руб. или 51,6 % от планового показателя (676581 млн руб.). В 1995 году

была проведена работа по упорядочению сети, штатов социально-культурных

учреждений. Было проведено сокращение и реорганизация учреждений

образования, здравоохранения. Это позволило сократить расходы на

содержание учреждений социально-культурной сферы на 11700 млн руб. От

введения платных услуг бюджетными учреждениями образования,

здравоохранения, культуры получено 38900 млн руб., однако доля

полученных средств от введения платных услуг по сравнению с

финансированием расходов социально-культурной сферы в 1995 году

оставалась еще низкой – 11,1 %.

Деятельность органов социальной защиты населения в 1995 году была

направлена на реализацию решений федеральных и местных органов

представительной и исполнительной власти по малоимущим и нетрудоспособным

гражданам. В течение года было приобретено 179 автомобилей “Запорожец”,

“Ока”, “Таврия” и 421 велокресло. Всего приобретено транспортных средств,

облегчающих движение израсходовано 4600 млн руб.

Большое внимание было уделено летнему оздоровительному отдыху детей

из малообеспеченных семей. Удалось охватить 64,5 тысячи детей.

Вместе с тем, в области социальной политики в администрации края

имеются неразрешенные вопросы. Например, нет средств на покрытие затрат по

финансированию отдельных льгот, предусмотренных законом “О ветеранах”. Это

50 % скидки за пользование коммунальными услугами, радио, коллективной

антенной и др. Всего на сумму 217700 млн руб.

В 1995 году из федерального фонда финансовой поддержки было

выделено 28900 млн руб. в виде кредитов территориям края и предприятиям,

осуществляющим досрочный завоз продукции на Север из регионального фонда -

344836 млн руб. Положение с возвратом средств в региональный фонд

аналогично возврату в Федеральный фонд: Должно быть возвращено 13400 млн

руб., а возвращено всего 3300 млн руб.

Краевой бюджет на 1996 год был составлен с применение коэффициента

роста по заработной плате в размере 2,2; материальным затратам – 1,6.

Бюджет был исполнен на 89.5 %. Низкий процент исполнения плана

объясняется тем, что финансирование производилось за счет фактически

поступивших доходов в краевой бюджет в 1996 году. Финансировались в первую

очередь также как и в 1995 голу защищенные статьи. Бюджетный дефицит

планировался в сумме 1618252 млн руб. А фактически его сумма составила

1435762 млн руб. Покрыть дефицит планировалось за счет заимствований из

целевых фондов , за счет ссуды МФ РФ и других заемных средств.

Финансирование по отраслям сложилось следующим образом.

В 1996 году фактическое увеличение заработной платы не производилось.

Плановые данные как уже отмечалось выше были составлены с учетом

коэффициента роста по заработной плате. Из-за низких поступлений средств

(план по доходам выполнен лишь на 84,3 %) финансировались защищенные

статьи бюджета. В результате, аппарат управления был профинансирован в

сумме 70600 млн. руб., что составило 79,3% к плану, из них 76 % -

финансирование на заработную плату. Правоохранительные органы получили из

краевого бюджета ассигнования в размере 149300 млн руб., в том числе

векселями - 17000 млн руб. , на 20000 млн руб. проведено зачетов.

Заработная плата профинансирована на 84,7 %..

На финансирование ЖКХ из бюджета было выделено 103800 млн. руб., что

составило 79,6% к плану. Большая часть средств выделена путем проведения

взаимозачетов в счет погашения долгов по платежам в краевой бюджет в счет

поставок в города и районы края.

На финансирование транспорта выделено 60100 млн руб. Для обеспечения

перевозок пассажиров выделено 28300 млн руб. Перевозки пассажиров на

местных воздушных линиях осуществляют убыточные предприятия Авиакомпания

“Восток” и Николаевский ОАО. Также из краевого бюджета было выделено 6800

млн руб. на компенсацию убытков от перевозки пассажиров на речных линиях

пригородного сообщения. По возможности были выделены средства для покупки

транспортными предприятиями запасных частей.

На развитие сельского хозяйства выделено 156700 млн руб., или 82,1%

по уточненному плану. Из них направлено:

- 105300 млн руб. (100 % годового плана) на дотацию на продукцию

животноводства;

- 6200 млн руб. (74 % ) на компенсацию расходов по содержанию социальной

сферы села и отопления жилого фонда;

- 17000 млн руб.(74%) на повышение плодородия земель, приобретение

минеральных удобрений и голландской технологии по производству картофеля;

- 2800 млн руб. (75%) на оказание помощи фермерским хозяйствам;

- 1400 млн руб.(70%) на содержание учреждений ветеринарной сети;

- 4100 млн руб. (64%) на капвложения;

- 1000 млн руб.(50%) на содержание и ремонт внутрихозяйственной

мелиоративной сети.

На образование регионального фонда зерна из бюджета направлено 21700 млн

руб.

Социально-культурная сфера профинансирована на 58,6 % .

Низкое исполнение против первоначальных показателей объясняется тем, что в

расходах на финансирование социальных отраслей наибольший удельный вес

занимает заработная плата, а предусмотренное увеличение ее в 2,2 раза не

произошло. В течение 1996 года преимущественно финансировались расходы по

защищенным статьям. Но по возможности финансировались расходы на

капвложения образовательных учреждений (5446 млн руб.), на приобретение

школьных учебников (950 млн руб.), на целевую подготовку педработников (870

млн руб.).

На содержание лечебно-профилактических учреждений выделено 185590 млн руб.

Взносы в краевой фонд медстрахования составили 51414 млн руб., или 66,7%

уточненного плана. Неполное финансирование объясняется недостаточностью

средств в бюджете.

Расходы на социальную политику составили 157600 млн руб. или 49% от

плана. На содержание социальных учреждений направлено 49300 млн. руб. (83,1

%) , расходы по заработной плате составили 95,7% , на питание – 78,9 % ,

медикаменты – 98,1%. Из-за отсутствия средств в краевом бюджете прочие

расходы профинансированы на 45%.

По прочим расходам план перевыполнен на 4 %. Это связано с тем, что

возросли расходы по распоряжениям Главы администрации края за счет

резервного фонда. Расходы направлялись на финансирование командировок,

рабочих поездок, единовременных выплат ветеранами т.п.

Обстановка с исполнением расходной части бюджета в 1997 году

сложилась лучшим образом, чем в предыдущих 1995 и 1996 годах. Исполнение

составило 96,5 % , при плане 5567200 млн. руб. и фактических расходах в

сумме 5375100 млн. руб.

Финансирование по отраслям в 1997 году сложилось следующим образом.

Аппарат управления профинансирован в сумме 86000 млн руб., что

составляет 98,8 % от планового показателя (87000 млн. руб.). Средства на

заработную плату выплачены полностью. Остальные затраты финансировались с

учетом бюджетного дефицита.

По правоохранительным органам исполнение за 1997 год составляет 98

(при плане 216500 млн руб. и фактических расходах 212300 млн руб.).

Защищенные статьи расходов по правоохранительным органам профинансированы

полностью. Выделенные средства на финансирование целевых программ

производилось в пределах утвержденных ассигнований по отрасли. Так на

выполнение краевой программы по укреплению правопорядка и усилению борьбы с

отдельными видами преступлений на 1996-1997 годы выделено 2400 млн руб. и

175200 тыс. долларов США.

На финансирование промышленности направлено 94,7 % средств

запланированных на 1997 год в сумме 523000 млн руб. Недофинансировано АО

“Крайгаз” в виду недопоступления доходов в краевой бюджет.

На финансирование сельского хозяйства направлено 137100 млн руб.

или 89,1 % годового плана. Выплата дотаций на продукцию животноводства

профинансирована в размере 112800 млн руб. (75% от годового плана), на

улучшение плодородия земель направлено 15840 млн руб. (40% ),. Капвложения

агропромышленному комитету составили 8112 млн руб., на мелиорацию земель -

550 млн руб. Из общих ассигнований на сельское хозяйство в соответствии с

распоряжением Главы администрации края 1 сентября 1997 года выделено 5000

млн руб. на приобретение оборудования для цеха детского питания в г.

Хабаровске. В 1997 году на закупку зерна выделены средства в размере 1000

млн руб.

По отрасли “Жилищно-коммунальное хозяйство” выделено 110200 млн руб.

или 75,8 % годового плана. Расходы из краевого фонда подготовки объектов

ЖКХ к работе в зимних условиях составили 21800 млн руб. Низкое освоение

отрасли объясняется тем, что в первую очередь средства направлялись на

финансирование подготовки объектов к работе в зимних условиях и наличием

кредиторский задолженности по предприятиям отрасли в сумме 1861 млн руб.

В целях обеспечения пассажирских перевозок в районы, где авиация

является единственным видом транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров

на местных воздушных линиях края , выделены ассигнования в размере 44349

млн руб. (91,6% к годовому плану). На компенсацию убытков от перевозки

пассажиров, где автобусы являются единственным видом транспорта выделено

1913 млн руб. (35 % годового плана). На реконструкцию моста через Амур

выделено 772 млн руб . По возможности были произведены расходы на

приобретение запасных частей . Сумма расходов составила 10450 млн руб.

Всего на финансирование отрасли выделено 91800 млн руб., что составляет

87 % годового плана.

Социально-культурная сфера освоена лишь на 90 % . Это связано с не

финансированием предполагаемого повышения заработной платы в 1,33 раза,

заложенного в план. Обязательства бюджета по финансированию в полной

сумме защищенных статей расходов бюджета выполнены:

по образованию профинансированы в пределах нормы : заработная плата и

начисления 99,1%. , стипендии - 85 %, питание 90 % , летний отдых детей -

80 %, В течение года на финансирование летнего отдыха привлекались не

только средства бюджета, но и дополнительные ассигнования из регионального

фонда социального страхования в сумме 1500 млн руб. Остальные статьи

расходов финансировались в пределах имеющихся средств.

По культуре и искусству исполнение составило 95,7 % от годового

плана. Это связано с тем, что в плане заложено повышение заработной платы

в 1,33 раза, которое не производилось. Низкое исполнение плана по мат.

затратам и капитальному ремонту, т.к. финансирование производилось исходя

из фактически поступающих средств.

План по отрасли здравоохранение выполнен на 99,9 %. Все

обязательства по финансированию защищенных статей были выполнены

полностью. Расходы на незащищенным статьям составили 119538 млн руб.

(63,3% годового плана 188796 млн руб. ) Среди этих расходов самый высокий

процент исполнения плана – 155,8 % отмечается по финансированию на

приобретение оборудования (17061 млн руб.) . Это объясняется

приобретением автомобилей “Скорая медицинская помощь”.

Социальная политика в 1997 году профинансирована в сумме 188200 млн

руб. Это составляет 79.7 % годового плана. Причины не освоения средств

следующие:

- не произошло повышение запланированной заработной платы;

- не открыта новая сеть социальных учреждений (планировалось открыть 388

мест в домах - интернатах для престарелых и инвалидов;

- из-за отсутствия средств в краевом бюджете не выполняется Указ

Президента РФ от 08.06.96 г. N 852 “Об установлении льгот на проезд

железнодорожным и авиационным транспортом жителям Дальневосточного региона”

в сумме 250000 млн. руб.

В условиях острого дефицита бюджетных средств была изыскана

возможность и направлено средств из краевого бюджета на финансирование

капвложений 130765 млн руб. Наибольшие суммы выделены на строительство

объектов социальной значимости, коммунального хозяйства.

Взаимоотношения краевого бюджета с бюджетами городов и районов

складываются таким образом, что районам передано взаимных расчетов в

сумме 319600 млн. руб., бюджетных ссуд - 552500 млн руб.

Дефицит краевого бюджета составил 2330300 млн руб. Средства на

покрытие дефицита были заимствованы как и в предыдущие годы из целевых

фондов, а также использовалась часть ссуды из МФ РФ.

Проанализируем расходы краевого бюджета Хабаровского края в динамике за

1995 -1997 годы. Для этого составим таблицу (смотри приложение 11).

Как видно из таблицы удельный вес по расходам на государственное

управление, правоохранительные органы остались на прежнем уровне, т.к.

увеличение заработной платы не происходило.

Удельный вес расходов на промышленность снизился по сравнению с 1995

годом на 15% . Это связано с топливно-энергетическим кризисом, нехваткой

средств в бюджете.

Удельный вес расходов на сельское хозяйство тоже уменьшился по

сравнению с 1995 и 1996 годами на 3 %. Это связано с тем, что в 1997

году фонд зерна кредитовали в счет кредитов, выданных

сельскохозяйственным предприятиям и в счет фермерских ссуд.

Удельный вес расходов на мероприятия по ликвидации чрезвычайных

ситуаций несколько снизился, т.к. частично данные мероприятия

финансировались из Федерального бюджета.

Удельный вес по отрасли образование уменьшился с 3% в 1995 году до

2% в 1997 году. Уменьшение удельного веса в общей сумме расходов по данной

отрасли произошло в результате дефицита бюджетных средств и по причине

возмещения части расходов на летнюю оздоровительную компанию и расходов на

федеральный комплект учебников для школ.

Уменьшение удельного веса по отрасли здравоохранение в 1996 году

связано с недостаточностью средств в бюджете. В 1997 году удельный вес по

отрасли здравоохранения увеличился на 1% по сравнению с предыдушим годом

объясняется увеличением расходов в 1997 году на приобретение автомобилей

“Скорая помощь”.

Удельный вес расходов по отрасли физическая культура увеличился за

счет увеличения расходов на команды мастеров, в связи с увеличением их

плановых мероприятий.

Удельный вес прочих расходов резко возрос по сравнению с 1995 годом

(на 19 %). Это произошло за счет увеличения сметы расходов военкоматам на

проведение призыва в армию. Но основное увеличение прочих расходов

произошло в результате финансирования за счет резервного фонда по

распоряжениям Главы Администрации на поездки и командировки , юбилейные

мероприятия, единовременные помощи ветеранам и т.п.

Удельный вес расходов фонда завоза продукции и товаров в Северные

районы в 1996 году увеличился по сравнению с 1995 годом на 4 % в связи с

увеличением потребности в объемах продукции (продовольствия для населения

и топлива для предприятий ЖКХ), увеличением цен на продукцию по сравнению

с 1995 годом. В 1997 году удельный вес по этим же расходам уменьшился до

2% , что на 3 % ниже, чем в 1996 году. Это произошло в связи с дефицитом

бюджета, а также с направлением средств на погашение задолженности по

заработной плате. В результате средств на восстановление расходов данного

фонда не было.

Удельный вес бюджетных ссуд, выданных районам края возрос в связи с

низкой доходностью бюджетов городов и районов края. Удельный вес по

взаиморасчетам с бюджетами Хабаровского края возрос в 1996 году в связи с

расчетами по распоряжениям Главы Администрации края, увеличением расходов

на летнюю оздоровительную компанию.

Подводя итоги исполнения краевого бюджета за 1995 - 1997 годы, можно

сказать, что в условиях преодоления спада промышленного производства

необходимо проводить политику стимулирования высокоактивных инвестиций

при одновременном решении социальных задач, которые обеспечат гарантии

социальных и экономических прав граждан.

Объем финансирования расходов краевого бюджета за 1995 - 1997 годы

был жестко ограничен рамками привлеченных доходов. В дальнейшем объем

финансирования также будет зависеть от того, насколько эффективно будет

реализовываться политика по повышению собираемости налогов.

Низкий процент исполнения плана свидетельствует о значительной

потребности в объемах финансирования над реальными возможностями бюджета.

Для сбалансированности бюджета и достижения реальности его

показателей необходимо:

1. Пересмотреть получателей трансфертов, дотаций, субсидий. Это

особенно касается сельского хозяйства. Необходимо совершенствование и его

структуры, так как Агропромышленный комитет продолжает практику выделения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.